Рабочая программа по биологии 6 класс

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с.Марфино Аткарского района Саратовской области


«Рассмотрено»

Руководитель ШПМ

____________/____________/

ФИО

Протокол № ____ от

«___»___________201___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ с.Марфино

____________/Кириллова С.Б./

ФИО

«___»____________201___г.


«Утверждено»

Директор МОУ-СОШ с.Марфино

____________/Л.В.Лушникова/

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________201___г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


по биологии


Ступень обучения (класс): 6

Уровень: базовый

Учитель: Райку Елена Геннадьевна

Категория: I





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»_______201__ г.








2014 - 2015 учебный год

II. Пояснительная записка

к рабочей программе по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко. Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2009. Федерации». Учебник с экологической направленностью. В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 1 час в неделю. Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности. Количество контрольных работ за год - 2 Количество лабораторных работ за год - 8 Экскурсий за год - 3








III. Учебно-тематический план.

Тематическое планирование


п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

Лаборат. работы

Контр. работы

экскурсии

1

Введение. Общее знакомство с растениями.

3

2

1


1

2

Клеточное строение

растений.

2

2

1



3

Органы цветковых растений.

9

8

3

1


4

Основные процессы жизнедеятельности.

7

7

2



5

Основные отделы царства растений.

5

5



1

6

Историческое развитие растительного мира на Земле.

1

1




7

Царство Бактерии.

2

2




8

Царство Грибы. Лишайники.

3

2

1

1


9

Природные сообщества.

2

2



1

Всего:


34

32

8

2

3


IV. Содержание тем учебного курса

Программа 6 класса разработана в соответствии с обязательным минимумом

содержания основного общего биологического образования.

«Введение» и Общее знакомство с растениями отводится 3 часа.

Изучаются царства органического мира. Вводится понятие - ботаника. Общие

сведения о многообразии растений на Земле.

Многообразие мира растений. Признаки растений. Условия жизни растений. «Разнообразие растений».

Клеточное строение растений (2 часа)

Строение растительной клетки. Понятия о тканях. Жизнедеятельность клеток.

Органические и неорганические вещества в клетке.

Органы цветковых растений (9 часов)

Семя (1 ч)

Внешнее и внутреннее строение семян. Условия прорастания семян. Значение

семян.

Корень (1 ч)

Внешнее и внутреннее строение корня. Виды корней. Видоизменения корней.

Побег (4 ч)

Строение и значение побегов для растений. Почка - зачаточный побег.

Строение и значение листа. Стебель, его строение и значение. Разнообразие

стеблей. Многообразие побегов.

Цветок и плод (2 ч)

Цветок, его значение и строение. Соцветия. Цветение и опыление растений.

Разнообразие плодов. Распространение плодов и семян.

Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов)

Корневое питание растений. Воздушное питание растений. Дыхание растений.

Размножение растений. Рост и развитие растений.

Ознакомительно рассматривается тема «Космическая роль зелёных растений».

Основные отделы царства растений (5 часов)

Понятие о систематике растений. Подцарство Водоросли. Отдел Моховидные.

Отдел Папоротниковидные. Отдел Голосеменные растения. ОтделПокрытосеменные (Цветковые) растения.

Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (2часа )

Развитие растительного мира. Знакомство с понятием - эволюция.

Многообразие и происхождение культурных растений. История появления в

России культурных растений.

Отбор и селекция растений изучается в ознакомительном порядке.

Царство Бактерии (1 часа)

Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий.

Царство Грибы. Лишайники (2 часа)

Общая характеристика грибов. Многообразие грибов и их значение.

Лишайники, особенности их строения и значение.

Природные сообщества (3 часов)

Жизнь растений в природе. Знакомство с понятием растительное сообщество.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.

Знакомство с понятием - экосистема. Понятие о смене природных сообществ.

Многообразие природных сообществ. Роль человека в природе.

V. Требования к уровню подготовки учащихся

по биологии за курс 6 класса

В результате изучения биологии ученик должен

  • знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов, клеток организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение

уметь

  • объяснять роль биологии в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп), роль растений, бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязь организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды.

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.











VI. Календарно-тематическое планирование

Учебник: Биология - Москва Вентана - Граф 2009

Авторы: И.Н Понамарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко.

Программа: авторская программа курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса

Авторы: И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко

Количество часов: 35

п/п

Тема урока

Тип урока

Использование ИКТ/ТСО

примечание

Дата

план

факт

1

Наука о растениях - ботаника. Экскурсия № 1. Мир растений вокруг нас.

Урок-исследование


Презентация



2

Разнообразие растений. Лабораторная работа № 1. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения.

Урок-практикум


Презентация



3

Условия жизни растений.

комбинированный урок



Презентация



4

Особенности растительной клетки. Лабораторная работа № 2. Знакомство с клетками растения.

Урок-практикум


Презентация



5

Жизнедеятельность клетки.

комбинированный урок, тест


Презентация



6

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. Лабораторная работа № 3. Изучение строения семени двудольных растений.

Урок изучения новой темы;

Урок-практикум

Презентация



7

Корень. Внешнее и внутреннее строение корня.

комбинированный урок


Презентация



8

Побег. Строение и значение побега. Лабораторная работа № 4.Строение вегетативных и генеративных почек.

Урок-практикум

Презентация



9

Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Значение листа в жизни растения.

комбинированный урок


Презентация



10

Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение.

комбинированный урок


Презентация



11

Видоизменения побегов. Лабораторная работа № 5. Внешнее строение корневища, клубня и луковицы.

Урок-практикум

Презентация



12

Цветок - генеративный орган, его строение и значение.

комбинированный урок


Презентация



13

Плод. Разнообразие и значение плодов.

комбинированный урок


Презентация



14

Контрольная работа № 1 по теме «Органы цветковых растений».


Презентация



15

Минеральное (почвенное) питание растений.

Урок изучения новой темы;


Презентация



16

Воздушное питание растений - фотосинтез.

комбинированный урок


Презентация



17

Дыхание и обмен веществ у растений.

комбинированный урок


Презентация



18

Значение воды в жизнедеятельности растений.

Лабораторная работа № 6. «Растения разных экологических групп по отношению к воде».

комбинированный урок


Презентация



19

Размножение оплодотворение у растений.

комбинированный урок


Презентация



20

Использование вегетативного размножения человеком. Лабораторная работа № 7. Черенкование комнатных растений.

Урок-практикум

Презентация



21

Рост и развитие растительного организма.

тест

Презентация



22

Понятие о систематике растений.

Урок изучения новой темы;


Презентация



23

Водоросли и их значение.

комбинированный урок

Презентация



24

Отдел Моховидные. Плауны. Хвощи. Папоротники.

комбинированный урок

Презентация



25

Отдел Голосеменные.

комбинированный урок, тест

Презентация



26

Отдел Покрытосеменные. Экскурсия № 2. Представители отделов царств растений.

комбинированный урок


Презентация



27

Многообразие и происхождение культурных растений.


Урок изучения новой темы;

Презентация



28

Бактерии. Общая характеристика, строение.

Урок изучения новой темы;


Презентация



29

Значение бактерий в природе и в жизни человека.

комбинированный урок

Презентация



30

Царство Грибы. Многообразие и значение грибов.

Лабораторная работа № 8 Изучение строения плесневых грибов.

Урок-практикум

Презентация



31

Лишайники. Общая характеристика и значение.

комбинированный урок

Презентация



32

Контрольная работа № 2 по теме «Обзор систематических групп растений».


Презентация



33

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Экскурсия № 3. Жизнь растений в весенний период года.

Урок изучения новой темы;


Презентация



34

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.

Урок-проект

Презентация



35

Итоговое обобщение





VII. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной)

Основная литература:

  1. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-Граф, 2010.

  2. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2009

  3. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 1. - М.: Вентана-Граф, 2010.

  4. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 2. - М.: Вентана-Граф, 2010.

  5. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2009

  6. Дидактические карточки-задания по биологии: 6 класс. К учебнику И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен»,2009

  7. «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6 класс», М.: Вако, 2010

Дополнительная литература:

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

  2. Открытая биология 2.6 Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Физикон, 2005.

  3. 1С: Репетитор. Биология. Весь школьный курс, 1998-2001.

  4. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (school-collection.edu.ru/).

  5. bio.1september.ru- газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

  6. bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

6. bio.nature.ru - научные новости биологии

7. edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

8. km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

  2. floranimal.ru/ - Сайт - энциклопедия. На сайте в алфавитном порядке расположены названия растений и животных всего мира. При выборе необходимого вида, попадаешь на страницу с изображением и описанием растения или животного. Данным материалом можно воспользоваться при подготовке к урокам.

  3. plant.geoman.ru/ - Растения

  4. biodan.narod.ru - Биологический словарь с алфавитным указателем

  5. nsu.ru - Биология в вопросах и ответах

  6. college.ru - Учебник по биологии он-лайн, иллюстрированный


VIII. Приложение к программе









































© 2010-2022