Урок по биологии на тему Грибы паразиты (5 класс)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет

Биология

Класс

5

Тип урока

Игра «Следствие ведут знатоки»

Тема

Грибы - паразиты

Цель

Познакомить учащихся с особенностями строения и размножения грибов-паразитов;

показать роль грибов в круговороте веществ и народном хозяйстве;

познакомить учащихся с проводимыми мероприятиями по борьбе с ними.

Задачи

1. Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение грибов паразитов.

2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания грибов паразитов.

3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе, воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры.

Формирование УУД

Предметные знания: учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью грибов паразитов.

Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.

Метапредметные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами.

Методы методические приемы

Рассказ, беседа: постановка проблемы, демонстрация колосьев зерновых, поражённых головнёй и спорыньёй, ржавчиной на листьях, стеблях, цветах, гриб-трутовик; сравнение, обобщение, выявление признаков, выводы; смысловое чтение.

Образовательные ресурсы

  1. В.В. Пасечник. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2012. - 141, (3) с.

  2. Е.М.Бенуж. Тесты по биологии. 6 класс

  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодия»,2006.

Оборудование

Таблица «Грибы-паразиты», учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку, гербарий колосьев зерновых, поражённых головнёй и спорыньёй, ржавчиной на листьях, стеблях, цветах, гриб-трутовик.


Содержательная часть урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1.Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности.

Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

Волевая саморегуляция на усвоение знаний (Р)



2. Актуализация

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные нөдочёты.

Проверка домашнего задания.

Сегодня на уроке мы играем в сериал «Следствие ведут знатоки». Вы ребята следователи - знатоки (представление ребят)

К нам поступило заявление с просьбой найти преступника. Из заявления следует, что местонахождение и особые приметы преступника известны:

Запах тленный с ног сбивает

Плесень творог покрывает

Она - мать продуктных бед

Что случайно съел в обед.

Что, товарищ поплохело?

плесень знает свое дело.

Состав преступления: портит продукты и приносит вред здоровью.

Что выясняется из заявления: Запах тленный с ног сбивает. Мы можем составить фоторобот преступника (составляется на доске схема строения гриба)

Учитель: Прошу следственному отделу разойтись по кабинетам и собрать, как можно больше информации о преступнике (повторение д/з)

Начинаем совещание. Прошу доложить.

Кодовая кличка преступника - плесень. Каковы особые приметы гриба (белая плесень). Чем питается? Как грибы размножаются?

Учитель: Преступник найден, дело раскрыто, состав преступления на лицо. Как мы накажем преступницу?



Учащиеся включаются в работу следственного отдела и повторяют домашний материал.


Уметь замотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность (Л)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Р)

Уметь использовать информацию учебника, чтобы выполнить задание (П)

3. Мотивация

Мы продолжаем наш урок и вот к нам следующий гость:

«Барбарис»

Я к вам пришел сейчас сюда,

Чтоб не случилась здесь беда!

Выслушайте молю,

Историю печальную мою.

Надеюсь, ты узнал меня?

Я - Барбарис прекрасный.

Известен людям я давно

Как друг их безотказный.

То началось благой весною…

Звенел капелями апрель,

И листьев шелест робкий-

На них вдруг опустилась тень

Прекрасной незнакомки.

Просила крова у меня

И ненадолго - на два дня,

Ну, кто откажет в этом?

Гостила же до лета…

Я гостье был беспечно рад!

Она же, чуть смущаясь,

С листа прокралась внутрь, в него.

Все больше углубляясь.

Я полон был волшебных чувств,

Я думал о высоком.

Бокалы появились вдруг

Душистым полны соком.

Рой насекомых окружил

Меня жужжащим нимбом,

Но вскоре по всему кусту

Бокальчики возникли.

И я почувствовал тогда,

Что в дом мой прокралась беда.

Она ж, когда пришел черед

Созреть в бокалах спорам,

С попутным ветром - и вперед!

Навеки упорхнула.

А лето кончилось едва

Меня срубили на дрова…

А кто же отдал, сей приказ,

И в чем была причина.

Злосчастный рок сгубил меня,

Но знайте: погиб невинно!

Та леди, что весной пришла,

Меня, покинув, невзначай

Сгубила в поле урожай.

Слушают и мысленно воспроизводят картину событий.

Самооценка (Л);

Смыслообразование (Л);

Внутренняя позиция школьника (Л);

Учебно-познавательная мотивация (Л).

4. Изучение нового материала.






















Физминутка

Как называются такие организмы, которые поселяются в живых организмах и используют его тело, как источник питания, среду обитания. (Работа с учебником стр. 81)

Как же мы сформулируем тему и цель нашего урока, чтобы помочь барбарису наказать преступника, совершивший над ним преступление.

Давайте составим план действий по раскрытию преступления и по поиску преступницы.

План действий:

  1. Анализ заявления. Состав преступления.

  2. Допрос пострадавшего, призван дать в распоряжение следователя максимально полную информацию о личности преступника, его приметах и признаках, действиях виновных.

  3. Осмотр пострадавшего, если остались следы насильственных действий. (Работа с гербарием)

  4. Сбор как можно больше информации о преступнике (дополнительные источники: Приложение №1)

  5. По приметам преступнице составляются синтетические портреты, потерпевшему могут быть предъявлены фотоальбомы-гербарии преступников, имеющиеся в розыскных аппаратах органов внутренних дел.

Устали? Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания - руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(Ходьба на месте.)

Работают с текстом учебника



Каждый учащиеся работает над целью. Через 2-3 минуты цель

озвучивается несколькими учениками и каждый в тетради дополняет свою цель. Предлагают план действий.

Анализ текста заявления и дополнительные источники

Работают по плану, с гербарием и с дополнительными источниками.

Составляют фоторобот преступницы.























Подведение под понятие (П);



Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)

Владение монологической и диалогической формами речи (К)
Синтез как составление целого из частей (П)

Поиск и выделение необходимой информации

(П)

Определение основной и второстепенной информации (П);

Построение логической цепи рассуждений (П)

Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П)

Постановка вопрос (К)

Уметь приводить доказательства фактов (П)
















5. Первичное закрепление

Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Начинаем совещание. Прошу доложить о ходе расследования.

Как объяснить барбарису:

-Почему нужно было его срубить?

-Что за гриб паразитирует в нем?

-Почему ржавчину называют паразитом?

Как можно представить информацию о мерах борьбы с грибами паразитами? Используя следующие рекомендации:

- Как происходит заражение ржавчиной?

- Какие меры борьбы существуют с этим грибом?

Учащиеся делают сообщения о раскрытых фактах преступления.







Готовят памятки рекомендации по уходу растений полей садов и огородов.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р)

Построение логической цепи рассуждений (П)

Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П)

6. Изучение нового материала

Групповая работа с учебником стр. 82-83, составить текст заявления пострадавших растений от грибов-паразитов (1-я группа: спорынья; 2-я группа: головня; 3-я группа: трутовик) в любой форме.

Составляют текст заявлений

Синтез как составление целого из частей (П)

Поиск и выделение необходимой информации

(П)

Определение основной и второстепенной информации (П);

Построение логической цепи рассуждений (П)

7.Закрепление

Выводы: Грибы-паразиты снижают урожай сельскохозяйственных растений, делают продукты из них непригодными в пищу, вызывают заболевания людей и животных

Споры паразитических грибов легко переносятся с больного организма на здоровый и борьбу с ними надо вести сразу после появления первых признаков заболевания

Делают вывод о значении грибов-паразитах

Построение логической цепи рассуждений (П)

Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П)

6. Рефлексия учебной деятельности

Слайд:

Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике:

Урок по биологии на тему Грибы паразиты (5 класс)

Урок по биологии на тему Грибы паразиты (5 класс)Урок по биологии на тему Грибы паразиты (5 класс)Урок по биологии на тему Грибы паразиты (5 класс)

Выбирают смайлик

Внутренняя позиция школьника (Л);

Самооценка на основе критерия успешности (Л)


7. Домашнее задание

1. В учебнике п. 15, ответить вопросы стр. 84-85;

2. Творческое задание: составить «Памятку рекомендации по уходу растений полей садов и огородов».

3. Подготовиться к проверочной работе по грибам стр. 86

4. Составьте диаграмму Эйлера - Венна:



Урок по биологии на тему Грибы паразиты (5 класс)Шляпочные грибы Грибы-паразиты














Плесневые грибы


Записывают домашнее задание

Выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з (П)


Приложение №1

Ржавчинные грибы (Uгеdinаlеs) паразитируют на листьях, стеблях, плодах семенных растений, а также на листьях папоротников. Из культурных растений от них страдают различные злаки, бобовые, яблоня, груша, малина, смородина, лен и др. Всего известно свыше 4000 видов ржавчинных грибов.

Мицелий ржавчинных грибов растет внутри тканей по межклеточным пространствам, но часто внедряется в клетки. На поверхности органов бывают видны пятна и подушечки оранжевого цвета или цвета ржавчины, что зависит от скопления кучек спор, содержащих - в себе оранжевый пигмент, сходный по цвету с каротином. Ржавчинные грибы вызывают болезнь «ржавчину», которая в некоторые годы причиняет большой вред сельскому хозяйству, так как из-за нее снижается урожай культур и ухудшается качество продуктов. Иногда приходится преждевременно скашивать пораженные хлеба и получать одну плохую солому.

Урок по биологии на тему Грибы паразиты (5 класс)

Линейная ржавчина:
I - листья барбариса, пораженные ржавчиной; II - разрез листа барбариса, пораженного ржавчиной - эцидий на нижней стороне, пикнида на верхней; III - ржаво-бурые «подушечки» на стебле и на влагалище листа злака; и т.д.

Борьба с разнообразными видами и формами ржавчинных грибов, приносящими вред культурным растениям, возможна при применении специальных мер борьбы в комплексе с агротехническими мероприятиями. Это уничтожение дикорастущих трав па полях и межах, уничтожение барбариса, слабительной крушины, применение устойчивых против ржавчины сортов, ранний посев яровых, лущение стерни, тщательная и глубокая обработка почвы, рациональное использование удобрений (особенно фосфорно-калийных), введение правильных севооборотов и многие другие агромероприятия.

В садах имеет значение опрыскивание деревьев растворами извести и бордоской жидкостью, а также новыми препаратами: гранозаном, меркураном, ТМТД и др.

© 2010-2022