- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по биологии Этапы дыхания. Легочные объёмы (8 класс)
Конспект урока по биологии Этапы дыхания. Легочные объёмы (8 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рылькова Н.В. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок биологии 8 класс
Тема: Этапы дыхания. Легочные объёмы
Цели урока: Образовательные:
- повторить строение и функции верхних и нижних дыхательных, выявить взаимосвязь строения и функций органов дыхания.
- сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха
Развивающие:
- формировать у учащихся умение сравнивать,
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы
- продолжить формирование понимания межпредметных связей
Воспитательные
- расширение кругозора учащихся и формирование интереса к предмету
- развитие коммуникативных способностей.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: таблица «Строение органов дыхания», схема органов дыхания человека, дидактические карточки, схема «Положение диафрагмы при вдохе и выдохе», сантиметровая лента, секундомер.
Ход урока:
I Организационный момент (1-2 мин.)
II Актуализация знаний (5 мин.)
Повторение материала необходимого для изучения новой темы. Ребята, давайте вспомним, какое строение имеют легкие? Ответы детей.
III Изучение нового материала (30 мин.)
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока.
Мы постоянно при изучении биологии убеждаемся в том, что строение органа связанно с выполняемыми функциями. Вот и здесь стенки альвеол состоят из одного слоя эпителиальной ткани. Как вы думаете, с чем это связанно?
Ответы детей.
Верно - это связанно с тем, что в легких происходит газообмен.
Давайте разберемся ,как происходит этот процесс. Во вдыхаемом воздухе: 78% - азота; 21% - кислорода; 0,03% - углекислого газа.
В венозной крови: 16% - кислорода; 4% - углекислого газа. Что происходит с углекислым газом? Правильно он диффундирует из венозной крови в альвеолы. Что заставляет его перемещаться в этом направлении?
Ученики вспоминают закон физики: газы перемещаются из области с большим давлением в область с меньшим давлением.
Что происходит с кислородом?
Правильно, он диффундирует из альвеол в кровь. Кровь при этом становится…( дети отвечают)
Что должно произойти до газообмена в легких? (ответы) Молодцы, воздух должен поступить в легкие. Наша задача сейчас осуществить вдох.
В тетради записываем
Вдох: (устанавливаем последовательность действий и их результат.)
1 Межреберные мышцы и мышцы диафрагмы сокращаются (объём грудной клетки увеличивается)
2 Альвеолы расширяются ( давление в них понижается)
3 Воздух перемещается из области с большим давлением в область с меньшим давлением ( т.е. в легкие)
Выдох: Самостоятельно описываете последовательность действий при выдохе. Через 3 мин. Проверяем.
Как вы думаете, сколько воздуха попадает в легкие при вдохе?
Ответы детей. Ваши версии очень интересны.
Сейчас я попрошу вас посчитать, сколько вдохов вы делаете за 1 минуту. Результат запишите в тетрадь.
В биологии и медицине есть такое понятие:
МОД - минутный объём дыхания. Чтобы его рассчитать, нужно знать
ЧД - частоту дыхания ( эта единица вами рассчитана) и
ДО - дыхательный объём (количество воздуха, поступающее в легкие
при одном вдохе) Он равен 500 мл.3.
МОД= ЧД * ДО
По этой формуле рассчитайте свой минутный объём дыхания.
Ещё один важный показатель состояния нашего здоровья - это жизненная ёмкость легких (ЖЁЛ). Оказывается, что после спокойного вдоха, мы можем совершить глубокий вдох. При этом в легкие попадает ещё 1,5 -2 л. воздуха. Этот объём называют резервный объём вдоха.
После спокойного выдоха мы можем дополнительно выдохнуть 1-1,5 л. воздуха. Этот объём называют резервный объём выдоха.
ЖЁЛ- это количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха. Это величина не постоянная, она изменяется с возрастом, под влиянием занятий физической культурой и спортом. Измеряют её с помощью специального прибора - спирометра.
Рассчитайте вашу ЖЁЛ в тетради, сделайте вывод насколько хорошо выражен у вас этот показатель.
IV Рефлексия ( 5 мин.)
-Сегодня на уроке мне было интересно узнать…
- Я был удивлен, узнав о том, что…
- Знания, полученные сегодня на уроке мне пригодятся в жизни…
V Домашнее задание & 29 , ответить на вопросы