Конспект урока биологии по теме

Урок по программе В.В. Пасечника с использованием учебника "Общая биология. 10-11 классы". Авторы: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова.        Цель  урока: учащиеся научатся характеризовать процесс оплодотворения и объяснять биологическое значение двойного оплодотворения у цветковых растений.  Формы работы учащихся: работа в группах, тестирование, работа с информационным материалом.   Необходимое техническое оборудование: компьютер, медиапроектор, ЦОР на диске «Биология. 11 класс», та...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока биологии

  1. ФИО Гордиенко Людмила Викторовна

  2. Место работы МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения

  3. Должность учитель биологии

  4. Предмет биология

  5. Класс 10 класс

  6. Тема «Оплодотворение».

7. Тип урока: комбинированный

Цель урока: учащиеся научатся характеризовать процесс оплодотворения и объяснять биологическое значение двойного оплодотворения у цветковых растений.

8. Задачи урока:

1. Организовать работу по изучению понятий о строении высших растений, о сущности и механизме оплодотворения.

2. Создать условия для формирования умений анализировать и логически последовательно излагать материал.

3. Создать условия с применением ЦОР для развития их познавательного интереса и творческого мышления.

4. Способствовать воспитанию коммуникативной культуры - умения излагать результаты своего труда; воспитывать культуру речи, внимания при работе и грамотное оформление результатов работы.

9. Формы работы учащихся: работа в группах, тестирование, работа с информационным материалом.

10. Необходимое техническое оборудование: компьютер, медиапроектор, ЦОР на диске «Биология. 11 класс», таблицы «Индивидуальное развитие хордовых», «Двойное оплодотворение цветковых растений», «Митоз. Мейоз», «Сперматогенез. Овогенез», маршрутные листы.

Ход урока:

1 этап: Актуализация знаний

1. Что такое гаметы?

2. Какие бывают гаметы?

3.Где формируются гаметы?

4. Как называется процесс образования гамет?

5. Назовите формы гаметогенеза.

6. Дать определения сперматогенезу и овогенезу.

7. Раскрыть процесс сперматогенеза. ( индивидуально у доски с помощью таблицы).

8. Раскрыть процесс овогенеза. ( индивидуально у доски с помощью таблицы).

Задание классу: На маршрутных листах выполнить задание № 1 ( приложение № 1).

9. Какой процесс деления клетки лежит в основе гаметогенеза? (учащиеся указывают мейоз).

Задание классу: С целью сравнения митоза и мейоза выполнить на маршрутных листах задание № 2 ( приложение №1).

Задание выполняется по вариантам, после этого на доске раскрыть правильные ответы, провести взаимопроверку, озвучить положения, которые касаются мейоза.

10. Какой процесс мейоза способствует образованию разнообразных гамет? Укажите место этого явления. ( с помощью таблицы учащиеся раскрывают коньюгацию и кроссинговер хромосом).

2 этап: Мотивация и целеполагание.

1. Какова роль гамет? ( учащиеся говорят об их участии в половом размножении).

2. С чего начинается процесс полового размножения? ( учащиеся называют процесс оплодотворения).

3. Назовите возможную тему нашего урока. (оплодотворение).

4. Определите вопросы, которые мы будем рассматривать при изучении указанной темы. ( как происходит оплодотворение, виды оплодотворения, биологическая роль).

3 этап: Процессуальный (изучение нового материала).

I. Вопрос классу: Что такое оплодотворение? Конкретизировать с помощью ЦОР. Учащимся предлагается просмотреть фрагмент, определить три этапа оплодотворения.

Конспект урока биологии по темеКонспект урока биологии по теме

Конспект урока биологии по теме

II. Вопрос классу: 1. Какова биологическая роль оплодотворения. ( учащиеся указывают, что при слиянии гаплоидных гамет восстанавливается диплоидное число хромосом, характерное для вида организмов).

Конкретизация материала о слиянии гамет, которые относятся к одному виду организмов, то есть о единстве генетического материала. Рассматриваем случаи слияния гамет разных видов.

Кобылица Х осёл

F1 мул

F2 бесплодно

III. 2. Что образуется в итоге оплодотворения? (учащиеся указывают на образование зиготы, которая при последующем делении образуется зародыш).

3. какое бывает оплодотворение? ( учащиеся называют внутреннее, наружное, учитель добавляет и объясняет: перекрёстное, самооплодотворение и искусственное)

Задание учащимся ( работа с учебником по группам на с. 120-121):

1 группа: дать характеристику внутреннему оплодотворению.

2 группа: дать характеристику наружному оплодотворению.

3. группа: дать характеристику искусственному оплодотворению.

После выполнения работы - обсуждение с учащимися видов оплодотворения, вводится понятие осеменения, сравнивается с понятием оплодотворение.

IV. Рассказ учителя о партеногенезе, как особый случай развития зародыша из неоплодотворённой яйцеклетке.

V. Рассмотрим особенности оплодотворения у цветковых растений.( учащимся предлагается просмотреть ЦОР «Двойное оплодотворение цветковых растений». Восприятие материала облегчается тем, что этот вопрос изучался в 6 классе)

Конспект урока биологии по теме

Конспект урока биологии по теме

После просмотра видеоматериала проводится фронтальная беседа с помощью таблицы «Двойное оплодотворение цветковых растений».

4 этап: Рефлексия

В заключении предлагается в маршрутном листе выполнить задание № 3 (приложение № 2).

Напишите, какие вопросы для вас оказались лёгкими, по каким вопросам вам необходима консультация.

5 этап: Домашнее задание

Параграф 3.7, устно ответить на вопросы на с. 124, по желанию подготовить сообщение на тему «Искусственное оплодотворение».

Итоги урока
















Приложение № 1

Ф И________________________________________________________

I. выберите верные утверждения:

1. В гаметах гаплоидный набор хромосом.

2. яйцеклетки образуются в семенниках.

3. сперматозоидов образуется во много раз больше, чем яйцеклеток.

4. В яйцеклетках находится запас питательных веществ.

5. Половые клетки образуются в процессе митоза.

6. Процесс образования женских и мужских гамет не имеет отличий.

7. Во время мейоза гомологичные хромосомы сливаются и могут обмениваться участками.

8. Итогом сперматогенеза являются одна крупная клетка и три направительных тельца.

Ответ______________________________________

II. выберите номера суждений которые относятся к: (подчеркните свой вариант)

1 вариант Митозу________________________________

2 вариант Мейозу___________________________________

1. Перед началом деления удваивается ДНК.

2. Ядро клетки делится один раз.

3. Образуются соматические клетки с диплоидным набором хромосом.

4. Имеет место кроссинговер.

5. В результате процесса образуются гаметы.

6. Гомологичные хромосомы коньюгируют.

7. Ядро делится два раза.

8. Образуются клетки с гаплоидным набором хромосом.

9. процесс образования клеток связан с семенниками и яичниками.

10. Процесс деления происходит во многих органах тела.

11. Коньюгация происходит в профазе первого деления.






















Приложение № 2


  1. Подпишите номера частей цветка, обозначенных на рисунке.

Конспект урока биологии по теме


Номер на рисунке

Структура цветка

Центральная клетка

Завязь

Спермии

Пыльцевая трубка

Яйцеклетка

Семязачаток

2.Двойное оплодотворение у цветковых растений открыл:


  • Р. Гук

  • С.Г. Навашин

  • К.А. Тимирязев

  • К. Линней

3. Впишите набор хромосом (n), который содержит:

центральная клетка ___________________,

вегетативная клетка ___________________,

генеративная клетка ___________________,

стенки завязи ___________________.

4. Спермии у покрытосеменных растений образуются:


  • из вегетативной клетки пыльцевого зерна

  • из генеративной клетки пыльцевого зерна

  • из центральной диплоидной клетки зародышевого мешка

  • из гаплоидной клетки зародышевого мешка

5. Заполните пропуски в тексте.

Из оплодотворённой яйцеклетки развивается ___________________ семени

(_____ n). В результате второго слияния формируется ___________________ - запас питательных веществ, клетки которого имеют ___________________ набор хромосом (_____ n).


© 2010-2022