Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс 7 вида

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. Файзуллы Султанова с.Исянгулово муниципального района

Зианчуринский район Республики Башкортостан

«Рассмотрено»

на заседании МО учителей филологического цикла

Руководитель МО

________/ Л.М.Сырлыбаева/

Протокол № _____ от

«__»___________201__г.


«Согласовано»

Заместитель директора школыпо УВР

______/Р.М. Трубкулова /

«__»___________201__г.


«Утверждаю»

Директор школы

__________/ В.К. Юланов /

приказ №

от____________201__г

Адаптированная рабочая программа

По предмету русский язык и литературное чтение

Класс 7

Учитель Курбанаева Альбина Борисовна



Количество часов по программе - 105

2015-2016 учебный год







Пояснительная записка

Нормативно-правовые обеспечение рабочей программы

Данная рабочая программа разработана с учетом психофизических особенностей ученика, учитывает особенности его познавательной деятельности, уровень речевого развития и адаптирована применительно к его способностям и возможностям. Программа направлены на всестороннее развитие личности учащегося, способствует его умственному развитию.

Форма обучения - на дому.

Адаптированная рабочая программа по биологии для 6 класса VII вида составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями)

  2. Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

  3. Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  4. Приказ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  5. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;

  6. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г. № 07-1317 «Об индивидуальном обучении больных детей на

дому»

8. Примерной программы по биологии, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта;

  1. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования от 31.03.2014 г. № 253;

  2. Авторская программа по биологии для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В.Пасечника. ООО «Дрофа», -2001г. и допущена Министерством образования Российской Федерации;

11.Устава МОБУ СОШ им. Ф. Султанова с. Исянгулово утвержденный постановлением Главы Администрации №1232 от 06.10.11 г.

12.Учебного плана МОБУ СОШ им. Ф. Султанова с. Исянгулово, утвержденного приказом № 108от « 26» августа 2015 г.

13.Положение «О рабочей программе» МОБУ СОШ им. Ф. Султанова с. Исянгулово, приказ № 88 от13.08.2015 г.

Общая характеристика предмета учебного плана общеобразовательного учреждения

Адаптированная рабочая программа составлена на основе авторской программы курса биологии для обучающихся 5 - 9 классов основной общеобразовательной школы под руководством В.В. Пасечника.

Программа определяет базовый уровень подготовки по биологии учащегося основной общеобразовательной школы в соответствии со стандартом основного общего образования по биологии. Курс биологии знакомит с основными законами природы, биологическими понятиями. В нем рассмотрены принципиальные вопросы целостной научной картины мира.

Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для учащегося с отклонениями в развитии уровне современные представления об окружающем мире.

Данная программа направлена на:

  • Обеспечение биологической, прежде всего экологической, природоохранительной грамотности;

  • На основе знаний ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся;

  • Формирование их научного мировоззрения;

  • Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей;

  • Овладение умениями наблюдать природу и явления в природе.

Программа рассчитана на учащегося, имеющих смешанное специфическое расстройство психического психологического характера, задержку психического развития (ЗПР). Психика таких детей промежуточная между здоровым и патологическим ребенком. Это не умственно отсталые дети, а дети с замедленным темпом развития, но характеризующиеся положительной динамикой. Программа для обучения таких детей несколько изменена. Некоторые темы изучаются ознакомительно. При составлении программы учитывались следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи.

Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Программа предусматривает выполнение биологического эксперимента в полном объеме. Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением следующих курсов:

Бактерии. Грибы. Растения - 70 ч (6 кл.).

В 6-7 классах получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащийся должен усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека. Учащийся должен получить представление о многообразии животных организмов и принципах их классификации. Он узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологическихсистем.

Ценностные ориентиры содержания предмета учебного плана общеобразовательного учреждения


Ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых - изучение природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности биологических методов исследования объектов живой природы,

понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине. В качестве объектов ценностей

труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса

«Биология» могут рассматриваться как:

- формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

- понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащегося грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения. Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий нравственных ценностей - ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе «Биология» в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащегося:

- способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии;

- эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей, истины, добра и красоты.

Место данного предмета в учебном плане общеобразовательного учреждения

В учебном плане для организации индивидуального обучения предмета «Биология» в 6 классе отводится 2 часа в неделю. Общее количество часов в год - 70.


Результаты изучения предмета учебного предмета учебного предмета общеобразовательного учреждения

Личностные результаты:

-осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

-оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

- формировать экологическое мышление;

-умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- определять цель учебной деятельности;

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлят план решения проблемы ;

-работая по плану, исправлять ошибки;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные:

-анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления;

-выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение и классификацию, выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- составлять различные виды планов (простых);

- вычитывать все уровни текстовой информации;

- уметь определять необходимые сведения.

Коммуникативные:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие с учителем (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты:


  • определять роль в природе различных групп организмов; объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  • находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предметами, и давать им объяснение;

  • объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. Перечислять отличительные свойства живого;

  • различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, папоротники, голосеменные и цветковые ;

  • определять основные органы растений (части клетки);

  • объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, папоротники, голосеменные и цветковые);

  • понимать смысл биологических терминов; характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

- различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Основное содержание предмета учебного плана общеобразовательного учреждения

БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. РАСТЕНИ

№ п\п

Наименование раздела

Кол-во часов

1.

Введение

2

2.

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

5

3.

ЦАРСТВО БАКТЕРИИ

2

4.

ЦАРСТВО ГРИБЫ

5

5.

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

9

6

СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ

16

7.

. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ

14

8.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ

6

9.

ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА

6

10.

РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

5

11.

ИТОГО

70


ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

Биология - наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Экскурсия Многообразие живых организмов.

Осенние явления в жизни растений и животных.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды (ознакомление).

Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань» (ознакомление).

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Л.р.№1 Устройство микроскопа и приемы работы с ним.

Л.р.№2 Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (2 ч)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий, их распространение в природе. Болезнетворные бактерии.

ЦАРСТВО ГРИБЫ (5ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика и др.).

Лабораторные работы

Л.р.№3 Изучение строения тел шляпочных грибов.

Л.р.№4 Рассматривание плесневого гриба мукора под микроскопом.

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (9 ч)

Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

Л.р.№5 Изучение строения зеленых водорослей.

Л.р.№6 Изучение строения мха.

Л.р.№7 Изучение строения спороносящего папоротника.

Л.р.№8 Изучение строения хвои и шишек хвойных.

СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ (16 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.

Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Жилкование. Видоизменение листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей.

Видоизменение побегов.

Цветок и его строение. Соцветия.

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Лабораторные работы

Л.р.№9 Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.

Л.р.№10 Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.

Л.р.№11 Изучение внешнего строения корня.

Л.р.№12 Изучение строения почек и расположение их на стебле.

Л.р.№13 Изучение строения листа.

Л.р.№14 Изучение многообразия стеблей.

Л.р.№15 Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

Л.р.№16 Изучение строения цветка.

Л.р.№17Ознакомление с различными видами соцветий.

Л.р.№18 Ознакомление с сухими и сочными плодами.

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ (14ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

Рост растений. Этапы развития (ознакомление).

Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение (ознакомление).

Растение - целостный организм.

Демонстрация питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; образование крахмала, испарение воды листьями.

Практические работы

П.р.№1 Вегетативное размножение комнатных растений.

П.р.№2 Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсия Зимние явления в жизни растений.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ (6ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств с учетом местных условий.

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные работы

Л.р.№19 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (6 ч)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Экскурсия Природное сообщество и человек.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (5 ч)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира (ознакомление). Господство покрытосеменных в современном растительном мире.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений.

Требования к уровню подготовки обучающегося по данной учебной программе

Личностные результаты:

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей, в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

- готовность и способность ученика к саморазвитию;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного здоровье сберегающего поведения;

Метапредметные результаты:

в области познавательных УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;

- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

- добывать новые знания в учебнике, так и в предложенных словарях;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация);

- перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- уметь применять и представлять информацию;

- строить элементарные сообщения в устной и письменной форме;

в области коммуникативных УУД:

- отвечать на вопросы;

- вести устный диалог;

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу на уроке и в жизни;

в области регулятивных УУД:

- высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения;

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

- высказать свою версию;

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- составлять план и последовательность действий в диалоге с учителем.

Предметные результаты:

Учащийся должны знать:

-строение органов цветкового растения;

  • клеточное строение растений;

  • части растительной клетки;

  • основные жизненные функции растительного организма: дыхание, питание, испарение воды, передвижение веществ;

  • роль растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве, мероприятия по охране и рациональному использованию растений;

  • размножение растений семенами и вегетативно;

  • взаимосвязь растений с факторами живой и неживой природы, приспособление растений к совместному обитанию;

  • главные признаки классов и семейств цветковых растений;

  • особенности строения грибов, лишайников.

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Практика взаимодействия с окружающим миром.

Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире.

Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания..

Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.

Учащийся должен знать:

-отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

-характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

-некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.

Учащийся должен уметь:

  • распознавать органы растения;

  • проводить рыхление, окучивание, пикировку, полив растений;

  • пользоваться увеличительными приборами;

  • заготавливать черенки;

  • соблюдать правила поведения в природе;

ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками



Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы


Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме проверочной работы на печатной основе.

Учащийся должен уметь:

-обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

-проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

Уровень

Отметка

Комментарий


Материал не усвоен

«2»

(неудовлетворительно)

Учащийся не владеет информацией об изученных объектах и явлениях, взаимосвязях в окружающем мире, не знает терминологии, не умеет владеть приборами, инструментариями, учебными материалами, предусмотренными программой данного уровня обучения

Минимальный

уровень

«3»

(удовлетворительно)

Минимальные знания об объектах и явлениях окружающего мира, слабое владение терминологией, учебными материалами и инструментами

«4»

(хорошо)

Минимальное использование терминологии, объяснять простейшие взаимосвязи объектов, явлений окружающего мира, неуверенное владение инструментарием и учебными материалами



Программный уровень

(решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях)

Владение обязательной терминологией, понимание сути явлений и взаимосвязи явлений и объектов окружающего мира, умение объяснять причинно-следственные связи объектов, явлений с незначительной помощью, владение материалами и инструментами по предмету с незначительной помощью

«5»

(отлично)

Свободное владение обязательной терминологией, умение объяснять суть, взаимосвязи изучаемых явлений, объектов окружающего мира, свободное владение изучаемыми учебными материалами и инструментами, умение применять полученные знания и умения при решении нестандартных задач.


Тематическое планирование

№/П

Дата план

Дата факт

Тема урока

Оборудование

Знания, умения, навыки

Планируемые результаты УУД

1.

01.09

Биология - наука о живой природе. Л.р. №1

« Ведение дневника наблюдений».

Гербарии, муляжи

Значение курса биологии

Знать различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь:

- выделять отличительные признаки живой природы;

- распределять объекты в группы по общим



2.

04.09

Многообразие живых организмов. Экскурсия № 1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в Л.р. №2 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе».жизни растений и животных»

блокноты

Умение наблюдать, многообразие растений, бережное отношение к природе

Уметь:

- находить взаимосвязи живой и неживой природы;

- узнавать растения и животных своей местности. Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала и ситуации.



3.

08.09

Устройство увеличительных приборов. Л.р. № 3 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».

Лупа,микроскоп,предметное стекло

Познакомить с увеличительными приборами, умение работать с ними

Знать:

- понятия «опыт», «наблюдение»;

- различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.

Уметь проводить опыты и наблюдения по плану



4.

11.09

Строение клетки. Л.р. № 4 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука и рассматривание его под микроскопом».

Микроскоп,микропрепарат, таблица

Строение клетки, ее частей и их значение, умение готовить микропрепараты

Знать условия, необходимые для развития растений.

Уметь:

- анализировать опыты;

- формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде.

5.

15.09

Строение клетки (пластиды).

Микроскоп, таблица

Старая и молодая клетка,умение работать с таблицами

Дифференцировать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи.

6.

18.09

Жизнедеятельность клетки.

таблицы

Клетка- единый организм. Жизнедеятельность клетки.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

7.

22.09

Ткани.

Микроскоп, микропрепарты,таблицы

Понятие тканей, многообразие, значение, функции

8.

25.09

Строение и жизнедеятельность бактерий.

таблицы

Представление о бактериях, строение и жизнедеятельность

Исследовать микробы, пути попадания болезнетворных микробов в организм человека.

9.

29.09

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Гербарий, влажный препарат

Группы бактерий, их роль в природе и для человека.

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала, опираясь на нравственные нормы.

10

02.10

обобщения знаний «Разнообразие бактерий, их распространение в природе»

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь:

- сравнивать предметы живой и неживой природы;

- планировать и проводить несложные опыты.

11

06.10

Общая характеристика грибов. Л.р. № 5 «Изучение строения тел шляпочных грибов»

Муляжи, таблица

Строение, питание грибов, умение различать съедобные и ядовитые грибы

Знать:

- свойства и признаки

грибов;

- взаимосвязь живой и неживой природы;

- чем питаются грибы.

12

09.10

Шляпочные грибы

Микроскоп, микропрепарат, плесень

Строение и условия жизнедеятельности, их роль в природе и для человека

Знать:

- отличительные признаки съедобных грибов;

- съедобные грибы, растущие в родном крае;

- несъедобные (ядовитые) двойники шляпочных съедобных грибов.

13

13.10

Плесневые грибы и дрожжи. Л.р. № 6 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом».

Микроскоп, микропрепарат, плесень

Строение и условия жизнедеятельности, их роль в природе и для человека

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

14

16.10

Роль грибов в природе и жизни человека.

Таблицы, доклады

Роль грибов для человека, правила сбора грибов

Знать правила сбора грибов. Уметь приводить примеры грибов своей местности. Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

15

20.10

Разнообразие, распространение и значение растений.

Таблицы, гербарии

Многообразие растений, высшие и низшие растения

Знать условия, необходимые для развития растений.

Уметь:

- анализировать опыты;

- формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде.

16

23.10

Одноклеточные водоросли.

таблица

Отделы растений, строение и жизнедеятельность, их роль

Уметь:

- группировать растения по их признакам и свойствам;

- работать с научной литературой;

- оформлять свои наблюдения.

17

27.10

М3.ногоклеточные водоросли. Л.р. № 7 «Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей

Таблицы,микроскопы,микропрепараты

Строение.жизнедеятельность,место обитания и значение

18

30.10

Лишайники.

Таблица, гербарии

Своеобразие организма, особенности строения, их роль

19

10.11

Мхи. Л.р. № 8 «Изучение строения мха».

Таблица, весы, мох, вода

Признаки высших растений,строение,значение

Уметь:

- группировать растения по их признакам и свойствам;

- работать с научной литературой;

- оформлять свои наблюдения.

20

13.11

Папоротники, хвощи и плауны. Л.р. № 9 «Изучение строения спороносящего папоротника».

Таблицы, растение, коллекции

Особенности строения, многообразии, роль

Исследовать лечебные и ядовитые растения.

21

17.11

Голосеменные.

Гербарии, шишки ели и сосны, таблица

Строение и их отличие от споровых, их роль для чело Знать хвойные и лиственные растения степи.века и в природе

Знать группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водо-росли).

22

20.11

Покрытосеменные.

Таблица, растения, плоды

Строение.жизнедеятельность,приспособленность и многообразие

Уметь проращивать семена овощных и цветковых растений.

23

24.11

Строение семян двудольных растений.

Таблица, семена

Строение, зародыш семени-зачаточный организм,преимущество семени

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение лабораторной работы

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы лабораторной работы. Работают по плану

24

27.11

Строение семян однодольных растений.

Л.р. № 10«Изучение строения семян двудольных и однодольных растений».

Таблицы, семена фасоли и пшеницы

Строение семени, умение наблюдать и делать выводы

Познавательные УУД: умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними

Регулятивные УУД: Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян

Коммуникативные УУД Умеют слушать и слышать друг другаУмеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме

25

01.12

Виды корней и типы корневых систем. Л.р. № 11 «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы»

Гербарии, проростки семян растений

Развитие корня, строение, умение распознавать и делать выводы

Познавательные УУД:

Анализируют виды корней и типы корневых систем

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

26

04.12

Зоны корня,

Таблица, микропрепарат

Зоны корня и значение и функции

Познавательные УУД:

. умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, р

Регулятивные УУД:Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение клеток коря

Коммуникативные УУД

умение работать

27

08.12

Видоизменения корней.

Растения ,влажный препарат

Строение и функции корня, значение

Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней

Коммуникативные УУД

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

28

11.12

Побег и почки.

Растения, таблица

Понятие побега, почка-зачаточный побег, строение и многообразие

Познавательные УУД:

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное..

Регулятивные УУД:

Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега

Коммуникативные УУД

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

29

15.12

Внешнее строение листа.

Гербарии, таблица

Многообразие, строение, умение распознавать

Познавательные УУД:

Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют

увиденное

Регулятивные УУД:

Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев

Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решенийУмеют представлять конкретное содержание и сообщать его

30

18.12

Клеточное строение листа.

Микроскоп, микропрепараты

Функции различных тканей листа

Регулятивные УУД:

Выполняют рисунок в тетради

Коммуникативные УУД

умеют слушать и слышать друг друга

31

22.12

Видоизменения листьев.

растения

Взаимосвязь растений с внешней средой

32

25.12

Строение стебля.

Микропрепарат, побеги растений

Внутреннее строение и внешнее, связь клеток и тканей стебля

Познавательные УУД:

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

Регулятивные УУД:

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Коммуникативные УУД Интересуются чужим мнением и высказывают своеУмеют слушать и слышать друг друга

33

29.12

Видоизменённые побеги. Л.р. № 12 «Изучение видоизменённых побегов (корневище, клубень, луковица)».

Клубни картофеля, луковица

Взаимосвязь надземных и видоизмененных корней, их значение

Познавательные УУД: знакомятся с видоизмененными побегами -клубнем и луковицей

Регулятивные УУД:

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

34

15.01

Строение цветка. Л.р. № 13 «Изучение строения цветка».

Модели, растения

Цветок орган семенного размножения

Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации\, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД:

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Коммуникативные УУД

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

35

19.01

Соцветия.

таблица

Виды соцветий, значение их

36

22.01

Плоды.

Таблица, муляжи

Разнообразие плодов, классификация

Познавательные УУД:

Знакомятся с классификацией плодов.

Регулятивные УУД:

Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды

Коммуникативные УУД:

Обсуждают результаты работы Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

37

26.01

Распространение плодов и семян.

Коллекция, таблица

Значение плодов, способы распространения

Познавательные УУД:

Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами.

Регулятивные УУД:

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Коммуникативные УУД

Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»

38

29.01

Обобщение по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Проверочный тест

39

02.02

Химический состав растений.

Семена, вода, йод, спиртовка,

Минеральные и органические вещества

40

05.02

Минеральное питание растений.

коллекции

Процесс поглощения веществ растениями

Познавательные УУД:

.Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений.

Регулятивные УУД:

Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Коммуникативные УУД Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.

41

09.02

Фотосинтез.

таблица

Питание растения, условия фотосинтеза

Познавательные УУД:

.Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза.

Регулятивные УУД:

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Коммуникативные УУД

Интересуются чужим мнением и высказывают свое .Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы

42

12.02

Дыхание растений.

Отличие дыхания от фотосинтеза

Познавательные УУД:

Выделяют существенные признаки дыхания

Регулятивные УУД:

Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений.

Коммуникативные УУД

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

43

16.02

Испарение воды.

таблицы

Транспирация, значение испарения

Познавательные УУД:

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

Регулятивные УУД:

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Коммуникативные УУД

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

44

19.02

Передвижение по стеблю минеральных веществ. Л.р.№14 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Таблицы, опыт

Физиологические процессы в растительном организме

Познавательные УУД:

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях.

Регулятивные УУД:

Анализируют информацию о процессах протекающих в растении

Коммуникативные УУД

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

45

23.02

Прорастание семян. Практическая работа №1 «Определение всхожести семян растений и их посев»

Таблицы, опыты

Условия прорастания семян

Познавательные УУД:

. Объясняют роль семян в жизни растений

Регулятивные УУД:

Выявляют условия, необходимые для прорастания семян.

Коммуникативные УУД

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

46

26.02

Зимние явления в жизни растений. Экскурсия №2 «Зимние явления в жизни растений».

блокноты

Растения в холодное время года

47

01.03

Растительный организм как единое целое.

Таблицы.

Растение целостный организм, связь растений с внешней средой

Знать:

- дикорастущие и культурные растения своей местности;

- сельскохозяйственные растения своей местности.

Уметь:

- раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;

- называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России

48-

49

04.03

11.03

Способы размножения растений.

таблицы

Способы размножения, зигота, гамета

Познавательные УУД:

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения.

Регулятивные УУД:

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

50

15.03

Размножение споровых растений.

таблицы

Яйцеклетка, спермотозоид, гаметофит и спорофит

Познавательные УУД:

Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений

Регулятивные УУД:

умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД

умение слушать учителя, высказывать свое мнение

51

18.03

Размножение голосеменных растений.

таблицы

Наличие семени и роль в размножение

Познавательные УУД:

Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию в 'электронном приложении

52

22.03

Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Практическая работа № 2 «Вегетативное размножение комнатных растений».

Растения, дается на дом, выставляется по выполнению работы

Многообразие вегетативного размножения и его роль для растений

Познавательные УУД:

Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

Регулятивные УУД:

Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

53

05.04

Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян.

Таблица, муляжи

Биологическая сущность оплодотворения, его роль

54

08.04

Способы опыления у покрытосеменных растений.

Таблицы, растения

Приспособленность растений к опылению

55

12.04

Основы классификации растений.

Таблицы, растения

Понятие классификации, бмнарная номенклатура

Познавательные УУД: Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

Регулятивные УУД:

развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

56

15.04

Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.

Таблицы.гербарии

Семейства растений. Вид и род растений

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

57

19.04

Семейство Крестоцветные.

Таблицы, гербарии

Признаки и многообразие семейства.значение

Познавательные УУД: Знакомятся с определительными карточками

Регулятивные УУД:

Определяют растения по карточкам

Коммуникативные УУД

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

58

22.04

Семейства Розоцветные и Паслёновые.

Таблицы, гербарии

Признаки и многообразие семейства, значение

Познавательные УУД:

сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Регулятивные УУД:

Определяют растения по карточкам

Коммуникативные УУД

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

59

26.04

Семейства Мотыльковые и Сложноцветные.

Таблицы, гербарии

Признаки и многообразие семейства, значение

60-

61


29.04

03.05

Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки.).

Таблица, гербарии

Признаки, многообразие, семейства ,их значение

Знать:

- названия (изображения) зерновых растений;

- важность зерновых культур в жизни человека.

62

06.05

7.Л.р. № 15 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» (на примере пшеницы

Определять виды с/х работы на полях страны.

63

10.05

Основные экологические факторы.

.таблицы

Понятие экологии, факторы природы

64

13.05

Характеристика основных экологических групп растений. Л.р. №16 «Изучение особенностей строения растений различных экологических групп»

гербарии

Основные экологические группы растений

Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.

65

17.05

Растительные сообщества.

таблицы

Разнообразие растительного мира. Понятие о сообществах

Знать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений. Уметь:

- определять возраст растений;

- составлять таблицу однолетних, двулетних и многолетних растений;

- характеризовать сходство и различия однолетних, двулетних и многолетних растений.

66

20.05

Взаимосвязи в растительном сообществе.

Карта. Таблица, гербарии

Приспособленность растений к совместному проживанию в сообществе

Познавательные УУД:

. Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе

Регулятивные УУД:

Устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

67

24.05

Природное сообщество и влияние на него деятельности человека. Экскурсия № 3 «Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах».

блокноты

Познакомить с местными растительными сообществами, взаимосвязи в сообществах

Познавательные УУД:

. Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе

Регулятивные УУД:

Устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

68

26.05

Обобщающий урок по теме: «Природные сообщества».

Обобщит полученные знания по пройденной теме

69

27.05

Основные этапы развития растительного мира Многообразие растений и их происхождение

Растения, гербарии

Познакомить с многообразием растительного мира Приспособленность растений

Познавательные УУД:

. Характеризуют различные этапы развития растительного мира.

Регулятивные УУД:

Устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

70

31.05

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

Портреты ученных

Отрицательное и положительное влияние человека на природу

Уметь:

- группировать растения по их признакам и свойствам;

- работать с научной литературой;

- оформлять свои наблюдения.

Перечень учебно- методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


1.Авторская программа «Биология» 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида (В.В. Сивоглазов). Москва «Гуманитарный издательский центр «Владос» 2000.

2.Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2007.

3.Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 - 11 классы. Школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

4 О.Н. Пупышева. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 1 - 4 классы. М.,ВАКОО, 2007

5.Ноутбук.

Интернет-ресурсы:


  1. viki.rdf.ru

  2. pedsovet.org

  3. prosv.ru

  4. festival.1september.ru

  5. 4stupeni.ru

  6. numi.ru

Список литературы с указанием перечня учебно-методического обеспечения, средств обучения и электронных образовательных ресурсов


1. БогунаА.И., А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997г.

2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир знакомый и загадочный. Хрестоматия. - М.: Академкнига /Учебник.2012г.

3.Сборник 1, Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», -2011г.

4.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/

5. Ноутбук.

1


© 2010-2022