- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа учебной дисциплины Биология для СПО
Рабочая программа учебной дисциплины Биология для СПО
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Филь А.А. |
Дата | 19.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГБПОУ РК «КЕРЧЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Введено в действие
приказом директора
от «____» _____________ 20____ г.
№ ____________
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ур
________________ Н.В. Чернышева
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДб. 07 БИОЛОГИЯ
2015 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании методического совета
Протокол № ______
от «____» _____________ 20____ г.
Председатель методсовета
_________________Н.В. Чернышева
Рассмотрено и одобрено на заседании предметной цикловой комиссии
общеобразовательных дисциплин
Протокол № ______
от «____» _____________ 20____ г.
Председатель ПЦК ________________
Ю.А. Зимина
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, укрупненная группа 08.00.00 Техника и технология строительства,
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), укрупненная группа 15.00.00 Машиностроение,
15.02.08 Технология машиностроения, укрупненная группа 15.00.00 Машиностроение
составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология» для профессий НПО и специальностей СПО, одобрена ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утверждена Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.
Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»
Разработчики: Филь А. А., преподаватель первой категории.
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
-
условия реализации учебной дисциплины
13
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДб.07 Биология
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО специальности
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, укрупненная группа 08.00.00 Техника и технология строительства; 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), 15.02.08 Технология машиностроения, укрупненная группа 15.00.00 Машиностроение
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
является базовой общеобразовательной дисциплиной
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
-
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
-
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
-
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
-
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
-
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
-
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
-
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
-
биологическую терминологию и символику.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
-
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
-
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
-
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
-
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 78 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 39 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
-
Объем учебной дисциплины и виды работы.
Вид учебной работы
Количество
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) (всего)
78
в том числе:
лабораторные работы
8
практические занятия
13
контрольные работы
1
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося (всего)
39
в том числе, самостоятельная работа:
создание презентации и сообщений
10
выполнение реферата
8
работа с учебной и справочной литературой
19
решение генетических задач
2
1
6
1
самостоятельная работа над курсовым проектом
-
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДб.07 Биология
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Общая характеристика биологии как науки. Признаки живых организмов.
Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса.
2
1
Раздел 1.
Основы цитологии
17
Тема 1.1.
Учение о клетке.
Содержание учебного материала
10
1
Освоение химической организации клетки. Органического и неорганического вещества клетки и живых организмов. Белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот и их роль в клетке.
1
2
1
2
Изучение клетки - элементарной живой системы и основной структурно-функциональной единицы всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.
3
Применение анализа строения и функции клетки, прокариотических и эукариотических клеток, вирусов и борьбы с вирусными заболеваниями (СПИД и др.), цитоплазмы и клеточной мембраны, органоидов клетки, обмена веществ и превращение энергии в клетке.
4
Характеристика строение и функций хромосом, ДНК и её репликации, ген, генетического кода, биосинтеза белка.
5
Изучение клетки и в многоклеточном организме, клеточной теории строения организмов, жизненного цикла клетки. Митоза.
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 1 Особенности строения клеток прокариот и эукариот.
2
Практические занятия
Практическая работа № 1 Зарисовка схемы строения клетки. Анализ схемы строения гена.
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Работа со справочной литературой по теме «Учение о клетке».
3
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
11
Тема 2.1.
Размножение.
Содержание учебного материала
2
1
Характеристика организма как единого целого, многообразие организмов. Размножение - важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
Практическая работа № 2 Сравнительный анализ митоза и мейоза, с помощью таблицы.
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Работа со справочной литературой по теме «Размножение»
1
Тема 2.2.
Организм. Индивидуальное развитие организма
Содержание учебного материала
2
1
Изучение эмбрионального этапа онтогенеза, основных стадий эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Выявление причины нарушений в развитии организмов. Усвоение индивидуального развития человека, репродуктивного здоровья. Анализ последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
Практическая работа № 3 Определение сходства зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка и организация презентаций на тему: «Последствия влияния: алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека».
2
Раздел 3. Основы селекции и генетики
25
Тема 3.1. Генетика
Содержание учебного материала
8
1
2
1
Определение генетики как науки о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Изучение биографии Г.Мендель - основоположника генетики. Генетической терминологии и символики.
2
Формулирование законов генетики, установленных Г. Менделем. Рассмотрение моногибридного и дигибридного скрещивания, хромосомной теории наследственности, генетики пола, значение генетики для селекции и медицины. Анализ наследственных болезней человека, их причин и профилактики.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
Практическая работа № 4 Решение генетических задач.
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Решение генетических задач.
2
Тема 3.2 Селекция.
Содержание учебного материала
6
1
Уяснение закономерности изменчивости, генетики как теоретической основы селекции, одомашнивания животных и выращивания культурных растений - начальных этапов селекции
2
1
2
Рассмотрение работ Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений Освоение методов селекции: гибридизации и искусственного отбора и основ достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов
3
Знакомство с биотехнологиями, ее достижениями и перспективами развития.
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 2 Модификационная изменчивость.
2
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Посещение сайтов научно-популярных журналов.
Выполнение реферата по теме «Основы селекции и генетики».
5
Раздел 4. Эволюционное учение.
20
Тема 4.1. История развития эволюционных идей.
Содержание учебного материала
7
1
1
Знакомство с историей развития эволюционных идей.
Уяснение значение работ К. Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.
2
Эволюционное учение Ч. Дарвина, естественного отбора.
Рассмотрения роли эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
Практическая работа № 5 Изучение результата искусственного отбора на примере выведения сортов культурных растений и пород животных.
1
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка презентаций, выполнение и защита реферата по теме «Эволюционное учение».
2
Тема 4.2. Движущие силы эволюции.
Содержание учебного материала
4
1
Характеристика вида и популяции, теории эволюции. Доказательство микроэволюции и макроэволюции.
2
Анализ современного представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузена), причин вымирания видов, основных направлений эволюционного прогресса, биологического прогресса и биологического регресса.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
Практическая работа № 6 Создание мультимедийных сочинений (докладов).
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебной литературой по теме «Эволюционное учение».
4
Раздел 5. История развития жизни на Земле
13
Тема 5.1. Гипотезы происхождения жизни.
Содержание учебного материала
2
1
1
Знакомство с гипотезами происхождения жизни, историей развития органического мира, усложнениями живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 3 Описание особей одного вида по морфологическому критерию.
2
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебной литературой по теме «История развития жизни на Земле»
2
Тема 5.2. Происхождение человека.
Содержание учебного материала
2
1
Уяснение современных гипотез о происхождении человека и доказательства их родства с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебной и справочной литературой « Эволюция человека».
Выполнение презентаций и реферата по теме «История развития жизни на земле»
5
Раздел 6. Основы экологии
22
Тема 6.1. Экология как наука
Содержание учебного материала
4
1
2
1
Рассмотрение экологии как науки о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Расширение знаний экологических факторах, их значение в жизни организмов.
2
Проведение анализа экологических систем. Видовых и пространственных структур экосистем. Пищевых связей, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовых взаимоотношениях в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Искусственных сообществах - агроэкосистемах и урбоэкосистемах.
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 4 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.
2
Практические занятия
Практическая работа № 7 Решение экологических задач.
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Работа со справочной литературой.
Выполнение реферата по теме «Основы экологии» .
Подготовка и организация презентаций по данной теме.
5
Тема 6.2. Биосфера
Содержание учебного материала
3
1
Определение характеристики биосферы как глобальной экосистеме.
Учение В.И. Вернадского о биосфере.
1
2
2
Сравнение живых организмов в биосфере, биомассе, круговороте важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.
Выяснение изменений в биосфере.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающихся
Работа со справочной литературой.
Выполнение реферата по теме «Основы экологии»
5
Раздел 7. Бионика
5
Тема 7.1. Бионика - один из разделов биологии
Содержание учебного материала
2
2
1
Обобщение знаний о бионике как об одной из направлений биологии и кибернетики, рассматривающей особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение реферата по теме: «Загрязнение окружающей среды».
Работа с учебной литературой.
Подготовка и организация презентаций по теме: «Бионика»
3
Итоговое занятие (дифференцированный зачет)
2
Всего
117
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-натуральные объекты (живые растения и животные, коллекции, влажные и остеологические препараты, гербарии и пр.);
- приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстраций и лабораторных работ;
- муляжи, модели, рельефные таблицы;
- пособия на печатной основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.);
- экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО): видеофильмы (кинофильмы), диафильмы, диапозитивы-слайды);
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
-интерактивная доска
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся
-
Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология. 10-11 кл. Учебник- М., 2014.
Для преподавателей
-
Бородин П.М., Высоцкая Л. В., Дымшиц Г. М. Биология: углубленный уровень, в 2-частях. - М., 2014.
-
Мамонтов С.Г. Общая биология. - М., 1986.
Дополнительные источники
-
Кучеренко Н. Е, Верес Ю. Г. Общая биология. - Х.,2006.
-
Сало Т. А. Общая биология: учебное пособие 10-11 класс. - Х.,2002
-
Пименов А.В. Уроки биологии в 10-11 классах . - Ярославль Академия развития, 2003.
-
Петунин О. В. Уроки биологии в 11 классе. - Ярославль Академия развития, 2003.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата
1
2
Умения:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывание особенностей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
выявление приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
сравнивание биологических объектов: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках
определение основных свойств числовых функций, иллюстрирование их на графиках
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
анализ и оценка различных гипотез о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
изучение изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
поиск информации о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивание;
Знания:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
излагать основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
описывать строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
воспроизводить сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
формулировать вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
владеть биологической терминологией и символикой.