Технологическая карта внеурочной деятельности по теме: Лекарственные растения парка

Раздел Биология
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Занятие 31


Технологическая карта конструирования занятия внеурочной деятельности.

Предмет внеурочная деятельность: «Экологическое краеведение»

Класс 2

Тема: Лекарственные растения парка

________________________________________________________________________________

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные: в результате занятия учащиеся смогут

- распознавать лекарственные растения, растущие в парке;

- безопасно применять лекарственные растения при некоторых заболеваниях;

- научиться вести правильный сбор лекарственных растений;

2. Метапредметные: в результате занятия учащиеся смогут применять полученные на занятии знания в своей жизни при лечении некоторых заболеваний, зная действие лекарственных растений.

Регулятивные: формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулирование собственного речевого поведения.

3. Личностные: в результате занятия учащиеся смогут

- сформулировать собственное мнение о важности лекарственных растений для человека;

- продолжить развитие способности к саморазвитию и личностному самоопределению на основе осмысления важности экологического равновесия в природе.

_________________________________________________________________________________

Словарь занятия: Лека́рственные расте́ния (лат. Plantae medicinalis) - обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.

Наро́дная медици́на (лат. medicina gentilitia; нем. Volksmedizin, также Volksheilkunde; англ. Folk medicine; или Традиционная медицина - англ. Traditional medicine) - часть альтернативной медицины, которая включает в себя знания о болезнях, методах и средствах лечения, которые передаются в народе из поколения в поколение.

_________________________________________________________________________________

Ресурсы урока:

- живые лекарственные растения парка, определитель растений, памятка по правильному сбору растений;

этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

1 этап

Орг. Момент

Организация учащихся для работы

Вовлечение в работу

не более

1 мин.

2 этап.

Актуализация знаний.

Очень славно пахнет лето:

Травкой, солнцем разогретой.

Много трав растёт полезных

На земле страны родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства

- участвуют в обсуждении

- отвечают на вопрос

Не более

1-2 мин.

3 этап.

Мотивация

Вопросы классу:

1. Хотите отправиться в путешествие и научиться распознавать лекарственные растения и узнать о пользе, которую они приносят?

- участвуют в обсуждении;

- отвечают на проблемные вопросы;

- формулируют предполагаемую тему урока

не более

2-3 мин.

4 этап. Целепола-

гание

Сообщение целей урока учащимся.

Цели урока: после занятия вы сможете

- распознавать лекарственные растения, растущие в парке;

- безопасно применять лекарственные растения при некоторых заболеваниях;

- научиться вести правильный сбор лекарственных растений;

- уточняют, обсуждают цели урока

Не более 1 мин.

5 этап. Планирование.


План.

1. Путешествие по парку с остановками у лекарственных растений (виртуальная экскурсия)

2. Дискуссия о действии лекарственных растениях

- задают уточняющие вопросы;

- узнают последовательность учебных действий


6 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)


2Беседа по вопросам

- мозговой штурм;

- знакомство с другими ответами;

- дополнение учащихся;

2. Работа в малых группах

- участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы;

- сравнивают варианты ответов, делают выводы;

- выбирают важные для себя компоненты знания

не более 3-4-х мин.

не более 5-6 мин.

7 этап

Физпауза

Организация действий учащихся

Выполнение движений

1-2 мин.

7 этап. Включение нового знания в систему знаний

-Организация проектной деятельности. Предоставление алгоритма по выполнению проекта «Лекарственные растения парка п. Сахзавод». Цель: составить каталог местных лекарственных растений и Памятку по их правильному сбору.


- работают в малых группах (или парах) над проектом;

- анализируют реальные социальные условия;

- планируют и осуществляют учебную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата;

- проводят презентацию результатов работы групп, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.

5-7 мин.

- Организация проверки выполнения задания (презентация результатов работы групп). Составление каталога и Памятки.

Составление каталога и Памятки.

по 2 мин. на одно выступление

8 этап. Рефлексия и оценивание.

- организация самооценивания или взаимооценивания

- высказывают своё мнение о проделанной работе

2-3 мин.

9 этап.

Домашнее задание.

1-2 мин.


Ход занятия


  1. Актуализация опорных знаний

Очень славно пахнет лето:

Травкой, солнцем разогретой.

Много трав растёт полезных

На земле страны родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

О каких растениях идёт речь в стихотворении?

Какие растения называют лекарственными? Есть ли они в нашем парке? (дети отвечают, что в нашем парке растут травы, обладающие лечебными свойствами, такие как полынь, лопух, пустырник, одуванчик, подорожник, земляника и др.)

- А есть ли в нашем парке деревья, которые являются лекарственными? (это липа, берёза, рябина).

- А знаете ли вы, ребята, какие части у растений используют? (сначала ответы детей, затем дополнения педагога с демонстрацией изображений данных растений)

У полыни, крапивы двудомной и пастушьей сумки используют траву (надземная часть на уровне нижних листьев), у липы, глухой крапивы - цветки,подорожника и берёзы - листья, у лопуха, одуванчика - корни, шиповника, рябины - плоды.

Чаще всего люди болеют зимой и весной, а, растений в это время не найти. Как можно поступить? (их можно заготовить летом)

На сегодняшнем занятии вы научитесь распознавать лекарственные растения и правильно сбор растений-лекарей в летнее время.

Наша цель - Микрогруппа 1: составить проект «Лекарственные растения парка п. Сахзавод».

Алгоритм выполнения проекта.

Цель: составьте каталог «Лекарственные растения парка п. Сахзавод».

Для этого Вам необходимо:

1 шаг. Вспомните, какой материал о лекарственных растениях вы изучили не занятии.

2 шаг. Задумайтесь и найдите лекарственные растения на территории вашей микрогруппы, сравнив их с иллюстрациями и описанием в определителе.

3 шаг. Отберите те растения, которые, на ваш взгляд, обладают лекарственным действием

4 шаг. Составьте каталог

Микрогруппа 2: составить Памятку правильного сбора лекарственных растений

Алгоритм выполнения проекта.

Цель: составьте памятку «Правила сбора лекарственных растений».

Для этого Вам необходимо:

1 шаг. Вспомните, какой материал о лекарственных растениях вы изучили не занятии.

2 шаг. Прочитайте текст о правильном сборе и сушке лекарственных растений.

3 шаг.Сформулируйте краткие правила (4-6 предложений) правильного сбора лекарственных растений.

4 шаг. Оформите памятку.

Физпауза:

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Кто высоко так шагал -

Не споткнулся, не упал?

- Я!

Рефлексивно-диагностические вопросы:

  1. Что больше всего запомнилось на занятии?

  2. Что оказалось самым удивительным?

  3. Как Вы оцениваете своё участие в занятии?

Домашнее задание.

  1. Рисунок понравившегося лекарственного растения

  2. Легенда о лекарственном растении нашей местности

  3. Информационный проект о лекарственном растении нашей местности


ПРИЛОЖЕНИЕ.

Дополнительная информация


Уже на самых ранних стадиях развития человечества растения были не только источником питания людей, они помогали человеку избавиться от болезней. Самый древний из дошедших до нас медицинских трактатов - это табличка, найденная при раскопках шумерского города (III тысячелетие до нашей эры). В 145 строках на шумерском языке даны прописи 15 рецептов. Из них следует, что врачи древнего Шумера использовали в основном такие растения, как горчица, пихта, сосна, чабрец, ива, плоды сливы, груши, инжира и др.

Лекарственные растения широко использовались также в Ассирии, Египте, Индии, Китае примерно за 3000 лет до н. э., а в начале н. э. - в Иране, Греции и Риме; в средние века - в арабских странах, Средней Азии, Азербайджане, Грузии, Армении, европейских странах.

Культуру и знания древних шумеров унаследовали вавилоняне, которые применяли в лечебных целях корень солодки, дурман, белену, льняное семя и др. Вавилоняне заметили, что солнечный свет отрицательно воздействует на целебные свойства некоторых растений, поэтому сушили их в тени, а некоторые травы даже собирали ночью. Широко применялись растения в Китае, Индии, Тибете. Ещё в 3216 г. до н. э. китайский император Шэньнун написал работу по медицине «Бэнь-цао» («Травник»), значительная часть которой посвящена описанию растительных средств. Традиционная китайская медицина использовала более 1500 растений, наиболее часто в ней применялись астрагал, женьшень, имбирь, кизил, корица, лимонник китайский, лук, кожура мандарина, примула, солодка, спаржа, чеснок, шлемник.

Древнеиндийская медицина, изложенная в «Аюрведе» (I в. до н. э.), использовала около 800 растений, которые используются и в настоящее время. С III в. н. э. в Индии началось возделывание лекарственных растений.

Тибетская медицина возникла на базе индийской, и в трактате по тибетской медицине «Чжуд ши» есть большой раздел, посвящённый использованию лекарственных растений. Тибетская медицина была долгое время окружена мистикой, но в 1898 году врач Пётр Бадмаев перевёл «Чжуд ши» на русский язык, создал кабинет тибетской медицины в Санкт-Петербурге и успешно лечил жителей Петербурга восточными травами, которые ему привозили из Монголии. В тибетской медицине применяют около 400 видов лекарственных растений[2].

В книге Авиценны «Канон врачебной науки» приведены описания и способы применения примерно для 900 растений.

С появлением особого сословия врачей и аптекарей знания о лекарственных растениях были формализованы. Сведения о лекарственных растениях и требования к лекарственному сырью стали излагать в фармакопеях.

В настоящее время в программе обучения в медицинских и фармацевтических институтах входит курс фармакогнозии.

В народной медицине находят применение и неофицинальные лекарственные растения, круг которых не имеет чётких границ, а критерии относимости к лекарственным каждый автор определяет для себя сам.

Правила сбора разных частей лекарственных растений

Листья собирают в тот период, когда растения только зацветают, цветут и, когда на них есть плоды. Сушат в тени, под навесами, в закрытых помещениях или на чердаках, раскладывая их тонким слоем.

Цветки собирают, когда они полностью распустились, а иногда, до их раскрытия.

Лучше всего цветы собирать, укладывая в неглубокие корзины. После сбора их нужно сразу сушить.

Траву собирают в период цветения или с бутонами, срезая ножом или серпом (это могут сделать только взрослые, самим этого делать нельзя!). При заготовке обрывают и выбрасывают повреждённые и грязные листья, цветы, части стебля. Надо осмотреть образец и выяснить, пригоден ли он для сушки. У растений с жёсткими стеблями (полынь) собирают отдельно листья и цветущие верхушки. Сушат обычно пучками.

О том, как собирать корни, корневища, плоды и семена вы узнаете на наших занятиях осенью, потому что именно тогда идёт сбор этих частей растений.

Собирать растения нельзя ранним утром (роса ещё не сошла) и вскоре после дождя (когда вода не успела ещё высохнуть). Смоченная сверху срезанная трава при сушке чернеет, т.е. растения нужно собирать в сухую погоду, днём. Все собранные части должны быть чистыми, не повреждёнными болезнями.

Собирать растения нужно осторожно и аккуратно, только в том случае, если их растёт много. Почему? (Редко встречающиеся растения собирать нельзя, т.к. уничтожив их, можно нарушить равновесие в природе. Нужно знать меру!)

СБОР ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ

Заготавливают лекарственные растения тогда, когда они содержат наибольшее количество биологически активных веществ, от которых зависит их лечебное действие. У разных растений это наблюдается в разные фазы развития и зависит от погодных, почвенных условий и даже времени суток.

Собирать лекарственные растения нужно только в экологически чистых местах, т.е. вдали от промышленных центров (за 20-25 км), вдали от дорог (не менее 100-150 м). Нельзя собирать рядом с полями, обрабатываемыми гербицидами и пестицидами, а также рядом со свалками.

Лучшее время суток для сбора лекарственных растений это раннее утро до 9 часов или время с 16 до 17 часов дня. Сборы наземной части растений лучше производить в период полнолуния или растущей луны, а корней - в новолуние. Наилучшим временем для сбора считается Купальский день - по поверьям в это время растения приобретают особую целительную силу.

Все надземные части лекарственных растений собирают только в сухую погоду. Если утром была роса или прошел дождь, то заготовку начинают лишь после того, как растения полностью обсохнут.

Лекарственные растения следует сразу собирать в тару. Лучшей тарой для сбора сырья, особенно цветков, соцветий, листьев, сочных плодов, являются корзины и небольшие ящики. Сырье в таре не следует сдавливать, утаптывать или прессовать. Ни в коем случае не кладите сырье в полиэтиленовые пакеты, где оно «задохнется » или покроется плесенью еще до того, как вы привезете его домой и расположите для просушки.

Все части лекарственных растений - почки, корни, корневища, стебли и листья, цветы и семена, а также кора и плоды - обладают определенным набором целебных веществ.

Почки собирают ранней весной, когда они набухают, но еще не трогаются в рост, с разрешения лесничества в специально отведенных местах. В это время в них содержится наибольшее количество активных лечебных веществ. Сбор необходимо заканчивать, когда начинают зеленеть их верхушки. Крупные почки (например сосновые) срезают ножом, а мелкие (например березовые) обмолачивают после сушки веток с ними.

Кору собирают в апреле - мае, в период интенсивного сокодвижения. В это время она содержит наибольшее количество биологически активных веществ и легко отделяется от древесины. Кору снимают с молодых отрубленных или отрезанных веток, не старше 3 лет, с диаметром ствола не более 10 см. Острым ножом делают кольцевые надрезы на расстоянии 25-50 см один от другого. Соединяют их одним или двумя продольными надрезами, а затем снимают в виде желобков или трубочек.

Листья лекарственных растений обычно собирают во время цветения или незадолго до цветения в сухую погоду, в первой половине дня. Исключение составляют листья мать-и-мачехи, появляющиеся только после цветения растений. При заготовке следует срывать только нижние и средние стеблевые листья, чтобы не повредить цветению и плодоношению растений. Толстые и сочные черешки замедляют сушку, содержат мало лечебных веществ, поэтому их удаляют.

Цветки лекарственных растений заготавливают в начале цветения. Такое сырье лучше сохраняется после сушки, почти не теряя окраски. Собирают цветки вручную, ощипывая их с растения и обрывая цветоножки.

Траву собирают в сухую погоду, в начале или при полном цветении, без грубых частей. Под травой подразумевают олиственные верхние части стеблей лекарственных растений, длиной 30-40 см от верхушки. Срезают ее на уровне нижних листьев, но ни в коем случае не выдергивают руками, так как это загрязняет сырье и ведет к уничтожению запасов.

Корни, корневища и луковицы лекарственных растений собирают в конце лета - осенью. Выкапывают лопатами. Отряхивают от земли, промывают под проточной холодной водой. Сырье, содержащее полисахариды (корень алтея), сапонины (корень солодки, корневище с корнями синюхи), моют быстро. Луковицы не промывают, обрезают корни и остатки надземной части, просушивают, а затем снимают внешнюю загрязненную сухую чешую.

Плоды и семена лекарственных растений собирают в период их полного созревания.
Плоды обрывают вручную утром или вечером, при этом следует отбирать плоды только здоровые, без плодоножек и остатков листьев. Семена собирают полностью созревшие, как правило, вручную, по мере их созревания. Обычно они не требуют особой сушки, их достаточно лишь слегка подсушить, чтобы предохранить от плесени.

Памятка

Правила сбора лекарственных растений:


1.Собирать растения нужно днём.

2.Растения должны быть чистыми, не повреждёнными болезнями.

3. Собирать любые части растения нужно аккуратно и осторожно, в небольшом количестве, чтобы не повредить парку.

4.После сбора нужно сразу приступить к просушке сырья.

5.Хранить высушенные лекарственные растения нужно в двойных полотняных мешочках или в плотно закрывающихся стеклянных ёмкостях.

И чтобы вы хорошо запомнили эти правила и ваши родители могли с ними познакомиться, каждый из вас получает такую памятку по сбору растений-лекарей.

Нам цветы полезные

Знать необходимо,

Чтоб была болезнь любая

С ними победима.

Столько в мире трав полезных,

Всех их и не перечесть.

Помогают от болезней

Только надо их беречь!

Литература:

1. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. «Дети, взрослые и мир вокруг», М.:«Просвещение»,1993 г.

  1. Волина В.В. «Загадки от А до Я» С.-Петербург: «Дидактика Плюс» 1997 г.

  2. Дмитриев Ю.Д. «Занимательная биология», М.: «Дрофа», 1996 г.

  3. Дыбина О.В., Ракманова Н.П., Щетинина В.В.«Неизведанное рядом», М.: «Творческий центр», 2001 г.

  4. Ликум А. «Всё обо всём» (популярная энциклопедия для детей) М.: «Компания ключ С» центра гуманитарных наук при Факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова 1994 г.

  5. Лучич М.В. «Детям о природе», М.: «Просвещение», 1989 г.

  6. Мосолова Е.В. Программа «Экологическое краеведение», 2011 г.

  7. Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе», М.: «Новая школа», 1993 г.

  8. Пономарёва И.Н. «Экология», М.: «Вентана-Граф»,2001 г.

  9. Резникова А.С., Лернер В.И. «Лекарственные растения приокской зоны» Тула: приокское книжное издательство 1986 г.

  10. РохловВ.С. и др. «Занимательная ботаника» М.: «АСТ Пресс», 2002 г.

  11. Трайтак Д.И. «Биология» (растения, бактерии, грибы, лишайники), М.: «Мнемозина», 1998 г.

  12. «Большая энциклопедия природы» 16 томов М.: «Мир книги» 2003 г.

  13. «Детская энциклопедия» том 2 Биология М.: «Аванта +» 1995 г.

  14. «Природные богатства Орловского края» сост. Пирогов В.Л., Дулин И.В., «Орёлиздат» 1997 г.

  15. Рыжова Н.И. «О проекте «Стратегия экологического образования в Российской Федерации» / ж-л «Дошкольное воспитание» №6/ 2001 г., с.18-21

Интернет -ресурсы:

  1. ru.wikipedia.org/wiki

  2. ru.wikipedia.org/wiki

  3. ukzdor.ru/lekar.html


© 2010-2022