Рабочая программа по биологии для 7 класса по УМК В. В. Пасечника

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 7 КЛАССА

НАЗИПОВА ГАБИТА ГАБДУЛМАЛИКОВИЧА,

УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

МБОУ «СОШ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ с. БОЛЬШОЙ КУКМОР»























Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе:

- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2012г.)

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089);

- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

- положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин;

- учебного плана МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Большой Кукмор» (федерального и регионального компонента, компонента ОУ);

- Примерной программы основного общего образования Сборник нормативных документов Биология. М., «Дрофа», 2007 г. (составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев),

- Положения о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости (Введено в действие приказом директора школы от 28 июня 2014 года №41/14).

- Учебник: Латюшин ВВ., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2008;

- Федеральный базисный план для основного общего образования отводит 70 ч ( 70 ч. из расчета 2 ч. в неделю) для изучения учебного предмета «Биология». По решению образовательного учреждения продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, следовательно, в 7 классе для изучения биологии отводится 68 часов.

Цель:

знакомство учащихся с зоологией - наукой о животных, этапами её развития,

раскрытие роли животных в природе и их значения для человека.

Задачи:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Содержание программы

Введение ( 2 часа )

Введение. Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. История развития зоологии. Современная зоология. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Раздел 1. Многообразие животных ( 38 часов )

Глава I. Простейшие ( 2 часа )

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Общая характе­ристика простей­ших. Многообразие простейших. Признаки живых организмов, их проявление у животных. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения).

Лабораторные работы:

  1. Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных, поведение животных

Глава II. Многоклеточные животные.

Беспозвоночные. ( 17 ч )

Тип Губки. Тип Кишечнопо­лостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Строение и образ жизни гидры пресноводной. Многообразие кишечнополостных, их значение. Общая характеристика типа. Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ресничные. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые. Классы кольчецов.Малощетинковые. Пиявки. Тип Моллюски. Классы моллюсков. Брюхоногие. Двустворчатые. Головоногие. Тип Иглокожие. Тип Членистоногие. Класс Рако­образные. Паукооб­разные. Клещи. Класс Насекомые. Отряды Насекомых. Таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки. Стрекозы, вши, жуки, значение жуков, клопы. Чешуекрылые, гусеница, равнокрылые, блохи. Перепончатокрылые, наездники, матка, трутни, рабочие пчелы.

Лабораторные работы:

  1. Знакомство с многообразием круглых червей

  2. Внешнее строение дождевого червя

  3. Особенности строения и жизни моллюсков

  4. Знакомство с ракообразными

  5. Изучение представителей отрядов насекомых

Позвоночные ( 19 ч )

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные. Класс Круглоротые. Позвоночные. Классы рыб. Класс Хрящевые рыбы. Костные рыбы. Класс Земноводные, или Амфибии. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряды пресмыкающихся: черепахи и крокодилы. Класс Птицы: отряд Пингвины. Страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные. Дневные хищники. Совы. Куриные. Воробьинообразные, голенастые. Многообразие птиц. Класс Млекопитающие, или Звери. Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и зайцеобразные. Отряды млекопитающих. Хищные. Признаки отряда. Ластоногие, китообразные. Признаки отрядов. Парнокопытные. Непарнокопытные. Приматы.

Лабораторные работы:

7. Внешнее строение и передвижение рыб

8. Изучение внешнего строения птиц.

Экскурсии:

  1. Изучение многообразия птиц.

Раздел 2. Строение, индивидуальные развитие, эволюция ( 30 часов )

Глава III. Эволюция строения и функций органов и их систем ( 13 часов )

Покровы тела. Опорно-двигательная система. Способы передвижения животных. Полости тела.

Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Распознавание органов, систем органов животных; выявление изменчивости организмов. Нервная система. Поведение животных. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.

Лабораторные работы:

9. Изучение особенностей покровов тела.

10. Изучение способов передвижения животных

11. Изучение способов дыхания животных

12. Изучение ответной реакции животных на раздражения

13. Изучение органов чувств животных

14. Определение возраста животных


Глава IV. Развитие и закономерности размещения животных на Земле ( 4 часа )

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение строения животных. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных

Глава V. Биоценозы ( 6 часов )

Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания. Поток энергии. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсии:

2. Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза.


Глава VI. Животный мир и хозяйственная деятельность человека ( 7 часов )

Воздействие человека и его деятельности на животных. Одомашнивание животных. Приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Охрана и рациональное использование животного мира.

Экскурсии:

3. Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных


Промежуточная аттестация (тестирование) за курс 7 класс (1 час)





Учебно-тематический план


№ п/п

Раздел

Количество часов

Из них

Изучение нового материала и закрепление

Лабораторная работа

Практическая работа

Контроль

Введение

2


1

Раздел 1.Многообразие животных

38


2

Глава I. Простейшие

2

1

3

Глава II. Многоклеточные животные.

36

7

4

Раздел 2. Строение, индивидуальные развитие, эволюция

30

2

5

Глава III. Эволюция строения и функций органов и их систем

13

6

1

6

Глава IV. Развитие и закономерности размещения животных на Земле

4


7

Глава V. Биоценозы

6

1

8

Глава VI. Животный мир и хозяйственная деятельность человека

7


9

Промежуточная аттестация (тестирование) за курс 7 класс

1

1

ИТОГО

68





урока

Тема

Дата проведения

Примечание

Планируемая

Фактическая

Введение (2 ч)

1

Введение. Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность.

История развития зоологии.




2

Современная зоология. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.




РАЗДЕЛ I. Многообразие животных (38 ч)



Глава 1. Простейшие (2 ч)

3

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Общая характе­ристика простей­ших. Лаб. раб. №1: «Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных, поведение животных»




4

Многообразие простейших. Признаки живых организмов, их проявление у животных. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения).





Глава II. Многоклеточные животные


Беспозвоночные (17ч.)

5

Тип Губки.




6

Тип Кишечнопо­лостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Строение и образ жизни гидры пресноводной.




7

Многообразие кишечнополостных, их значение. Общая характеристика типа




8

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ресничные




9

Тип Круглые черви. Лабораторная работа №2: "Знакомство с многообразием круглых червей"




10

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые. Опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных.




11

Классы кольчецов. Малощетинковые. Пиявки.

Лабораторная работа №3: "Внешнее строение дождевого червя"




12

Тип Моллюски. Лабораторная работа №4: "Особенности строения и жизни моллюсков"




13

Классы моллюсков. Брюхоногие. Двустворчатые. Головоногие.




14

Тип Иглокожие.




15

Тип Членистоногие. Класс Рако­образные. Паукооб­разные. Клещи.

Лабораторная работа №5: "Знакомство с ракообразными"




16

Класс Насекомые.

Лабораторная работа №6: "Изучение представителей отрядов насекомых"




17

Отряды Насекомых. Таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки.




18

Отряды насекомых (продолжение). Стрекозы, вши, жуки, значение жуков, клопы.




19

Отряды насекомых (продолжение). Чешуекрылые, гусеница, равнокрылые, блохи.




20

Отряды насекомых (продолжение). Перепончатокрылые, наездники, матка, трутни ,рабочие пчелы.




21

Обобщающий урок по теме «Тип Членистоногие»





Позвоночные (19 ч)

22

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные. Класс Круглоротые.




23

Позвоночные. Классы рыб.

Лабораторная работа №7: "Внешнее строение и передвижение рыб"




24

Класс Хрящевые рыбы.




25

Костные рыбы.




26

Класс Земноводные, или Амфибии.




27

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.




28

Отряды пресмыкающихся: черепахи и крокодилы.




29

Класс Птицы: отряд Пингвины.

Лабораторная работа №8: "Изучение внешнего строения птиц"




30

Отряды птиц (продолжение). Страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные.




31

Отряды птиц (продолжение). Дневные хищники. Совы. Куриные.




32

Отряды птиц . Воробьинообразные, голенастые. Зачет




33

Многообразие птиц.




34

Контрольно обобщающий урок




35

Класс Млекопитающие, или Звери. Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и зайцеобразные




36

Отряды млекопитающих. Хищные. Признаки отряда.




37

Отряды млекопитающих (продолжение). Ластоногие, китообразные. Признаки отрядов




38

Отряды млекопитающих (продолжение). Парнокопытные. Непарнокопытные.




39

Отряд млекопитающих (продолжение). Приматы.




40

Обобщающий урок по теме «Многоклеточные хордовые животные»





РАЗДЕЛ II. Строение, индивидуальные развитие, эволюция (30ч)

Глава III. Эволюция строения и функций органов и их систем (13 ч)

41

Покровы тела. Лабораторная работа №9: "Изучение особенностей покровов тела"




42

Опорно-двигательная система.




43

Способы передвижения животных. Полости тела.

Лабораторная работа №10: "Изучение способов передвижения животных"




44

Органы дыхания и газообмен.

Лабораторная работа №11: "Изучение способов дыхания животных"




45

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.




46

Кровеносная система. Кровь.




47

Органы выделения. Распознавание органов, систем органов животных; выявление изменчивости организмов.




48

Нервная система. Поведение животных. Рефлекс. Инстинкт.

Лабораторная работа №12: "Изучение ответной реакции животных на раздражения"





49

Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Лабораторная работа №13: "Изучение органов чувств животных"




50

Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение.




51

Развитие животных с превращением и без превращения. Лабораторная работа №14: "Определение возраста животных"




52

Зачет в виде тестирования по пройденной теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»




53

Периодизация и продолжительность жизни животных.




Глава IV. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 ч)

54

Учение об эволюции органического мира.




55

Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции.




56

Усложнение строения животных. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.




57

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных




Глава V. Биоценозы (6 ч)

58

Естественные и искусственные биоценозы





59

Факторы среды и их влияние на биоценозы.




60

Цепи питания. Поток энергии. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).




61

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу




62

Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза»




63

Зачет в виде тестирования по пройденной теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»




Глава VI. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (7 ч)

64

Воздействие человека и его деятельности на животный мир





65

Одомашнивание животных. Приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.




.

66

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга




67

Промежуточная аттестация (тестирование) за курс 7 класс




68

Анализ промежуточной аттестации. Охрана и рациональное использование животного мира. Экскурсия «Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных».




Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса


Должны

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; животных своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных;

  • распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках - значение биологических терминов; в различных источниках - необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).


Форма проведения промежуточной аттестации

Проведение промежуточной аттестации предусматривается в форме тестирования. Задания для промежуточной аттестации разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом 2004 года по биологии

Тест для промежуточной аттестации по биологии за курс 7 класса

В заданиях № 1 - 18 выберите один верный ответ

1. Амёбу относят к типу Простейших потому что она:

а) состоит из одной клетки

б) имеет микроскопические размеры

в) обитает в водной среде

г) способна к передвижению

2. При наступлении неблагоприятных условий простейшие чаще всего

а) перемещаются в благоприятные условия

б) переходят в цисту

в) погибают

г) начинают делиться

3. Стрекательные клетки пресноводной гидры служат для:

а) передвижения

б) защиты

в) питания

г) выделения

4. Явление, при котором происходит восстановление утраченной или поврежденной части тела - это:

а) рефлекс

б) регенерация

в) бесполое размножение

г) образование личинки

5. Для бесчерепных характерно:

а) отсутствие внутреннего скелета

б) замещение хорды позвоночником

в) движение крови по сосудам

г) наличие хорды в течение всей жизни

6. Хрящевые рыбы, в отличие от костных, не имеют:

а) брюшных плавников

б) плавательного пузыря

в) жаберных щелей

г) хвостового плавника

7. Признаки сходства рыб и головастиков лягушки:

а) внутреннее оплодотворение

б) легочное дыхание

в) один круг кровообращения и двухкамерное сердце

г) кожное покрытие

8. Приспособлением пресмыкающихся к наземному образу жизни не является:

а) внутреннее оплодотворение

б) легочное дыхание

в) пятипалые конечности

г) кожное покрытие

9. Признаки сходства земноводных и пресмыкающихся:

а) внутреннее оплодотворение

б) влажная кожа

в) непостоянная температура тела

г) кожное дыхание

10. На ногах птиц есть роговые чешуйки, что свидетельствует об их родстве с:

а) пресмыкающимися

б) земноводными

в) млекопитающими

г) кольчатыми червями

11. Хладнокровность животных связана с:

а) жизнью в воде

б) уровнем обмена веществ

в) областью распространения на Земле

г) приспособленностью к условиям окружающей среды

12. Кровь участвует в регулировании температуры тела у:

а) пресмыкающихся

б) земноводных

в) рыб

г) млекопитающих

13. Пища для животных является источником:

а) строительного материала

б) энергии

в) строительного материала и энергии

г) воды

14. Движение крови по сосудам обеспечивается:

а) положением тела в пространстве

б) расположением сердца в организме

в) работой сердца

г) кровеносными сосудами

15. Для кровеносной системы птиц характерны:

а) двухкамерное сердце и один круг кровообращения

б) трёхкамерное сердце и два круга кровообращения

в) четырёхкамерное сердце с неполной перегородкой, два круга кровообращения

г) четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения

16. Эволюция - это процесс:

а) индивидуального развития особи

б) длительного исторического развития

в) длительного исторического развития особей одного вида

г) исторического развития нескольких поколений

17. Метаморфоз - это:

а) индивидуальное развитие особи

б) период в индивидуальном развитии особи

в) развитие особи из неоплодотворённого яйца

г) изменения в строении особи в течение индивидуального развития

18. Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно?

а) жёлудь → желудёвый долгоносик → певчий дрозд → ястреб перепелятник

б) жёлудь → певчий дрозд → желудёвый долгоносик → ястреб перепелятник

в) желудёвый долгоносик → жёлудь → певчий дрозд → ястреб перепелятник

г) желудёвый долгоносик → жёлудь → ястреб перепелятник → певчий дрозд

В заданиях № 19 - 22 выберите несколько правильных ответов.

19. Почему естественный отбор считают движущей силой эволюции?

а) Он сохраняет как наследственные, так и ненаследственные изменения

б) В результате отбора выживают особи с новыми полезными признаками

в) Он сохраняет особей, приспособленных к любым условиям среды

г) Он сохраняет наиболее плодовитых особей

20. Для ракообразных характерны следующие признаки:

а) хитиновый покров;

б) замкнутая кровеносная система;

в) жаберное дыхание;

г) сегментарное строение тела;

д) фасеточные глаза.

21. Какие особенности строения характерны для лягушек?

а) развитие происходит в воде, яйцеклетка без защитных оболочек

б) дыхание кожно-легочное

в) развитие происходит только на суше

г) дыхание кожное

д) сердце трехкамерное, два круга кровообращения

е) сердце четырехкамерное, два круга кровообращения

22. Чтобы занять наземную среду обитания, животные были должны:

а) приспособиться использовать для дыхания кислород воздуха;

б) приспособиться к возросшей силе тяжести;

в) выработать механизмы зашиты от высыхания;

г) изменить характер передвижения;

д) усложнить органы чувств.

23. Определите правильную последовательность развития лягушки озерной.

а) оплодотворение

б) откладывание икры в воду

в) появление маленькой лягушки

г) развитие

Ответ:

1

2

3

4


24. Установите соответствие между особенностями строения животного и классом, к которому оно принадлежит

Класс

Особенности строения

1. Паукообразные

2. Насекомые

А. Тело состоит из 2-х отделов: головогруди и брюшка

Б. Тело состоит из 3-х отделов: головы, груди и брюшка

В. Брюшко членистое

Г. Брюшко нечленистое

Д. На голове 1 пара усиков

Е. Усиков нет

Ж. Развитие у большинства видов прямое

З. Развитие с полным или неполным превращением

Ответ:

1. Паукообразные

1. Паукообразные

25. Продолжите аналогию. Вместо знака вопроса напишите слово ответ:

1) краб : ракообразное = бабочка : ?

2) акула : рыба = тритон : ?

3) змея : пресмыкающееся = кит : ?

Ответ:

1

2

3


Критерии оценивания итогового теста

Работа включает 25 заданий. Задания 1-18 с выбором одного правильного ответа, оценивается в один балл. Задания 19-22 с выбором нескольких правильных ответов, оценивается в два балла. Задания 23-25 на установление соответствия, также оценивается в два балла.

30-32 балла - отметка «5»

19-29 баллов - отметка «4»

10-18 баллов - отметка «3»

0-9 баллов- отметка «2»

Критерии и нормы оценки знаний учащихся

Устный ответ

Отметка "5" ставится, если учащийся:

- показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

- умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

- самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Отметка "4" ставится, если учащийся:

- показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

- умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

- не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Отметка "3" ставится, если учащийся:

- усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

- материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

- не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

- отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

- обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Отметка "2" ставится, если учащийся:

- не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- не делает выводов и обобщений.

- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

- или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

- или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка "5" ставится, если учащийся:

- выполнил работу без ошибок и недочетов;

- допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:

- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если учащийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

- не более двух грубых ошибок;

- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух-трех негрубых ошибок;

- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если учащийся:

- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

- или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка выполнения лабораторных (практических) работ

Отметка"5" ставится, если учащийся:

- правильно определил цель опыта;

- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

- самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

- научно, грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

- проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

- эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если учащийся выполнил требования к отметке "5", но:

- опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

- или было допущено два-три недочета;

- или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

- или эксперимент проведен не полностью;

- или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если учащийся:

- правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

- или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

- опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

- допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если учащийся:

- не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

- или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
- или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

- допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка умений проводить наблюдения

Отметка "5" ставится, если учащийся:

- правильно по заданию учителя провел наблюдение;

- выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
- логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Отметка "4" ставится, если учащийся:

- правильно по заданию учителя провел наблюдение;

- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;
- допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка "3" ставится, если учащийся:

- допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

- допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка "2" ставится, если учащийся:

- допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

- неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

- допустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.


Литература


  • Учебник: Биология. Животные. 7 кл. / Латюшин, В. В., Шапкин, В.А. / -М.: Дрофа, 2009.

  • Программа основного общего образования по биологии. 6-9 классы / авторы: Пасечник В.В., В.В. Латюшин, В.М. Пакулова, Москва

  • «Дрофа», 2006.

Электронные образовательные ресурсы:


  • school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  • interneturok.ru/ru - Видеоуроки по основным предметам школьной программы

  • charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

  • bugdreams.com/ - - материалы о насекомых

  • zooclub.farpost.com - - Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии. Подборка законов и постановлений о животных.

  • bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.

  • aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки

  • birds.krasu.ru/coll.shtml/ - Все о птицах Средней Сибири.

  • nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии.


© 2010-2022