- Преподавателю
- Биология
- Урок-исследование «Изменение климата» по теме «Глобальные экологические проблемы человечества»
Урок-исследование «Изменение климата» по теме «Глобальные экологические проблемы человечества»
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Таранова М.И. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема «Глобальные экологические проблемы человечества»
Урок-исследование «Изменение климата»
9 класс
Цель: установить причины парникового эффекта через построение модели, демонстрирующей это явление.
Форма урока: практическая работа.
Оборудование: прозрачная ёмкость с крышкой; термометр; электрическая лампа; вода; почва; песок.
I. Введение. Проблема парникового эффекта.
1. Заслушивается подготовленное сообщение учащегося по проблеме изменения климата Земли: обзор по материалам метеонаблюдений и новостным сюжетам за последние несколько лет.
2. Основная причина изменения климата Земли - парниковый эффект. Установлено, что на Земле по сравнению с концом XIX в. средняя температура повысилась на 0,6° С, а к 2025 г. повышение составит уже 2,2°-2,5° С. Такое потепление ученые объясняют увеличением концентрации в воздухе антропогенных газов (углекислого газа, метана, оксида азота, фреонов). Эти газы, скапливаясь в атмосфере, пропускают солнечные лучи, но задерживают тепловое излучение с Земли. Такая задержка тепла и приводит к медленному потеплению климата планеты (демонстрация схемы «Возникновение парникового эффекта»).
II. Практическая работа «Выявление парникового эффекта»
1. Работа проводится группами по плану. По ходу эксперимента группы решают поставленные в задании вопросы и анализируют получаемые результаты.
Задания для исследования.
1). На дно прозрачной ёмкости помещаем грунт, слоем 2-3 см, и увлажняем его (группа №1, 3 - почва, группа №2, 4 - песок). В ёмкость помещаем вертикально термометр, накрываем прозрачной крышкой (стеклом) и устанавливаем лампу на высоте 20-30 см.
2). Снимаем показания термометра, не включая лампу.
3). Включаем лампу и снимаем t° показания в течение 20 мин. каждую минуту.
Объясните, почему t° увеличивается? Сравните этот процесс с "парниковым эффектом" на Земле.
4). Выключаем лампу и даём t° упасть до комнатной. Увлажняем грунт и, сняв крышку с ёмкости, повторяем опыт.
Объясните влияние облачности на t° воздуха.
5). Постройте графики, отложив по оси ординат t°, а по оси абсцисс - время. Сравните полученные результаты.
2. После выполнения практической части работы, каждая группа представляет полученные результаты и их анализ.
3. Сравниваем и анализируем полученные графики группы «песок» и «почва».
4. Различаются ли температурные кривые для тёмного и светлого грунта? Почему? Как поглощают тепловую энергию поверхности из различных материалов?
III. Обобщение. Научные пути решения проблемы.
1. Обсуждение вопросов:
- Как повлияет существенное повышение средней t° нашей планеты на очертания материков?
- Как вы оцениваете последствия парникового эффекта для планеты - отрицательно? положительно? Какие преобладают?
2. С дальнейшим развитием парникового эффекта предполагается возможное таяние морских и горных льдов в районах вечной мерзлоты, подтопление приморских равнин и ряд других отрицательных последствий для человека и природы. Одновременно предполагаются и положительные последствия парникового эффекта: увлажнение климата и «оживание» пустынь, увеличение продуктивности лесов и других биоценозов в регионах с недостатком влаги и т. д. Учитывая преобладание отрицательных последствий, создан межправительственный комитет, разрабатывающий меры предотвращения парникового эффекта.
3. Поиски путей решения проблемы изменения климата Земли: учащиеся высказывают предложения возможных путей решения проблемы парникового эффекта; заслушиваются сообщения учащихся о научных подходах по этой проблеме; сравнение и обсуждение предложений учащихся с предложениями ученых - экологов; выводы.