• Преподавателю
  • Биология
  • Тема самоообразования Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии и химии

Тема самоообразования Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии и химии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Овгортская школа-интернат среднего общего образования»













Использование проектной и исследовательской деятельности

на уроках биологии и химии

(дистанционный семинар учителей биологии и химии)









Голубева Инна Валентиновна,

учитель биологии и химии









Овгорт, 2015

Главным показателем успешной работы учителя-предметника было и остается качественная успеваемость. Проблеме качественного образования на всех ступенях образовательного процесса во всём мире придаётся особое значение. Эта проблема обозначена в приоритетных программах Президента РФ, Концепции модернизации образования.

При утверждении национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Дмитрий Анатольевич Медведев отметил: «Суть и смысл образовательной инициативы заключается в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны».

Задача современного образования - формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. В связи с этим, в образовательных учреждениях внедряется личностно-ориентированный и системно-деятельностный подход.

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Этим обусловлено распространение в школах методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Я опишу свой опыт работы.

Детям младшего и среднего подросткового возраста важны не отдельные занятия, а непрерывный процесс деятельности, который дает простор инициативе, творчеству, удовлетворяет любознательные потребности ребенка. Планирование, конструирование, изучение, исследование, поиск, участие в конкурсах, в деловых творческих играх - все это формирует активную жизненную позицию подростка. Однако желание проявить себя в различных испытаниях часто угасает от неуверенности в своих возможностях и зачастую нераскрытых способностях. Разрешить данную проблему ребенка, дать возможность поверить в свои силы, способности, знания, проявить одаренность - во всем этом помогает метод проектов.

Метод проектов называют технологией четвёртого поколения, который позволяет реализоваться обучающимся с различным уровнем обученности, творческим потенциалом и индивидуальными способностями. Проектная деятельность обучающихся - совместная деятельность, направленная на достижение коллективного результата деятельности.

На уроках биологии в 7 классе при изучении крупных систематических групп отводится несколько часов. Необходимо познакомить школьников с особенностями строения, образа жизни, многообразием видов, провести лабораторные или практические работы. При изучении темы «Класс Млекопитающие» мы реализовали учебно-творческий проект «Все о Млекопитающих». Многие ребята уже выполняли проекты по другим предметам, поэтому им не составило труда наметить план, распределить деятельность каждого участника в группе, решить, кто какую информацию будет собирать и оформлять. В течение одного урока ученики нашли материал из учебника, справочников, энциклопедии, Красной Книги. Творческие способности развиты у многих детей, поэтому каждая группа составила головоломки, кроссворды, викторины. Интересную рубрику подготовили о редких и исчезающих животных, нашли информацию о необычных свойствах животных. Оформленные плакаты до следующего урока были вывешены в коридоре у кабинета биологии. На втором уроке группами была представлена презентация и защита своего коллективного труда, выставка творческих работ, проведена викторина «Млекопитающие России» (приложение 1).

Метод проектов позволяет эффективно спланировать изучение темы, разносторонне представить предмет изучения, оригинально презентовать и найти практическое применение темы. Выступление перед аудиторией или проведение опроса, анкетирования развивает коммуникативные способности, помогает в социальной адаптации детей из небольших населенных пунктов в условиях быстро меняющегося информационно-технологичного мира.

Преподавание биологии и химии в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным экспериментом, лабораторными или практическими работами. Однако в современной школе проведение экспериментальных работ по предмету часто затруднено из-за недостатка учебного времени, отсутствия современного материально-технического оснащения. Многие биологические процессы отличаются сложностью. Эффектные химические опыты вредны для здоровья. Все это снижают интерес и мотивацию к обучению. Дети с образным мышлением медленно усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. У некоторых школьников доминирует кинестетический тип восприятия информации. Поэтому для них и наглядное и аудиальное представление материала позволяет хорошо понять и усвоить тему. Но так как в каждом классе есть дети с различными типами восприятия информации (визуалы, аудиалы, смешанные типы), то все они находят себя в реализации учебных-творческих или исследовательских проектов.

Поэтому, изучая новую тему, мы часто проводим лабораторную работу, мини-эксперимент. На уроках я стараюсь составить такие задания для самостоятельного выполнения, чтобы ученики могли одновременно развивать память, речь, коммуникативные способности и использовать преимущества собственного типа восприятия информации, то есть самосовершенствоваться.

Например, на уроке биологии в 11 классе, в разделе Экология изучаем «Сукцессионные изменения» (презентация). Мини-исследование по определению собственного типа восприятия информации. Насколько легко или трудно ученикам было выполнять задания, определяют по 5-ти бальной шкале. В конце урока ребята делают выводы, какой канал восприятия информации необходимо им развивать.

Другой пример, на уроке биологии в 8 классе, изучая тему «Пищеварение в ротовой полости», ввожу элементы деловой игры - Центр здоровья. Ребята посовещавшись, распределяют роли профессионалов, которые работают в Центре здоровья: дантисты, стоматологи, биохимики, специалисты по гигиене и другие (презентация «Пищеварение в ротовой полости»).

Я не ставлю перед собой задачу воспитать будущих ученых или участников научно - практических конференций. Я лишь стараюсь помочь воспитанникам увидеть необычное в обычном. Применяя технологию исследовательской деятельности, активно внедряется личностно-ориентированный подход. «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - это помочь им раскрыться, развить собственные идеи», - писал еще И.Г. Песталоцци.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа каждой конкретной ситуации. (по Селевко, 1998).

На уроках биологии при изучении темы «Анализаторы» использую приемы и игры, развивающие зрительную и слуховую память. Природа позволяет нам тренировать свой мозг также как и мышцы. Для развития зрительной памяти использую простое упражнение с салфеткой (Играя, обучаемся. Выпуск 1,1999). На стол заранее кладу различные небольшие предметы (канцелярские, бытовые, природные материалы и т.д.) общим количеством от 8 до 20 и накрываю их тряпочной салфеткой. Затем ребята подходят к столу, я снимаю салфетку ровно на 10 секунд. За это время дети должны запомнить как можно больше предметов. Далее салфеткой снова закрываю стол, а ученики каждый индивидуально записывают на отдельных листках бумаги предметы, которые они запомнили. Потом сверяем, кто сколько запомнил. На первых таких упражнениях дети обычно запоминают от 4-5 до 8 предметов. При регулярных тренировках дети запоминают все 20 предметов. Усложнение данного упражнения провожу в виде дополнительных вопросов: какого цвета были предметы, сколько вещей можно отнести к бытовым или канцелярским, какая надпись была на блокноте, что было изображено на значке, шишки каких деревьев узнали и др.

На занятиях и переменах любимым упражнением школьников стал прием с «волшебным мешочком». В тряпочный мешочек складываю опять же различные предметы, которые можно узнать наощупь или на слух (шуршащие). По очереди каждый ребенок просовывает руку в мешочек и, осязая, запоминает, что лежит в мешочке. Далее дети записывают на листке. Затем сверяем, кто какие предметы узнал. Такое упражнение обостряет слух, улучшает память у детей с преобладающим кинестетическим типом восприятия информации.

На уроках исследовательская деятельность позволяет всесторонне развивать способности ребенка: методичность в выполнении эксперимента, конспектирование дополнительной литературы, составление реферата, аналитические и логические навыки мышления, проявление инициативы и развитие коммуникативных качеств, выступление перед аудиторией, аккуратность, трудолюбие. Это и многое другое сказывается на конечном результате исследований.

Любая исследовательская деятельность подразумевает публичное выступление. Сообщение о своих интересных открытиях по изучаемым темам ученики представляют в самом начале урока. Условие выступления: за одну минуту успеть рассказать о том, что они подготовили в мини-реферате (приложение 2). Обсуждение информации является мотивом для формулировки темы урока или проблемы.

Проведение химического эксперимента и последующий анализ деятельности, составление химических уравнений, формулировка выводов очень важны для систематизации материала и подготовке к контрольным работам по темам. Так в 11 классе обширный материал по изучению свойств оснований, солей, неорганических и органических кислот провожу в форме практикума. Группы получают задания, проводят опыты, обобщают информацию (приложение 3). Наглядное изучение свойств веществ помогает лучше повторить материал при подготовке к ЕГЭ.

Началом пути по реализации ФГОС стало использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно» (Л. Выготский). Особая роль отводится использованию метода творческих проектов, его возможностей в реализации компетентностного подхода. Так как организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности, то оценке сформированности надпредметных умений также отношу результаты конкурсов-проектов, в которых учащиеся принимают активное участие.

Адресная направленность

Представленный материал в первую очередь я адресую учителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования. Поскольку развитие творчества и наблюдательности, навыков исследования необходимо на протяжении всего школьного периода и является актуальным во всестороннем развитии детей, то любому учителю и воспитателю будут полезны интерактивные приемы и упражнения.

Литература

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- М., 1994.

  2. Играя, обучаемся. Выпуск 1. - Серия «Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь». - Новосибирск: ИСАР-Сибирь, 1999.

  3. Играя, обучаемся. Выпуск 2. - Серия «Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь». - Новосибирск: ИСАР-Сибирь, 1999.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.

Приложение 1

Подготовка и презентация учебных проектов

«Все о Млекопитающих», 7 а, 7 б классы

Тема самоообразования Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии и химии



Тема самоообразования Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии и химии



Тема самоообразования Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии и химии

Приложение 2

Выступление с сообщением по мини-реферату, урок биологии в 9 б классе

Тема самоообразования Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии и химии

Приложение 3

Химический практикум в 11 классе

Тема самоообразования Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии и химии

Тема самоообразования Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии и химии

© 2010-2022