• Преподавателю
  • Биология
  • Этнографическая исследовательская работа «ЛЕС. Его роль в обычаях и обрядах моего народа Костромской губернии»

Этнографическая исследовательская работа «ЛЕС. Его роль в обычаях и обрядах моего народа Костромской губернии»

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального района Костромской области





Название конкурса - « Без истока - нет реки»





Направление исследования -

Этнография

Тема работы «ЛЕС. Его роль в обычаях и обрядах моего народа Костромской губернии»

Автор работы - Николайченко Кристина

Ученица 8 класса,

МОУ Петропавловская СОШ

Научный руководитель - Басалаева Светлана Михайловна

Учитель биологии МОУ Петропавловская СОШ









Д.Березовка -2014 год

Оглавление.

Введение

Основная часть

1. Обряд

2.Предметы - символы в обрядах

3. Образ Костромы.

4. Масленица.

5.Береза- символ

6. Праздник Ивана Купалы.







Введение.

Русский лес, костромской лес. Овеянный легендами и преданиями, воспетый в стихах и рассказах, запечатленный на картинах и фотографиях. Связанные с лесом промыслы и ремесла, обычаи и обряды - это не только интересно, но еще и поучительно. Ибо наш лес не только древесина, строительный материал, а народное богатство. Более того - образ жизни, традиции многих поколений людей. Ведь и сейчас, как и век , и два тому назад, лес обогревает, кормит, лечит и радует человека. В данной работе мне хочется изучить обряды и обычаи ,связанные с лесом в нашей области.

Настоящая работа предусматривает знакомство с народными обычаями, традициями родного края, связанные с лесом.

Задачи исследовательской работы:

- познакомиться и изучить народные традиции и обычаи родного края;

-выработать на этой основе экологически грамотное поведение в окружающей среде на примере положительных и отрицательных моментов в обычаях и традициях ;

-использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Результат исследования -грамотное использование народных обычаев и традиций в природоохранной деятельности, в повседневной жизни, пропаганда бережного отношения к лесу.

Это достигается следующими методами :

- теоретическими ( изучение и анализ специальной литературы и материалов библиотеки, школьного музея, краеведческого музея с. Павино, материалов Интернета);

-эмпирическими ( наблюдение , описание, анализ, обобщение, опрос жителей, обработка результатов);

Материалы работы можно использовать в эколого-просветительской работе в школе ( выпуск бюллетеней, рисунков, плакатов);организация практических природоохранных и краеведческих мероприятий посадка деревьев, экологические десанты, праздники Леса и т. д.).

Актуальность исследования.

Актуальность работы определяется тем, что население России, как и большинства стран мира, сосредоточено в городах, где происходит необратимая трансформация природных экосистем, ухудшается состояние здоровья населения, теряются духовные и культурные ценности, уходят традиции, песни и игры, праздники и сказки наших прабабушек и прадедушек. Очень хочется , чтобы исторические и литературные памятники остались не в музейных и научных работах, а в душах нашего подрастающего поколения. Я опросила учащихся нашей школы (30 человек):

1. «Какие народные праздники Вы знаете?»

- Троица - 29 человек

- Вербное воскресенье - 18 человек

-Ивана Купала - 11 человек

- День русской берёзы - 5 человек

- Не знаю - 1 человек

2. «Какие народные традиции, связанные с лесом, Вы знаете?»

- ветки берёзы на Троицу - 29 человек

- ветки вербы на Вербное воскресенье - 7 человек

- не знаю - 1 человек

3. «Какие «лесные» обряды Вам знакомы?»

- прыгают через костёр - 5 человек

- не знаю - 2 человек

- приносят ветки вербы домой-23 человека

Результат говорит сам за себя.

Вопросы, касающиеся природоохранной деятельности человека, можно и необходимо воспитывать на народных традициях и обычаях. И лес в этом плане - богатейшая кладезь, так как с лесом тесно связана жизнедеятельность человека; издавна в народных праздниках и традициях лес и всё, что с ним связано, находило отражение в культурном наследии народов. А что мы видим сейчас? Исчезает лес с нашей планеты ради временной наживы. Давно пора бить тревогу и задуматься о последствиях своей активной деятельности. Что мы оставим своим потомкам, чему сможем их научить, подавая свой пример бездушного отношения ко всему, что нас окружает?

Данная работа призвана, хотя бы частично, обратить внимание общественности на проблемы сохранения биологического разнообразия на нашей планете.

Основная часть.

1.Обряд.

«Обряд» - слово русское и происходит от слова «ряд», рядить или обряжать, договориться о чем- либо, установить то или иное жительское правило, провести праздник.
В широком смысле слова - это строй, порядок, уклад жизни семьи, общины, трудовых коллективов. С помощью обряда определялись и регулировались все отношения, вся деятельность людей, их досуг и развлечения. На обрядовой основе возникало и развивалось национальное самобытное искусство, создавались самобытные песни и танцы, художественные символы и орнаменты. Возникая на основе производственной деятельности, обряды стали средством общения и средством выражения коллективных эмоций и духовного здоровья. Именно праздники всегда составляли основу ритма народной жизни. Народная обрядность явилась плодом единения и творчества простых людей.
Обряд - это освященное многовековой традицией, развернутое, условно - символическое действие. А все символы подсказывала природа: в узоре хороводов, в песне, в песне. Сам обряд становится актом очищения и соединения с космосом, дававшим силы телесные и духовные. Человек знал и чувствовал, что после напряженной работы в обряде, в торжественном единении с другими людьми он приобретает новые силы. Основные солнечные праздники делили ритм жизни на четыре фазы. Обряды изменились по форме, но по своему смыслу и значению в цикличной смене времен года, в хозяйственной деятельности и в самой человеческой жизни оставались неизменными. Они направлены на установление скрытых связей между природой и людьми. Обряд имеет сложную структуру. Он сопровождается не только мифами, но и песнями, драматическими действиями, ряжением, а каждый звук, слово и движение есть порождение природы.
В обряде происходило обращение к прошлому, к умершим и через настоящее обращались к будущему. Люди понимали, что только сообща, подобно всем частям и частицам космоса, можно выстроить и ощутить единство, лад и красоту. Наверное, поэтому у русских развита привычка быть вместе, развито коллективное общение и образ жизни. Двигаясь по кругу - хороводу, они похожи на планеты, вращающиеся вокруг солнца. Идя в правую сторону, чувствовали положительный заряд. Именно в красивом и спокойном хороводе можно услышать через тонкие чувства спутника жизни. В хороводе равномерно распределяется энергия: слабый находит, сильный делится. Само пение также является целительным актом. Поющий соединяется со Вселенной и чем правильней и чище он поет, тем он здоровее. А когда поют коллективно, особенно в унисон, человек еще быстрее гармонизируется с ритмами природы и выстраивает «мост» от земного к бесконечному.

В старину Костромской край был сплошь покрыт лесами, и лесной житель, исполнив некий обряд, мог воспользоваться без всякого запрета необходимым ему деревом. Запреты могли касаться только некоторых пород деревьев, по древним верованиям славян считавшихся священными, например: дуба, сосны. Языческие предания из глубины веков рассказывают об обычаях и обрядах, которыми сопровождался деревянный промысел предков наших славян и других народов, в древности населявших эти лесные таинственные пространства.

2. Предметы- символы в обрядах.
Предметы-символы в обрядах помогают человеку не только украсить обряд, но и психологически настроиться на действо. Хлеб-соль - земля и солнце, полотенце - кусочек чистого космического пространства или полоса жизни человека, венок - круг оберегающий, яйцо - символ постоянного рождения и самой Вселенной, чучело - образ зимы, холода, уходящего времени, береза - символ расцвета природы, дерево Лада, дуб - священное дерево Рода и Перуна, ветка - ключ к возрождению или к сердцу любимого. Обрядовое печенье - плодородие. Обрядовая каша - символ начала и конца, жизни и смерти одновременно (из зерна появляется жизнь, рождается цвет, новые семена и с нового семени начинается этот вечный процесс). Блины - солнце, Рождественская звезда (колядочная) - коловорот солнце. Елочка - дерево жизни, мировое дерево.
Итак, человек - дитя природы, чувствовал себя гармоничной и достойной ее частицей, умел торжествовать по - земному и по - небесному.


3. Образ Костромы.

В русской культурной традиции Кострома - сезонный мифологический персонаж, являющийся воплощением весны и плодородия. В календарной обрядности Кострома выступает как главный персонаж ритуалов троицко-купальского цикла.
Русское имя восходят к слову «костра» («костерь», «кострика»), которое в восточнославянских диалектах означает «остатки культурных растений после их обработки», «жесткие части растений», «непригодные для употребления растения и их части».
Обряды с Костромой, приуроченные к некоторым значимым датам весенне-летнего периода, были известны во Владимирской, Костромской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской губерниях. Обычно обрядовое действо совершалось в конце всесвятской недели - в воскресенье, называемое в разных местных традициях «русальным», «петровским», «всесвятским заговеньем», - или в петровское заговенье; реже он приурочивался к Троице или Духову дню.
Образ Костромы создавался посредством изготовления чучела из растительного материала, что соотносится со значением имени персонажа, или обряжения человека. В последнем случае Кострому чаще всего изображала девушка или молодая женщина, которую выбирали участники обряда, иногда - парень, ряженный молодой девушкой. Особенностью облика Костромы являлось белое, с головы до ног, одеяние, а атрибутом персонажа была зеленая ветвь дуба.
Антропоморфное чучело из обмолоченного ржаного снопа или просто из соломы изготавливали в основном девушки и молодки, иногда - при участии парней. На чучело надевали женскую рубаху, пояс, платок, башмаки; в костромской традиции его облачали в нарядный сарафан молодицы, недавно вышедшей замуж. Xарактерной особенностью наряда Костромы, изображаемого как человеком, так и куклой, было украшение его зеленью и цветами.
Изготовление чучела Костромы сопровождалось исполнением песен, в которых рассказывалось о Костроме - дочери костромского купца, о ее богатстве и красоте, о пире в доме ее отца, после которого она «с вина-маку» расплясалась и вдруг повалилась и умерла. Кострому - чучело или лежащего неподвижно человека - под пение песен с поклонами укладывали в «гроб», представлявший собой носилки, колоду, корыто или простую доску. «Покойника» носили по селу, иногда обносили вокруг церкви и затем несли к реке, в поле или лес. Шествие с Костромой имело характер инсценированной похоронной процессии в пародийном стиле. Девушки и молодые женщины, несшие «гроб», покрывали головы белыми траурными платками, другие «оплакивали» «умершую» песнями.



Парни, возглавлявшие процессию, рядились священниками, «поп» махал «кадилом» - старым лаптем или камнем на веревочке. Если Кострому представляли в мужском облике, то за «гробом мужа» следовала его «жена», которая причитала: «Батюшка Костромушка, на кого ты меня покинул! Закрылись твои ясны оченьки» В некоторых песнях о Костроме упоминаются и другие ее «родственники»: мать, сын, кума.
На берегу реки или в лесу «гроб» с Костромой устанавливали под березой.
Обычно заключительная часть обряда сопровождалась безудержным весельем, совместным купанием молодежи, играми. В некоторых вариантах ритуала всеобщая радость объяснялась «воскресением» Костромы после «смерти».
В народном сознании ритуальные похороны знаменовали собой переход от весны к лету. Не случайно в текстах обрядовых песен слово «весна» нередко используется как синоним Костромы.
Значение обряда связано с идеей весеннего возрождения сил природы. Его исполнение являлось магическим действом, направленным на получение урожая, а сама Кострома воспринималась как символ плодородия.

4. Масленица - проводы зимы.

Цикл этих обрядов и праздников начинался зимой, в то ее время, когда дни становились заметно сильнее, когда «солнце поворачивает на лето». По верованиям земледельческих религий, это был момент рождения бога солнца. С этим периодом связывалось множество обрядов и праздников. Среди них были святки, праздники коляды с заключительным моментом этого цикла - масленицей, содержавшей такие обряды, как зазывание, или призывание весны, проводы зимы (сожжение соломенного чучела) и т. д.
Цель зимних праздников и обрядов заключалась в стремлении земледельцев обеспечить себе благоприятный хозяйственный год. Поэтому в хату к праздничному столу зазывали мороз, чтобы угостить его и таким образом обеспечить себя от прихода его весной, когда он может приморозить молодые побеги посевов. Приглашалась также «ржа» (ржавчина) и «бель», портящие колос.
Будущий урожай символизировался на празднике выставленным в переднем, «красном», челу снопом. Хозяин и хозяйка, садясь за праздничный стол, перекликались между собой, делая вид, что не видят друг друга, и приговаривали: «Чтобы также не видеть друг друга осенью за стогами и возами хлеба, грудами овощей». Главным обрядовым кушаньем праздников этого цикла была кутья, род каши из вареных зерен, - растительное блюдо, появившееся тогда, когда люди еще не умели размалывать зерна и печь хлеб. Главным блюдом масленицы были блины.
Со встречей весны и проводами зимы были связаны многие другие очистительные обряды. Основаны они были на вере, что за темную, холодную зиму собралось множество разной нечисти, которую следовало обезвредить и изгнать из жилища и с полей. Для этого славяне мыли свои хаты и мылись сами. Собирали во дворе весь мусор и сжигали его на костре. Костер устраивали как можно более дымным и смрадным. Все это якобы отгоняло нечисть. Очистив таким образом, себя, дом и двор, люди шли на поля и посыпали их золой от очистительных костров. По углам поля расставляли ветки вербы.

В деревнях ходили друг к дружке в гости, катались на лошадях, украшал их, угощали всех блинами, пирогами, играли в игры. Одна из них была игра «рыбу». Копали парни яму, вокруг раскладывали еловые ветви. Ходят вокруг ямы и выпинывают эти лапы в яму. Кому не хватило лапы- тот проиграл.

5.Береза- центральное место в обрядах лета.

Как только хлеба начинали колоситься, вновь наступал критический момент, требовавший помощи сверхъестественных сил. Для этого существовали в древности особые обряды, носившие название «колосяница». Центральное место в этих обрядах занимала береза, русская красавица, покрытая нежной листвой, вся в сережках. Пышный и быстрый расцвет березки приписывался ее особой плодоносящей силе, и люди пытались перенести эту силу на поля. Для этого девушки гурьбой шли в лес, где под облюбованной березкой ставили пироги, яичницу и устраивали пиршество: пели песни, водили хороводы.

Жатва отмечалась специальными праздниками - зажинками (в начале жатвы) и дожинками - в конце сбора урожая. Из зажиточного снопа пекли первый хлеб нового урожая, дожиночный сноп ставили в избе, в переднем углу. Зерно при севе сыпали в первую борозду или смешивали с семенным зерном. Прежде чем начать жатву, приносили жертву полевому духу, особыми заклинаниями изгоняли из снопов якобы сидящих там злых духов.

По народным представлениям, береза и ее ветви обладают особой растительной силой, что объясняется как общими признаками деревьев - способностью к плодоношению, цикличностью обновления, так и индивидуальными природными свойствами растения: на березе листья появляются раньше, чем на других деревьях, ее ветви быстро и заметно растут. В связи со всеми этими особенностями береза в мифологическом сознании воспринималась двойственно: с одной стороны, как дерево, дающее силу и здоровье, «счастливое», с другой стороны, - как опасное, связанное с душами умерших и нечистой силой.

В традиционной культуре береза символизирует женское начало. Чтобы приворожить парня, девушка брала ветку березы, сросшейся с дубом, незаметно обходила с нею парня или поила его отваром коры этой березы. В погребальной обрядности традицией предписывалось покрывать тело умершей женщины березовыми ветками, а мужчины - ветками тополя, воспринимаемого, подобно дубу, как символ мужского начала.

Во время празднования троицкосемицкого цикла, включающего обряды самого большого и важного в году поминовения «родителей», а также умерших не своей смертью, береза в сознании русских крестьян воспринималась как связующая нить с миром предков. В мифологических представлениях восточных славян период Троицы и Семика относился к тем календарным промежуткам, когда предки временно покидали «тот свет» и появлялись в мире живых. Местом их пребывания на земле была свежая зелень деревьев. Поэтому для душ «родителей» из леса приносили березы и устанавливали их около домов. На Псковщине считали, что «у березок родители стоят». Это объясняли и другими словами: «На березу прилетит кукушка, кукушка - это почти то же самое, что родители». Под деревцем ставили ковшик с водой, чтобы «родители мылись». Березы, поставленные с двух сторон крыльца, по поверьям, указывали предкам дорогу в дом. Становится традиционным проведение праздников села и праздников деревень. На таких праздниках показывают в ходе выставки свое мастерство деревенские мастера: снова звучит русская гармошка и частушка, поются народные песни, люди вспоминают забытые народные игры. Праздник села Павино бывает и на Троицу - 14 июня, он уже превратился в традиционный районный праздник.

Накануне Троицы все из леса березки несут- штук по пяти-шести поставят возле дома. Выйдешь в деревню- красиво, везде березки! Зелени-то никакой не было, не сажали ничего- только изба стоит, да заулок вот, до избы. Вот и носили березки, обязательно по всей деревне ставили. А отдельные веточки ломали и в ворота втыкали, в крыльцо. И в избе и под крышей- везде зелень, березки всё.

. Поминовение, которое осмыслялось как общение живых и мертвых, включало обязательное посещение кладбища, чтобы «поклониться умершим родным и знакомым». Кроме поминальной еды, в составе которой обязательно были крашенные березовым листом яйца, сюда приносили березовые ветки, венки, веники.

Троицкая неделя называлась также «Русальной»: по поверьям, только на этой неделе на земле появлялись русалки - сезонные мифологические существа. Русалками, согласно поверьям, становились умершие некрещеные дети и не успевшие выйти замуж девушки, утонувшие или утопившиеся девушки и молодые женщины, а также те, кто умер на Русальной неделе. Береза считалась излюбленным местопребыванием русалок. Во многих местностях у русских полагали, что во время пребывания на земле русалки живут на плакучих березах, качаются на их ветвях или сидят под деревом. В течение Русальной недели к ним опасались приближаться, так как русалки считались опасными существами.

В некоторых местностях троицкой березке придавали человеческие черты, и ее облик напоминал антропоморфные обрядовые чучела из растительного материала. С украшенным деревцем девушки и молодые женщины ходили по деревне, а также совершали обход полей. Обычно березку несла одна из участниц шествия. В Костромской и Рязанской губерниях это доверялось «подкумку» - девочкеподростку, которой при кумлении не хватило пары. В Костромской губернии каждая девушка в хороводе держалась за свою ленту, привязанную к вершине дерева; при этом все они вращали березку, кружась вокруг нее.

Троицкая неделя была одним из периодов в году, когда традиционными предписаниями человеку позволялось узнать свою судьбу. Поэтому многие люди, особенно девушки, совершали гадания, большинство из которых было связано с березой. Так, например, на ночь сплетали ветки березы с травой в косу, а наутро смотрели: если коса расплелась, то быть в этом году замужем, если же нет - остаться в девушках. Бросали также сплетенные венки на березу: в зависимости от того, зацепится венок на деревце или упадет на землю, судили - выйдет девушка замуж в ближайшем свадебном сезоне или нет. С троицкой березкой были связаны поверья. В Костромской губернии верили, что девушка, вставшая быстрей других под завитую березу, первой выйдет замуж. Здесь же полагали: если сесть в тень троицкой березки и загадать желание, оно обязательно исполнится.

Таким образом, использование березы в троицких обрядах обусловливалось представлениями об образе этого дерева как воплощении плодородия, как объекте, соединяющем мир живых и мир мертвых и мифологических существ как родовом центре, который в древние времена соотносился с божествомпредком, прародительницей, покровительствующей женщинам.

В любом случае многочисленные описания обрядов и действий с березой свидетельствуют о глубоком почитании этого дерева.

6.Праздник Ивана Купала.
Один из общих и торжественных праздников народных не только в славяно - руссом мире, но и во всей почти Европе есть Иванов день, или Купало, приходящийся около летнего солнцестояния и впадающий в христианский праздник Рождества Св. Иоанна Предтечи и Крестителя.

У русских обыкновенно называется оно Иван Купало, или Иванов день, и просто Купало, и Купальница.

Вообще на Купалу собираются и все лекарственные травы и коренья, приходящие к этой поре в зрелость. Купальница в народе слывет так же лютые коренья, а Купало хорошие травы. В окрестностях Москвы хотя и выводится обычай перескакивать через купальский огонь, однако накануне всегда девки парятся в банях свежими вениками с целебными травами и варят в складчину кашу. Как летнее солнцестояние приходится в цветущее и жаркое время года, то травы, цветы и коренья избираются средствами для волхвования и врачевания, а огонь и вода для очищения.

Заключение.

Всё начинается с знаний. Изучив народные традиции, приметы, связанные с лесом я убедилась что народ издревле призывал нас к бережному отношению к природе, воспевая природные богатства и духовные ценности.

Роль и значение леса в жизни общества чрезвычайно велики. Поэтому забота о лесе - это забота о будущем человечества. Во многих странах большие лесные массивы уже вырублены, выжжены при освоении земель для сельскохозяйственного пользования или погибли от колоссальных лесных пожаров, возникших по вине человека. Леса уничтожены вследствие выпаса скота, особенно домашних коз. Всё это привело к тому, что площадь лесов на земном шаре сократилась примерно на две трети, при этом многие страны, районы стали почти безлесными.

Уничтожение естественного растительного покрова привело к резкому снижению влагооборота, исчезновению водных источников, обмелению рек и вместе с тем к катастрофическим их разливам, смыву и выдуванию почвенного плодородного слоя, образованию оврагов.

Хищническое уничтожение леса без заботы о его восстановлении обедняет природные ресурсы, ведёт к превращению в болота обширных территорий в северных районах избыточного увлажнения и в бесплодные пустыни в южных районах, где влаги недостаточно.

Массовая вырубка лесов вызвала огромные смывы и размывы почвы во многих странах.

Хаотические, бесконтрольные вырубки ради наживы привели к истреблению огромных лесных массивов на территории всех стран и государств. Лесные пожары по вине человека уносят с лица земли огромное видовое разнообразие растений и животных. Принимаемые законы об охране леса не могут противостоять этому, так как не продумана законодательная база, принимаемые меры к нарушителям закона должны быть, наверное, более жёсткими и действенными.

Данная работа поможет привлечь внимание людей к проблемам сохранения наших лесов, поможет использовать обычаи и традиции наших предков в дальнейшей природоведческой деятельности.



4. Используемая литература

1. Артёменко Н. «Природа и эстетическое воспитание школьников», изд-во «Просвещение», Москва, 1978 г.Т.Г. Зорина «Школьникам о лесе», изд-во «Лесная промышленность», Москва, 1971г.

2. Борейко В. «Народные традиции и охрана леса»

3. Вдовиченко В.М. «Хрестоматия юного натуралиста», ООО «Юнипресс», Минск, 2001 г.

4. Верзилин Н. «Лес и жизнь», изд-во «Детская литература», Ленинград, 1966

5. «Деревья лечат», изд-во «Лениздат», Санкт - Петербург,2005 г.

6. Ежегодник «Лес и человек», изд-во «Лесная промышленность», Москва, 1991 г, ст.Ю.Лаптева «Дерево с дурной репутацией», стр.122

7. Кузина Т.Ф., Г.И. Батурина «Занимательная педагогика народов России», изд-во «Школа-Пресс», Москва, 1998 г.

8. Шахнович М.И. «Приметы верные и суеверные», Лениздат, 1984 г.

Губернский дом, журнал №1(42) 2001 год








Приложения.

Этнографическая исследовательская работа «ЛЕС. Его роль в обычаях и обрядах моего народа Костромской губернии»

Рис.1 Проводы Масленицы.

Этнографическая исследовательская работа «ЛЕС. Его роль в обычаях и обрядах моего народа Костромской губернии»

Рис.2 Кострома- чучело из растительных остатков.

Этнографическая исследовательская работа «ЛЕС. Его роль в обычаях и обрядах моего народа Костромской губернии»

Рис.3 Кострома- соломенное чучело, наряженное в женский образ.

Этнографическая исследовательская работа «ЛЕС. Его роль в обычаях и обрядах моего народа Костромской губернии»

Рис.4 Девушки пускают венки по воде на Ивана Купала.



Этнографическая исследовательская работа «ЛЕС. Его роль в обычаях и обрядах моего народа Костромской губернии»

Рис.6.Прыгание через костры. Праздник Иван Купала.

Этнографическая исследовательская работа «ЛЕС. Его роль в обычаях и обрядах моего народа Костромской губернии»

Рис.7 Береза-символ Троицы.

15


© 2010-2022