- Преподавателю
- Биология
- Творческий проект по экологии
Творческий проект по экологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рассаднева Г.М. |
Дата | 09.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Творческий проект
«Черные дыры и белые пятна»
«Самый большой невежда - тот человек,
который спрашивает про растение или животное:
а какой от него прок? Если механизм Земли
хорош в целом, значит, хороша и каждая его
часть, независимо от того, понимаем мы её
назначение или нет…»
Ольдо Леопоьд
Наш проект - небольшой вклад в общее дело уменьшения количества «чёрных дыр» в экосистемах лесов путем устранения «белых пятен» в сознании человека. Предлагаем иначе взглянуть на одну из множества существующих экологических проблем. Сущность её заключается в неспособности человека, осуществляющего хозяйственную деятельность, предвидеть масштабы вреда, наносимого природным сообществам леса.
" Лес - прекрасное выражение силы природы и
самый яркий образчик ее совершенства»
К. Паустовский
Последствия пожаров непредсказуемы.
Актуальность проекта:
Ежегодно в сельской местности проводится масштабное сжигание прошлогодней травы. Существует определенная позиция, позволяющая оправдывать эти действия среди граждан нашего населенного пункта д. Асмолово, ведущих хозяйственную деятельность. Им легко с помощью огня избавиться от прошлогодней сухой травы.
Однако многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что возгорание травы проходит бесконтрольно и пламя переходит с полей в леса. От этого страдает видовой состав лесных сообществ: исчезают популяции редких, охраняемых и лекарственных растений, имеющих важное экологическое значение.
Законодательной базы, пресекающей действия хозйственников пока нет.
Постановка проблемы:
Принятие конкретных действий, способствующих изменению экологического мышления населения, ответственного отношения к организации мероприятий по уничтожению сухой травы.
Цель проекта:
-
вовлечение членов детской организации и граждан населенного пункта в общественно - значимую деятельность, направленную на участие в сохранении лесных экосистем лесов
Задачи проекта:
-
способствовать экологическому воспитанию детей и молодежи, формированию у них активной гражданской позиции через вовлечение в практическую деятельность по сохранению лесных экосистем;
-
реализация общественно значимых мероприятий по улучшению качества природной среды;
-
выявление и поддержка лучших обучающих и их лидеров по практической природоохранной деятельности
Содержание проекта:
1- изучение мнения граждан определенного населенного пункта д. Асмолово о необходимости сжигания прошлогодней травы, анализ;
2- изучение технологии ведения мероприятий по сжиганию сухой травы, гарантирующих определенный контроль протекания процесса;
3- изучение видового состава редких, лекарственных и охраняемых растений в наибольшей степени подвергающихся уничтожению под воздействием лесных пожаров в весеннее время в условиях наших лесов;
4- знакомство с морфологическими, физиологическими, экологическими особенностями растений: Папоротников - Гроздовник полулунный (древний папоротник, встречающийся только на территории Барятинского района),
Покрытосеменные: Ландыш майский, Любка двулистная (охраняемые растения Калужской области) и другими.
5- публикации информации в СМИ, создание листовок информационно - экологического содержания;
6- сопоставление с данными аналогичного характера, проведенными в следующем году;
7. наблюдение за видовым разнообразием лесного сообщества.
Рабочий план реализации проекта:
-
№
мероприятие
сроки
С какой целью
проводится
Инициативная группа
1
Определение актуальности проблемы, связанной с фактом исчезновения популяций охраняемых растений под воздействием пожаров. Дискуссия участников проекта
Март 2011
Выработка плана действий по реализации проекта, определение графика, распределение обязанностей, поручений
Учитель биологии, учащиеся - члены экологического сектора
2
Сбор статистических данных, работа с населением
Март - апрель
Выявление причин, определяющих необходимость сжигания травы
Учащиеся 7 класса
3
Обсуждение вариантов поведения при организации сжигания травы для населения,
Март - апрель
Определение наиболее подходящего способа, реклама его преимуществ в листовках
Учитель ОБЖ, редакционная коллегия организации
4
Изучение экологии сообществ лесов Калужской области, Барятинского района
Сентябрь - март
Учитель биологии, учащиеся 5-7 классов
5
Знакомство с охраняемыми, редкими, лекарственными растениями наших лесов, их значением
Сентябрь - март
Учитель биологии, учащиеся 5-7 классов
6
Публикации статей в СМИ, газете «Сельские зори» информации экологического характера
апрель
редакционная коллегия организации
7
Изучение видового состава растений в местах, наиболее подверженных регулярному сжиганию травы в весеннее время в д. Асмолово
Сентябрь -апрель
20012- 20015 года
Определение видового разнообразия
Учитель биологии,
учащиеся 6-7, 9 классов
8
Сопоставление данных в течение трёх последующих лет, выводы
Определение видового разнообразия, его корреляции
Учитель биологии, учащиеся 6-7, 9 классов
9
Наблюдение за видовым составом лесного сообщества д. Асмолово
Сентябрь -апрель
20012- 20015 года
Определение видового разнообразия, его корреляции
Учитель биологии, учащиеся 6-7, 9 классов
10
Исследование определенного участка леса у д. Студеное с целью выявления места обитания папоротника Гроздовник полулунный.
Май 2011г
Выявление наличия популяции папоротника Гроздовник полулунный
Учитель биологии и учащиеся 10 класса
11
Сбор статистических данных, работа с населением
Март - апрель 2012 г
Выявление причин, определяющих необходимость сжигания травы, изучение тенденции
Учащиеся 7 класса
12
Выводы
Апрель
2012г
Для дальнейшего развития работы над проектом
Все члены экологического сектора организации
Потенциал развития проекта, долгосрочный эффект:
-
Получение выводов, убедительно доказывающих зависимость изменения экологических сообществ, исчезновение популяций указанных растений;
-
Возникновение новых инициатив, применение их сцелью возрождения ранее существующих экологических сообществ, содержащих угнетенные виды..
Например:
-
сбор и рассеивание семян растений, которые встречались до пожаров, искусственное восстановление сообществ на определенной территории;
-
Создание инициативных групп с участием граждан населенного пункта, способных предпринять меры по пресечению незаконных действий по поджиганию трав весной.
-
И другие .
-
Эффект возможен лишь при условии, позволяющем в доступной форме предоставить материал населению, убеждающий его в необходимости сохранять уникальные виды растений, те, о которых они , вероятно, не знали прежде. При сжигании травы использовать прием «встречного огня»; планировать действия по сжиганию травы для ведения хозяйственной деятельности с участием представителей администрации д.Асмолово
Финансово - экономическое обоснование проекта
-
Расходы, на пользование ИНТЕРНЕТ услугами;
-
Оплата проезда от д. Асмолово до д. Студеное автотранспортом (с
-
тоимость проезда на одного человека приблизительно 30 рублей в одном направлении).