Внеклассное мероприятие по биологии (8 класс) Сердце

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Праздник сердца.


Литературно - биологическая композиция.

Цель: Продолжить разговор об уникальном создании природы - Человеке, о том, как устроена и работает его сердце. Учить ребят восхищаться человеком, его совершенством. Воспитать культуру тела, чувств, открыть глаза на самих себя, изменить отношение к себе и своему здоровью.

Учитель: Дорогие ребята, уважаемые коллеги! У нас сегодня праздник и посвящен он Сердцу. Мы должны выяснить, что есть сердце для человека, каким оно должно быть.

Часть І. Дела кровавые.

Звучат торжественные аккорды.

Ученик: Долгое время за кровью признавали могучую и исключительную силу; кровью скрепляли священные клятвы; жрецы заставляли своих деревянных идолов «плакать кровью»; древние греки приносили кровь в жертву своим богам.

Ученица: Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. А древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей - здоровая душа.

Ученик: Действительно, кровь - самая удивительная ткань нашего организма, а подвижность ее - важнейшее условие жизни.

Слово берут Эритроциты - два ученика в костюмах алого цвета.

- Мы пришли, кровеносные пчелы, из потаенных глубин

На розовый простор альвеолы жаждущий соков рубин.

Вечно гонимый ударом предсердий наш беззаботный народ.

Из океана вдыхаемой тверди и солнечный пьет кислород.

Но, как посол, торопливый и стойкий, радости долгой лишен,

Мы убегаем на пурпурной тройке, алый надев капюшон.

Там, где устали работать волокна, нами окрашенный прыжок

Бросит, как ветер, в открытые окна свой иступленный ожог.

Учитель биологии. А знаете вы, что в крови были найдены и наши «защитники». Они готовы набросится на бактерии, вирусы, микробы и обезвредить их. Это лимфоциты, фагоциты, макрофаги.

(Под музыку ученик исполняет танец Макрофага, затем декламирует).

Макрофаг.

Я макрофаг - похож на чудо - осьминога,

И приношу я Человеку пользы очень много.

Эритроцит, порой, меня « бандюгой» величают

За то, что рот огромный мой

Микробов сотни пожирает.

Да, да, ведь я большой гурман

И не поддамся на обман.

Коварный вирус разыщу,

Инфекцию не пропущу.

Готов на страже я стоять

И Человеку помогать!

Звучат фанфары.

Учитель биологии. Как хорошо, что мы все знаем, что такое кровь. Мы порезали палец, и она потекла красная, густая, чтобы вскоре остановиться, из-за образовавшего тромба. А вот и он!

(Появляется Тромбоцит под музыку)

Тромбоцит: Я тромбоцит - тромбоцит!

Тот тромб в крови сидит,

Сосудам помогает -

И кровь не вытекает.

Учитель биологии: С кровью связаны самые разные фантастические увлечения с одной стороны, а с другой - самые тягчайшие разочарования.

Ученица: С давних времен пытались переливать кровь. Считалось, что переливание крови отважных и добрых людей делает других великодушными и храбрыми.

Ученик: Папа римский Иннокентий VІІІ удрученной старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей. Результат был печали: умерли и юноши и папа.

Ученица: французская королева Мария Медичи отважилась пить человеческую кровь от недомогании и старости. Исцеления королевы - кровопийца не нашла.

Реплика учителя литературы. Чудили короли, думая, что кровь у них особая, голубая. Неужели в самом деле голубая?

(группа учеников инсценирует главу «Живая вода» из книги Г.Юдина

« Главное чудо света».

-Мы в школе сегодня в «короля и в принцессу», играли. Я королем был. А принцессой Дашу хотели выбрать. А эта Анька подскочила и кричит:

- Я принцессой буду, потому, что у меня кровь голубая!

- Докажи!

- Пускай твоя Дашечка доказывает, а настоящих принцесс и так видно!

- Нет. У всех она красная.

- А, почему тогда жилки голубые?

- Для того, чтобы ответить, нужно отправиться в путешествие по двум рекам. Одна река течет вниз, от главного порта «сердце», до крошечных пристаней «Мизинец - правый и Мизинец - левый». Называется эта река по-гречески «Артерия». Другая - «Вена» - течет в обратную сторону вверх.

- Разве такое бывает?

- У простых рек не бывает, а в человеке бывает.

- Теперь понятно, для чего нам вода нужна. Для этих речек…

- Ошибаешься. В этих речках воды всего 5 л. И вода эта не простая, а живая.

- Как в сказке про Ивана - царевича?

- Да, как в сказке! «Прибежал серый волк, брызнул на убитого Ивана - царевича живой воды, затянулись на царевиче раны. Вздохнул он, глаза открыл и молвил: «Как же долго я спал!»

- А из чего эта живая вода сделана?

- О, это чудо сделано из всех металлов, кислот, витаминов и газов, какие только есть в природе.

- Значит живая вода из всего?

- Правильно! И называется оно - кровь.

Часть ІІ Дела сердечные.

Ведущий. Энциклопедический словарь утверждает «Сердце - это центральный орган кровеносной системы человека, нагнетающий кровь, в артериальную систему и обеспечивающий ее возврат по венам».

(Следует инсценировка: диалог отца и сына (из книги Г.Юдина «Главное чудо света»)).

- Интересно, а внутри сердца что-нибудь есть, или так пусто, как в мешке?

- Нет, сердце не пустое, а очень сложное и интересное. Оно разделено пополам стенкой.

- На две комнатки?

- На две двухэтажные квартирки. Над каждой - прихожая. В левую приходит в гости только алая кровь, а в правую - темная. Когда прихожие наполняются, сердце выдавливает кровь в комнатки. Когда оно сжимается - дверки захлопываются и гости покидают сердце.

- А из правой комнатки куда же темная кровь идет!

- В легкие. Меняет углекислый газ на кислород. Кровь становиться алой и вновь попадает в сердце.

- Опять в свой в правый домик?

- Ни в коем случае! Теперь в левый.

- Значит, кровь все время ходит в гости из левого домика в правый, а из правого в левый?

- Совершено верно!

- Неужели сердце такое сложное?

- Конечно! И достаточно сильное. Один его удар может подбросить стакан воды на 1 метр. Но если этого силача не тренировать он быстро одряхнет!

(звучит информация валеологов).

«Наш организм создан для 120 лет жизни. Если мы живем меньше, то это вызвано не недостатками организма, а тем как мы с ним обращаемся»

К.Купер американский врач.

«Если тело человеку непослушно, если что-либо угнетает человека, лишая радоваться жизни, то это начало болезни».

«Если бы мы использовали свой ум и свои ноги больше…, то мы меньше бы страдали от болезней сердца».

Б.Уойт, американский ученый.

Учитель литературы: А что же делать, если сердце болит?

Полезные советы дает группа медиков.

  1. Боль - сигнал о неблагополучии в организме. Боль в левой половине грудной клетки в области сердца может быть вызвана самыми разными причинами, но всегда требует к себе внимания.

  2. В этом случае нужно прекратить работу, задержать дыхание, принять горизонтальное положение, зажать левый мизинец с боковых сторон у ногтевой фаланги (в крайнем случае прикусить зубами).

  3. Для нормальной работы сердечно-сосудистой системы очень важно достаточную нагрузку чередовать с полным расслаблением мышц.

  4. Предлагаем позу йоги. Она называется Макарасана. Выполняется она так: следует лечь лицом вниз, лбом в ладони, глаза закрыть. Дышать спокойно, медленно. Полностью расслабиться. Представить себя крокодилом, который греется под палящими лучами солнца.

(под звуки из мультфильма «Львенок и черепаха» дети в маске крокодила демонстрируют позу Макарасана. В честь удачной демонстрации звучит приветствие).

Наш любимый крокодил!

Никотин ты не курил -

Сердце крепким сохранил.

Аплодисменты наши заслужил!

Учитель литературы: Да, тренированное сердце - основа здоровья человека. Заботится о сердце - значит, увеличивать свои силы. особенно подрывают сердце вино и никотин. Алкоголь вызывает учащение сердечных сокращений и понижает его силу.

Учитель биологии: А никотин вызывает учащение сердечных деятельности (тахикардию), нарушение ее ритма (аритмию), сужение (спазм), сосудов сердца, повышение артериального давления.

(звучит музыка).

Ученики в роли Сердца, Аорты, Эритроцитов декламируют:

-Я очень старалось: ровно я стучало.

Предсердий удары усердно считало

И вдруг - неудача! И вдруг - невезенье!

Аорта дрожала от возмущенья:

-Артерии стенки теряют упругость,

А сердце при этом стучит очень глухо!

Взывают на помощь эритроциты:

-Спасите, мы газом угарным забиты,

И цепью сковал никотин наш оксигемоглобин.

И стонет сердечная мышца, рыдает:

-Свинец и полоний меня отравляют,

И клетки в дыму постепенно сгорают,

И сердце стучать вот-вот перестанет!

Учитель биологии: Берегите сердце! Здоровый дух - в здоровом теле.

Часть ІІІ. Дела любовные.

Учитель литературы: Дела любовные связаны с сердцем, безусловно.

Девятиклассники демонстрируют шуточные рисунки, читая тексты русских народных пословиц и поговорок.

В очах мило, да в сердце постыло.

Где сердце служит, туда и око бежит.

Дай сердцу волю - приведет в неволю.

Из сердца не выкинешь, а в сердце не вложишь.

Одно сердце страдает, а другое не знает.

С глаз долой - из сердца вон.

Сердце не камень, кровь не вода.

Сердцем не приманишь, так за уши не притянешь.

Учитель литературы:

Мои ученики как-то заметили, что в поэзии слово «сердце» часто употребляется с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Помните песню ставшую народной:

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит.

То мое сердечко стонет

Как осенний лист дрожит.

А в украинском языке - «серденько», «серденятко», «серденя», а еще есть «серце - дівчино».

(группа учениц представляет музыкальную композицию: по страницам сборника «Перлини української народної пісні».)

«Козаченько, куди йдеш?

Невже жалю не маєш?»

«Ой не плач же, дівчинонько, не журись.

Та до мого серденька пригорнись».

(«Козаченьку, куди йдеш?»)

«Сонце низенько, вечір близенько,

Вийди до мене, моє серденько! (двічі)

Ой вийди, та не барися -

Моє серденько розвеселиться» (двічі)

(«Сонце низенько»).

А дівчина стала

Йому одказала,

Вона ж йому одказала. (двічі)

Серденьком назвала.

(«Ой у полі нивка»)

А вже третій вечір, як не видати,

«Вийди, дівчино, вийди рибчино. (двічі)

Вийди, серденя, утіхо моя».

(А вже третій вечір»).

«Покидаю тебе, серденько моє,

Гей, єдиному богу,

А сам я піду, а сам я піду (двічі).

В далеку дорогу»

(«Ой любив та кохав»).

Учитель литературы: Классики тоже о сердце не забывали, его стихами прославляли.

Сердце, сердце, что случилось:

Что смутило жизнь мою?

Жизнью новой ты забилось,

Я тебя не узнаю.

Все прошло, чем ты пылало,

Что люблю и желаю,

Весь покой, любовь к труду.

Как попало ты в беду?

И.Гете.

Ах, сердце - то же море!

И бьется, и бурлит,

И так же дорогие

Жемчужины таит!

А.Майков.

Прошло сердце впечатлений

И теплых слез просило вновь,

И новых ласк, и вдохновений,

Просило новую любовь.

Н.Огарев.

В минуту жизни трудную

Теснится в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

М.Лермонтов.

Я всех забыл, кого любил.

Я сердце вьюгой закрутил

Я бросил сердце с белых гор.

Оно лежит на дне…

А.Блок.

-Хочешь, сердце положу на твою ладонь?

-Хочешь, руку обожгу - ведь оно огонь?!

-Не студи его водой и не холоди

-А не выдержит ладонь - лучше уходи.

Когда я сердцем ощутил бы

Которым сердце билось твоё,

В нем мира целого вместилось бытие,

Все радости людей, тревоги и стремленья.

О свет все воскрешающей любви!

Учитель литературы: как здорово, что мы говорили сегодня о любви. Ведь сердце, оно какое?

(доброе, золотое, злое, нежное, искреннее, заботливое…)

Учитель литературы: Вы знаете, что это все в литературе краски языка, художественные определения, то есть эпитеты. Но есть еще метафора, с сердцем связанная. Что может делать сердце?

(грустить, плакать, ждать, верить, петь…)

Учитель литературы: Но самое страшное, когда у человека вместо сердца - кусочек льда. Помните «Снежную королеву?».

Инсценировка из сказки Г-Х. Андерсона. «Снежная королева».

Картина первая.

Кай, сидя во дворце Снежной королевы играет льдинками.

Снежная королева: Кай, я рада, что ты всем доволен. Лучше тебе нигде не будет. А всему причиной - осколки зеркала, что сидят у него в глазу и в сердце. И пока они там - он в моей власти (к Каю) Кай!

Кай: Да, моя королева!

Снежная королева: Чем ты будешь сегодня заниматься?

Кай: Как всегда ледяной головоломкой. Из льдин складываю слова - это так важно! Сегодня я должен сложить слово «Вечность». Что-то не выходит…

Снежная королева: Только сложи это слово - и ты будешь сам себе господин, а я подарю тебе весь свет и новые коньки. Теперь я полечу в теплые края. Когда снег осыпает лимоны и виноград, это для них полезно.

Королева исчезает. Кай сосредоточено передвигает льдинки.

Картина вторая.

Появляется, Герда.

Герда: Кай! Милый мой Кай! Наконец-то я нашла тебя.

Кай: Кто ты? Я не знаю тебя?

Герда: Кай! Это же я Герда! (Обнимает его целует)

Кай: Герда! Милая моя Герда! Где же ты была так долго? Где я был сам? Как здесь холодно и пустынно.

Герда: Кай! Я так рада! Ты теперь такой как прежде. Твое сердце стучит.

Кай: Как хорошо быть здоровым и счастливым! Как здорово иметь человеческое сердце!

Герда: Идем, Кай, идем же! Быстрее! Домой! Туда, где цветут розы и поют птицы, где зеленеет трава и светит солнце! Домой!

Все: Счастливого пути!

Учитель литературы: Хорошо все, что хорошо все заканчивается.

Учитель биологии: Внимание! Наступает торжественный момент. Звучит стихотворение «про исчезновение».

- Пусть болезни все в сердце исчезнут.

Исчезнут.

Пусть все шумы из сердца исчезнут.

Исчезнут.

И токсины в крови пусть исчезнут.

Исчезнут.

Анемии, пороки исчезнут.

Исчезнут.

Пусть инфаркты все напроч исчезнут.

Все: Пусть останется в сердце любовь!

Учитель литературы: Спасибо вам, ребята за праздник сердца и любви, науки и искусства!

Учитель биологии: Успехов вам, творчества, верных друзей и здорового сердца!

природы - Человеке,

© 2010-2022