• Преподавателю
  • Биология
  • Применение технологии дифференцированного обучения на уроках биологии с учетом уровня мотивации учащихся

Применение технологии дифференцированного обучения на уроках биологии с учетом уровня мотивации учащихся

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Применение технологии дифференцированного обучения на уроках биологии с учетом уровня мотивации учащихся»



Технология дифференцированного обучения

«Учитель, который мало или вообще
не принимает во внимание различия
индивидуальностей в классе, есть
личность, которой безразличны
жизни ее учеников».
Уильям А. Вард

Ведущая педагогическая идея технологии дифференцированного и интегрированного подхода в обучении заключается в создании условий для формирования положительной мотивации к учению.

Для достижения этой цели используются активные формы обучения, в которых школьник занимает главенствующее место в приобретении и применении знаний. При этом решаются следующие педагогические задачи:

  • формирование и развитие умений добывать и применять информацию;

  • формирование и развитие общеучебных знаний, умений, навыков;

  • развитие психофизиологических свойств личности: мышление, память;

  • воспитание гуманного отношения к окружающей среде, обществу, здоровью;

  • профессиональная ориентация.

Первая составная часть технологии - дифференцированный подход, заключается в разделении каждого этапа обучения по уровню развития познавательного интереса в соответствии с особенностями мотивируемой им деятельности учащихся.

Основные принципы:

  • главное то, что усвоил ученик;

  • возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного;

  • реальная практическая дифференциация;

  • открытость требований;

  • признание прав ученика на выбор уровня обучения;

  • мотивация, а не констатация.

Вторая составная часть технологии - интегрированное обучение, заключается в логике и методах изложения содержания предмета. Она базируется на диалектических принципах движения от простого к сложному, от единичного к общему, от абстрактного к конкретному, причинно-следственных связях между явлениями.

Данная методика отражает закономерности процесса обучения:

  • социальную обусловленность;

  • взаимосвязь воспитания, образования и развития;

  • определяющую роль деятельности и общения в воспитании и образовании;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;

  • постоянную мотивацию учения и развитие всех сфер личности.

Важной предпосылкой использования данной технологии является противоречивая ситуация, сложившаяся на разных уровнях современного общества.

С одной стороны, обостряющийся экологический кризис и массовое ухудшение здоровья населения существенно повышают значимость естественнонаучных и, в частности, биологических знаний в обеспечении гармоничного сосуществования человеческого общества и природы. С другой стороны, экономические трудности, приоритет материальных ценностей депопуляризируют виды деятельности, основанные на этих знаниях. Следствие этого - падение интереса к предметам естественнонаучного цикла как к неперспективным, то есть не обеспечивающим возможность получения высокооплачиваемой и престижной профессии. Именно сложившееся положение заставляет каждого учителя искать пути решения данной проблемы.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

1. Изучение нового материала.

При изложении нового материала активно используются уже имеющиеся знания, умения, навыки и жизненный опыт учащихся.

Более простые операции - нахождение информации в таблицах, учебнике, и объяснение ее, записывание определений биологических понятий и процессов - выполняют школьники с низким уровнем мотивации, для которых привлекательна легкость выполнения действий.

Ребятам со средним уровнем мотивации, которые умеют находить и использовать нужный алгоритм действий, предлагается анализировать, сравнивать, систематизировать информацию (конечно, же, с поддержкой учителя).

Возможность объяснить процесс, явление, результат, сделать выводы, найти причинно-следственные связи, дается учащимся с высоким уровнем мотивации, для которых преобладающим видом деятельности является поиск решений, требующих изменения комбинаций известных алгоритмов.

В результате новый материал изучается самими детьми. Каждому из них выпадает возможность оценить свои силы. У них появляется уверенность в себе, в том, что с похожими заданиями они смогут справиться в будущем. Кто-то может попробовать себя на более высоком уровне.

Особенность данного этапа в том, что работа учащихся оценивается только подбадривающими высказываниями, а не конкретными отметками.

2. Закрепление информации.

Этот этап имеет три вида.

Первичное закрепление - идет в процессе работы над новым материалом, так как ребята методом проб и ошибок добывают новые знания. Конечно же, ошибки исправляются с помощью учителя.

Вторичное закрепление проводится сразу после первичного и носит репродуктивный характер, так как к концу урока ребята уже устали. Это может быть беседа, тест или выполнение самими учащимися заданий в учебнике или рабочей тетради.

Полное закрепление происходит при опросе домашнего задания. При его проверке указываются ошибки, которые исправляются самими же учениками или учителем.

3. Домашние задания.

Задания подбираются так, чтобы они соответствовали уровням дифференциации. При этом используются самые обычные учебники, рабочие тетради, сборники задач и упражнений по биологии.

Задача учителя - определить наиболее целесообразное задание для каждого ученика в зависимости от мотивации, уровня подготовленности, способностей и т.д.

Для низкого уровня мотивации - репродуктивного характера, для среднего уровня мотивации - требующие применение полученных знаний в новой ситуации, а для высокого уровня мотивации - творческие задания.

4. Опрос домашнего задания.

Проверка домашней работы имеет следующие формы:

  • индивидуальная работа у доски,

  • работа на месте,

  • фронтальный опрос.

Чтобы снять напряжение у школьников при подготовке к уроку и пребывание на нем, опрос проводится следующим образом: на одном уроке данный ученик выполняет индивидуальную работу на месте, на следующем - индивидуально у доски и на последующем, участвует во фронтальном опросе. Такой прием позволяет более объективно оценить знания, умения и навыки каждого ученика, предупредить пробелы и отставания. При индивидуальной работе у доски ученик комментирует подготовленное устное или письменное задание и отвечает на дополнительные вопросы.

Уровень задания школьник выбирает сам. Если имеют место ответы одного уровня, то для движения вперед, для развития даётся инструкция по выполнению заданий остальных уровней. Когда учащиеся выполняют индивидуальную дифференцированную работу на месте за ним также остается право выбора уровня. Время выполнения работы 10-15 минут. Ребятам разрешается пользоваться рабочей тетрадью, учебником, дополнительной литературой.

Такая форма работы развивает у ребенка навык самостоятельной работы, умение находить необходимую информацию, позволяет самим учащимся закрепить и откорректировать имеющиеся знания и продвинуться вперед.

Задания подбираются опять же индивидуально:

  • для низкого уровня мотивации - репродуктивного характера, но дополняются несложными новыми условиями, для того, чтобы заставить поразмыслить, а не искать готовые ответы;

  • для среднего уровня мотивационной деятельности - предлагаются задания, которые предполагают более глубокие знания и применение их в новой ситуации;

  • задания для высокого уровня мотивации требуют творческого подхода со стороны ученика, домысливания, поиск нестандартного решения.

Фронтальный опрос домашнего задания проводится параллельно с письменным опросом и ответом у доски, для того, чтобы после этого ребята могли найти недочеты в работах, выполненных у доски, а также откорректировать и закрепить свои знания.

Ребятам также разрешается пользоваться рабочими тетрадями, учебником.

Применяемые тестовые вопросы составлены так, чтобы у ребят с разным уровнем мотивации развивались операции мышления: абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, конкретизация, систематизация, аналогия.

5. Итоговый контроль знаний.

В работе контрольного характера каждое задание снова дифференцируется по сложности.

Ученик имеет право на выбор уровня каждого задания, отстаивание своего подхода к его решению:

  • для ребят с низким уровнем мотивации самые простые задания (тест с выбором правильного ответа, задания на соответствия, подписать части рисунка и др.);

  • задания, вопросы, в которых нужно правильно применять необходимый теоретический материал для ответа, предназначается для школьников со средним уровнем мотивируемой деятельности;

  • нестандартные задания, вопросы, проблемные задачи решают учащиеся с высоким уровнем мотивации.

6. Лабораторная работа.

При выполнении лабораторных работ акцентируется внимание на умение ученика описывать, обосновывать, делать выводы. Для учащихся с низким уровнем мотивационной деятельности предлагается инструкция выполнения опытов.

После завершения всех операций они подробно описывают свои наблюдения и делают выводы (естественно, с помощью учителя) в соответствии с целями. Ребятам со средним уровнем мотивации необходимо выполнить работу, описать свои наблюдения, сделать соответствующие выводы и ответить на дополнительные вопросы. Для школьников, которым нравится находить свои пути решения, проблемные задания - необходимо готовить специальные задания к работам.


7. Дополнительные задания.

В дополнительные задания входят сообщения, рефераты, исследовательские и проектные работы. Эта форма развивает у ребят умения самостоятельно находить и прорабатывать необходимую информацию в дополнительной литературе. При этом учителем обязательно обозначается планируемый результат.

Самое простое задание - найти конкретную информацию.

Более сложное задание - подобрать грамотно материал, сделать выводы. Особенно ценно, когда найденная информация находит конкретное применение на уроке: составление схем, таблиц, ребусов, кроссвордов.

И, наконец, самое сложное задание - сформулировать проблему, найти в дополнительной литературе способы ее решения, сделать обобщения, выводы, конкретные предложения, отразить свое отношение и подготовить продукт своей работы в виде отчёта, доклада, презентации.

8. Обобщающие уроки.

Обобщающие уроки - это составление обобщающих схем, таблиц; проведение зачетов и семинаров, позволяющих ученику выявить глубинные связи изучаемых живых объектов, процессов и явлений.

Ребятам с низким уровнем мотивации дается задание прочитать готовую схему, заполнить таблицу по алгоритму, используя материал учебника и рабочей тетради; ответить на более простые вопросы

Дополнить или исправить имеющуюся схему предлагается учащимся, которые умеют анализировать, систематизировать информацию.

Школьники, которые любят сами находить способы решений - предлагают свои, авторские схемы.

Другим элементом данного опыта является использование таких внеурочных форм работы, как научно-исследовательские работы учащихся. Причем, что особенно важно, использование этих форм работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое изучение живой природы, а не на увеличение объёма информации о ней.

Актуальность данного опыта заключается и в том, что развитие познавательных интересов сопровождается формированием таких важных качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что, в конечном итоге, обеспечивает разностороннее развитие ребёнка.

Кроме того, развитие интереса в отдельной предметной области в условиях открытого общения обуславливает становление личности, проявляющей интерес и в других сферах деятельности, в общественной жизни, в отношениях с товарищами и т.д., обеспечивает формирование активной жизненной позиции. Таким образом, данный опыт способствует выполнению социального заказа общества, реализации задач, стоящих перед школой. Более того, предлагаемый опыт создает широкие возможности для самореализации учащихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей.

Используемая технология не исключает дальнейшего совершенствования. Поэтому, перспективы работы над созданием условий для формирования положительной мотивации к учению, я вижу в решении следующих задач:

  • формирование системы диагностики и учета индивидуальных особенностей учащихся;

  • формирование системы мониторинга и диагностики знаний, умений, навыков учащихся;

  • определения соотношения оценивания конечного результата обучения и усилий его достижения;

  • использование современных образовательных технологий, направленных на формирование положительной мотивации к учению.

Литература:


1. Е. С. Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» Москва, « Академия », 2001г.
2. Т. С. Сухова Т. С. «Технологии развивающего обучения на уроке биологии» Москва, «Вентана - граф», 2001 г.
3. Т. П. Сальникова «Педагогические технологии» Москва, «Просвещение», 2005.г.
4. Т. С. Сухова «Урок биологии. Библиотека учителя.» Москва, «Вентана - Граф», 2001г.
5. Журнал «Биология в школе» № 3, 2005г.


© 2010-2022