• Преподавателю
  • Биология
  • Человек - высшая ценность природы и общества. Интегрированный урок: биология, история, литература

Человек - высшая ценность природы и общества. Интегрированный урок: биология, история, литература

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Масаева Л.К.,учитель биологии

МКОУ СОШ№1 г.п.Чегем1

ЧЕЛОВЕК-ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ

ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

(Интегрированный урок: биология, история, литература)

Горьким упреком звучат слова из книги В. Пескова «Шаги по росе» некоторым учителям, представляющим природу в школьной программе «окунями в разрезе».

Чрезмерно увлекаясь изучением частей, деталей живой системы, они зачастую забывают о связях между элемен­тами, обеспечивающих целостность живой системы (такую ошибку допускали даже авторитетные исследователи). По­добное упущение учителя в преподавании биологии пре­пятствует формированию в сознании учащихся целостного видения картины мира. Таким образом, неудовлетворитель­ная постановка преподавания биологии и традиционная разобщенность учебных предметов препятствуют форми­рованию мировоззрения учащихся.

Целостное понима­ние мира может быть достигнуто только при условии раз­вития интеграционных процессов в школе.

Вот уже много лет в нашей школе на кафедре хи­мии и биологии проводятся интегрированные уроки. Конеч­но, отдельными уроками не решить проблемы интеграции, но мы ведем поиск путей решения этого вопроса.

Мы различаем интеграцию двух уровней. Интеграция на уровне межпредметных связей, когда привлекаются по­нятия и представления из других предметов, проводятся аналогии. Рассматриваемый вопрос усваивается глубже, легче, быстрее. Этот уровень интеграции называют «втор­жением в чужую область», и его методика в литературе разработана неплохо. Но есть определенный недостаток названного уровня интеграции: ограниченность наглядно-образными представлениями.

Интеграция более высокого уровня предполагает выход на серьезные обобщения - использование общих методологических принципов. Этот вопрос исследован в меньшей степени.

Мы ведем поиск именно в этом направлении, нарабаты­ваем опыт, пытаемся таким образом преодолеть кризис в образовании, в частности биологическом образовании.

Кризис биологического образования - следствие того тупика, в который зашла цивилизация, столкнувшись с гло­бальными проблемами, затрагивающими существование и развитие человека. Многие из этих проблем являются ре­зультатом нарушения древнего союза человека с природой, технократизма, потребительства, потери духовных ценностей, приоритета искусственного над естественным, дегуманизации жизни.

«Чему учить и как учить» школьника, чтобы он мог убежденно противостоять экологическому бумерангу? Чтобы он осознал единство природы и человека, чтобы он понял, что человек является «важнейшей составляющей всей окружающей природы, как инициатор, участник и на­рушитель ее циклов», что человек должен изучить мир изнутри, а не со стороны. Это и есть один из основных, моментов современного стиля мышления.

Как уже сказано выше, существует путь преодоления этого кризиса - интеграция и гуманизация обучения.

Интегрированные уроки способствуют раскрытию внутреннего мировоззренческого потенциала учебной информа­ции, заключенной в теме, что трудно достигается на тра­диционных уроках. Так, учебная информация, содержа­щаяся в темах «Происхождение жизни на Земле» (11 кл.), «Эволюция человека и экология» (11 кл.), «Психика и поведение человека» (9 кл.), способствует формированию целостного мировоззрения школьников.

Первый шаг к интегрированному уроку - решение за­дач пропедвтического характера на традиционных уроках и семинарских занятиях: ознакомление учащихся с науч­ными понятиями, формирование определенных представле­ний, выявление некоторых закономерностей. Таким обра­зом, учащиеся готовятся к восприятию законов диалектики.

На интегрированном уроке в основном решаются мотивационные задачи по принципу проблемности, что обеспе­чивает высокую активность учащихся: формирование у школьников целостной картины мира, осознание ими взаи­мосвязей в окружающем их мире, в том числе взаимосвязей человека и природы. Хотя такое разделение задач весь­ма условно.

После завершения изучения темы «Эволюция человека и экология» проводим интегрированный урок в 11-м гума­нитарном классе «Человек - высшая ценность природы и общества». Эту же тему в 11-м химико-биологическом классе раскрываем на уроке, тема которого «Земля - ко­лыбель жизни».

В первом случае урок синтезирует три предмета: био­логию, историю, литературу (горизонтальная и межцикло­вая интеграция).

Во втором случае - биологию и химию (горизонтальная и вйутрицикловая интеграция).

В общеобразовательном 11-м классе провели тот же урок - «Земля - колыбель жизни». На урок были пригла­шены учащиеся 9-го химико-биологического класса для актуализации тех знаний, которые одиннадцатиклассники получили в 9-м классе. Этот путь облегчает усвоение ма­териала учащимися 11-го класса на более сложном уровне (вертикальная интеграция).

Впоследствии мы убедились, что уроки, где сотрудни­чают учащиеся разных возрастов и преподаватели разных предметов, высокоэффективны: сплачивают детский и взрослый коллективы в общем творческом поиске, разви­вают экологическое мышление у педагогов и школьников.

Такие уроки ( спаренные) проводим в форме конферен­ций, бесед. При подготовке учащихся и учителей к уроку «Человек - высшая ценность природы и общества» подо­брали эпиграф «Как прекрасна земля и на ней человек» (С. Есенин). Когда подбирали девиз, одни учащиеся пред­ложили «Жить согласно природе», а другие - «Жить в согласии с природой», и решили оба девиза вынести на обсуждение на уроке. После короткой дискуссии учащиеся решили работать под девизом «Жить в согласии с приро­дой», хотя обе идеи содержат в себе доли истины, но вто­рой девиз более всеобъемлющий.

Все животные живут согласно природе. А вот человек «выбился» из мира животных по законам эволюции, и его миссия заключается не только в сохранении природы, но ив ее преобразовании в соответствии с законами суще­ствования и процветания жизни - «жить в согласии с при­родой».

Материал урока «Человек - высшая ценность природы и общества» разбили на три части:

1. Эволюция человека.

2. Как случилось, что человек противопоставил себя при­роде-праматери?

3. Как восстановить сознание родства че­ловека с природой?

После выбора девиза урок продолжает короткое сооб­щение учащегося об истории развития человека. В живой беседе обсуждаются вопросы «Движущие факторы истори­ческого развития человека», «Мутационный процесс как источник генотипической изменчивости», «Механизмы фор­мирования человеческих рас».

В беседе очень важны вопросы, которые могут стать связующими между предметами и показать всеобщие взаимосвязи в природе и обществе.

Так, вычленили особые моменты исторического развития человека, как совпадение наиболее крупного оледенения с возникновением сложной формы коллективной деятель­ности. В суровых условиях этого периода только такие формы деятельности и могли обеспечить выживание пите­кантропов и переход к более высокому уровню развития -неандертальцам. Коллективная форма деятельности ста­новится способом существования, и эволюция человека выходит из-под контроля биологических факторов, приоб­ретая социальный характер. Особую роль стали играть обучение и воспитание, хотя жизнедеятельность отдельного человека подчинена биологическим законам. Мутационный процесс все еще является источником генотипической из­менчивости.

Большинство исследователей склонны считать, что расы складывались у современных людей (кроманьонцев). Есть научное обоснование, что расовые морфологические раз­личия - результат мутационных процессов и имеют адап­тивное значение. Под действием естественного отбора признаки закреплялись и распространялись в популяциях, живших в разных географических условиях.

Доказательством несостоятельности расизма и социал-дарвинизма являются данные антропологии о том, что все расы происходят от одного вида ископаемых гоминид, метисации между всеми расами. В наше время изоляция как эволюционный фактор утрачивает свое значение для человека. Исчезновение классовых, религиозных расовых и других барьеров, повышение частоты смешанных браков; усиливают генотипическое разнообразие человечества.

Чтобы учащиеся могли осознать идеи всеобщности за­конов диалектики, я обобщаю материал беседы.

В ходе исторического развития организм человека, как открытая система, находилась во взаимодействии и един­стве с окружающей средой. В создавшийся относительный порядок постепенно вносился хаос (мутации). Это происхо­дило под влиянием внутренних и внешних изменяющихся факторов (суровые условия ледникового периода), насту­пает неизбежная борьба противоположностей - живой сис­темы с мутационными изменениями (питекантроп) с окру­жающей средой. Противоположности перестают быть сов­местимыми в рамках данных условий, установившееся их единство разрушается. А естественный отбор «подхваты­вает» полезные мутации, и живая система переходит в но­вое качество (неандертальцы, способные к коллективной форме деятельности). Устанавливается относительный по­рядок. Значит, формирование сложной открытой системы организма человека есть результат единства и борьбы про­тивоположностей, основного закона диалектики.

В данном случае подтверждаются выводы философов: единство организма человека и окружающей среды носит временно устойчивый относительный характер, а борьба этих противоположностей абсолютна, как абсолютно раз­витие.

Учащиеся без затруднений приводят несколько биологических фактов единства и борьбы противоположностей.

Сущность диалектики прогресса природы в том, что мутации случайны, а отбор- необходимое явление. Вы­ражаясь философскими категориями, «необходимость» как бы пробивает себе дорогу в «толпе» случайностей.

Далее обобщает материал учитель истории. Закон единства и борьбы противоположностей- всеобщий закон изменения и развития материального мира.

Необходимость-это внутренняя, устойчивая закономерная связь вещей и явлений. Она выражает обязательность осуществления этих связей.

Случайность же есть внешняя неустойчивая форма связи. (Выписаны на доске) Учащиеся подтверждают сказанное фактами биологической науки. К примеру, механизмы формирования рас. Случайные мутации: темная окраска кожи, курчавые волосы, утолщенные губы, появившиеся в популяциях, живших в условиях жаркого климата, «подхватываются» естественным отбором из множества других мутаций как «полезные», имею­щие приспособительное значение. Таким образом, происходит расовая дифференциация.

Учитель биологии. Значит, возникновение порядка из хаоса не результат вмешательства свыше, а результат самоорганизации материи на основе случайного поиска.

...И случай - Бог-изобретатель. А.С.Пушкин

Учащиеся легко объясняют суть пушкинских слов в свя­зи с тем, что говорилось выше.

Мир в целом, общество, человек, любое живое суще­ство- все это примеры самоорганизующихся систем. Са­моорганизация возможна только в открытых системах. тогда как замкнутые системы со временем неизбежно - де­градируют, так как они изолированы от окружающей среды.

Учащимся предлагается ответить на вопрос о том, поче­му общество и религия наложили табу на близкородствен­ные браки и как это объясняет генетика.

Замкнутые, изолированные системы, например магнито­фон, автомобиль,- это некоторая идеализация, модель, искусственность. В природе нет замкнутых систем.

...Вот неизбежная вещей изнанка: Природному Вселенная тесна. Искусственному ж замкнутость нужна.

Гете. Фауст

Только ставка на открытые системы, открытые модели, открытое поведение приведут к успеху. Да здравствует открытость! Жить в согласии с природой.

Значит, отдельные государства, изолированные границей, со своими совершенно секретными делами, со своей сложной политикой отступили от природного закона? - предлагает вопрос один из учителей. Что же заставило людей нарушить естественный закон? Имеют ли последствия такие нарушения? Историк системой вопросов подводит учащихся к ответу на этот непростой вопрос. Актуализируются знания учащихся о присваивающем хозяйстве первобытнообщинного строя. Человек брал у природы ровно столько, сколько обеспечило бы его существование. Распределение добычи осуществлялось по принципу «каждому по потребностям», и было равенство членов общины. С момента изготовления технических орудий труда человек стал вести производящее хозяйство. Естественно, он производил больше, чем было необходимо для его выживания.

Появляются излишки продукции, и на этой основе чело­веческое общество разделяется на антагонистические клас­сы: класс имущих и класс неимущих. Этот момент счита­ется началом цивилизации. Общественная производственная деятельность становит­ся высшей формой развития материального мира. Человек разумный превращается в неуемного потребителя. Он не думает, какой ущерб наносит природе. И вот наступает такой момент, когда общественное един­ство противоположностей влечет за собой неизбежную борьбу. В результате происходит смена общественной формации посредством революций. Борьба противоположностей выступает как внут­ренний источник развития общества.

Учитель истории делает вывод: основному закону фи­лософии подчиняется не только развитие природы, но и развитие общества.

Во имя самого общественного прогресса человек проти­вопоставил себя природе.

Истории известно, что многие государства некоторое время процветали, а потом приходили в упадок и посте­пенно вовсе и разрушались.

-С чем связана такая деградация?

-Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: только открытые системы жизнеспособны. Естественно, что государства губят его изолированность, заорганизованность, искусственность. Человек с помощью собственного разума направляет развитие общества и природы, игнори­руя естественные законы, в искусственное русло, что тор­мозит развитие общества, развитие человека, даже может

обернуться трагедией для человечества. Такие обобщения

делают учащиеся.

Далее обсуждается вопрос об осознании человеком необходимости интеграции государств, о том, что надо под­держать подвижное равновесие в изменяющихся условиях, подобно живым открытым системам. Не это ли стремление к сотрудничеству, к мирному сосущество­ванию, к открытости является надежным условием для за­щиты и расцвета жизни, жизни человека как высшей ценности.

Ведь не все государства стремятся к мирному сосуще­ствованию, сотрудничеству. Война, фашизм, расизм, пре­ступность, насилие - неизбежные спутники цивилизации? Ведь все это разрушает условия существования и процве­тания жизни человека.

Вызывают живой интерес вопросы:

- В чем причина агрессивности человека? Что такое агрессия с точки зрения биологии? Имеет ли человек гене­тическую связь с предками - животными в этом аспекте?

«Агрессия - это комплекс поведенческих реакций. включающие угрожающие позы, ритуальные атаки, напа­дения на других особей и не имеют никакого отношения к хищничеству. Подобные действия, направленные против того же вида с целью изгнания других особей с какого-то участка, защита партнера или потомства, играют адаптивную роль», - зачитывают учащиеся из книги (Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 2).

А агрессивность человека? - продолжает биолог. Мы уже говорили, что предки современного человека были подвержены биологической эволюции и все эти моменты имели место в поведении первых людей. Исследователи считают, что это даже не агрессия, а «агонизм». Поведение человека изменяется, как только он попадает в струю социальной эволюции. Жизненный опыт людей, наблюдения показывают, что эти негативные стороны поведения чело­века можно избежать или устранить в процессе обуче­ния и воспитания, за исключением патологических случаев. Никакого врожденного стремления к агрессивности у че­ловека нет, и нет никаких оснований считать, что агрес­сия - неизбежный спутник цивилизации - так считают антропологи. Другое дело, что у человека есть потенци­альные возможности подобного поведения, а в какой фор­ме они проявятся, зависит от направления культуры, к ко­торой он принадлежит.

- И все же: в чем причина войн, жестокости, алчности, зависти?

Беседу с учащимися продолжает историк. Дети назы­вают несколько причин, но все они сводятся к одному: в основе всего лежит нажива, стремление обогатиться. А источником наживы является природа.

Заслушивается и обсуждается сообщение учащегося: «Взаимодействие человека и природы».

Учащиеся называют самым серьезным пороком века бездуховность как результат потребительства и технокра­тизма и делают вывод: человеконенавистничество, расизм, фашизм, геноцид являются результатом духовного обни­щания самого человека.

Учитель биологии. -Есть ли выход из создавшегося положения? Как вернуть человека природе-праматери? Сейчас человек спохватился и, предвидя экологическую катастрофу, предпринимает множество мер. Но мало поль­зы влиять на следствия, необходимо повлиять на причи­ны - экологическую культуру, бездуховность, нравствен­ное состояние человека. Это можно достигнуть через обра­зование, воспитание и самовоспитание. Сократ сказал, что зло может быть и от незнания.

Что же такое бездуховность? В разговор включается учитель литературы. Сейчас все больше говорят об эколо­гии материального производства, разрушающего природу. А что же разрушает личность? Может, существует и эко­логия духовной жизни? Есть границы, которые нельзя пе­решагнуть? Как определить, что можно, что нужно, а что нельзя? Борьба извечно существующих противоположно­стей добра и зла - предмет исследования литературы и искусства.

Большое место в привитии ответственности за экологию природы и общества занимает чтение художественной литературы. Именно произведения литературы помогают понять, что все, совершаемое вопреки законам природы, гра­ничит с преступлением.

Далее учащиеся анализируют художественные произве­дения В. Астафьева «Царь-рыба», Ч. Айтматова «Плаха», В. Распутина «Пожар».

В повествовании «Плахи» Ч. Айтматова трагическим лейтмотивом является то, что «изначальное равновесие» - природы попирается людьми. В древности охотники прихо­дили «вооруженные стрелами», потом «появились с баба-хающими ружьями». Но «пришло время, и человеко-боги» стали устраивать облавы на машинах, «прилетать на вер­толетах»- не охотники, а «расстрелыщики», косящие все живое, «как будто сено на огороде». Бессмысленное мас­совое уничтожение, порождающее среди животных страх «апокалиптических размеров»,- угроза земному процве­танию.

-Что вы испытываете, читая эти строки? - обращает­ся к учащимся словесник.

- Конечно, человек, который косит все живое, не спо­собен сопереживать, сострадать другому, из него как будто бы вынули душу,- отвечают школьники. - Надо просто представить себя на место тех животных, которые испытыва­ют «апокалиптических размеров» страх. Так случилось с героем В. Астафьева - браконьером Игнатьичем. Его ута­щила в воду огромная рыба, с которой он не справился, заставив испытать роль мученика. "Перед страхом смерти в нем происходит переворот. Игнатьич ощущает, что ры­ба-то живая. Рыба, как и он сам, полноправное живое существо. Так почему же «забылся в человеке человек»? Почему «жадность его обуяла»? - тревожно думает Виктор Астафьев. Спасение, по Астафьеву, в духовном слиянии с природой, а значит, в сохранении природы как здорового цельного организма. Природа не только источник нашего существования, но и воспитатель души. Она рождает «уве­ренность о нескончаемости мироздания и прочности жизни». Именно в этом состоянии раскрываются самые хоро­шие человеческие чувства в душе - жалость и любовь к людям, желание защитить их от бед и обид, нравственное убеждение в «человечности» мира. «Ей решать, ей (Земле), вынашивающей правых и ви­новатых, своих и чужих, собственным поставом судить, что потом из кого выйдет» - вот что волнует героя В. Распу­тина, Ивана Петровича. Он жаждет излечить пораненную землю, насытить энергией опустошенное сознание тех, кто забыл его священные предначертания.

Но когда духовная энергия человека направлена во зло, тогда неминуемо саморазрушение личности, как мы убе­дились, анализируя произведения современных прозаиков,- заключает словесник. Личность состояться может только в деле служения добру, благу человечества, без всякого расчета на вознаграждение, в умении сорадоваться, сопереживать, сострадать, сочувствовать всему живо­му - убеждают нас художники слова, прекрасно чувству­ющие диалектику жизни.

Нужна человеческая солидарность в деле преодоления зла и утверждении добра. Этим духом должны быть про­питаны все взаимоотношения людей в обществе, что явля­ется высшим смыслом существования человека - к такому выводу приходят учащиеся.

Конференция закрывается заключительным словом ве­дущего учителя-биолога.

Он говорит о том, что нравственное отношение к при­роде рождается не из одного только желания человече­ства обеспечить себя тем, что ему надо, но и из стремления к гармонии существования: согласие с собой и согласие с природой, с миром взаимосвязано. Путь к согласию и един­ству человечества, человека и природы, людей не в наси­лии, не в победе одной из сторон, а в разумном сотрудни­честве, во взаиморасположенности, доброжелательности и любви, что можно достигнуть только при большой откры­тости Истине и Добру. Жить в согласии с природой,

Эта сущность обнаруживается в словах С. Есенина «Как прекрасна земля и на ней человек».

Мы не ставили перед собой цели получать исчерпыва­ющие ответы на все поставленные вопросы. Достаточно того, что эти проблемы были подняты на уроке и мы под­толкнули детей на осмысление этих проблем.

Формирование целостного видения картины мира в сознании учащихся не является самоцелью. Это делается для того, чтобы продукт воспитания и образования - че­ловек мог ориентироваться в нашем сложном мире, чтобы он стал компетентным гражданином своей страны, орга­нической частью природы. Для этого необходимо нам, педагогам, разрушить и свое и детское стереотипное мышление.

Красной нитью проходит через весь урок мысль о том, что природа, общество и человек живут под постоянным прессом борьбы двух противоположностей - необходимо­го и случайного. Природа безошибочно выбирает из мно­жества случайностей единственно необходимое для про­должения жизни. Человек «отлучился» от своей «матери», и он запутался. Его надо научить тому, что невозможно жить, по раз и навсегда предписанному пути: все течет, все изменяется! Случай вносит в нашу жизнь беспорядок, хаос, и нам становится неудобно, но он и создает новые возможности развития личности, развития способностей творческого поиска, выбора. А выбираем мы то необходи­мое (общечеловеческие ценности), что является высшим смыслом жизни.

Вот так и живем. С одной стороны, истина и добро, а с другой - зло и ложь. Но при этом помним слова вели­кого В. Гюго:

...Так много мерзости мне довелось изведать,

Такую в правде ложь, в добре такое зло...

Как разобраться? Что выбрать? По какому пути идти? Именно эти вопросы больше всего занимают наших школь­ников и нас - их учителей. Общими усилиями, интегрируя содержание нескольких учебных дисциплин, мы и пыта­емся их решить.





7

© 2010-2022