Статья на тему Воспитание и социализация обучающихся в условиях ФГООС

Раздел Биология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кемжаева Екатерина Николаевна ,учитель

биологии МКОУ «Москаленская СОШ»

«Воспитание детей через непосредственно-

образовательную деятельность»

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ценности формируются в семье, неформальных обществах, в различных коллективах, под влиянием массовой информации, искусства, но главная роль в воспитании общества отводится образованию. Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Воспитание ребенка, конечно, в первую очередь формируется в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовно- культурная жизнь школьника. Мы с вами знаем, что среди всех формируемых универсальных учебных результатов, наиболее важными являются личностные. Хорошо когда ребенок по окончании школы помнит термины и формулы по вашему предмету, но прекраснее, когда в нем заложены качества человека.

Школьный возраст наиболее восприимчив для воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоено в детстве отличается большой психической устойчивостью. И если школа не выполняет своей задачи в формировании ценностей, то у детей в условиях информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи, может происходить искажение ценностей. В настоящее время вопрос духовно- нравственного, патриотического и порой трудового воспитания вызывает серьезную тревогу. Чему учить и как это прививать , как научить ребенка любить свою Родину, культуру, самобытность и традиции своего народа? Эти и другие вопросы не раз задавал себе каждый из нас.

Прежде всего воспитание школьников происходит в процессе обучения. Ведь урок - это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На своих уроках часто применяю групповые формы работы, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей , сопоставлять свои знания со знаниями остальных, уметь не только помогать товарищу в момент затруднения, но и самому принимать помощь. На уроках дети переживают вместе острое чувство радости от совместного успеха либо огорчения от неудач. При этом вырабатываю у учеников понятие сопереживания не только к членам своей группы, но и противоположной.

Уроки биологии дают большие возможности для утверждения многих ценностей: понимания сути бытия, внутренней красоты человека, важности охраны окружающей среды, бережного отношения к природе, воспитанию любви к своей Родине. Именно на уроках биологии мы вместе приходим к выводу о необходимости ведения здорового образа жизни, ведь человек употребляющий алкоголь и никотин, безалаберно относящийся к своему организму, разрушает не только свое физическое здоровье, но и душевную составную часть , т.к. он больше думает о себе , чем о ближних и родных. Биологические знания составляют базу для осознания своей жизни и жизни других, как величайшей ценности, формируют у школьников такие нравственные качества, как любовь и бережное отношение ко всему живому. Для этого использую уроки не только традиционного типа, но и экскурсии, на которых мы можем увидеть красоту и ранимость природы родного края.

При изучении многих тем использую литературные произведения, причем стихи и прозаические отрывки с описанием природы выбираю так, чтобы они соответствовали теме или окружающему пейзажу во время экскурсии, что усиливает эмоциональность восприятия.

Также часто на своих уроках использую презентации с целью привития эталона красивого, а главное, расположенного вблизи нас. Показывая слайды, связанные с тематикой урока, одновременно выполняю 2 цели: закрепление сказанного и формирование эстетического вкуса. С этой же целью провожу экскурсии в разное время года, чтобы дети видели красивое не только на экранах телевизоров, но и воочию, рядом с нами, умели подмечать диковинку в самом малом: набухшей почке, распустившемся бутоне, тоненькой ниточке паутины, в ветке березы обрамленной инеем. Чтобы у учеников вместе с этим росла любовь к Родине, к привычным местам, чтобы осознали, что наши леса и поля ничем не хуже Гавайских островов и Турции.

При работе на пришкольном участке прививаем школьникам трудовые навыки, обучаем основам ручного труда и продуктивной деятельности. Сами ученики, выполняя работу на огороде, учатся заботиться о растениях, развивают дизайнерские качества: учатся располагать растения в определенном порядке.

В основном на пришкольном участке мы выращиваем декоративные растения, которые с ранней весны и до поздней осени радуют окружающих , способствуя формированию прекрасного, доброго и позитивного отношения к природе.

На территории школы имеется зона отдыха, поддерживать которую в соответствующем состоянии помогают ученики нашей школы. Здесь,

на удобных лавочках , мы отдыхаем после уроков, ведя разговоры о том, что нас волнует больше всего: честность, порядочность, правильность поступков ближних и самих себя.

Стараюсь, чтобы все знания, полученные в ходе различных форм духовно- нравственного обучения, не остались «мертвым капиталом», чтобы ученики не только знали, но и использовали эти знания в жизни подтверждали их своими поступками, чтобы они каждый день развивались как личности, где-то преодолевая самих себя и устои их окружения. Чтобы у нас в жизни реже существовали противоречия между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными навыками и реальными делами.


© 2010-2022