Рабочая программа надомного обучения по биологии Человек (8 класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и по «Программе основного общего образо­вания по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений.» Программы соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Учебник: Д. А. Колесов. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса преду­сматривает обучение биологии в объеме 70 часов, 2 часов в неделю. Данная программа составлена из расчета 1 час в неделю по индивидуальному плану ученика, обучающегося на дому, в том числе задания выдаются дистанционно.

Цели и задачи программы:

  • освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последо­вательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приво­дится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дает­ся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью це­лей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельно­сти предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, не­мых рисунков.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 336с.;

а также методических пособий для учителя.

  1. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005;

  2. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дро­фа, 2006; -

дополнительной литературы для учителя:

  1. Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физио­логии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с.: ил.;

  2. Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа,2003. - 96с.: ил.;

  1. Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Про­свещение, 1997. - 240с.: ил.;

  2. Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс.«Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006-144с.;

  3. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биоло­гия. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с.;


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ

В результате изучения биологии ученик должен

знать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;

уметь

находить:

  • в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;

  • в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;

  • в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

объяснять:

  • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

  • родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

  • взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

проводить простые биологические исследования:

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Биология. Человек. 8 класс (надомное обучение)

Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности учащихся

Раздел Строение организма

Клеточное строение организма

Клеточное строение организма челове­ка. Жизнедеятельность клетки

Устанавливают различия между расти­тельной и животной клеткой. Приво­дят доказательства единства органиче­ского мира, проявляющегося в клеточ­ном строении всех живых организмов. Закрепляют знания о строении и функ­циях клеточных органоидов

Ткани: эпителиаль­ная, соединительная, мышечная

Нервная ткань. Реф­лекторная регуляция

Ткани: эпителиальная, мышечная, соединительная.

Нервная ткань. Строение нейрона. Реф­лекс. Рефлекторная дуга. Рецептор. Лабораторные и практические работы Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения.

Коленный и надбровный рефлексы

Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тка­ней, органов и систем органов. Сравни­вают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравне­ния.

Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма челове­ка. Объясняют необходимость согласо­ванности всех процессов жизнеде­ятельности в организме человека. Рас­крывают особенности рефлекторной регуляции процессов жизнедеятель­ности организма человека.

Раздел Опорно-двигательная система

Значение опорно-­двигательного аппа­рата, его состав. Строение костей

Скелет человека. Осевой скелет и ске­лет конечностей. Соединения костей

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост кости. Кости: трубча­тые, губчатые, плоские, смешанные. Лабораторные и практические работы Изучение микроскопического строения кости. Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека

Скелет человека. Скелет головы.

Кости черепа: лобная, теменные, ви­сочные, затылочная, клиновидная и решётчатая. Скелет туловища. Позвоночник как основная часть скеле­та туловища. Скелет конечностей и их поясов

Соединения костей. Сустав

). Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводят биоло­гические исследования. Делают выводы на основе полученных резуль­татов

Раскрывают особенности строения ске­лета человека. Распознают на нагляд­ных пособиях кости скелета конеч­ностей и их поясов. Объясняют вза­имосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника

Определяют типы соединения костей

Строение мышц. Об­зор мышц человека

Работа скелетных мышц и её регуляция

Строение и функции скелетных мышц. Основные группы скелетных мышц. Мышцы синергисты и антагонисты. Работа основных мышц.

Роль плечевого пояса в движениях руки

Работа мышц и её регуляция. Атрофия мышц. Утомление и восстановление мышц.

Объясняют особенности строения мышц. Проводят биологические иссле­дования. Делают выводы на основе по­лученных результатов

Объясняют особенности работы мышц. Раскрывают механизмы регуляции ра­боты мышц.

Раздел Внутренняя среда организма

Кровь и остальные компоненты внут­ренней среды орга­низма

Борьба организма с инфекцией. Имму­нитет

Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Состав внутренней сре­ды организма и её функции. Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Свёртыва­ние крови

Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной сис­темы человека

Сравнивают клетки организма челове­ка. Делают выводы на основе сравне­ния. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют причины на­рушения иммунитета

Раздел Кровеносная и лимфатическая системы организма

Транспортные систе­мы организма

Круги кровообраще­ния

Строение и работа сердца

Замкнутое и незамкнутое кровооб­ращение. Кровеносная и лимфатиче­ская системы

Органы кровообращения. Сердечный цикл. Сосудистая система, её строение. Круги кровообращения. Давление кро­ви в сосудах и его измерение. Пульс. Строение и работа сердца. Коронарная кровеносная система. Автоматизм сердца

Описывают строение и роль кровенос­ной и лимфатической систем. Распо­знают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем

Выделяют особенности строения сосу­дистой системы и движения крови по сосудам. Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функция­ми

Раздел Дыхание

Значение дыхания. Органы дыхатель­ной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыха­тельных путей

Дыхание и его значение. Органы дыха­ния. Верхние и нижние дыхательные пути. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания и их предупреждение

Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена.

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

Газообмен в лёгких и тканях

Механизм дыхания. Дыхательные движения: вдох и выдох. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

Сравнивают газообмен в лёгких и тка­нях. Делают выводы на основе сравне­ния

Объясняют механизм регуляции дыха­ния


Раздел Пищеварение


Питание и пищеваре­ние

Пищеварение в рото­вой полости

Питание и его значение. Органы пище­варения и их функции. Пищеварение в ротовой полости.

Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости.

Пищеварение в же­лудке и двенадцати­перстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочно­го сока

Всасывание. Роль пе­чени. Функции толстого кишечника

Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Тонкий и толстый кишечник. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на ап­пендицит -дистанционно

Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознают на наглядных пособиях органы пищева­рительной системы. Проводят биологи­ческие исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Объясняют механизм всасывания ве­ществ в кровь.

Раздел Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Витамины

Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, углеводов, жиров. Обмен воды и минеральных солей. Фер­менты и их роль в организме человека. Механизмы работы ферментов. Роль ферментов в организме человека

Витамины и их роль в организме чело­века. Классификация витаминов. Роль витаминов в организме человека

Выделяют существенные признаки об­мена веществ и превращений энергии в организме человека. Описывают осо­бенности обмена. белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объ­ясняют механизмы работы ферментов. Раскрывают роль ферментов в организ­ме человека

Классифицируют витамины. Раскры­вают роль витаминов в организме чело­века. Приводят доказательства необхо­димости соблюдения мер профилакти­ки авитаминозов

Раздел Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

Покровы тела. Кожа - наружный покровный орган

Уход за кожей. Гиги­ена одежды и обуви. Болезни кожи

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Производные кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Бо­лезни и травмы кожи. Гигиена кожных покровов. Гигиена одежды и обуви

Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Приводят доказательства необходимос­ти ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены

Выделение

Выделение и его значение. Органы вы­деления. Заболевания органов моче­выделительной системы и их предуп­реждение - дистанционно

Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддер­жании гомеостаза. Приводят доказа­тельства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мо­чевыделительной системы

Раздел Нервная система


Значение нервной системы

Строение нервной системы. Спинной мозг. Соматический и ав­тономный (вегета­тивный) отделы нервной системы

Значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности

Строение нервной системы. Нервная система: центральная и перифе­рическая, соматическая и вегетатив­ная (автономная). Спинной мозг. Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга

Вегетативная нервная система, её стро­ение. Симпатический и парасим­патический отделы вегетативной нерв­ной системы.

Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятель­ности

Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Раскрывают функции спинного мозга.

Объясняют влияние отделов нервной системы на деятельность органов.

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, мос­та и мозжечка

Функции переднего мозга

Головной мозг. Отделы головного мозга и их функции. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего моз­гаПередний мозг. Промежуточный мозг. Большие полушария головного мозга и их функции

Описывают особенности строения го­ловного мозга и его отделов. Раскрыва­ют функции головного мозга и его отде­лов. Раскрывают функции переднего мозга

Раздел Анализаторы. Органы чувств

Анализаторы

Зрительный анализа­тор

Слуховой анализатор

Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус

Понятие об анализаторах

Строение зрительного анализатора

Слуховой анализатор, его строение

Вестибулярный анализатор. Мышеч­ное чувство. Осязание. Обоняние

Выделяют существенные признаки строения и функционирования орга­нов чувств

Выделяют существенные признаки строения и функционирования зри­тельного анализатора

Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухо­вого анализатора. Выделяют существенные признаки строения и функционирования вести­булярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объясняют особенности кожно-мышечной чувствительности.

Раздел Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика


Вклад отечествен­ных учёных в разра­ботку учения о выс­шей нервной деятельности

Врождённые и при­обретённые програм­мы поведения

Сон и сновидения

Вклад И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других отечествен­ных учёных в разработку учения о выс­шей нервной деятельности

Безусловные и условные рефлексы. По­ведение человека. Врождённое и приоб­ретённое поведение

Сон и бодрствование. Значение сна

Характеризуют вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности

Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объяс­няют роль обучения и воспитания в раз­витии поведения и психики человека

Характеризуют фазы сна. Раскрывают значение сна в жизни человека

Особенности высшей нервной деятельнос­ти человека. Речь и сознание. Познава­тельные процессы

Воля. Эмоции. Вни­мание

Особенности высшей нервной деятель­ности человека. Речь. Познавательная деятельность. Память и обучение. Ви­ды памяти. Расстройства памяти. Спо­собы улучшения памяти. Лабораторные и практические работы Оценка объёма кратковременной памя­ти с помощью теста

Волевые действия. Эмоциональные реакции. Физиологические основы внимания

Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии челове­ка. Выделяют типы и виды памяти. Объясняют причины расстройства па­мяти. Проводят биологическое иссле­дование, делают выводы на основе по­лученных результатов

Раздел Железы внутренней секреции (эндокринная система)

Роль эндокринной регуляции

Функция желёз внутренней секреции

Органы эндокринной системы и их функционирование. Единство нервной и гуморальной регуляции

Влияние гормонов желёз внутренней секреции на человека

Выделяют существенные признаки строения и функционирования орга­нов эндокринной системы. Устанавли­вают единство нервной и гуморальной регуляции

Раскрывают влияние гормонов желёз внутренней секреции на человека

Раздел Индивидуальное развитие организма

Жизненные циклы. Размножение. Поло­вая система

Особенности размножения человека. Половые железы и половые клетки. Половое созревание

Выделяют существенные признаки ор­ганов размножения человека

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

Закон индивидуального развития. Оп­лодотворение и внутриутробное разви­тие. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

Определяют основные признаки бере­менности. Характеризуют условия нор­мального протекания беременности. Выделяют основные этапы развития за­родыша человека

Наследственные и врождённые заболе­вания. Болезни, передающиеся половым путём

Наследственные заболевания. Меди­ко-генетическое консультирование. Бе­ременность. Вредное влияние на разви­тие организма курения, алкоголя, наркотиков. Инфекции, передающиеся половым путем-дистанционно

Раскрывают вредное влияние никоти­на, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводят доказательства необ­ходимости соблюдения мер профилак­тики вредных привычек, инфекций,


© 2010-2022