Рекомендации по проверке знаний учащихся

Данная разработка содержит рекомендации по проверке знаний и умений учащихся по биологии.Проверка знаний и умений — одно из действенных средств  при­учения  детей к систематическому труду. Она побуждает учащихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изучен­ный материал, развивает у них мыслительные операции: умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.    Правильно организованная проверка знаний и умений затраги­вает чувственную сферу учащихся, сп...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проверка знаний и умений учащихся на уроках биологии.

Повышению научного уровня преподавания биологии, эффектив­ности учебно-воспитательного процесса в значительной степени спо­собствует проверка знаний и умений учащихся, на основании ко­торой можно судить об овладении ими основным содержанием. Она дает возможность учителю контролировать процесс восприятия, запоминания и осмысливания учащимися фактов, закономерностей и теорий науки о жизни, использования их для широких выводов и обобщений, для решения практических проблем. Проверка помо­гает ученику совершенствовать знания, делать их более прочны­ми и систематизированными, так как она является одновременно и повторением учебного материала.

Проверка знаний и умений - одно из действенных средств при­учения детей к систематическому труду. Она побуждает учащихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изучен­ный материал, развивает у них мыслительные операции: умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Правильно организованная проверка знаний и умений затраги­вает чувственную сферу учащихся, способствует развитию у них ин­тереса к предмету, а главное - способствует развитию у школьни­ков самооценки, побуждая желание успешно учиться.

Контроль за усвоением основных знаний и умений учащихся служит ориентиром для родителей, информируя об уче­бе их детей, а также для учителя, показывая достижения и недо­четы его преподавания. Таким образом, проверка знаний и умений учащихся выполняет обучающую, воспитывающую, развивающую, мотивационную и контролирующую функции и этим самым служит общей цели и задачам обучения.

Проверка - сложный элемент процесса обучения, требующий от учителя большого творчества и мастерства. Далеко не каждому учителю удается правильно установить время и место проверки, умело сочетать разные методы и приемы, заставить работать весь класс на протяжении всего урока. Практика обучения показывает, что при проверке знаний по биологии преобладает индивидуальный опрос, который растягивается на 20-25 минут. В результате не всегда хватает времени на объясне­ние нового материала, его осмысливание учащимися, закрепление и домашнее задание. Это приводит к перегрузке школьников дома.

Для осуществления проверки необходима ориентировка на раздел программы «Основные требования к знаниям и умениям учащих­ся», что позволяет выделить основное содержание и со­средоточить внимание учащихся на учебном материале.

При обучении биологии используются сле­дующие методы проверки:

  1. Устная

  2. Письменная

  3. Практическая.

Основным методом провер­ки служит устный опрос учащихся, к нему предъявляются большие требования. Готовясь к устной проверке, необходимо отобрать и правильно сформулировать вопросы, разработать требования к содержанию, объему устных ответов учащихся при различных видах учета знаний.

В устную проверку необходимо включать вопросы, выясняю­щие главное, существенное, побуждающие учащихся активно мыс­лить (сравнивать, обобщать, приводить доказательства, делать вы­воды, устанавливать причинно-следственные связи). Например, в устную проверку знаний учащихся о покрыто­семенных растениях целесообразно включить следующие вопросы и задания: почему покрытосеменные растения заняли господ­ствующее положение на Земле? Как человек создал большое многообразие сортов культурных растений, отвечающих его потребностям?

Для проверки знаний по теме «Цветок и плод» можно использовать следующие вопросы: из каких частей со­стоит цветок? Какие виды соцветий вы знаете? Каково биологи­ческое значение соцветий? Назовите особенности цветков, опыля­емых насекомыми. Какие приспособления имеются у растений к перекрестному опылению ветром? Как происходит оплодотворение у растений? Почему запрещен массовый сбор цветущих растений?

Очень важно приучить учащихся пояснять устные ответы схематическими рисунками, диаграммами, таблицами. Этот прием заставляет учащихся точнее выражать мысли, конкретизировать знания и приводить их в определенную систему. Например, после изучения темы «Семейство мотыльковых» можно предложить заполнить таблицу.

«Характеристика клевера лугового»

Среда обитания

Ареал

Связи с факто­рами неживой

природы

Связи с факторами живой природы

Значение в природе и народном хозяйстве


Наряду с индивидуальным применяется уплотненный опрос и фронтальная устная проверка. При этом необходимо крат­ко и точно выражать свои мысли. Прослушивание кратких ответов должно завершаться обобщением и выводами. Рекомендации по проверке знаний учащихся.Рекомендации по проверке знаний учащихся.

При выборе методов проверки необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников; например, детям, страдающим дефектом речи, целесообразно отве­чать письменно и графически, но не устно.

Слушая ответ, учитель также имеет возможность судить о речи ученика, его памяти, развивать и совер­шенствовать их, обучать логическому мышлению. Кроме того, для большинства учащихся изложить свои знания устно значительно легче, чем письменно.

Однако у метода устной проверки имеется существенный недостаток: он занимает значительное количество времени на уроке и нередко во время опроса часть уча­щихся пассивна, невнимательна к ответам своих товарищей.

Устная проверка может проводиться с использованием средств наглядности. Учитель предлагает ученику сначала рассказать о строении и значении какого-либо растительного объекта, например корневого волоска, а затем нарисовать его. Применяя этот прием, обнаруживается несовпадение устного ответа с выполненным рисунком. Обычно учащиеся правильно рассказывают о строении объекта, а в рисунке допускают ошибки.

Правильный устный ответ в данном случае является результатом формально заученного текста учебника, а не осознанного его усвоения. Поэтому наряду с уст­ным индивидуальным опросом целесообразно проводить письменно-графическую проверку, позво­ляющую выяснить правильность сформированных пред­ставлений у класса.

Объективность проверки знаний о строении объекта значительно повышается, если рисунок выполняется в ходе устного ответа ученика. Этот прием вызывает у него активную мыслительную деятельность, так как тре­бует согласованности речи и практических действий, а в случае возникших противоречий побуждает его уст­ранять их. Применение этого приема проверки застав­ляет учащихся при изучении нового материала быть внимательными при восприятии предметов, явлений, воспитывает у школьников наблюдательность и форми­рует умение выражать наблюдаемое в речи.

Интересным способом является применение схем-обманок. На классной доске (или карточке) выполняется рисунок объекта, но в нем отсутствуют какие-либо части, или они неправильно расположены относительно друг друга. На­пример, в изображенных на рисунках растительных клетках в одном из них не нарисованы пластиды, в дру­гом - отсутствует ядро. Учащимся, пред­лагается внимательно рассмотреть рисунки и опреде­лить, правильно ли изображено строение растительной клетки. После устного ответа учащиеся должны внести необходимые исправления, дополнения и доказательства правильности выполнения задания.

Рекомендации по проверке знаний учащихся. Большое значение имеет сочетание устного опроса с методом практической проверки. Поэтому Рекомендации по проверке знаний учащихся.характерной особенностью современного урока является увеличение объема самостоятельных работ уча­щихся.

Одним из методов оценки знаний и умений учащихся выделяют письменную проверку. Она используется в тех случаях, когда требуется дать описание натуральных объектов, сравнить виды растений, со­ставить различного рода схемы, рисунки, заполнить таблицы, сформулировать выводы из практических или лабораторных работ. Письменно можно проверять наиболее важные и существенные знания, которые требуют лаконичных ответов.

Наиболее эффективными являются следующие прие­мы письменно-графической проверки знаний, на выполнение которых обычно отводится от 5 до 10 минут.

Приведу примеры наиболее типичных заданий, вы­полнение которых занимает от 5 до 10 минут,

  1. Выполнить работу в тетрадях на печатной основе.

  2. Заполните таблицу.

  3. Выполнить схематические рисунки, диаграммы и подписи к ним.

Главное достоинство письменной и графической про­верок, заключается в том, что они позволяют выяснить знания одновременно целого класса за сравнительно ко­роткий срок и тем самым обеспечить систематический контроль за усвоением материала учащимися.

Рекомендации по проверке знаний учащихся.Рекомендации по проверке знаний учащихся. В настоящее время проверка должна удов­летворять определенным требованиям: проводиться быстро, мо­бильно, разнообразными методами и приемами. Очень перспектив­ный и педагогически важный прием проверки - решение биологи­ческих задач. Для оперативной проверки знаний уместны тесты, рассчитанные на выбор одного правильного ответа из нескольких правдоподоб­ных. В своей практике, особенно в 5 классе, к тестам добавляю рисунки-подсказки. Это очень оживляет проверку знаний учащихся.

Однако при­менение тестов не позволяет получить развернутые от­веты и определить умение учащихся связно и последо­вательно излагать свои мысли, делать выводы и обоб­щения. Чтобы в какой-то мере устранить указанный недостаток, целесообразно сочетать тестовую проверку с устной. С этой целью после тестового задания включа­ется вопрос, который требует от учащихся подготовки устного ответа, помогающего им осмыслить фактический материал.

Эффективность проверки знаний и умений во многом зависит от характера домашних заданий, которые должны быть разнооб­разными. Домашние задания должны быть направлены и на усвоение выделенных в программе умений.

Домаш­ние задания могут быть:

  1. обязательными для всех,

  2. дополнитель­ными (по желанию),

  3. фронтальными,

  4. групповыми,

  5. индивидуаль­ными,

  6. репродуктивными,

  7. поисковыми,

  8. творческими,

  9. кратковре­менными (к следующему уроку)

  10. долговременными (наблюдения в природе).

Домашнее задание может быть дано по учебнику и по дополнительной литературе. Интересно проходят уроки, на которых учащиеся готовят доклады, презентации и дополнительный интересный материал.

Специальный (заключительный) урок посвящается распределению между учащимися летних зада­ний, рекомендованных в программе. Выполнение летних заданий имеет большое образовательное и воспитательное значение. Учащиеся овладевают практическими умениями, а также исследовательскими умениями, связанными с проведением наблюдений и опытов. Для контроля, за выполнением летних заданий, и проверки усвоения умений, учащимся целесообразно раздать инструктивные карточки, по которым оформляются отчеты о выполнении летних заданий.

Такова, например, инструктивная карточка для проведения наблюдений за муравьями.

  1. Рекомендации по проверке знаний учащихся.Найдите в лесу муравейник. Определите вид дерева, около которого он располагается. При помощи компаса установите, на какую часть света ориен­тирован муравейник.

  2. Определите форму, размеры муравейника и материал, из которого он построен.

  3. Рассмотрите, что муравьи приносят в муравейник и что выносят из него.

  4. Положите около муравейника мертвого слепня, крупную муху или дру­гое насекомое. Проследите, как муравьи будут доставлять пищу в муравейник.

  5. Постарайтесь найти вокруг муравейника муравьиные тропы и зарисуйте их план (на отдельном листе отчета).

  1. Возьмите прутик и проведите черту поперек муравьиной тропы. Как изменилось поведение муравьев? Каким образом восстанавливается движение
    по тропе?

  2. Подумайте и ответьте на вопросы: Какое значение для муравьев имеет колониальный образ жизни? Почему муравьи относятся к охраняемым животным?

Проверка усвоения знаний и умений в их системе осуществляется благодаря применению следующих видов учета успеваемости:

- текущего,

- тематического,

- периоди­ческого

- заключительного.

Текущий учет позволяет выявить в ходе учебного процесса достигнутый учащимися уровень усвоения учеб­ного материала и своевременно принять меры к устра­нению обнаруженных пробелов в знаниях.

Тематический учет способствует приведению в сис­тему знаний и умений учащихся, дает им возможность увидеть содержание темы в целом, проследить за раз­витием основных понятий и явлений, осмыслить взаимо­связи между ним.

Периодический учет применяется лишь в некоторых случаях, т. е. в настоящее время итоговый балл за учебную четверть и полугодие выводится на основе данных текущего и тематического учета, без дополнительной специальной проверки. Выведение итогового балла за четверть должно базироваться на основе учета усвоения всех важных объектов проверки, динамики успеваемости и стабильных текущих оценок. Необходимость в дополнитель­ной проверке возникает, когда учитель сомневается в усвоении учебного материала какой-то частью учащихся.

Заключительный учет осуществляется при подведении итогов успеваемости за год. Проводится он в основном в обобщающих темах программы. В них воспроизво­дится самое главное и существенное, что изучалось в течение года, но на более высоком уровне и в более широких взаимосвязях, углубляющих понимание веду­щих идей курса, подводящих учащихся к выводам ми­ровоззренческого характера.

Таким образом, активизация учебно-познавательной деятельно­сти учащихся при проверке их знаний и умений на уроке спо­собствует:

1) преемственность классных и домашних заданий, их связь с главными вопросами урока, усложнение в соответствии с развитием учебных, интеллектуальных и практических умений учеников;

2) сочетание различных средств и приемов проверки знаний и умений в зависимости от места проверки в структуре урока;

3) разнообразие домашних заданий, опора на внеклассное чтение, летние задания.

Психологи установили, что первоначально все све­дения, которые получают дети из различных источников (от учителя, из книг, окружающей среды), запечатлева­ются в оперативной памяти. Здесь они хранятся не более двух суток, причем 70-80 % из них забываются в первые сутки. Лишь немногие из первоначально вос­принятых сведений из оперативной памяти переходят в долговременную, сохраняющую их от нескольких месяцев до нескольких лет. В психологической науке уделя­ется большое внимание изучению условий, при которых сведения из оперативной памяти переходят в долговре­менную. Ими установлена следующая закономерность: в долговременную память переходят те знания, которые повторены 2-3 раза в течение первых двух суток, т. е. пока знания сохраняются в оперативной памяти. Если повторение произойдет после трех дней, знания уже за­будутся, все придется начинать сначала.

Отсутствие закрепления только что приобретенных знаний, а также повторения их на следующем уроке при­водит к тому, что учителю и учащимся приходится снова тратить время на новое заучивание забытого.

Следовательно комплексное применение методов дает воз­можность проверять одновременно всех или значительное число учащихся на уроке, систематически и объектив­но выявлять усвоение наиболее важных сторон знаний и умений с затратой небольшого количества времени на выполнение задания или ответ, а от учителя на их проверку.

Список литературы:

  1. Белов И.Г., Корчагина В.А. «Уроки ботаники в 5-6 классах» М., «Просвещение».

  2. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. «Общая методика преподавания биологии» М., «Просвещение».

  3. Гашкова О.А. «Практические занятия по общей ботанике» М., «Просвещение».

  4. Мягкова А.Н. и др. «Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии». М., «Просвещение».

  5. Никишов А.И. «Как обучать биологии» М., «Владос».

  6. Никишов А.И. «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» М., «Дрофа».

  7. Падалко Н.В., Федорова В.Н. «Методика обучения ботанике» М., «Просвещение».

  8. Сухова Т.С., Кучменко В.С. «Биология» М., «Вента-Граф».


7

© 2010-2022