- Преподавателю
- Биология
- «Конкурсно-игровой калейдоскоп»
«Конкурсно-игровой калейдоскоп»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хорошавина Г.Г. |
Дата | 10.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Хорошавина Галина Григорьевна
БОУ: «Михайловская средняя общеобразовательная школа»
Учитель биологии
Описание публикации: Предлагаю вам конспект игры для детей 6 класса «Конкурсно-игровой калейдоскоп». Данный материал направлен на решение триединой задачи обучения биологии:
-
развитие интереса к предмету;
-
изучение и понимание признаков и свойств живого;
-
понимание места и роли человека в природе.
Подобные игры помогают учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках. Эту игру можно проводить на уроке или провести как внеклассное занятие. Играть может весь класс, вызванные к доске ученики или класс поделить на команды.
«Конкурсно - игровой калейдоскоп»
Цели:
-
Расширить знания учащихся по биологии, в частности об особенностях строения и процессах жизнедеятельности;
-
Воспитывать любознательность детей, умение наблюдать и делать выводы;
-
Активизировать знания; сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма;
-
В занимательной форме проверить запас биологических знаний;
Оборудование: Карточки- задания, фотографии растений, гербарии растений, ручки, листы бумаги.
I Организационный момент
-
Набираются команды.
-
Выбирается независимое жюри.
-
Зрители делятся на два сектора, в зависимости от того за кого будут «болеть».
II Начало игры:
Конкурс №1: «Каламбур»
На доске, слайде или на плакате нарисована схема, отражающая систематическое положение растения определенного вида. Задача играющих найти ошибку и исправить её.
Каламбур 1
Царство: растения
Отдел: покрытосеменные
Класс: двудольные
Род: ноготки
Семейство:сложноцветные
Вид: ноготки лекарственные
( Ответ: после класса идет семейство, затем род и вид)
Каламбур 2
Царство: растения
Отдел: покрытосеменные
Класс: однодольные
Семейство:розоцветные
Род: ноготки
Вид: ноготки лекарственные
( Ответ: ноготки лекарственные относятся к классу двудольные, семейству сложноцветные)
Конкурс №2: «Логическая цепочка»
Учитель показывает карточки с формулами семейств, а ученики по цепочке угадывают о каком семействе идет речь.
-
Л4Ч4Т6П1 (крестоцветные)
-
Л5Ч5Т10П1 (бобовые)
-
Л5Ч5Т5П1 (сложноцветные)
-
Л5Ч5Т-П (розоцветные)
-
Л5Ч5Т5П1 (пасленовые)
-
2 цветковые чешуи, 2 цветковые пленки (злаковые)
-
Л6Ч6Т6П1 (лилейные)
-
Л5Ч5П1Т9+1 (крестоцветные)
-
Л4Ч4Т2+4П1 (крестоцветные)
-
Л6Ч6Т6П1 (лилейные)
Конкурс №3: «Кто лишний»
Из группы предложенных растений необходимо выбрать лишнее и объяснить, почему. Это могут быть фотографии, рисунки, гербарии.
Задание: спирогира, улотрикс, хламидомонада, сфагнум, фукус, ламинария.
(Ответ: лишний сфагнум- это мох, остальные- водоросли).
Задание: пырей ползучий, рожь посевная, тимофеевка луговая, осот желтый, мятлик однолетний.
(Ответ: лишний осот -это семейство сложноцветные, остальные - семейство злаки).
Задание: мукор, пиницилл, ягель, дрожжи, головня.
(Ответ: лишний ягель - это («олений мох») - лишайник, остальные - грибы).
Конкурс №4: «Кто такой? Что такое?»
Игроки должны угадать растение по описанию.
-
Его называют сыном солнца и воды. Растение теплолюбиво и требует обилия влаги. По площади посева занимает 2 место после пшеницы. Для стран Азиатского континента служит основным продуктом питания. Зерно перерабатывают в муку, крахмал, спирт, а из отрубей добывают высококачественное и техническое масло, а также используют как ценный корм для животных, а смолу - для производства лучших сортов бумаги, изготовления веревок, циновок, корзин, шляп и мебели. Родиной считают Индию. (Рис)
-
Существует много разновидностей, употребляют: цветы, кочанчики, толстый, сочный, надземный стебель. Требовательна к почве, влаге, имеет бледно- желтые цветки, соцветие- кисть. Растение семейства крестоцветных ,плоды - стручки с семенами. (Капуста)
-
Родина - побережье Чили и горы Перу. Важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура. Из нее получают крахмал, патоку, спирт. Соцветие с крупными цветками цветки самоопыляются, осенью образуют плоды: зеленовато- белые ягоды размером чуть больше лесного ореха. (Картофель)
-
Однолетнее травянистое растение, высотой 2- 3 метра и более, ценная зерновая и продовольственная культура, служит сырьем для промышленности. Стебель толстый и не полый, длинные широкие листья имеют параллельное жилкование. Цветки 2 типов: пестичные и тычиночные. Пестичные цветки собраны в соцветие - сложный початок, а тычиночные образуют соцветие- метелку. (Кукуруза)
-
Очень древнее культурное растение, возделывали более 10000 тысяч лет. Важнейшая зерновая культура. Стебель- соломина, на нем хорошо заметны узлы, плод зерновка, из сортов изготовляют высококачественный хлеб, макароны, крупы. (Пшеница)
-
Растение цветет осенью, стебель прямостоячий покрыт в нижней части жесткими волосками, листья лировидной формы, расположены поочередно, цветки собраны в соцветие кисть, плоды - стручки с поперечными перетяжками. (Дикая редька)
Конкурс №5: «Биологическая задачка»
Задача 1: Эквалипт - необычное дерево. Из семян через семь лет вырастает дерево. Годовой прирост составляет 2, 71 м. Какова его высота? (10 м.).
Задача 2: Род растений, имеющие самые большие листья. Это тропические растения и листья их поистине огромны - около двадцати метров. (Пальма)
Задача 3: Вам нужно назвать самое высокое травянистое растение. Его высота - тридцать, а то и сорок метров. Порой за сутки это растение может вырасти на целый метр. Растет всего 40 дней.( Бамбук)
Конкурс №6: «Это должен знать каждый»
Предлагаются ученикам открытки, фотографии с изображением ядовитых растений или растений, занесенных в Красную книгу. Открытки сложены в стопку, рядом лежит ручка и листы бумаги. Ученик подбегает, берет первую открытку сверху и пишет название растения на листе бумаги. Открытка откладывается в сторону. Зате бежит второй ученик. Третий и т. д. Побеждает та команда, которая первая и без ошибок выполнила задание.
Конкурс №7: «Советы бабушки Агафьи»
1. Этим овощем в Древнем Египте на строительстве пирамид кормили рабов,чтобы они не заболели. В этом растении содержится большое количество фитонцидов,поэтому мы используем его во время эпидемии гриппа. Родной брат лука. (Чеснок)
2. Плоды этого овоща используют в рационе людей,больных сахарным диабетом,с заболеваниями почек и сердца т.к. в нем содержится много солей калия. Семена этого растения используют как глистогенное средство. Готовят из нее кашу,варенье и даже цукаты. (Тыква)
3. Русские женщины используют плоды этого растения для ухода за кожей лица ,он хорошо дезинфицирует и увлажняет кожу, маски из мякоти устраняют веснушки. В плодах этого овоща содержится до 98% воды. Лежит меж грядок, свеж и сладок. На грядке-зеленый, а в кадке соленый. (Огурец)
4. Свежевыжатый сок растения лечит язву желудка. Из него можно приготовить первые, вторые блюда и даже десерт; входит во все диеты. Неказиста, шишковата, но придет на стол она -скажут весело ребята: «Ой! рассыпчата, вкусна!». (Картофель)
III. Подведение итогов
-
Определяется победитель;
-
Отмечаются самые активные;
-
Выставляются оценки за урок, обычно это оценка «5».