- Преподавателю
- Биология
- Статья Использование проектной технологии на уроках биологии
Статья Использование проектной технологии на уроках биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Ондар Ч.К. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГАОУ ДПО (ПК) С
«ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ»
СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ»
14-15 мая 2015 г.
ЧАСТЬ 1
Кызыл - 2015 г.
ДК 372
ББК 74.2
Р - 31
Печатается по решению Учебно-методического совета Тувинского государственного института переподготовки и повышения квалификации (протокол № 4 от 30. 04. 2015 г.).
Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Реализация ФГОС дошкольного и общего образования: проблемы, поиски, решения» - Кызыл: ТГИПиПКК, 2015 г. -302 с.
Составители: Монгуш Чойгана Владимировна, к.и.н., ректор ТГИПиПКК, Ондар Аяна Олеговна, к.б.н., проректор по НМРиСПиК ТГИПиПКК, Куулар Марина Май-ооловна, к.б.н., зав. кафедрой естественно-научного и эстетического образования ТГИПиПКК
В сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Реализация ФГОС дошкольного и общего образования: проблемы, поиски, решения», посвященной научно-методическому сопровождению реализации ФГОС дошкольного, общего образования и детей с ограниченными возможностями здоровья нашли отражение наиболее актуальные вопросы введения ФГОС в дошкольном образовании, реализации метапредметного, системного, деятельностного подходов при преподавании предметных дисциплин, концепции математического образования, поддержки программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, в организациях с интернатным типом, осуществления образовательного процесса на основе знания психофизиологических особенностей учеников.
ДК 372
ББК 74.2
©Тувинский государственный институт
переподготовки и повышения квалификации, 2015 г.
© Редакционно-издательский отдел, 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Григорьева О.Ф. Деятельностный подход как основа реализации содержания
дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО…………………………………………….6
76.Ондар Ч.К. Использование проектной технологии на уроках биологии………………..................252
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Ондар Чечек Кадр-ооловна, учитель биологии
МБОУ СОШ №1 с.Мугур-Аксы
Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва
В наш информационный век, где каждый школьник находится в огромном информационном мире, ребёнок должен уметь учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, применять полученные знания на практике. Ведущие принципы ФГОС общего образования - принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир - портрет выпускника соответствующей ступени. Только тот выпускник, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности может стать успешным. Школа должна выпустить ученика, умеющего само реализоваться. И именно для формирования такой личности необходимо применять проектные технологии.
Проектные технологии направлены на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата. В проекте могут сочетаться элементы рефератов, докладов, мини-исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся. Для ученика создание и защита проектов - это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал. За учебный год ребёнок должен изучить круг вопросов по проекту, делать анализ, сравнение, сделать выводы. Свою работу ученик должен грамотно оформить, представить в виде презентаций. В конце каждого проекта должен быть продукт, например: определитель растений местности, стенгазета, макет, карта распространения определённого вида растений и т.д. Учитель использует проектную технологию, как средство обучения и воспитания.
В чём особенность метода проектов:
-
наличие проблемы
-
цель
-
продукт проекта
-
планирование работы.
-
реализация проекта или этапы
-
отчёт по проекту
-
презентация результата проекта
Метод учебного проекта характеризуется:
-
Личностно-ориентированный
-
Деятельностный
-
Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности
-
Построенный на принципах проблемного обучения
-
Развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
-
Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах
-
Воспитывающий целеустремлённость, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
-
Здоровьесберегающий.
Взаимодействие участников проекта:
Учитель помогает ребёнку находить и формулировать проблему. Во время этой работы ребёнок учится выделять проблему. В дальнейшей учебной деятельности ученик будет обладать умениями выделять главное, обосновывает выбранную тему, вместе с учителем ставит цель, задачи. Учитель руководит работой ученика при изучении проблемы из различных информационных источников. Ребёнок при этом учится анализировать текстовой материал. Часть работы ребенок выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть - он выполняет вместе с взрослым (с его помощью, под его руководством), а впоследствии сам ученик весь объем подобной работы сможет выполнять самостоятельно. Важно научить ребёнка планировать последовательность действий над проектом. При этом у ребёнка формируются умения работать над текстом, выделять его на фрагменты. При работе с информаторами у ребёнка формируются умения правильно брать интервью, правильно формулировать вопросы, оформлять сведения. В конце проекта ученик учится правильному оформлению научного текста, выбирать аргументированные ответы на проблемные вопросы. При оформлении заключения и выводов ребёнок учится анализировать, систематизировать, обобщать материал. Поэтому к проектированию необходимо научить детей с начальной школы.
Как организовать проектную работу в школе?
Мною разработана программа Проектной деятельности в 6 классе. По этой программе классным коллективом разработаны проекты о целебных свойствах растений Тувы. За время работы по программе дети научились создавать проект, презентации, защитить свой проект. К концу учебного года дети научились правильно задавать вопросы, аргументированно отвечать на них.
Вывод: проектная технология позволяет детям развиваться, обогащать устную речь, повышает творческий потенциал. Благодаря проектной технологии закладываются основы исследовательской деятельности.
Литература:
-
Зверев А.Т. Экология. - М.: Учебник 7-9 класса, 2007
-
Жиренко О.Е. Нравственно - экологическое воспитание школьников. - М.: 5 за знания, 2005
-
Нестерова Е. А. Проектная технология - М 2005
252