- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 10-11 класс
Рабочая программа по биологии 10-11 класс
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аникеева Н.В. |
Дата | 18.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образование Ейский район
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация гимназия №14
имени первого летчика - космонавта Юрия Алексеевича Гагарина города Ейска муниципального образования Ейский район Краснодарского края.
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №_____
от __________________ 20 ____ года.
Председатель педсовета
____________ А.П.Кравцова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
Уровень обучения: среднее общее образование, 10-11 класс.
Количество часов: 69 Уровень: базовый
Учитель: Аникеева Наталья Владимировна
Программа разработана на основе: авторской программы
под редакцией
А.П.Пуговкина, Н.А.Пуговкиной
«Биология» программа для 10-11 классов.
Издательский центр «Академия», 2009г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии 10-11 класс составлена в соответствии с Государственным стандартом среднего общего образования по биологии и на основе Примерной программы по биологии базового уровня под редакцией А.П.Пуговкина, Н.А.Пуговкиной, изд. «Академия» 2009г.
Отличительной особенностью программы является ее направленность на связь материала с другими школьными предметами, как с естественно-научными (физикой, химией, физической географией), так и с гуманитарными (историей, экономикой, экономической географией), а также преемственность с курсом биологии основного общего образования, в частности с разделами «Растения», «Животные», «Человек». Программой предполагается, что учащиеся уже имеют представление об основных общебиологических закономерностях, изученных ими в разделе «Основы общей биологии» в 9 классе.
Программа предполагает достижение следующих целей изучения биологии:
-
освоение знаний о структурных основах жизни, феномене живой материи и закономерностях ее развития, выдающихся открытиях в области биологии, методах научного познания на базе дидактического принципа межпредметности и формирование современной естественно-научной картины мира;
-
овладение умениями проводить наблюдения за живыми объектами и биологическими системами с целью описания и выявления их особенностей; обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности, развитии современных технологий;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения выдающихся достижений биологии как социокультурного феномена, демонстрации сложности и противоречивости путей развития современных научных взглядов, целей, концепций, гипотез в ходе работы с различными источниками информации, в том
числе из других предметов; -
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и соб
ственному здоровью; для обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации и предполагает изучение курса в течение 69 часов: в 10 классе - 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю). Резервное время предусмотрено программой на выполнение лабораторных работ и проведение контрольно-обобщающих уроков.
Таблица тематического распределения часов.
Название темы
Кол-во часов
по авторской программе
Кол-во часов по рабочей программе
РАЗДЕЛ 1. СТРУКТУРНЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ
(10 класс)
30 +5 резерв
35
Тема 1. Биология - совокупность наук о живой природе
2
1
Тема2. Клетка - элементарная структурно-функциональная единица жизни
8
8
Тема 3. Молекулярные основы жизни
8
6
Тема 4. Обмен веществ и энергии
6
5
Тема 5. Основы биологии развития
6
4
Тема 6. Основы генетики и селекции
-
11
РАЗДЕЛ 2. ЖИВАЯ МАТЕРИЯ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (11 класс)
30 +5 резерв
34
Тема I. Основы генетики и селекции
10
-
Тема 2.Эволюционное учение
8
12
2.1. История эволюционных идей.
-
4
2.2. Современное эволюционное учение.
-
8
Тема 3. Происхождение жизни на Земле.
-
4
Тема 4. Происхождение человека
4
4
Тема 5. Основы учения о биосфере
8
14
5.1. Экология. Экологические факторы.
-
3
5.2. Структура экосистем.
-
4
5.3. Биосфера - глобальная система.
-
7
Итого
70ч.
69ч.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1. СТРУКТУРНЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ
(35 ч) 10 класс.
Тема 1. Биология - совокупность наук о живой природе (1 ч)
Классификация биологических дисциплин. Методы исследования живой природы: наблюдение, сравнение, эксперимент, исторический метод. Объект изучения биологии - живая природа. Определение жизни. Живые тела как открытые саморегулирующие и самовоспроизводящиеся системы.
Уровни организации жизни: макромолекулярный, клеточный, многоклеточный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Понятие об автотрофном и гетеротрофном способах питания организмов. Человек и его биосоциальная природа.
Значение биологических дисциплин для медицины, сельского хозяйства, промышленности, охраны природы. Вклад биологии в формирование научной картины мира, общей культуры личности.
Демонстрации: методы исследования живой природы, биологические системы, уровни организации живой природы.
Тема2. Клетка - элементарная структурно-функциональная единица жизни (8ч.)
История изучения клетки (Р. Гук, А. Левенгук, М. Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов, К. Бэр). Основные положения клеточной теории. Методы исследования клетки: световая и электронная микроскопия. Клетка - структурно-функциональная (элементарная) единица жизни. Прокариоты и эукариоты - низшие и высшие клеточные организмы.
Особенности строения клеток прокариот. Основные структурные компоненты прокариотической клетки.
Основные структурные компоненты клетки эукариот. Поверхностный аппарат: плазматическая мембрана, надмембранные (клеточная стенка, гликокаликс) и подмембранные (в составе органоидов движения) компоненты. Функции поверхностного аппарата. Способы переноса веществ через поверхностный аппарат клетки.
Цитоплазма - внутренняя среда клетки. Общие цитоплазматические органоиды: эндоплазматическая сеть (шероховатая и гладкая), рибосомы, комплекс Гольджи; лизосомы и внутриклеточное пищеварение; митохондрии - органоиды энергетического обмена (клеточного дыхания); центриоли. Важнейшие специальные органоиды: пластиды - органоиды растительных клеток. Хлоропласты и хромопласты; лейкопласты и их резервная функция. Органоиды движения: жгутики и реснички.
Клеточное ядро. Ядерная мембрана, ядрышко; хроматин. Функция ядра: хранение, воспроизведение и передача наследственной информации, регуляция химической активности клетки. Структура и функции хромосом.
Вирусы и бактериофаги. Неклеточное строение. Жизненный цикл и его зависимость от клеточных форм жизни. Вирусы - возбудители инфекционных заболеваний. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Основные гипотезы происхождения вирусов.
Демонстрации: многообразие организмов, хромосомы, строение клетки, строение клеток прокариот и эукариот, строение вируса.
Тема 3. Молекулярные основы жизни (6 ч)
Материальное единство окружающего мира и химический состав живых организмов. Биологическое значение химических элементов: углерода, кислорода, водорода, азота. Микроэлементы: фосфор, сера, калий, натрий, кальций, магний, хлор, железо.
Ультрамикроэлементы: фтор, йод, кобальт и др. Содержание химических элементов в земной коре и значение полноценного минерального питания.
Неорганические вещества клетки. Роль воды как растворителя и основного компонента внутренней среды организмов. Неорганические ионы. Поддержание кислотно-щелочного равновесия внутриклеточной и межклеточной среды. Нерастворимые неорганические вещества.Углеводы и липиды в клетке. Моно- и дисахариды клетки: глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза, сахароза, мальтоза. Понятие о биополимерах. Биополимеры глюкозы: крахмал, гликоген, целлюлоза. Энергетическая и структурная функции углеводов.
Понятие о липидах как гидрофобных органических биологически активных соединениях. Жиры, фосфолипиды, стероиды и воски. Функции липидов: энергетическая (жиры), структурная (фосфолипиды и воски), гидро- и термоизоляция (жиры, воски), регуляторная (стероиды).
Структура и биологические функции белков. Аминокислоты - мономеры белков. Пептидная связь и условия ее образования; полипептидная цепь - первичная структура белка. Вторичная, третичная и четвертичная структуры белка. Денатурация белков и факторы, ее вызывающие. Значение обратимых перестроек белковых молекул в жизнедеятельности клетки. Функции белков: структурная, каталитическая (ферменты), транспортная, двигательная (сократительная), рецепторная (сигнальная), энергетическая. Видовая и индивидуальная специфичность белков, ее природа. Защитная функция: роль белков в реакциях иммунитета.
Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК. Строение двуцепочечной ядерной ДНК по Дж. Уотсону и Ф. Крику. Кольцевые ДНК. Строение молекул информационной и транспортной РНК. Понятие о рибосомальных и вирусных РНК.
Другие производные нуклеотидов: макроэргические соединения и переносчики водорода, их функции.
Сходство химического строения различных организмов как отражение единства органического мира.
Демонстрации: строение молекул белка, ДНК, т-РНК, р-РНК.
Тема 4. Обмен веществ и энергии (5 ч)
Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем. Ассимиляция и диссимиляция - встречные направления обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Метаболизм.
Фотосинтез как пример ассимиляционного обмена и автотрофного питания. Функции хлоропластов. Световая и темновая фазы. Реакции световой фазы: роль хлорофилла, фотолиз воды, синтез АТФ. Общая схема и суммарное уравнение темновой фазы. Фотосинтез и закон сохранения энергии.
Хемосинтез. Азотистые, железистые и сернистые бактерии как пример хемосинтетиков. Фиксация азота. Биологическое значение хемосинтезирующих организмов.
Этапы энергетического обмена. Подготовительная фаза. Окисление углеводов как основной путь энергетического обмена. Анаэробная фаза. Аэробный обмен (клеточное дыхание). Роль митохондрий: система переноса электронов, транспорта ионов и синтеза АТФ.
Биосинтез белка - реакция матричного синтеза, процесс реализации наследственной информации. Репликация ядерной ДНК и транскрипция информационной РНК. Структура генетического кода. Порядок синтеза полипептидной цепи на рибосомах. Роль ферментов и макроэргических соединений.
Общая схема белкового обмена на примере млекопитающих и человека. Источники белков в организме. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Взаимосвязь белкового и углеводного обмена.
Схема жирового обмена. Жиры как резервные питательные вещества. Депонирование жиров.
Углеводный обмен. Источники углеводов. Депонирование гликогена в печени. Соотношение жирового и углеводного обмена. Реализация запасных углеводов. Транспорт глюкозы кровью. Роль гормонов поджелудочной железы в регуляции углеводного обмена.
Демонстрации: схемы обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, удвоения молекулы ДНК.
Тема 5. Основы биологии развития (4 ч)
Способность к самовоспроизведению - одна из основных особенностей живых организмов. Предмет эмбриологии (биологии развития).
Клеточный цикл: интерфаза и фаза деления. Прямое и непрямое деление клетки. Размножение прокариот.
Митоз и его фазы. Биологический смысл митоза. Особенности протекания митоза у эукариот. Мейоз: цитологические особенности первого деления. Биологический смысл мейоза.
Способы размножения организмов. Бесполое размножение: спорообразование, вегетативное размножение. Половое размножение. Оплодотворение, его биологическое значение. Гаметогенез: основные закономерности и стадии сперматогенеза и овогенеза на примере высших позвоночных и человека. Генетические последствия влияния мутагенных факторов среды на мужской и женский организм. Понятие об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном развитии. Дробление. Стадии бластулы, гаструлы. Зародышевые листки и их производные.
Формирование зародышевых оболочек в эмбриогенезе высших позвоночных. Особенности внутриутробного развития человека.
Прямое и непрямое развитие, партеногенез. Чередование поколений в жизненном цикле растений. Спорофит и гаметофит. Особенности жизненного цикла покрытосеменных растений.
Демонстрации: митотическое деление клетки, мейоз, способы бесполого размножения, оплодотворение у цветковых растений, индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
Тема 6. Основы генетики и селекции (11 ч)
Общие представления о наследственности и изменчивости. Работы Г. Менделя. Особенности гибридологического метода изучения наследственности. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем для моногибридного и дигибридного скрещивания. Их цитологические основы. Значение мейоза. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип. Полное и неполное доминирование.
Генотип как целостная система. Множественные аллели. Наследование групп крови у человека. Правила переливания крови. Множественное действие генов. Типы взаимодействия неаллельных генов.
Сцепленное наследование. Основные положения хромосомной теории. Молекулярная природа гена. Молекулярные основы наследственности. История представлений о природе генов. Современные представления о гене и геноме.
Генетика пола. Аутосомы и половые хромосомы. Понятия физиологического и генетического определения пола. Признаки, сцепленные с полом (гемофилия, цветовая слепота у человека).
Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости. Изменчивость наследственная и ненаследственная. Норма реакции гена. Природа и закономерности мутационной изменчивости. Виды мутаций. Полиплоидия как разновидность геномных мутаций. Генетические заболевания человека. Вредное влияние мутагенов, в том числе радиации, алкоголя, наркотиков, никотина, на генетический аппарат клетки. Профилактика наследственных заболеваний у человека.
Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции. Выведение пород домашних животных, сортов культурных растений, штаммов микроорганизмов. Искусственный отбор и его особенности. Методический и бессознательный отбор. Центры происхождения культурных растений. Значение работ Н.И.Вавилова. Отдаленная гибридизация. Работы И. В. Мичурина по выведению сортов плодовых растений.
Селекция животных: инбридинг. Аутбридинг и метод гетерозиса.
Современные методы селекции: экспериментальная полиплоидия, искусственный мутагенез.
Биотехнологии: генная и клеточная инженерия. Значение селекции и биотехнологии в практике сельского хозяйства. Этические аспекты развития биотехнологии.
Демонстрации: моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, перекрест хромосом, неполное доминирование, наследование, сцепленное с полом, влияние алкоголя, никотина, наркотиков на наследственность, мутации, центры многообразия и происхождения культурных растений, искусственный отбор, исследования в области биотехнологии.
Лабораторные работы
1.Изучение статистических закономерностей модификационной изменчивости. Вариационный ряд и вариационная кривая.
РАЗДЕЛ 2. ЖИВАЯ МАТЕРИЯ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
(34 ч) 11 класс.
Тема I. Эволюционное учение (12 ч)
1.1 История эволюционных идей (4ч.)
Общая характеристика биологии в додарвиновский период. Накопление сведений о растительном и животном мире, в области сельского хозяйства и медицины в Античную эпоху и Средневековье. Представления о неизменности и изначальной целесообразности природы и их историческая обусловленность.
К.Линней - основоположник систематики органического мира. Первое научное определение вида. Основные таксономические категории. Искусственная и естественная система. Значение работ К. Линнея для развития биологии.
Исторические предпосылки появления эволюционных взглядов. Эволюционное учение Ж. Б. Ламарка и его социокультурная оценка.
Основные положения и значение работ Ч. Дарвина. Классификация форм изменчивости: изменчивость определенная и неопределенная. Темпы размножения и динамика численности видов в естественных условиях. Борьба за существование и ее формы. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор как движущие силы эволюционного процесса. Приспособительный характер эволюции.
1.2. Современное эволюционное учение (8ч.)
Относительность приспособлений. Дивергенция и конвергенция. Гомологичные и аналогичные органы. Эволюционный параллелизм. Доказательства эволюции.
Вид и его критерии. Современное определение вида. Популяционная структура вида. Реальность вида как совокупности популяций. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Изоляция и видообразование. Механизмы изоляции. Географическое и экологическое видообразование.
Основные направления эволюционного процесса: биологический прогресс и биологический регресс. Путь достижения биологического прогресса. Ароморфоз (морфофизиологический прогресс) и микроэволюция. Идиоадаптация и микроэволюция. Морфофизиологический регресс (общая дегенерация) на примере сидячих и паразитических организмов. Приспособленность и специализация. Правило вымирания промежуточных форм. Формы естественного отбора.
Генетические закономерности эволюционного процесса. Резерв наследственной изменчивости в популяциях. Генотипическая изменчивость и естественный отбор. Преимущества диплоидной организации генетического аппарата. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости, его значение.
Демонстрации: критерии вида, популяция - единица эволюции, движущие силы эволюции, образование новых видов в природе, формы сохранности ископаемых растений и животных.
Лабораторные работы
2. Изучение морфологического критерия вида.
Тема II. Происхождение жизни на Земле (4ч.)
Современные представления о зарождении жизни на Земле. Коацерватная теория А.Опарина.
Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое и кайнозое.
Тема III. Происхождение человека (4 ч)
Основные закономерности антропогенеза. Доказательства родства человека и млекопитающих. Анатомические изменения в процессе антропогенеза: увеличение размеров и массы тела приматов, возникновение изгибов позвоночника и свода стопы, усиление таза и крестца, увеличение объема черепной коробки, облегчение челюстного аппарата.
Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи.
Древнейшие ископаемые предки человека: парапитеки, дриопитеки, рамапитеки. Австралопитеки. Человек умелый: изготовление орудий труда. Древнейшие люди (архантропы). Древние люди (палеоантропы). Трудности в установлении непосредственного предка современного человека. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Биологическое единство человеческих рас. Критика расизма.
Демонстрации: движущие силы антропогенеза, ископаемых предков человека, человеческих рас.
Лабораторная работа
3. Выявление признаков сходства зародышей человека и млекопитающих как доказательство их родства.
Тема IV. Экосистемы. Основы учения о биосфере (14 ч)
4.1. Экология. Экологические факторы. (3ч.)
Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере. Биотические и абиотические факторы. Закономерности действия экологических факторов.
Климатические абиотические факторы: температура, влажность, свет и их значение. Биологические ритмы и фотопериодизм.
4.2. Структура экосистем (4ч.)
Экологическая характеристика вида. Характеристика популяций: продолжительность жизни особей, плодовитость и динамика численности. Внутривидовая конкуренция и ее значение. Формы межвидовых взаимоотношений.
Понятие об экологических системах. Биоценоз - элементарная экологическая система. Биотоп - неорганическое окружение биоценоза. Биогеоценоз. Характеристики биогеоценозов. Цепи питания, трофические уровни. Правило экологической пирамиды. Круговорот химических элементов в биоценозах. Закономерности развития и смены биоценозов. Сохранение видового многообразия как основа устойчивого развития экосистемы.
Понятие о биосфере. Компоненты биосферы: живое вещество, биогенное вещество, биокосное и косное вещество. Функции живого вещества. Границы биосферы. Особенности биосферы: видовое многообразие, самовоспроизводимость, мозаичность структуры, саморегуляция.
Возникновение биосферы. Невозможность самозарождения жизни в современную геологическую эпоху. Гипотезы возникновения биосферы (А.И.Опарин, Дж.Холдейн, В.И.Вернадский, Ф.Крик). Симбиотическая теория происхождения эукариот. Краткий очерк истории развития биосферы.
Биосфера и человек. Воспроизводство пищевых ресурсов с помощью орудий труда. Экологические особенности человека: прогрессивное увеличение численности, наращивание материального производства, замещение популяционной структуры вида социальной структурой человеческого общества.
4.3. Биосфера - глобальная система (7ч.)
Основные направления воздействия человека на биосферу. Трансформация естественных экологических систем. Особенности агроэкосистем (агроценозов). Социально-экономическая концепция биосферы. Понятие о ноосфере. Значение работ В. И. Вернадского. Сопоставление естественно-научной (В. И. Вернадский) и теологической (П. Тейяр де Шарден, А. Мень) концепций ноосферы.
Разрушение экологических систем, спровоцированное человеком. Экологические катастрофы в древнем Двуречье, средневековом Хорезме, современном Приаралье.
Промышленное и бытовое антропогенное загрязнение окружающей среды. Проблема создания безотходных технологий и поиска экологически чистых источников энергии. Правовая и экономическая база охраны окружающей среды. Законодательство РФ об охране окружающей среды. Роль органов местного самоуправления и общественных организаций.
Человек и биосфера. Изменение климатического окружения, характера питания, средней продолжительности жизни на протяжении исторического развития человеческого общества. Демографический кризис, рост числа онкологических, сердечнососудистых и эндокринных заболеваний, расстройства нервной и иммунной систем. Медицинские, социальные, экономические аспекты экологического кризиса. Экологические проблемы больших городов. Экологическая обстановка в своем регионе.
Демонстрации: экологические факторы и их влияние на организмы, биологические ритмы, межвидовые отношения, ярусность растительного сообщества, пищевые сети, экологическая пирамида, экосистема, агроэкосистема, круговорот веществ и энергии в экосистеме, биосфера, круговорот углерода в биосфере, эволюция растительного мира, эволюция животного мира, глобальные экологические проблемы, редкие и исчезающие виды, биоразнообразие, заповедники и заказники России.
Лабораторные работы
4.Решение экологических задач.
Литература.
1. Программа «Биология» 10-11 класс. А.П.Пуговкин, Н.А.Пуговкина. Базовый уровень. Издательство «Академия», 2009г.
1.Учебник Биология А.П.Пуговкин, Н.А.Пуговкина для 10-11классов.
Издательство «Академия», 2009г.
2. Практикум 10-11 класс А.П.Пуговкин, Н.А.Пуговкина, Издательство «Академия», 2009г.
3. Пособие для учителя, А.П.Пуговкин, Н.А.Пуговкина, Издательство «Академия», 2009г.
Средства обучения.
-
Электронные уроки биологии (CD к учебнику), электронные презентации.
-
CD№30, №33.
-
Микроскопы.
-
Интерактивная доска, ПК.
-
Цифровые образовательные ресурсы сети «Интернет».
-
Система голосования.
-
Модели ДНК, РНК.
-
Гербарий.
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
руководитель методического заместитель директора
объединения учителей химии _______ Н.В.Аникеева
и биологии «_____» __________20__г.
__________ Г.П. Шульга
протокол заседания МО №__
«____» __________ 20__г.