Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»

Кулундинского района Алтайского края


«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО естественно-математического цикла

____________________

Протокол № 1 от «24»августа 2015г.

Директор МБОУ «Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»

__________________Шевченко З.В.

Приказ № от «27» августа 2015г.




Рабочая программа

основного общего образования

по биологии 5 класс














Составитель: Шевченко Марина Анатольевна

учитель биологии











Воздвиженка - 2015






Пояснительная записка

Рабочая программа, составлена на основе:

Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2008 г. №164, от 31 августа 2009 г. №320, от 19 октября 2009 г. №427 и от 10 ноября 2011 г. №2643.

В соответствии с:

1. Биология 5-9 классы ФГОС: Рабочие программы: учебно-методическое пособие/ сост. Г. М. Пальдяева - М.: Дрофа. 2015

2. Федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253.

3. Основной образовательной программой основного общего образования утверждённой приказом директора школы от 02.04.2015 г. № 2.

4. Годовым календарным графиком МБОУ Воздвиженская СОШ на 2015-2016 уч.год.

5. Учебного плана МБОУ Воздвиженская СОШ на 2015-2016 учебный год, утверждённого приказом директора школы от 27.08.2015 г. № *****

6. Положения о рабочей программе, утверждённого приказом директора школы от 27.05.2015 г. № 25.

Цель рабочей программы:

- обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

Задачи:

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы,

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления;

Представленная рабочая программа полностью соответствует авторской программе основного общего образования по биологии под ред. В.В. Пасечника. Срок реализации рабочей программы учебного предмета «Биология» 5 класс - согласно авторской программе и учебного плана образовательного учреждения один учебный год (35 часов, 1 час в неделю). Из низ 32 учебных часа и 3 часа резервное время.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Большая часть лабораторных и практических работ являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Формы. Методы и технологии.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная работа.

Методы: общедидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с учебником, работа с рабочей тетрадью, экранные пособия); специфические для естественнонаучных дисциплин (эксперимент, опыт, наблюдение, лабораторная работа), Методы стимулирования и мотивации (познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуации успеха в учении).

Технологии: личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности, учебно-игровой деятельности, проблемного обучения,

Формы организации образовательного процесса; Урок. Лабораторные и практические занятия, экскурсии

Виды и формы контроля: Для тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены в конце каждой темы обобщающие уроки(в соответствии с авторской программой). Текущий контроль: устная проверка знаний, тест, письменная проверочная работа; Контрольно измерительные материалы для текущего и тематического контроля используются из рабочей тетради Биология «Бактерии, Грибы, Растения» 5 класс Дрофа 2015 В.В. Пасечник и методического пособия

«Диагностические работы Биология 5 класс» В.В. Пасечник Дрофа (Вертикаль) 2015 г.

Планируемые образовательные результаты обучающихся.

На конец 5 класса ученик научится и получит возможность научиться :

Личностные результаты обучения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Предметные результаты обучения

  • характеризовать царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

  • определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

  • отличать живые организмы от неживых;

  • пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

  • характеризовать среды обитания организмов;

  • характеризовать экологические факторы;

  • проводить фенологические наблюдения;

  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

  • определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

  • работать с лупой и микроскопом;

  • готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

  • распознавать различные виды тканей.

  • давать общую характеристику бактериям и грибам;

  • отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

  • отличать съедобные грибы от ядовитых;

  • объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

  • давать общую характеристику растительного царства;

  • объяснять роль растений биосфере;

  • давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

  • объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметными результатами обучения курса «Биология» является (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Биология Отметка «5» ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Отметка «4» ставится, если ученик:

  • Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

  • Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Отметка «3» ставится, если ученик:

  • Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

  • Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  • Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

  • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

  • Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

  • Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Отметка «2» ставится, если ученик:

  • Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

  • Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

  • При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  • Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

  • Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ по биологии.

Оценка "5" ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по биологии: Оценка «5» ставится, если ученик:

1.Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

2.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

3.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

4.Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1.Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений. 2.Было допущено два - три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета. 3.Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик

допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1.Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

2.Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);

3.Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1.Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2.Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3.В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

4.Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка умений проводить наблюдения по географии, биологии.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1.Правильно по заданию учителя провел наблюдение.

2.Выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса). 3.Логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы. Оценка «4» ставится, если ученик:

1.Правильно по заданию учителя провел наблюдение.

2.При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенное.

3.Допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1.Допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя. 2.При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые.

3.Допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1.Допустил 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя. 2.Неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса).

3.Допустил 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

4. Не владеет умением проводить наблюдение.

Содержание программы «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс»

(35 ч, 1 ч в неделю)


Введение (6 ч)

Биология - наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живогои неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы: Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии: Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост,развитие, размножение;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов:водная среда, наземно-воздушная среда, почва каксреда обитания, организм как среда обитания;

- правила работы с микроскопом;

- правила техники безопасности при проведениинаблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «биология», «экология»,«биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

- отличать живые организмы от неживых;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- характеризовать среды обитания организмов;

- характеризовать экологические факторы;

- проводить фенологические наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности припроведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- составлять план текста;

- владеть таким видом изложения текста, какповествование;

- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

- под руководством учителя оформлять отчет,включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

- получать биологическую информацию из различных источников;

- определять отношения объекта с другими объектами;

- определять существенные признаки объекта.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация: Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы: Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Изучение клеток растения с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Приготовление препаратов и рассматривание подмикроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

Приготовление препарата и рассматривание подмикроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- химический состав клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли»,«пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать ихпод микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- анализировать объекты под микроскопом;

- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

- оформлять результаты лабораторной работы врабочей тетради;

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.





Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы: Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Строение плесневого гриба мукора.

Строение дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

- разнообразие и распространение бактерий игрибов;

- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику бактерий и грибов;

- отличать бактерии и грибы от других живыхорганизмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- объяснять роль бактерий и грибов в природеи жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 4. Царство Растения (9 ч)

Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, ихсвязь со средой обитания. Роль в биосфере. Охранарастений. Основные группы растений (водоросли,мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные,цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослейв природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи.Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природеи жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строениеи многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождениерастений. Основные этапы развития растительногомира.

Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы Строение зеленых водорослей.

Строение мха (на местных видах).

Строение спороносящего хвоща.

Строение спороносящего папоротника.

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи,хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

- роль растений в биосфере и жизни человека;

- происхождение растений и основные этапыразвития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику растительногоцарства;

- объяснять роль растений в биосфере;

- давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники,голосеменные, цветковые);

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях исправочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

- Воспитание в учащихся чувства гордости зароссийскую биологическую науку;

- знание правил поведения в природе;

- понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

- умение реализовывать теоретические познания на практике;

- понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;

- воспитание в учащихся любви к природе;

- признание права каждого на собственное мнение;

- готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

- умение слушать и слышать другое мнение.

Резервное время - 3 ч.

















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

Тематическое планирование


Раздел

Кол-во часов

Кол-во

Л.Р; ПР.Р; экскурсии

Введение

6

ПР.Р. -1

Экскурся-1

1

Клеточное строение организмов

10

Л.Р.-5

2

Царство Бактерии

2

3

Царство Грибы

5

Л.Р-1

4

Царство Растения

9

Л.Р.-4

Резервное время

Итого

3

35

ПР.Р. - 1

Л.Р.-10

Экскурсия 1


Календарно- тематическое планирование

Раздел. Тема урока.

Элементы содержания

Контр.-

оцен-я

деят-ть

Оборудование.

Информационные ресурсы

Сроки

««Введение» (6 часов)

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

- отличать живые организмы от неживых;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- характеризовать среды обитания организмов;

- характеризовать экологические факторы;

- проводить фенологические наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Познавательные УУД:

- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

- работать с различными источниками информации.

-умение давать определения понятиям, классифицировать объекты

- готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Коммуникативные УУД:

-умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

- работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками.

1

Биология - наука о живой природе

Биология как наука. Значение биологии

2

Методы исследования в биологии

Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологич-й информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.

текущий

Демонстрация. Приборы и оборудование

3

Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.

текущий

Табл Царства живой природы

4

Среды обитания живых организмов

Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания.

текущий

Табл Среды обитания

презентация

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы

текущий

презентация

6

Обобщающий урок

Экскурсия. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. П.Р№1

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

Темати

ческий

Раздел 1 Клеточное строение организмов (10)

Планируемые результаты освоения темы (раздела).

Предметные результаты обучения.

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Познавательные УУД:

- анализировать объекты под микроскопом;

- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

7/1

Устройство увеличительных приборов

Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. Л.Р №1. Рассматривание строения растения с помощью лупы

Лабор оборудование

Лупа, микроскоп

8/2

Строение клетки

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

текущий

Табл Клеточное строение растений

9/3

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Л.Р. №2

Строение клеток кожицы чешуи лука

текущий

Л.оборудование. йод, лук репчатый,

10/4

Пластиды

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты.

Л.Р.№3 Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника

текущий

Л.оборудование. лист элодеи, плоды ягодных культур

11/5

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений

текущий

12/6

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).

Л.Р.№4. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

текущий

Лаб оборуд. Лист элодеи

13/7

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Рост и развитие клеток.

текущий

Демонстрация. Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений

14/8

Деление клетки

Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

текущий

Демонстрация . Схемы и видеоматериалы о делении клетки

15/9

Понятие «ткань»

Ткань.

Л.Р №5. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

текущий

Демонстрация .Микропрепараты различных растительных тканей.

16/10

Обобщающий урок

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов

Темати

ческий

Раздел 2 «Царство Бактерии ((2 часа)

Планируемые результаты освоения темы (раздела).

Предметные результаты обучения.

Выделяют существенные признаки бактерий

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Коммуникативные УУД:

-умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работа в группе

17/1

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение

Табл Бактерии. Презентация Строение и жизнедеятельность бактерий

18/2

Роль бактерий в природе и жизни человека

Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека

текущий

Табл Роль бактерий в природе

Раздел 3: Царство Грибы (5 часов)

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные результаты обучения.

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.

Различать на таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Наблюдать под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД:

умение работать в составе групп.

19/1

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность.

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека

текущий

Презентация Грибы

20/2

Шляпочные грибы

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

текущий

Модели грибов. свежие грибы местных видов

21/3

Плесневые грибы и дрожжи

Плесневые грибы и дрожжи.

Л.Р №6.Особенности строения мукора и дрожжей

текущий

Лаб обор. Готовые микропрепараты плесневых грибов

22/4

Грибы-паразиты

Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

текущий

Демонстрация.Муляжи плодовых тел грибов-паразитов,натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)

23/5

Обобщающий урок

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами

Темати

ческий

РАЗДЕЛ 4. Царство Растения (9 часов)

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные результаты обучения.

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».

Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием.

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД:

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

24/1

Ботаника - наука о растениях

Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.

Демонстрация . Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы

25/2

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.

Л.Р. №7. Строение зеленых водорослей

текущий

Демонстрация Гербарные экземпляры растений.

26/3

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

текущий

27/4

Лишайники

Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека

текущий

Демонстрация Гербарные экземпляры лмшайников

28/5

Мхи.

Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Л.Р№8. Строение мха.

текущий

Демонстрация Гербарные экземпляры растений

29/6

Папоротники, хвощи, плауны

Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана

текущий

Демонстрация Гербарные экземпляры растений

30/7

Голосеменные растения

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. Л.Р№9. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

текущий

Демонстрация Гербарные экземпляры растений

31/8

Покрытосеменные растения

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Л.Р. №10. Строение цветкового растения

текущий

Демонстрация Гербарные экземпляры растений

32/9

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира

текущий

Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Резервное время (3 часа)


33

Обобщающий урок

Систематизация и обобщение понятий раздела.

Темати

ческий

34

Резервное время


35

Резервное время



Учебно-методическое обеспечение


Основная литература

Учебник Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения 5 класс. М.: Дрофа, 2015.

Рабочая тетрадь Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения 5 класс. М.: Дрофа, 2015.

Методическое пособие к учебнику Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения 5 класс. М.: Дрофа, 2015.

Интернет-ресурсы и электронные приложения: Электронное приложение к учебнику Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения 5 класс. М.: Дрофа.

bio.1september.ru; bio.nature.ru; edios.ru www.km.ru/educftion

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Объекты натуральные

  • гербарий «Растительные сообщества», гербарий «Основные отделы растений»,

  • набор микропрепаратов по разделам «Растения», «Бактерии. Грибы»,

  • Муляжи грибов

  • наборы таблиц «Отделы растений».


© 2010-2022