Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма

Урок   способствует  формированию  знаний о закономерностях эмбрионального (зародышевого) развития организмов,  поможет углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов;  раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей среды. На данном  уроке учитель развивает  умения  учащихся  обосновывать роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма,  учит учащихся формулировать выводы;  развивает   монологическую речьучащихся.  Одна из задач...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма.Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма.Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма.

Влияние токсических веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков, элементов цветных, тяжелых и радиоактивных веществ) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов (врожденные уродства).

Образовательные: формировать знания о закономерностях эмбрионального (зародышевого) развития организмов, его цитологических основах; углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов; раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей среды.

Развивающие: развивать умение обосновывать роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма; учить учащихся формулировать выводы; развивать монологическую речь учащихся.

Воспитательные : формировать мировоззренческие представления о влиянии вредных веществ на внутриутробное развитие организмов, основы здорового образа жизни.

Оборудование: презентации, видеоматериал, таблицы, индивидуальные рабочие карты .

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

***Учащиеся используют в течение урока рабочие карты

II. Проверка знаний: письменно, дописать недостающее слово

  1. Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

  2. Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)

  3. Ряд митотических делений следующих друг за другом (дробление)

  4. Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри (бластула)

  5. Двухслойный зародыш с полостью внутри (гаструла)

  6. Наружный слой клеток двухслойного зародыша (эктодерма)

  7. Внутренний слой клеток двухслойного зародыша (энтодерма)

  8. Третий зародышевый листок (мезодерма)

  9. Авторы биогенетического закона(Мюллер, Геккель)

  10. Хромосомный набор гамет (гаплоидный)

Взаимопроверка. Оценивание. Критерии оценки:

"5" - 0 ошибок

"4" - 1-2 ошибки

"3" - 3-4 ошибки

"2" - 5 и более ошибок

III. Новая тема

Повторение основных понятий (фронтальный опрос)

  1. Что такое оплодотворение?

  2. Что такое размножение?

  3. Каково биологическое значение процесса размножения?

  4. Какие типы размножения вы знаете?

Заполните схему:

Периоды онтогенеза

Учитель: Наукой доказано, что алкоголь, никотин, наркотики особенно вредны для эмбриона. Почему? Вы должны сформулировать свои выводы после изучения темы.

Тема урока: Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма.

Учащиеся формулируют цель, записывают в тетрадь.

Влияние токсических веществ :

  1. табачного дыма, никотина

  2. алкоголя

  3. наркотиков

  4. элементов цветных, тяжелых и радиоактивных веществ на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов (врожденные уродства).

?*?Сообщения учащихся по каждому пункту с использованием презентаций:

По ходу выступления учащиеся заполняют таблицу: (можно выборочно)

Вещества

Влияние на организм

Выводы

Наркотики

Алкоголь

Никотин

Вредные вещества

Используя полученные данные ответьте на вопросы :

  1. В ходе беременности женщина получила радиационное облучение? Какие, на Ваш взгляд, могут возникнуть последствия данного воздействия?

  2. До беременности и в течение беременности женщина систематически курила? Выскажите свое мнение о влиянии никотина на развитие зародыша?

  3. Беременная женщина работает в химической лаборатории. Выскажите свое мнение о влиянии химических веществ на внутриутробное развитие зародыша.

  4. Один из будущих родителей систематически употребляет алкоголь. Как это может повлиять на развитие плода и протекание беременности.

  5. Большое влияние на развитие зародыша оказывают условия внешней среды, в которой формируется будущий организм. Охарактеризуйте факторы, способные оказать негативное воздействие на эмбриональное развитие ребенка в крупном промышленном городе?



  1. Закрепление знаний учащихся.

Составить рекомендации будущим родителям:

  1. За месяц до зачатия перестать употреблять спиртные напитки. Примерно столько времени требуется, чтобы вывести из организма алкоголь.

  2. Проконсультироваться с врачом по поводу лекарственных веществ, которые принимаются будущей матерью. По возможности исключить употребление снотворных и успокоительных средств.

  3. Расстаться с курением, а также стараться избегать тех мест, где собираются курящие люди.

  4. Перед зачатием пройти полное обследование здоровья и необходимое лечение. В частности это относится и к зубам. Некоторые лекарства, применяемые при стоматологическом лечении, могут повредить будущему ребенку. Малышу также может повредить инфекция из больного зуба.

Выводы по теме урока: необходимо знать о влиянии токсических веществ : табачного дыма, алкоголя, наркотиков, элементов цветных, тяжелых и радиоактивных веществ на ход эмбрионального развития. Взрослым избегать употребления лекарств без назначения врача, наркотиков, алкоголя. Следить за своим здоровьем.

Показ видеофрагмента: влияние алкоголя.

Оценивание учащихся. Подведение итогов.

Рефлексия : SMS-сообщение в тетради (выскажите свое мнение о нашем уроке)

Домашнее задание: подготовить буклет , статью, тест (10-15 вопросов), параграф в учебнике.



© 2010-2022