Курсовая работа по биологии Игровые технологии на примере одной темы разделов биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Курсовая работа по биологии Игровые технологии на примере одной темы разделов биологииМинистерство Просвещения ПМР

ГОУ «ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»





КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Игровые технологии на примере одной темы разделов биологии»





Выполнила

Слушатель курсов повышения

профессиональных компетенций

учителей биологии

Преподаватель ГОУ НПО ДМПЛ

Илушка Мая Ивановна

Рецензент







Содержание

Введение ____________________________________________ стр. 2-3

1. Понятие «игровая технология__________________________стр. 4-6

1.1 Учебная игра как педагогическая технология____________ стр. 6-12

1.2 Классификация игр_________________________________стр.12-15

2. Применение игровых технологий_______________________стр. 25-38

Заключение___________________________________________стр. 39-40

Список литературы_____________________________________стр. 41







Введение

В настоящее время профессиональная школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к подросткам и пр. Иными словами, профессиональная школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного учащегося. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Уровень обучения и воспитания в профессиональной школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития учащегося. Это предполагает психолого-педагогическое изучение обучаемого на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого из них, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это на первом году обучения, когда только начинается целенаправленное профессиональное обучение подростка, когда обучение профессии становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества учащегося, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

В современной профессиональной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания общеобразовательных предметов, относятся игровые технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению биологии. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции учащегося. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного учащегося информацией. Во всем мире, и в Приднестровье в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей профессиональной школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра - это естественная для учащегося и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим подростков не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как им удобно и естественно его взять.

1. Понятие «игровая технология»

Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

Следовательно, педагогическая технология:

1. Разрабатывается в соответствии с конкретными целями и задачами преподавателя, опирающимися на его ценностные ориентации.

2. Является следствием конкретного педагогического замысла.

3. Разрабатывается с целью достижения вполне определённого ожидаемого результата.

4. Предполагает последовательность педагогических действий, и, если речь идёт о технологии обучения, гарантирует прочное усвоение знаний.

5. Предусматривает взаимодействие преподавателя и учащихся, с учётом принципов индивидуализации.

6. Доступна к воспроизведению любым квалифицированным преподавателем, с поправкой на его личностные особенности, педагогический стиль.

7. Непременно включает в себя диагностику, в том числе критерии, показатели и средства измерения результатов деятельности. Все обучающие действия при этом осуществляются в заданной последовательности, и их выполнение в такой последовательности предполагает получение ожидаемого конечного результата.

Данные особенности характерны и для игровой технологии обучения, которая относится к технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащегося.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их.

Игровые технологии всегда находились в поле активного зрения всех участников образовательного процесса, являясь комплексным носителем информации формой, помогающей вспомнить, осмыслить материал за короткий промежуток времени, пережить имеющийся личный опыт в новых ситуациях, тем самым организовать его, ориентировать в реальной жизни.

В современной практике обучения биологии большую популярность получили игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения.

В современной профессиональной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Особенности игровых технологий. Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.

Схема технологичного построения учебного процесса:

1 этап. Обобщенные цели и содержание обучения.

2 этап. Конкретные учебные цели, по усмотрению преподавателя

3 этап. Процесс обучения (средства, методы, формы по усмотрению преподавателя)

4 этап. Диагностика (контроль) *поправки

Игровая технология охватывает все этапы учебного процесса. Но преимущественно используется для первого.

  1. Учебная игра как современная образовательная технология

« Игра- это групповое упражнение по выработке

последовательности решений в искусственно

созданных условиях, иллюстрирующих

реальную производственную обстановку »

В.И. Рубальский

Игра - одна из древнейших средств воспитания и обучения. Игры в сочетании с другими методическими приёмами и формами повышают эффективность преподавания биологии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах, факультативах, в кружках, их можно предложить в качестве домашнего задания. Игры разнообразны по содержанию, целям проведения, организации. Игры обучающего характера с творческим подходом: к ним относятся настольные и подвижные на местности. К настольным относятся ребусы, кроссворды, чайнворды, лото, домино и т. д. Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. В них присутствует элемент соперничества (кто быстрее, кто больше знает, кто правильнее ответит). В результате учащиеся учатся быстро и логично рассуждать.

В этих играх закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться справочной, научно-популярной литературой. А главное - в процессе игры учащиеся получают знания, испытывая удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности учащегося в целом. Поэтому настольные игры - одно из средств развития способностей учащихся, расширение их кругозора. Такие игры проводят как индивидуально, так и входе групповой и коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Они необходимый элемент подготовки к творческим играм.

С целью активизации учебно- познавательной деятельности в учебном процессе всё чаще используют учебные игры в обучении биологии.

Игра- вид деятельности, в условиях ситуации направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и усовершенствуется самоуправление поведением.

В большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий.

Для ребенка игра - прежде всего увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает преподавателей. В игре все равны. Она посильна даже слабым учащимся. Более того, слабый учащийся может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.

Характерная черта игры в том, что она одновременно ставит человека в несколько позиций. Эта особенность позиции вытекает из двуплановости игры. Личность в игре находится одновременно в двух планах: реальном и условном. И именно на эту черту должен обратить внимание преподаватель. В процессе игры он может по новому открыть подростка для себя, т.к. в игре оба плана заметно переплетаются и ни один не исчезает.

Спектр целевых ориентаций:

  • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие биологических умений и навыков; развитие трудовых навыков.

  • Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

  • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Учащиеся сами формируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Применяют свой жизненный опыт. Учащийся превращается в главную фигуру всего учебно- воспитательного процесса, что и делает обучение по- настоящему личностно- ориентированным. Личность учащегося в современной образовательной технологии- субъект учебной деятельности. В традиционной педагогике- как объект.

Использование игр в обучении биологии решает множество задач одновременно:

  • игры способствуют становлению творческой личности учащегося;

  • формирование умения выделять проблемы;

  • принимать решения;

  • развивают познавательный интерес к предмету;

  • оказывают сильное воздействие на учащихся;

  • формируют черты характера;

  • стимулируют к поиску решений, формированию собственных позиций.

Игра на уроке - комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. Так, с одной стороны игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой - занимает примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности. Выучить необходимый материал учащегося можно либо заставив, либо заинтересовав его. Игра же предполагает участие всех учащихся в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Соперничество в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени - все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формируют интерес к предмету.

Функции игры:

  1. Обучающая- развитие общих биологических умений и навыков (память, внимание, восприятие);

  2. Развлекательная- создание благоприятной атмосферы на занятиях, превратить урок в увлекательное приключение;

  3. Коммуникативная- объединяет учащихся и преподавателя, устанавливает эмоциональные контакты, формирование навыков общения;

  4. Релаксирующая- формирование навыков подготовки своего психо- физического состояния, для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения;

  5. Функция самовыражения- стремление учащегося;

В процессе игровой деятельности происходит формирование всех четырёх компонентов содержания образования: ЗУН, опыта творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру и к себе.

Значение игровой деятельности в формировании знаний и умений:

  1. в процессе игры выявляются уровень знаний и умений применять их в новой, сложной ситуации;

  2. активизации обучения, наличие элемента состязательности, эмоциональности деятельности приводят к повышению качества учебного процесса (в ходе игры усваивается 90 % учебного материала против 20-30% на обычном уроке);

  3. проблемное содержание в игре активизирует мыслительную деятельность учащихся;

  4. учащиеся ощущают практическую значимость знаний основ биологической науки;

  5. формальные знания превращаются в действенные;

Значение игровой деятельности в усвоении опыта творческой деятельности:

  1. происходит приобщение к исследовательской деятельности;

  2. раскрываются и развиваются творческие способности личности;

  3. учащиеся получают возможность применять воображение, развивать ораторские способности;

Значение игровой деятельности в приобретении опыта эмоционально- ценностного отношения к миру, к деятельности, друг к другу:

  1. игра отражает различные мотивы поведения;

  2. происходит раскрепощение личности: преодолеваются неуверенность в себе, застенчивость, робость и развиваются такие качества личности, как самостоятельность, коммуникабельность, контактность;

  3. эмоциональные переживания в ходе игры оказывают влияние на формирование мировоззрения;

  4. расширяются кругозор и общая культура;

  5. формируется нестандартное, критическое отношение к действительности.

Недостатки и достоинства игровой деятельности на уроках биологии:

Достоинства

Недостатки

1. Повышение интереса

1. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной

2. Активизация учащихся

2. Занимают много времени

3. Лучшее усвоение

3. Не для любого материала

4. Объединение коллектива

4. Требуют много подготовки

5. Развитие мышления

5. Сложности в оценке учащихся

6. Разрядка напряжения, смена

деятельности

6. Не позволяет формировать систему знаний

7. Соревновательность, доступность

7. Работа одних и тех же учащихся

8. Развитие творческих способностей

9. Формирование ответственности

10. Хороший способ закрепления

1.2 Классификация игр

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Существует множество видов классификаций игр в зависимости от того, какие основания положены в её основу.

По месту проведения игры: урочные и внеурочные

По дидактической цели- игры на изучение нового материала, проверку знаний и умений, закрепление и обобщение.

По форме организации учебной деятельности- индивидуальные и коллективные.

Ниже представлена классификация игр которая базируется на двух признаках: характере действия и содержания:

Деление академических игр на имитационные и неимитационные связано с технологией их создания и использования. Если при использовании игры моделируется какой- либо изучаемый процесс или имитируется какая-то реальность, то такие игры относятся к имитационным.

Рассмотрим методические особенности проведения некоторых из названных в классификации игр.

Имитационные

Ролевые игры (путешествия, экспедиции и др.) требуют от преподавателя специального обучения учащихся, их специальной подготовки к исполнению ролей.

Ролевые игры рассчитаны не столько на улучшение предметных знаний, сколько на приобретение способностей самовыражения, понимание обучаемым самого себя и позиций других людей. Здесь обучение происходит через возможность «сыграть» роль, взятую из реальной жизни.

Для создания атмосферы свободного разыгрывания ролевой ситуации необходимо помнить о некоторых важных моментах.

Во- первых, это исключение порицания и критики. При разыгрывании ролей существуют различные, более или менее продуктивные пути их исполнения, но не может быть «правильных» и «не правильных», «лучших» и «плохих» путей. Преподаватель должен попросить ребят ни над кем не смеяться.

Второй момент- полноценное участие преподавателя в разыгрывании ситуации: преподаватель должен играть двойную роль: с одной стороны, он достаточно часто непосредственно вступает в исполнение роли вместе учащимися, а с другой, остаётся объективным наблюдателем происходящего и несёт ответственность за общее направление в развитии процесса взаимодействия.

Деловая игра частный, более структурированный вариант исполнения ролей. Весьма перспективная и эффективная форма группового обучения навыкам действий в сложных ситуациях. Действие участников по особому сценарию, моделирующие какие-либо аспекты социальной действительности, что позволяет имитировать многие перипетии общественной жизни в учебной аудитории. Отдельные игроки не могут достичь цели, действуя в одиночку. Требует объединения усилий, ресурсов отдельных участников для достижения значимых целей.

Деловая игра является сильным стимулятором активной деятельности учащихся. Достижение целей группы зависит от активности каждого участника, от умения планировать и осуществлять взаимодействие с другими и с преподавателем.

Динамичный процесс, в котором игра развивает навыки принятия решений, анализа ситуаций и «обратных связей», планирование действий на длительную перспективу, способствуя таким образом творческому применению знаний и личного опыта, накопленных ранее.

Для целей игры природоохранного содержания особенно ценной стороной игровой деятельности является динамическое воспроизведение природных и социальных процессов в рамках общей системы и времени.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого преподавателя профессиональной школы.

Глава 2. Применение игровых технологий

Игра - особый вид деятельности. Во - первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем мы предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра - деятельность, предписанная самой природой развития человека. Во - вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. В - третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщить человека к какому-то виду деятельности, еще не освоенному человеком. В - четвертых, игра - самый демократичный вид деятельности. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого так не достает в социальном мире.

Игра - простой и легкий способ формирования взаимопомощи и дружбы между подростками, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.

Игры-миниатюры.

1. «Узнай родственника» Пускаем лист бумаги по ряду и просим записать продуценты, консументы и редуценты, какой ряд больше напишет.

2. «Третий лишний» Найти элемент, не подходящий ко всем другим. Например: волк, лисица, заяц; заповедник, парк, заказник.

3. Составь трехзначное число Можно рекомендовать при закреплении какой-либо темы. Суть состоит в том, что учащийся должен выбрать из каждой колонки по первой соответственно. Шифры ответов записываются последовательно трехзначным числом.

  1. симбиоз 2. комменсализм 3.паразитизм

4. дятел и жук-короед 5. раффлезия и лиана 6.корова и слепень

  1. гречиха и медоносная пчела 8. лишайник 9.акула и рыба прилипала

Ответ: 178, 249, 356

4. «Биоринг» Рекомендуется после изучения темы или в конце семестра. Вызываем ученика на ринг, а остальные задают ему вопросы по теме, если не отвечает, то отвечает тот, кто задавал. Оценка выставляется по желанию.

5. «Кроссворд» Можно использовать на каждом уроке в качестве домашнего задания.

УЧЕБНО - ДЕЛОВАЯ ИГРА «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

План конференции:

  1. Земля - глазами «пришельцев»

  2. Масштабы воздействия человека на природу.

  3. Здоровье и окружающая среда

  4. Как защитить природу.

Ход игры

Ведущий .неожиданно нам пришло сообщение о прибытии на нашу планету представителей другой цивилизации. Срочно организуется пресс-конференция с участием специалистов различных областей науки, представителей различных организаций, журналистов различных газет и журналов.

Слово предоставляется гостям планеты Земля. Они рассказывают о своей планете.

Ведущий. Итак, мы услышали рассказ гостей о своей планете, понимаем озабоченность их нашими земными проблемами, сейчас до начала обмена информацией и вопросами необходимо слово предоставить землянам. Но перед сообщением о глобальных экологических проблемах землян, специалистам разных областей науки необходимо вручить пакет вопросов и заданий, который поможет не только дополнить общую информацию о проблемах нашей планеты, но и предложить конкретные проекты по решению отдельных проблем.

(представитель «Гринписа» вручает пакеты с заданиями специалистам)

Лабораториям:

  • По оценке качества пищевых продуктов, воды и воздуха;

  • Изучающей вопросы экологии и здоровья человека;

  • Международной группе экологов, биологов;

  • Лаборатории «Оптим», изучающей перспективы развития энергетики

Слово предоставляется международной группе экологов.

План:

  1. Атмосфера и человек

  2. Земля, недра и человек

  3. Водные ресурсы и человек

  4. Растительный, животный мир и человек

Ведущий . Итак, мы заслушали представителей ученого мира о глобальных экологических проблемах, а теперь для того чтобы подробнее осветить наиболее кризисные вопросы землян, слово предоставляется сотрудникам лаборатории «Оптим», изучающей перспективы развития энергетики

Лаборатория «Оптим».

План :

  1. Экологический кризис и современные методы получения энергии

  2. Современные экологически чистые источники энергии

Вопрос представителя «Гринписа» инопланетянам: какие у вас на планете есть экологически чистые источники энергии?

Ответ « пришельцев» об источниках энергии своей планеты

Вопрос представителя «Гринписа» научным сотрудникам лаборатории «Оптим»: по мнению экспертов «Гринписа», в ближайшие десять лет нам необходима энергетическая революция, на каких принципах она должна основываться?

Ответ научных сотрудников лаборатории «Оптим».

План :

  1. О глобальной энергетической безопасности

  2. Защита проекта.

Корреспондент журнала «Экос». Я очень внимательно следил за вопросами, касающимися энергетики нашей планеты, и очень коротко, как грозное напоминание об ошибках человека, хочу привести несколько фактов журналистского расследования о последствиях Чернобыльской катастрофы.

Вопрос экологов научным сотрудникам лаборатории оценки качества воды: Как на вашей планете решается проблема качества питьевой воды?

Ответ сотрудников лаборатории о результатах исследования качества питьевой воды в регионе, о поисках решения этой проблемы на Земле, защита своего проекта.

Вопросы «инопланетян» научным работникам лаборатории, изучающей и контролирующей состав атмосферы. В течении многих лет мы наблюдали за вашей планетой и обнаружили, что изменился химический состав атмосферы, причем появились вещества, вредные для всего живого. Чем вы это объясните? Какие меры предлагаете?

Ответ сотрудников лаборатории, следящей за химическим составом воздуха.

Вопрос представителя «Гринписа» лаборатории: Какие меры в настоящий момент применяются, чтобы не допускать загрязнения атмосферы? Есть ли проекты защиты атмосферы?

Ответ сотрудников лаборатории, защита проекта.

Вопросы пришельцев экологам:

  1. Сейчас мы рассматриваем вопросы глобальных проблем Земли, а что вы можете сказать об экологии крупных городов?

  2. Какое влияние загрязнение крупных городов оказывает на детей?

Ответы экологов

Вопрос корреспондента журнала «Экос» научным сотрудникам лаборатории оценки качества пищевых продуктов: Что вы можете сказать о качестве продуктов питания?

Ответ сотрудников лаборатории

Вопрос корреспондента «Гринпис» сотрудникам оценки качества пищевых продуктов: Возможно ли уменьшение концентрации нитратов в растениях, которые мы употребляем в пищу? Если да, то как?

Рекомендации лаборатории по уменьшению концентрации нитратов.

Вопросы инопланетян представителям «Гринписа».


  • Заслушав землян, мы поняли, что экологическими проблемами земли занимаются ученые разных областей науки. Что представляет собой «Гринпис»?

Ответ представителей «Гринписа».

Вопросы пришельцев экологам: Какие у землян есть проекты о строгом контроле и защите окружающей среды?

Заслушивается проект экологов по защите окружающей среды.

Журналисты подбирают броские названия своим сообщениям и излагают в виде тезисов свои соображения по поводу конференции.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУКЦИОН

(Деловая игра по экологии )

Класс делится на три команды - три фирмы экологических экспертов. Каждая команда выбирает директора фирмы и предлагает свое название. Фирмы соревнуются в решении экологических проблем. За правильные решения следуют вознаграждения в инфляшках. Игра идет в семь туров (по количеству заданий). Все команды одновременно получают одно и то же задание и приступают к решению. Письменные ответы сдаются ведущему. Пока идет проверка ответов, заполнить паузу можно выполнением дополнительного задания, можно включить эстрадную музыку, показать видеоклип на экологическую тему, предложить придумать каждой фирме девиз, герб и пр.

После каждого тура ведущий на классной доске отмечает рейтинг команд (сумму инфляшек у каждой из них), объясняет допущенные ошибки и верное решение задания. Побеждает фирма, набравшая больше инфляшек. В ходе игры учащиеся могут предложить неожиданное, не предусмотренное предложенным сценарием, но вполне разумное решение проблемы, которое нужно поощрять.

Оборудование: доска, мел, ксерокопии заданий (по 2 - 3 копии на команду), бумага формата А4 и фломастеры для изображения герба и девиза, отличительные знаки для директоров фирм

Задание1 Фермеры Туниса встревожены появлением огромных популяций пешей саранчи. Стаи ее медленно передвигаются, поедая всю растительность до голой земли. Через неделю саранча поднимется на крыло, и большие серые тучи ее будут, преодолевая десятки и сотни километров, опускаться на фермерские поля. Когда такая стая садится на поле. Слышен хруст, как во время сильного града. После взлета стаи глазам фермера предстанет печальная картина разоренного поля, где среди голой земли торчат отдельные стебли без листьев.

Для спасения урожая возможны три варианта решения, каждый из которых требует от фермеров следующих расходов:

  1. Использование ядохимикатов - 1000 инфляшек;

  2. Выращивание богомолов, поедающих саранчу, - 200 инфляшек;

  3. Наем рабочих с хлопушками и лопатами - 200 инфляшек;

Какое решение вы считаете наиболее выгодным?

Ответ:

  • В настоящее время наиболее результативно для борьбы с саранчой использовать ядохимикаты. Премия фирме - 200 инфляшек

  • Выращивать богомолов уже поздно - пешая саранча скоро поднимется на крыло и уничтожит весь урожай на фермерских полях. Хотя биологические методы борьбы и перспективны, их использование требует высокого профессионализма, глубоких знаний и совершенно не терпит формального подхода. За этот совет фермеры просят взыскать с фирмы штраф в сумме 100 инфляшек.

Задание2 фермеры штата Алабама просят помочь в выборе направления развития сельского хозяйства: выращивать монокультуру (хлопок) или несколько разных культур (арахис, виноград, кукурузу). Монокультура требует меньших вложений, так как не нужно разнообразной сельскохозяйственной техники и обойдется фермерам в 100000 инфляшек. Выращивание разных культур может иметь свои преимущества, но требует больших затрат - 120000 инфляшек. Что предложат эксперты:

  1. Монокультуру;

  2. Различные культуры?

Ответ:

Выплатить фирме независимо от выбора решения сумму в 50 инфляшек. Через 1 тур выплатить фирме, предложившей решение b, премию в 100 инфляшек за более высокую прибыль, которую получили фермеры при использовании севооборота (севооборот привел к повышению урожайности, сохранению плодородия почв, уменьшилось количество сорняков, сократилась численность вредных насекомых - меньше потребовалось ядохимикатов и сельскохозяйственная продукция стала экологически чище).

Задание 3 фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три решения этой проблемы, требующих от фермеров соответствующих расходов:

  1. Использование ядохимикатов - 2000 инфляшек;

  2. Приобретение белянкового наездника - 1000 инфляшек;

  3. Механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты - 500 инфляшек

Какое направление предлагают эксперты?

Ответ:

  1. За совет a фирма получит 10 инфляшек.

  2. За совет b фирма получит 100 инфляшек - это наиболее эффективный метод. Он приводит к быстрому снижению численности популяции капустной белянки и продукция остается экологически чистой

  3. За совет c фирма получит 20 инфляшек, так как ручной труд и приводит к положительному результату, но весьма трудоемкий.

Задание4 Фермер решил заняться разведение карпа и решил взять в аренду озеро вблизи Вологды. Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо, чтобы было больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску).

Фермер обращается к экспертам за подтверждением или опровержением своего предположения и за убедительное решение заплатит фирме 200 инфляшек! Каково решение экспертов? Дайте письменную рекомендацию и объясните свое решение.

Ответ:

Рассмотрим возможные решения:

  1. Фермер совершенно прав! Смело вноси в озеро минеральные удобрения - и корма рыбе будет вдоволь. (Этот совет приведет к быстрому зарастанию водоема, зарослям не будет хватать света, они будут погибать, начнутся анаэробные процессы с выделением метана и сероводорода, вода в озере станет токсичной, рыба погибнет и фермер разорится. За этот совет фирма штрафуется - 50 инфляшек).

  2. Без минеральных удобрений, хотя они и могут привести к опасным последствиям, тоже нельзя. Поэтому надо внести их очень незначительное количество. Этот совет не самый удачный и оценивается в 0 инфляшек

  3. Минеральные удобрения нельзя использовать, так как они могут вызвать бурный рост водорослей, что осенью или зимой приведет к замору рыбы. При необходимости рыбу надо подкармливать комбикормом. За этот совет фирма получит 200 инфляшек.

  4. Минеральные удобрения вносить нельзя, но эксперты затрудняются объяснить причину. Фирма получит 50 инфляшек.

Задание 5 Фермер Лопухин утверждает, что небольшое количество сорных растений повышает урожайность овощных культур (например, капусты). Ведь поле можно рассматривать как растительное сообщество, а чем больше количество разнообразных видов в биоценозе, тем устойчивее сообщество. Фермер Трудоголиков считает, что поля должны быть тщательно прополоты, потому что так делалось всегда. Фермеры за убедительное решение спора выплатят экспертам 50 инфляшек. Каково мнение экспертов? Ответ письменно обоснуйте.

Ответ:

Экологические знание фермера Лопухина формальны и его заявление неприменимо для агроценоза, каким является капустное поле. На сорных растениях могут размножаться некоторые вредители поля (тля, капустница, брюквенница, репница), сорные растения могут дать большое количество семян. Сорняки могут быть конкурентами культурных растений, например, пырей ползучий своими корневищами выделяет вещества, угнетающие рост культурных растений. С другой стороны, некоторые сорные растения - хорошие медоносы и привлекают насекомых-опылителей; сорняк василек синий на полях, загрязненных гербицидами, не встречается (он хороший индикатор загрязнения почвы гербицидами); некоторые сорные растения способны отпугивать вредных насекомых. Но этой положительной стороной сорных растений следует пренебречь, так как ущерба они приносят больше, чем пользы. В этом споре прав Трудоголиков.

Задание 6 Целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК) - водоёмкое производство. В последние годы приходится платить за потребление природных ресурсов - пресной речной воды. Комбинат платит и за загрязнение воды. ЦБК обращается к экспертам за рекомендацией по потреблению воды, если затраты ЦБК на строительство коммуникаций (без учёта штрафных санкций) составляют:

  1. Потребление чистой речной воды, очистка сточных вод и сброс частично очищенной воды в реку обойдётся комбинату в 900000 инфляшек;

  2. Потребление речной воды, ей полная очистка и повторное использование обойдется комбинату в 1200000 инфляшек;

  3. Потребление чистой воды и сброс неочищенных сточных вод в реку обойдётся комбинату в 5000 инфляшек

Ответ:

  1. Технология с замкнутым циклом (решение b) экологически наиболее привлекательна, но из-за высоких затрат на полную очистку сточных вод пока не применяется. Это решение даст фирме 100 инфляшек.

  2. Решение «а» традиционно, хотя и не лучшее с позиции экологии, даст фирме 150 инфляшек.

  3. Сброс неочищенных сточных вод в реку способен вызвать экологическое бедствие, поэтому совершенно неприменим и наказывается крупным штрафом. Совет «с» принесёт фирме штраф в 200 инфляшек.

Задание 7 Фирма «Зелёный росток» получила крупный заказ на посадку лесополос в степном районе и обращается к экологическим экспертам за разъяснением необходимости высадки кроме деревьев ещё и кустарников. Фирма читает, что высаживать в лесополосах кустарники - это только лишние хлопоты, достаточно одних деревьев разных пород. Каково по этому поводу мнение экспертов?

Ответ:

Кустарники необходимо высаживать, так как на них гнездятся кустарниковые птицы, которые не могут гнездиться ни на земле, ни на кронах деревьев. А в случае отсутствия кустарников не будет заполнено данная экологическая ниша. Кустарники увеличат видовое разнообразие биоценоза, а значит, и его устойчивость во времени. Такое решение экспертов премируется 50 инфляшками.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ПАУЗ МЕЖДУ ТУРАМИ ИГРЫ

  1. Укажите правильную последовательность (составьте сказку);

  1. Филин обиделся и улетел в другой лес;

  2. Мыши стали поедать соты и разорили ульи;

  3. Пришлось мужику мириться с филином;

  4. Не стало пчел - не опыляются травы и их урожайность понизилась;

  5. Худо стало мужику без меда и без молока;

  6. Не стало филина - расплодились мыши

  7. Не стало травы - корова не стала давать молока;

  8. Мужик сказал филину: «нет от тебя в лесу никакой пользы!»

Ответ

8,1,6,2,4,7,5,3 - за правильный ответ - 10 инфляшек

  1. Укажите правильную последовательность (составьте рассказ)

  1. кукабар стали ловить и нелегально вывозить из Австралии;

  2. крик австралийской птицы кукабары похож на выкрики и хохот психически ненормального человека;

  3. в Европе стало модно держать кукабару как пиеантный розыгрыш гостей

  4. кукабарам грозит исчезновение!

Ответ

b.c.a.d или b.a.c.d или d.b.c.a , впрочем, порядок может быть любым, это скорее не задание, а шутка, основанная на реальных фактах, и за попутку разобраться в задании команда получит поощрительный приз 5 инфляшек

  1. укажите правильную последовательность (составьте рассказ):

  1. воды реки Минимата принесли соединения ртути в море;

  2. отравленная ртутью рыба стала малоподвижной, и местные жители стали ловить в море рыбу сачками;

  3. в 1956г в Японии произошел сброс соединений ртути в реку Минимата со сточными водами от завода по производству поливинил хлорида, где ртуть использовалась в виде катализатора;

  4. ртуть попалда в организмы людей и вызвала тяжелое поражение нервной системы (расстройство речи, слуха и зрения) - эта болезнь получила название «болезнь минимата;

  5. в море соединения ртути поглощались водорослями, инфузориями и мелкими ракообразными, которыми питалась рыба;

  6. «болезнь минимата» повторидась в Японии в 1964 - 1965гг, когда отравилось 180 человек, из которых 52 умерли

Ответ

3,1,5,2,4,6 - правильный ответ принесет команде 10 инфляшек.

  1. Прочитайте задания и дайте рекомендации решения данной экологической проблемы.

В Японии при переработке цинковой руды в долине реки Дзинца заболели свыше 3 тыс человек. Болезнь поразила людей. Использующих речную воду для приготовления пищи. Заболевание сопровождалось сильными и продолжительными болями в пояснице и нижних конечностях, затем поражались почки. Болезнь назвали «итай-итай», что в переводи с японского означает «ох-ох». Заболевание вызвано отравлением солями кадмия, который активно замещает в костях кальций. Болезнь чаще поражает людей с дефицитом в организме кальция и железо. Соединения кадмия широко используется в производстве красителей.

Ответ

а) Переход к технологиям с комплексной переработкой полезных ископаемых снижает загрязнения окружающей среды продуктами неполной переработки руд - 10 инфляшек.

б) Очистка сточных вод промышленных предприятий от токсичного кадмия и его соединений - 10 инфляшек.

в) Профилактика здоровья и рациональное питание населения в зоне экологической опасности - 10 инфляшек.

г) В экологически опасной зоне население должно обеспечиваться чистой водой из родников, водой артезианских скважин либо из других источников - 10 инфляшек.

д) Чтобы исключить отравление кадмием в быту, санитарные службы должны контролировать его содержание не только в питьевой воде и продуктах питания, но и в самых разных товарах народного потребления - 10 инфляшек. ( При наличии всех вариантов ответов доход фирмы суммируется.)

  1. Фермеры заметили, что пастбище зарастают сорными травами. Скот поедает самые лучшие травянистые растения, а сорные остаются не тронутыми, дают семена, все больше и больше засоряя пастбища. Через каждые 10 лет пастбища приходиться перепахивать и засевать семенами кормовых трав. Такой способ сохранения продуктивности пастбищ слишком дорог. Не могут ли эксперты найти решения данной проблемы?

Ответ

После окончания выпаса скота надо скосить оставшуюся на пастбище траву, чтобы сорные травы не получали преимущество перед кормовыми.

Засорения пастбища при этом резко замедлиться. За этот совет - 100 инфляшек.

Игра заканчивается подведением итогов.

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ : «МИР ВОКРУГ НАС»

Цель: развитие логического мышления, памяти, познавательной активности; воспитание навыков работать сообща, выслушивать мнения товарищей, уметь серьезно подойти к каждому вопросу, концентрировать внимание на нем; воспитание внимательного слушателя и соблюдения правил поведения во время мероприятия.

Оформление: пословицы на бумажных листах :

"Умный товарищ - половина дороги"

"Умные речи приятно и слушать"

"Думай дважды, говори раз»

"Думают думу без шуму".

Оборудование: волчок со стрелкой; табло; настольные игры для обозначения игровой минутки; часы; гонг; конверты с заданиями; стол, стулья; задания для болельщиков.

Содержание игры:

Объяснение правил игры, напомнить, как игра проходит на телевидении

Из зрителей выбрать 8 человек.

ОТБОРОЧНЫЙ ТУР

1. Начало - нота, потом оленя украшение,

А вместе - место оживленного движения. (До + рога = дорога)

2. Как инструмент меня ты ценишь

В искусной плотничьей руке.

Но если "д" на "б" ты сменишь,

Во мне утонешь, как в реке. (Долото - болото )

3. Я по России протекаю,

Я всем известна, но когда

Ко мне прибавишь букву с краю,

Свое значенье я меняю

И птицей становлюсь тогда. (И + Волга = иволга )

4. Два слога первые - цветок,

Татарский царь - мой третий слог,

А "ь" поставь в конец

Коль отгадаешь - молодец! (Астра + хан = Астрахань)

5. На берегу морском я круглый год валяюсь,

Отнимешь "ь", и вверх я устремляюсь. (Галька - галка)

6. Какие птицы выводят птенцов зимой ? (Клесты)

7. Какие птицы не садятся ни на воду, ни на землю ? (Стрижи, ласточки)

8. С буквой "к" живу в лесу,

С буквой "ч" овец пасу. (Кабан - чабан)

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАСТНИКОВ

Игроки садятся за стол. Выбирается капитан, проходит представление игроков зрителям.

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ

На столе, по окружности, лежат конверты с вопросами, между ними - 3 игровых паузы (в роли игровых пауз могут выступать различные головоломки)

Знатоки заводят волчок. Время обсуждения - 1 минута. Капитан выбирает того игрока, который будет отвечать.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗНАТОКОВ

1. Учеными было замечено странное поведение обыкновенных ежей. Поймав жабу, еж впивается зубами в ее околоушные железы, после чего обильно смазывает свои иголки выделяемой слюной. Как объяснить такое поведение ежа?

ОТВЕТ: Слюна этих видов жаб, на которых охотятся ежи, ядовита. Смачивая свои иголки ядовитой жидкостью, ежи создают себе дополнительную защиту от своих врагов.

2. Плодовитость трехиглой колюшки, по сравнению с другими рыбами, очень мала - от 65 до 550 икринок. Но численность этих рыб сохраняется примерно на одном уровне. Почему?

ОТВЕТ: У трехиглой колюшки очень развит уход за потомством, в отличие от других рыб. Поэтому численность отложенных яиц у нее невелика.

3. Однажды в холодный осенний день из Юго-Восточной Азии в адрес российского зооцентра прибыл живой груз - 24 удава. Принимающий животных специалист без опаски рассматривал каждое животное. Таможенники решили, что он их загипнотизировал, так как змеи вели себя очень спокойно. Как вы объясните поведение удавов?

ОТВЕТ: Температура тела рептилий непостоянна и сильно колеблется в зависимости от температуры окружающей среды. В теплую погоду они активны и малоподвижны в прохладную. Этим объясняется спокойное поведение удавов.

4. Некоторые морские птицы, например, фрегаты, имеют недоразвитую копчиковую железу. Они летают над океаном и никогда не удаляются от берега на большие расстояния. Сильный дождь, застигший фрегата вдали от берега, представляет для него смертельную опасность. Почему?

ОТВЕТ: Сильный дождь вызывает намокание перьев у фрегата, так как из-за недоразвитости копчиковой железы они не смазываются специальным жиром. Намокание крыльев ведет к резкому увеличению массы тела, что может привести к гибели. Рыбу они хватают слету, на воду практически не садятся.

5. На теле медузы сарсии из Баренцева моря встречаются небольшие медузки кунины. У кунин есть длинный хоботок и отсутствует колокол, обычный для других медуз. Многочисленными щупальцами кунины держатся за сарсию. Чем объяснить необычный внешний вид кунин?

ОТВЕТ: Колокол медузе необходим для движения в воде: ритмичные сокращения колокола вызывают выталкивание из него воды (реактивный способ движения). Кунины же передвигаются на сарсие, поэтому колокол как средство передвижения у них редуцировался.

6. На одном из морских мелководий существовало сообщество из 8 видов малоподвижных животных: моллюсков мидий и морских блюдечек, сидячих рачков и морских желудей, морских уточек и других. Всеми ими питался один вид хищника - крупная морская звезда, которая больше всех поедала мидий. Чтобы сохранить сообщество, всех морских звезд выловили и удалили. Через некоторое время на участке не осталось никаких видов, кроме мидий. Объясните, как это могло произойти?

ОТВЕТ: Мидии, численность которых не сдерживалась хищниками, вытеснили другие виды сидячих животных как более сильные конкуренты.

7. Почему естественное загрязнение атмосферы не нарушает происходящих в ней процессов? В чем опасность загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий?

ОТВЕТ: Вещества, попадающие в атмосферу при естественном загрязнении быстро включаются в естественные круговороты, так как эти вещества всегда были и есть в природе. Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу вещества, которых часто не бывает в природе: фреоны, пыль тяжелых металлов, радиоактивные вещества. Эти вещества могут нарушить естественные природные процессы.

8. У некоторых водных позвоночных, например у акул, скелет состоит не из костей, а из эластичного хряща. У наземных позвоночных скелеты только костные. Как это объяснить с экологической точки зрения ?

ОТВЕТ: В воде вес животных облегчается действием выталкивающей силы. В наземно-воздушной среде нужен более прочный скелет из-за низкой плотности воздуха.

9. Это хищное животное, обитатель амазонской сельвы, в длину достигает 2 метров, весит до 120 кг. Имеет сильное тело, сильные и стройные ноги. Отлично бегает и плавает, хорошо залезает на деревья, охотится на любых животных (от мышей до обезьян), на домашних животных нападает редко. Имеет два названия. Одно из них позаимствовала английская автомобильная фирма, другое - фирма по производству спортивной одежды и обуви в США. Назовите это животное.

ОТВЕТ: Ягуар, или пума.

10. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питье у низ были одинаковые, но вот посуда - разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров?

ОТВЕТ: Серебро.

11.Эта водоросль была отправлена вместе с другими живыми растениями в кабине космического корабля "Восток-2". Она и сейчас постоянно используется в биологических экспериментах на космических станциях. С чем связано ее использование в условиях космоса?

ОТВЕТ: Хлорелла. Она является самой продуктивной водорослью - улавливает 7-12 % солнечного света, вместо 1-2% цветковых.

ИГРОВАЯ ПАУЗА № 1

Задание: превратите выражение в известную пословицу или поговорку.

  • Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого же семейства. (Хрен редьки не слаще).

  • Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).

  • На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).

  • Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)

  • Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат. (Комар носу не подточит).

  • Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья. (Старый конь борозды не испортит).

  • Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива. (Работа- не волк, в лес не убежит).

  • Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с возу - кобыле легче).

  • При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси. (Хочешь жить - умей вертеться).

  • Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель. (Утопающий хватается за соломинку).

ИГРОВАЯ ПАУЗА № 2 " САМЫЙ…САМЫЙ…"

  • Самое упрямое домашнее животное. (Осел).

  • Самое распространенное в России дерево. (Лиственница).

  • Самая большая змея. (Удав анаконда - 11м, 200кг)

  • Самая большая сухопутная ящерица. (Варан).

  • Неморская птица с самым большим размахом крыльев. (Кондор, 2,8 - 3м).

  • Самая крупная обезьяна.(Горилла).

  • Самая крупная ягода . (Тыква).

  • Кто является самым верным другом человека среди животных? (Собака).

  • Назовите самый первый способ передвижения, который осваивает человек. (Ползание).

  • Назовите самую большую рыбу. (Гигантская или китовая акула).

  • Самое скоростное сухопутное животное. (Гепард, 110км1ч).

  • Самый хитрый зверь в русских народных сказках. (Лиса).

  • Животное с самыми большими ушами. (Слон).

  • Назовите самое простейшее животное, состоящее из одной клетки. (Амеба).

  • Назовите самый популярный в Голландии цветок. ( Тюльпан).

  • Самое крупное из сегодня обитающих на Земле пресмыкающихся. (Крокодил).

  • Самое крупное млекопитающее животное. (Синий кит).

  • Птица - обладатель самого большого в мире клюва. (Пеликан).

  • Самая высокая трава. (Бамбук, 30 - 40м).

  • Самая ядовитая змея. (Кобра).

ИГРОВАЯ ПАУЗА № 3 "ПЕРЕВЕДИТЕ ТЕРМИНЫ"

  • На греческий - "учение о жилище" (экология).

  • На латинский - "восстановление" (регенерация).

  • На латинский - "окраска" (пигмент).

  • На латинский - "помесь" (гибрид).

  • На латинский - "народ, население" (популяция).

  • На греческий - "совместная жизнь" (симбиоз).

  • На греческий - "учение о животных" (зоология).

  • На греческий - "сам питаюсь" (автотроф).

  • На греческий - "слово (учение) о жизни" (биология).

  • На латинский - "уничтожение, народ" (депопуляция).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ

Итак, на основании вышеизложенного можно выделить следующие особенности игровой технологии:

  • Активность- основной принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление интеллектуальных и душевных сил человека, начиная с подготовки к игре, в самом её процессе, а также в ходе обсуждения полученных результатов.

  • Открытость и доступность заключается в том, что любая игра должна быть проста и понятна.

  • Групповой характер игровой деятельности: между участниками существует зависимость в освоении нового материала, эта цель может быть достигнута только совместными усилиями.

  • Занимательность и эмоциональность

  • Целеустремлённость участника, совпадение его личных целей с целями группы.

  • Состязательность и соревнование побуждают к активной самостоятельной деятельности и мобилизуют весь потенциал физических, интеллектуальных и душевных сил школьника.

  • Проблемность: ход игры может включать в себя процессы планирования, организации и разрешения проблемных ситуаций.

  • Реализация профессиональной направленности школьников через моделирование профессиональной деятельности различных специалистов.

  • Индивидуальность: в процессе игры развиваются личностные качества школьников.

  • Символический характер игры позволяет участникам раскрепоститься, раскрыть свои способности.







Заключение

Успех работы преподавателя зависит главным образом от его мастерства. Оно проявляется в умении творчески решать вопросы обучения, вызывать у учащихся живой интерес, любовь к своему предмету, заставлять их мыслить, активно работать, рассуждать.

Собственный опыт педагогической деятельности в профессиональной школе, а так же посещение и анализ уроков других преподавателей дали мне возможность прийти к выводу, что применение игровой технологии в сочетании с другими методами ведёт к развитию интереса учащихся к предмету. Способствует проявлению инициативы и самостоятельности, обеспечивает полную занятость учащихся на уроке, заставляют их активно мыслить рассуждать.

В своей работе я обосновала учёную игру как педагогическую технологию. Определила значение игровой технологии на уроках биологии.

Освоение биологических знаний, овладение биологическими умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих качеств личности учащегося, воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, формирование способности эффективно реализовывать полученные знания и умения в повседневной практике будут наиболее успешными, если учебная деятельность осуществляется в рамках игровой технологии и построена на принципах личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Я за развитие игровой технологии в профессиональных школах новые возможности проведения игр открывают компьютеры. В них можно заложить не только разнообразную информацию в виде текста, схем, статистических материалов и т.д., но и наглядно моделировать изучаемые процессы и явления во времени и пространстве, обрабатывать информацию и представлять её в наглядном виде, подводить итоги и т.д., т.е. отрабатывать все виды игры, что значительно облегчит работу преподавателя по подготовке игры и оценке её результатов, сделает деятельность учащихся более содержательной и приблизит её к реальной жизни.

Список литературы

1. Атаманова Р.И., Толстой Л.Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения. М: Знание, 1986.

2. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры - к профессиональному творчеству: Учеб..-метод. пособие.- Мн.: Университетское, 1989

3. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. - М.: Знание, 1989

4. Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика.- Новосибирск: Наука, 1987

5. Занъко С.Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992.

6. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры: (Опыт обучения хозяйственных руководителей). - М.: Экономика, 1989

7. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е. Методика обучения биологии. - Минск: Книжный дом, 2004

8. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996

9. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.- М.: Профиздат, 1991.

10.Самоукина Н.В. Организационно-обучаюшие игры в образовании. - М.: Народное образование, 1996.

11. Селевко Г.К. Современные педагогическме технологии М 1997

12. Спивакоаский А.С. Игра - это серьезно. - М., 1981.

41



© 2010-2022