- Преподавателю
- Биология
- Метод мини-проектов как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
Метод мини-проектов как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пацевич Т.К. |
Дата | 14.03.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроках биологии
Ни один школьный предмет не имеет таких прекрасных перспектив, как биология для применения метода проекта на уроках и внеурочное время. Разнообразие объектов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для развития общеучебных, информационных и мыслительных навыков. Красота, богатство красок, запахов и звуков природы дает уникальную возможность развивать образное и логическое мышление, одновременно развивая и вкус.
Развитие интереса учащихся к биологии как науке и как к школьному предмету можно, используя метод проектов, направленный на активацию познавательной деятельности школьников, вовлекая ребят в процесс активного интеллектуального поиска информации, предоставляя им возможность использовать некоторые функции учителя.
Опыт использования метода учебных проектов посвящен одной из проблем современного образования: развитию познавательного интереса школьников. Именно познавательный интерес выступает как мощный стимул для активности личности ребенка. Следует отметить, что развитие познавательного интереса в ходе уроков с элементами метода проектирования позволяет решить проблему с максимальным использованием образовательных и воспитательных возможностей предмета биологии, на основе использования различных форм работы на уроке и вне урока: познавательные викторины, лабораторные работы, беседы, различные формы опросов, самостоятельной работой учащихся дома, поисковых и исследовательских методов.
Очевидно, что даже самые интересные уроки, в которых используется прекрасный иллюстрационный материал, но проводимые по одной и той же схеме в течение длительного времени будут эмоционально утомительны. На уроке в новой образовательной ситуации, используя проектные методы, возможна подготовка ученика как творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании.
Проектный метод может с успехом использоваться как фрагмент урока, так и урок, полностью посвященный реализации проекта. Причем использование этого метода нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.
При организации исследовательской деятельности в рамках обычного урока происходит переход от трансляции непререкаемых истин к самостоятельному поиску решения проблемы учащимися. Самостоятельное наблюдение или экспериментальная (лабораторная) работа формируют у ребенка понимание причин, лежащих в основе тех или иных событий, фактов и явлений.
С удачным исследовательским проектом жаль расставаться. Зачастую бывает, что группа учеников делает интересную проектно-исследовательскую работу, презентует ее на конкурсах школьного или окружного уровня, и на этом ставится жирная точка. Но порой работы бывают столь интересны и познавательны, что просто преступление не использовать накопленный материал во время урока биологии при прохождении тем, с которыми они перекликаются.
Мои собственные наблюдения позволяют судить об эффективности использования мини-проектов, особенно на обобщающих уроках. Применение исследовательского и проектного метода позволяют развить:
1) Познавательные умения учащихся: наблюдения, абстрагирования, систематизация (классификация, дифференциация), выдвижение гипотез, решение проблем, поиск путей эмперической проверки, соотнесение результатов с гипотезами и др.
2) Практические умения: составление и чтение диаграмм, добыча информации, овладение языком науки.
3) Коммуникативные умения: терпимость к альтернативной мысли, готовность к учению и сотрудничеству, самокритичность, умение защищать и отстаивать свою позицию, умение выступать публично и др.
Как правило, уроки, на которых использовался метод проектов, и озвучивались в той или иной мере исследования учеников вызывали самый неподдельный интерес школьников. Они проходили очень живо, занимательно, а знания, полученные во время этого урока, лучше закреплялись в памяти.
Во время уроков биологии наметился значительный рост познавательной активности, знания и в особенности умения стали более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний. Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить интерес к предмету, приучать к самооценке результатов своего труда. Учащиеся были не пассивными слушателями, а активными участниками процесса получения и применения информации. Такая форма активного взаимодействия способствовала более быстрому и непринужденному вхождению учащихся в учебную деятельность, созданию благоприятного психологического климата.
Именно метод проектов дал высокий результат - высокую мотивацию к обучению, и как следствие, высокий уровень научного знания предмета исследования.
Проведенный опрос среди учеников 7-х классов выявил, что проведение урока с использованием метода проектов позволило снять психологические барьеры, страх перед проверкой знаний на уроке, тревожность. У детей формируется положительная мотивация к изучению биологии. Многие учащиеся любят уроки биологии, они считают, что биологические знания пригодятся им в будущем.
По данным проведенного опроса биология нравится большинству школьников, потому что дети любят животных, растения, природу. Большинству учащихся помощь в подготовке домашнего задания не нужна. В результате проведенного анкетирования выяснилось:
-
Учащимся понравились уроки, на которых они самостоятельно ставят проблему и находят пути ее решения;
-
Особенно интересны были уроки с натуральными объектами, а также были отмечены уроки с приглашенными специалистами - авторами исследовательских работ по биологии;
-
Многие ученики отметили, что познавательная деятельность в ходе выполнения мини проекта помогла им осознать роль биологии в практической жизни;
-
Большинство школьников отметили эффективность закрепления и обобщения знаний в форме познавательных викторин, разработанных на основе долгосрочных проектных работ;
-
Ученики отметили повышение познавательного интереса к дополнительной научно-познавательной литературе по биологии;
-
Многие учащиеся желают улучшить свои результаты по биологии, хотят узнать больше.
Таким образом, мною была разработана методика проведения мини-проектов, в основе которых лежат долгосрочные проектно-исследовательские работы учащихся и сделаны выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников.
ПРОЕКТНЫЙ УРОК В 7 КЛАССЕ
«Обобщение и повторение материала по теме «Тип Моллюски»
В основе урока проектная работа учеников 4 класса «Эти удивительные ахатины!»
Цель урока: повторение и обобщение знаний по теме: «Тип Моллюски».
Задачи урока:
-
расширить представление учащихся о многообразии животных форм;
-
развивать интерес к биологии, бережное отношение к животным;
-
развивать самостоятельное мышление, умение анализировать;
-
закрепить полученные знания по пройденной теме;
-
обобщить знания учащихся 7 класса об особенностях морфологии, экологии и этологии моллюсков;
-
провести занимательную викторину, которая поможет разработать рекомендации по содержанию улиток ахатин в домашних условиях;
-
провести лабораторную работу «Изучение ответных реакций моллюсков на действие химических раздражителей».
Постановка проблемы. Как содержать в домашних условиях необычных животных - брюхоногих улиток Achatina Fulica.
Определение объекта исследования: брюхоногие улитки Achatina Fulica.
Определение предмета исследования - особенности строения и условий жизнедеятельности моллюсков.
Формулировка гипотезы. Могут ли ученики 4 класса - авторы проектно-исследовательской работы «Эти удивительные ахатины!», разработав познавательную викторину, проверить и закрепить знания учеников 7 класса по пройденной теме: «Тип Моллюски».
Методы урока: эвристический или частично-поисковый, форма организации учебного процесса - познавательная командная викторина (мини-проект учеников 4 класса) среди учеников 7 класса.
Оборудование урока: таблицы по теме: «Тип Моллюски», аквариум с живыми экземплярами животных.
ХОД УРОКА
-
Объявление темы урока, его целей и задач.
-
Активизация знаний учеников 7 класса (введение в тему урока).
-
Формулирование гипотезы урока.
-
Представление ученикам 7 класса ведущих урок учениц 4 класса «А».
-
Формирование 3-х команд (по числу рядов в классе).
-
Формулирование цели и правил проведения викторины.
-
Проведение познавательной викторины, основанной на пройденном материале.
-
Подведение итогов викторины.
Правила проведения познавательной викторины «Эти удивительные ахатины!»
-
Ученики 7 класса формируют 3 команды (по числу рядов в классе).
-
Ведущие урока - ученицы 4 класса «А» задают по очереди каждой команде вопросы, связанные с пройденной темой «Тип Моллюски» и связанные с собственными наблюдениями в ходе выполнения проектной работы «Эти удивительные ахатины!».
-
Каждый правильный ответ - + 1 балл команде.
-
При неверном ответе, другие две команды могут попытаться ответить на этот вопрос в порядке очередности.
-
В конце - подведение итогов и выставление оценок для выявления победившей команды.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ВИКТОРИНА «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ АХАТИНЫ!»
-
У нас в «черном» ящике удивительные животные: они не бегают и не прыгают, имеют мягкое тело, расположенное в раковине, рогатую голову и одну ногу, размером они со спичечный коробок. Кто это? (Улитки!)
-
Посмотрите на наших улиток. Их видовое название Achatina Fulica (Ахатина Фулика). А кто из ученых придумал каждому виду животных присваивать видовое название, состоящее из двух слов на латинском языке? (Карл Линней - шведский ученый, основоположник систематики, науки о классификации живых организмов).
-
А почему видовые названия животных даются именно на латинском языке, а не на французском или английском языках? (Латинский язык - язык международного общения ученых биологов разных стран).
-
Скажите, а к какому Типу животных принадлежат наши улитки? (Тип моллюски).
-
А к какому классу? (Класс Брюхоногие моллюски).
-
Почему у этого Класса улиток такое смешное название? (Потому, что у них хорошо различимы три части тела: голова, мешковидное туловище, которое прячется в раковине и хорошо развитая мускулистая нога).
-
А какие еще улитки относятся к такому же классу Брюхоногих, как и наши ахатины? (Виноградная улитка, прудовики, катушки, слизни).
-
Сейчас мы вам загадаем загадку, которую сами придумали: Живет на суше и в воде, домик носит на себе! Речь идет об улитке. А что подразумевается под домиком? (Раковина).
-
Из чего состоит раковина у улиток? (Из углекислого кальция и рогоподобного вещества).
-
Чтобы у наших ахатин хорошо росла раковина, мы добавляли им в пищу определенный компонент. Что же это было? (Мел, скорлупа яиц).
-
Наши улиточки вегетарианцы, они кушают листья салата, любят огурцы, сладкий перец. В дольках огурца они прогрызают дыру, оставляя только корку. Зубов мы у них никогда не видели. Как же они это делают? (У них в глотке имеется особая - ТЕРКА (РАДУЛА), на которой расположены роговые зубчики. При помощи терки моллюски соскабливают пищу с растений).
-
Наши ахатины ведут наземный образ жизни. Как же дышат наши улитки? (Жабр у них нет, они присутствуют только у моллюсков, ведущих водный образ жизни. Дышат они с помощью легкого - видоизмененного кармана мантии).
-
Есть ли у моллюсков кровеносная система? (Есть. Она незамкнутая, имеется сердце).
-
Учитель биологии Наталия Александровна нам рассказала, что большинство брюхоногих улиток - это ассимитричные животные. Что означает этот термин? (Различают двустороннюю симметрию тела, когда через тело можно провести 1 ось симметрии, и лучевая, когда через тело можно провести несколько осей симметрии, делящих тело на равные части. У брюхоногих улиток из-за спирально закрученной раковины в одну строну нельзя вообще провести никакую симметрию, так как внутри раковины находится тело моллюска).
-
Нам все равно, не очень понятно. Приведите конкретные примеры животных с двусторонней и лучевой симметрией тела? (Все активно передвигающиеся животные имеют двустороннюю симметрию: насекомые, рептилии, птицы, млекопитающие, человек и др. А малоподвижные - лучевую, например - пресноводная гидра, медуза, морская звезда).
-
Наши улитки любят принимать душ из опрыскивателя для цветов. Они поднимаются по стенке банки, вытягивают шейки и блаженствуют. Почему они так любят воду? (Большинство представителей этого типа - водные животные, например двустворчатые моллюски и головоногие).
-
Мы читали, что наши ахатины - гермафродиты. Они откладывают яйца в землю. Объясните нам этот термин. (Двуполые организмы. В единственной половой железе образуются и сперматозоиды и яйцеклетки).
-
Наши ахатины ручные, они с удовольствием ползают у нас по рукам. Но, нам говорят, чтобы мы обязательно, после того как подержим улиток, мыли руки с мылом. Почему? (Брюхоногие улитки могут быть промежуточными хозяевами паразитических плоских червей).
-
Читая дополнительную литературу, мы многое узнали об их значении в природе и жизни человека. А что знаете вы? Перечислите пользу, которую могут приносить моллюски? (Очищают воду, служат пищей для животных и человека, раковины дают красивый перламутр или у некоторых народов используют вместо денег).
-
А какой вред могут приносить моллюски? (Вредители сельского хозяйства, промежуточные хозяева паразитических плоских червей).
-
На голове у наших улиток расположены 2 пары рожек: короткие и длинные? Зачем они им? (Органы осязания, обоняния и зрения).
Вступительное слово учителя:
1. Одной из задач нашего урока является выработка рекомендаций по содержанию улиток Achatina Fulica в домашних условиях. Как вы думаете можем ли мы воспользоваться материалом викторины, которую для вас разработали и провели ученики 4 класса?
Посмотрите на экран и выберите из текста викторины пункты, которые пригодятся вам для разработки рекомендаций.
Работа с текстом викторины.
2. В одном из пунктов викторины написано, что едят улитки. Наша задача не принимать ничего на веру, а проверить это. Поэтому мы проведем лабораторную работу.
Посмотрите на предметы, лежащие на моем столе
-
Как вы думаете, зачем здесь находятся именно эти материалы (лист алое, корка апельсина, свежий огурец, лист салата)?
-
Чем отличаются огурец, корка апельсина, лист алоэ и салат?
-
Зачем нужно стекло?
-
Предложите, что вы будете исследовать и как?
Оформление лабораторной работы в тетради.
Лабораторная работа «Изучение ответных реакций моллюсков на действие химических раздражителей».
Оборудование: улитки Achatina Fulica, 4 стекла размером 30х30 см; листья алоэ, корка апельсина; листья салата, свежий огурец.
Ход работы.
-
Нанесем на первое стекло дорожку соком алоэ, выпускаем улитку и наблюдаем за реакцией животного.
-
Нанесем на второе стекло дорожку коркой апельсина, выпускаем улитку и наблюдаем за реакцией животного.
-
Нанесем на третье стекло дорожку соком огурца, выпускаем улитку и наблюдаем за реакцией животного.
-
Нанесем на четвертое стекло дорожку соком листьев салата, выпускаем улитку и наблюдаем за реакцией животного.
-
Результаты исследований занесем в таблицу:
Материалы
Алоэ
Корка апельсина
Огурец
Лист салата
Реакция улитки
_
_
+
+
-
А теперь, сделайте вывод о том, чем питаются улитки ахатины.
-
Ответьте на вопросы:
- Какие органы чувств развиты у наземных улитки и где они расположены?
- Какое значение в жизни моллюсков имеют органы чувств?
- Как проверить, на какой раздражитель (вкус, вид, запах) реагирует улитка?
Слово учителя: Может быть, кто-то из вас заинтересовался этими удивительными существами и захочет держать их в качестве домашних питомцев. Подтвердилась ли гипотеза?
Разработайте рекомендации для любителей природы о содержании нашей Achatina Fulica (Ахатина Фулика) в домашних условиях (условия содержания, кормление, размножение).
Итог урока:
Рекомендации для любителей животных по содержанию улиток Achatina Fulica
-
Содержать улиток ахатин можно в кубическом террариуме или аквариуме объемом 10 - 15 литров на одно животное;
-
Закрывать террариум нужно так, чтобы он не только хорошо проветривался, так как улитки дышат атмосферным воздухом, но чтобы влажность в нем сохранялась постоянная;
-
Периодически опрыскивать стенки террариума и почву из опрыскивателя для цветов для поддержания необходимой влажности;
-
Температура в террариуме должна поддерживаться около 25-28 градусов. Проще всего обогревать при помощи обыкновенной лампочки накаливания;
-
Ставить на яркий солнечный свет улиток категорически запрещается. Хорошо подойдет затемненный участок помещения;
-
Террариум необходимо содержать в чистоте - раз в 2 недели стенки протирать жесткой губкой, без химических средств, улитку можно искупать при помощи опрыскивателя и почистить ей раковину мягкой щеточкой;
-
Для строительства раковины улитке нужен кальций, поэтому в пищу необходимо добавлять яичную скорлупу или давать глюконат кальция;
-
Едят ахатины практически все. Им подойдут любые овощи и фрукты, а также клевер, подорожник, одуванчики, листья салата, особенно улитки любят огурцы, капусту, яблоки, бананы;
-
Как и многие другие улитки, ахатины - гермафродиты, то есть каждая особь обладает и женскими и мужскими половыми органами. Это, конечно, не значит, что улитка способна оплодотворить сама себя и размножиться в одиночестве. Зато между любыми двумя улитками может произойти копуляция, после чего обе могут отложить яйца, поэтому для размножения необходимо содержать их попарно;
-
Яйца ахатины откладывают под землю, следовательно, в террариуме должен быть слой земли 5-7 см.
-
При обращении с улитками необходимо соблюдать правила гигиены - мыть руки с мылом, т.к. моллюски являются промежуточными (и основными) хозяевами некоторых червей-паразитов;
-
Прежде чем завести любое животное, необходимо проконсультироваться у специалистов и прочитать специальную литературу. Без этого заводить животных нельзя!