- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока биологии по теме
Конспект урока биологии по теме
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гордиенко Л.В. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока биологии
-
ФИО Гордиенко Людмила Викторовна
-
Место работы МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения
-
Должность учитель биологии
-
Предмет биология
-
Класс 10 класс
-
Тема «Оплодотворение».
7. Тип урока: комбинированный
Цель урока: учащиеся научатся характеризовать процесс оплодотворения и объяснять биологическое значение двойного оплодотворения у цветковых растений.
8. Задачи урока:
1. Организовать работу по изучению понятий о строении высших растений, о сущности и механизме оплодотворения.
2. Создать условия для формирования умений анализировать и логически последовательно излагать материал.
3. Создать условия с применением ЦОР для развития их познавательного интереса и творческого мышления.
4. Способствовать воспитанию коммуникативной культуры - умения излагать результаты своего труда; воспитывать культуру речи, внимания при работе и грамотное оформление результатов работы.
9. Формы работы учащихся: работа в группах, тестирование, работа с информационным материалом.
10. Необходимое техническое оборудование: компьютер, медиапроектор, ЦОР на диске «Биология. 11 класс», таблицы «Индивидуальное развитие хордовых», «Двойное оплодотворение цветковых растений», «Митоз. Мейоз», «Сперматогенез. Овогенез», маршрутные листы.
Ход урока:
1 этап: Актуализация знаний
1. Что такое гаметы?
2. Какие бывают гаметы?
3.Где формируются гаметы?
4. Как называется процесс образования гамет?
5. Назовите формы гаметогенеза.
6. Дать определения сперматогенезу и овогенезу.
7. Раскрыть процесс сперматогенеза. ( индивидуально у доски с помощью таблицы).
8. Раскрыть процесс овогенеза. ( индивидуально у доски с помощью таблицы).
Задание классу: На маршрутных листах выполнить задание № 1 ( приложение № 1).
9. Какой процесс деления клетки лежит в основе гаметогенеза? (учащиеся указывают мейоз).
Задание классу: С целью сравнения митоза и мейоза выполнить на маршрутных листах задание № 2 ( приложение №1).
Задание выполняется по вариантам, после этого на доске раскрыть правильные ответы, провести взаимопроверку, озвучить положения, которые касаются мейоза.
10. Какой процесс мейоза способствует образованию разнообразных гамет? Укажите место этого явления. ( с помощью таблицы учащиеся раскрывают коньюгацию и кроссинговер хромосом).
2 этап: Мотивация и целеполагание.
1. Какова роль гамет? ( учащиеся говорят об их участии в половом размножении).
2. С чего начинается процесс полового размножения? ( учащиеся называют процесс оплодотворения).
3. Назовите возможную тему нашего урока. (оплодотворение).
4. Определите вопросы, которые мы будем рассматривать при изучении указанной темы. ( как происходит оплодотворение, виды оплодотворения, биологическая роль).
3 этап: Процессуальный (изучение нового материала).
I. Вопрос классу: Что такое оплодотворение? Конкретизировать с помощью ЦОР. Учащимся предлагается просмотреть фрагмент, определить три этапа оплодотворения.
II. Вопрос классу: 1. Какова биологическая роль оплодотворения. ( учащиеся указывают, что при слиянии гаплоидных гамет восстанавливается диплоидное число хромосом, характерное для вида организмов).
Конкретизация материала о слиянии гамет, которые относятся к одному виду организмов, то есть о единстве генетического материала. Рассматриваем случаи слияния гамет разных видов.
Кобылица Х осёл
F1 мул
F2 бесплодно
III. 2. Что образуется в итоге оплодотворения? (учащиеся указывают на образование зиготы, которая при последующем делении образуется зародыш).
3. какое бывает оплодотворение? ( учащиеся называют внутреннее, наружное, учитель добавляет и объясняет: перекрёстное, самооплодотворение и искусственное)
Задание учащимся ( работа с учебником по группам на с. 120-121):
1 группа: дать характеристику внутреннему оплодотворению.
2 группа: дать характеристику наружному оплодотворению.
3. группа: дать характеристику искусственному оплодотворению.
После выполнения работы - обсуждение с учащимися видов оплодотворения, вводится понятие осеменения, сравнивается с понятием оплодотворение.
IV. Рассказ учителя о партеногенезе, как особый случай развития зародыша из неоплодотворённой яйцеклетке.
V. Рассмотрим особенности оплодотворения у цветковых растений.( учащимся предлагается просмотреть ЦОР «Двойное оплодотворение цветковых растений». Восприятие материала облегчается тем, что этот вопрос изучался в 6 классе)
После просмотра видеоматериала проводится фронтальная беседа с помощью таблицы «Двойное оплодотворение цветковых растений».
4 этап: Рефлексия
В заключении предлагается в маршрутном листе выполнить задание № 3 (приложение № 2).
Напишите, какие вопросы для вас оказались лёгкими, по каким вопросам вам необходима консультация.
5 этап: Домашнее задание
Параграф 3.7, устно ответить на вопросы на с. 124, по желанию подготовить сообщение на тему «Искусственное оплодотворение».
Итоги урока
Приложение № 1
Ф И________________________________________________________
I. выберите верные утверждения:
1. В гаметах гаплоидный набор хромосом.
2. яйцеклетки образуются в семенниках.
3. сперматозоидов образуется во много раз больше, чем яйцеклеток.
4. В яйцеклетках находится запас питательных веществ.
5. Половые клетки образуются в процессе митоза.
6. Процесс образования женских и мужских гамет не имеет отличий.
7. Во время мейоза гомологичные хромосомы сливаются и могут обмениваться участками.
8. Итогом сперматогенеза являются одна крупная клетка и три направительных тельца.
Ответ______________________________________
II. выберите номера суждений которые относятся к: (подчеркните свой вариант)
1 вариант Митозу________________________________
2 вариант Мейозу___________________________________
1. Перед началом деления удваивается ДНК.
2. Ядро клетки делится один раз.
3. Образуются соматические клетки с диплоидным набором хромосом.
4. Имеет место кроссинговер.
5. В результате процесса образуются гаметы.
6. Гомологичные хромосомы коньюгируют.
7. Ядро делится два раза.
8. Образуются клетки с гаплоидным набором хромосом.
9. процесс образования клеток связан с семенниками и яичниками.
10. Процесс деления происходит во многих органах тела.
11. Коньюгация происходит в профазе первого деления.
Приложение № 2
-
Подпишите номера частей цветка, обозначенных на рисунке.
-
Номер на рисунке
Структура цветка
Центральная клетка
Завязь
Спермии
Пыльцевая трубка
Яйцеклетка
Семязачаток
2.Двойное оплодотворение у цветковых растений открыл:
-
Р. Гук
-
С.Г. Навашин
-
К.А. Тимирязев
-
К. Линней
3. Впишите набор хромосом (n), который содержит:
центральная клетка ___________________,
вегетативная клетка ___________________,
генеративная клетка ___________________,
стенки завязи ___________________.
4. Спермии у покрытосеменных растений образуются:
-
из вегетативной клетки пыльцевого зерна
-
из генеративной клетки пыльцевого зерна
-
из центральной диплоидной клетки зародышевого мешка
-
из гаплоидной клетки зародышевого мешка
5. Заполните пропуски в тексте.
Из оплодотворённой яйцеклетки развивается ___________________ семени
(_____ n). В результате второго слияния формируется ___________________ - запас питательных веществ, клетки которого имеют ___________________ набор хромосом (_____ n).