- Преподавателю
- Биология
- Биологическая игра Редкие и исчезающие растения Хакасии
Биологическая игра Редкие и исчезающие растения Хакасии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Аникина Н.А. |
Дата | 17.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ Лесоперевалочная средняя общеобразовательная школа №2.
Редкие и исчезающие
растения Хакасии.
Биологическая игра - занятие.
Составитель:
Аникина Наталья
Александровна
Учитель биологии и экологии.
с. Бельтирское
Эта игра проводится во время недели экологии, перед Днем Земли.
На этом занятии ребята знакомятся с удивительным миром растений, произрастающих в Хакасии. Особое внимание уделяется тем растениям, которые подлежат охране.
В ходе подготовки игры ученики читают специальную литературу, выпускают газету о растениях, учат стихотворения.
Необходимо подготовить следующее оборудование:
Рисунки с изображением охраняемых и редких растений Хакасии, 2 шкатулки, кубик, скотч, призы.
Учитель:
Тема нашего сегодняшнего занятия - охраняемые растения Хакасии. Почти миллион лет человек живет на планете Земля. Но до последнего времени люди мало задумывались, что все ее богатства не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном отношении. В природе нашей планеты растения играют первостепенную роль. Они нас кормят, одевают, защищают.
Кроме того, многие растения очень красивы и придают нашим лесам неповторимый вид.
Красоту цветов воспевали поэты. Послушайте стихотворение хакасского поэта Н. Доможакова «Цветок» (читает ученик)
Степной цветок -
Краса природы
И вешний цвет ее лица -
Ты сердце радуешь народа,
Глаза, лаская без конца.
Распространяя запах сладкий,
Ты пчел зовешь
На пир земной
И разрешаешь без остатка
Все взять из чашечки цветной
Да, угощаешь ты на славу…
И в дни,
Когда листва падет,
А на холме увянут травы,
О лете
Нам напомнит мед.
Учитель:
Из-за губительного сбора многие виды стали большой редкостью и оказались под угрозой исчезновения. Многие растения занесены в Красную книгу. Этой теме и посвящена наша игра «Поле чудес». Сначала мы определим первую тройку игроков. Для этого нужно отгадать загадки о растениях.
-
- Я невзрачна и мала
Но поймала комара
Клейких листиков не трогай
Проходи своей дорогой.
(Росянка)
-
- Я расту на склоне,
Пуговкой бутоны
Стебли с теплой чешуей
Первый цветик я весной.
(Мать-и-мачеха)
-
- Тысяча долек в зеленом листе
Белых листочков в корзинках не счесть
К ране открытой меня приложи,
С ранней весны я до осени жив.
(Тысячелистник)
Учитель:
А сейчас послушайте правила игры. Ребята бросают кубик и называют букву, если знают слово, то можно сразу его назвать. Грани кубика имеют свои символы:
Б - банкрот, замена игрока.
Ш - помощь одноклассника.
П - переход хода.
Р/П - рекламная пауза.
«+» - черный ящик (приз в студию).
«?» - открытие одной буквы.
Если угадаете три буквы подряд, то в студию вносят две шкатулки, в одной из них находится билет, угадавший получает пятерку по биологии в журнал, в другой нет ничего.
Первый тур игры.
На доске написано название растения, семена которого использовались для магических обрядов. Ими посыпали те места, где, по мнению людей, появлялись ведьмы. Коробочка с семенами этого растения символизирует обилие и богатство. Вид этого растения, произрастающий в Хакасии, имеет желтую окраску венчика. Занесен в Красную книгу. Очень редок.
1 2 3
Ответ: Мак хакасский.
Второй тур игры.
Выбирается вторая тройка игроков.
Загадки для второй тройки игроков.
-
Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка.
Так есть красные таблетки
Что развешаны на ветках.
(Шиповник)
-
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
-
Черных ягод пышный куст -
Хороши они на вкус.
(Смородина)
Задание для второго тура.
Наши предки считали, что в облике этого цветка днем показываются русалки, поэтому его называли русалочьим цветком.
Опыленный цветок этого растения погружается в воду после опыления, чтобы в толще воды без всяких помех, достичь плодоношения.
Древние славяне приписывали этому растению чудодейственные целебные свойства. В Хакасии растения охраняется, потому что его вырывают из-за высоких декоративных качеств и их осталось очень мало.
1 2 3 4 5 6 7 8
Ответ: Кувшинка.
Третий тур игры.
Загадки для третьей тройки игроков.
1.Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
И о чем она грустит,
Никому не говорит.
(ива)
2. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки
Но в отличие от елки
Опадают те иголки.
(лиственница)
3.Зелена, а не луг,
Белена, а не снег,
кудрява, а не голова.
(береза)
Задание для третьего тура.
Розетка листьев у этого растения имеет морщинистые листья с завернутыми краями и очень похожа на курчавого барашка, поэтому их часто называют и «барашками» и «баранчиками». Много столетий подряд входило в состав любовных напитков и приворотных зелий. Довольно распространенное растение в Хакасии. Зацветает это растение очень рано, поэтому очень страдает от чрезмерных сборов на букеты.
1 2 3 4 5 6 7
Ответ: примула.
Задание для финальной игры.
Это растение в народе называют авдоткой, запонкой, болотной шапкой, купавкой. А еще его называют «цветком троллей». В Скандинавских странах существовало поверье, что маленькие тролли прятались под цветками этих растений во время непогоды. «Троллиус» таково латинское название этого растения, что в переводе означает «круглая чаша». Стройные, длинные цветоножки венчают упругие бутоны. Обычно на одном растении бывает от одного до трех цветков, диаметром до 6 см, и имеют форму шара. Около 25 видов этого растения живет на Земле, но, пожалуй, самая красивая из всех своих сестер - это та, которая произрастает в Сибири, в частности, в Хакасии.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ: купальница.
Победитель выбирает один из 3 конвертов, в котором лежат листочки с названием призов. Победителю предлагается сыграть в суперигру на суперприз.
Задание для суперигры.
Назовите многолетнее корневищное растение с золотистыми цветками, занесенное в Красную книгу.
1 2 3 4 5 6
Ответ: адонис.
Задания для рекламных пауз.
-
Назовите лесные растения, которые можно заваривать как чай (малина, смородина, аптечная ромашка, мать-и-мачеха).
-
Листья каких растений осенью краснеют? (осина, рябина)
-
Сколько времени живет хвоинка сосны? (2-3 года)
-
Какое растение способно заменить вату для обработки ран? (мох сфагнум)
Учитель: Люди всего мира поняли, что природа планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведутся большие работы по охране природы. Создаются Красные книги, в которые заносятся редкие виды растений и животных. Есть такая книга и в Хакасии. Она состоит из 2 томов: в одну из них занесены растения и грибы, в другую - животные.
Давайте же, ребята, учиться видеть красоту растений в их родной стихии, там, где им положено жить!
2 ученик:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Дружно соберем цветы,
Опустеют все поляны-
И не будет красоты!
3 ученик:
Давайте пройдемся медленно по кругу
И, здравствуй, скажем, каждому цветку.
Я должен над цветками наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.