- Преподавателю
- Биология
- Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма
Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ержанова Л.Х. |
Дата | 13.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма.
Влияние токсических веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков, элементов цветных, тяжелых и радиоактивных веществ) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов (врожденные уродства).
Образовательные: формировать знания о закономерностях эмбрионального (зародышевого) развития организмов, его цитологических основах; углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов; раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей среды.
Развивающие: развивать умение обосновывать роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма; учить учащихся формулировать выводы; развивать монологическую речь учащихся.
Воспитательные : формировать мировоззренческие представления о влиянии вредных веществ на внутриутробное развитие организмов, основы здорового образа жизни.
Оборудование: презентации, видеоматериал, таблицы, индивидуальные рабочие карты .
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
***Учащиеся используют в течение урока рабочие карты
II. Проверка знаний: письменно, дописать недостающее слово
-
Индивидуальное развитие организма (онтогенез)
-
Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)
-
Ряд митотических делений следующих друг за другом (дробление)
-
Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри (бластула)
-
Двухслойный зародыш с полостью внутри (гаструла)
-
Наружный слой клеток двухслойного зародыша (эктодерма)
-
Внутренний слой клеток двухслойного зародыша (энтодерма)
-
Третий зародышевый листок (мезодерма)
-
Авторы биогенетического закона(Мюллер, Геккель)
-
Хромосомный набор гамет (гаплоидный)
Взаимопроверка. Оценивание. Критерии оценки:
"5" - 0 ошибок
"4" - 1-2 ошибки
"3" - 3-4 ошибки
"2" - 5 и более ошибок
III. Новая тема
Повторение основных понятий (фронтальный опрос)
-
Что такое оплодотворение?
-
Что такое размножение?
-
Каково биологическое значение процесса размножения?
-
Какие типы размножения вы знаете?
Заполните схему:
Периоды онтогенеза
Учитель: Наукой доказано, что алкоголь, никотин, наркотики особенно вредны для эмбриона. Почему? Вы должны сформулировать свои выводы после изучения темы.
Тема урока: Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма.
Учащиеся формулируют цель, записывают в тетрадь.
Влияние токсических веществ :
-
табачного дыма, никотина
-
алкоголя
-
наркотиков
-
элементов цветных, тяжелых и радиоактивных веществ на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов (врожденные уродства).
?*?Сообщения учащихся по каждому пункту с использованием презентаций:
По ходу выступления учащиеся заполняют таблицу: (можно выборочно)
Вещества
Влияние на организм
Выводы
Наркотики
Алкоголь
Никотин
Вредные вещества
Используя полученные данные ответьте на вопросы :
-
В ходе беременности женщина получила радиационное облучение? Какие, на Ваш взгляд, могут возникнуть последствия данного воздействия?
-
До беременности и в течение беременности женщина систематически курила? Выскажите свое мнение о влиянии никотина на развитие зародыша?
-
Беременная женщина работает в химической лаборатории. Выскажите свое мнение о влиянии химических веществ на внутриутробное развитие зародыша.
-
Один из будущих родителей систематически употребляет алкоголь. Как это может повлиять на развитие плода и протекание беременности.
-
Большое влияние на развитие зародыша оказывают условия внешней среды, в которой формируется будущий организм. Охарактеризуйте факторы, способные оказать негативное воздействие на эмбриональное развитие ребенка в крупном промышленном городе?
-
Закрепление знаний учащихся.
Составить рекомендации будущим родителям:
-
За месяц до зачатия перестать употреблять спиртные напитки. Примерно столько времени требуется, чтобы вывести из организма алкоголь.
-
Проконсультироваться с врачом по поводу лекарственных веществ, которые принимаются будущей матерью. По возможности исключить употребление снотворных и успокоительных средств.
-
Расстаться с курением, а также стараться избегать тех мест, где собираются курящие люди.
-
Перед зачатием пройти полное обследование здоровья и необходимое лечение. В частности это относится и к зубам. Некоторые лекарства, применяемые при стоматологическом лечении, могут повредить будущему ребенку. Малышу также может повредить инфекция из больного зуба.
Выводы по теме урока: необходимо знать о влиянии токсических веществ : табачного дыма, алкоголя, наркотиков, элементов цветных, тяжелых и радиоактивных веществ на ход эмбрионального развития. Взрослым избегать употребления лекарств без назначения врача, наркотиков, алкоголя. Следить за своим здоровьем.
Показ видеофрагмента: влияние алкоголя.
Оценивание учащихся. Подведение итогов.
Рефлексия : SMS-сообщение в тетради (выскажите свое мнение о нашем уроке)
Домашнее задание: подготовить буклет , статью, тест (10-15 вопросов), параграф в учебнике.