Биологическая игра Редкие и исчезающие растения Хакасии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Лесоперевалочная средняя общеобразовательная школа №2.













Редкие и исчезающие

растения Хакасии.





Биологическая игра - занятие.





Составитель:

Аникина Наталья

Александровна

Учитель биологии и экологии.











с. Бельтирское

Эта игра проводится во время недели экологии, перед Днем Земли.

На этом занятии ребята знакомятся с удивительным миром растений, произрастающих в Хакасии. Особое внимание уделяется тем растениям, которые подлежат охране.

В ходе подготовки игры ученики читают специальную литературу, выпускают газету о растениях, учат стихотворения.

Необходимо подготовить следующее оборудование:

Рисунки с изображением охраняемых и редких растений Хакасии, 2 шкатулки, кубик, скотч, призы.

Учитель:

Тема нашего сегодняшнего занятия - охраняемые растения Хакасии. Почти миллион лет человек живет на планете Земля. Но до последнего времени люди мало задумывались, что все ее богатства не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном отношении. В природе нашей планеты растения играют первостепенную роль. Они нас кормят, одевают, защищают.

Кроме того, многие растения очень красивы и придают нашим лесам неповторимый вид.

Красоту цветов воспевали поэты. Послушайте стихотворение хакасского поэта Н. Доможакова «Цветок» (читает ученик)

Степной цветок -

Краса природы

И вешний цвет ее лица -

Ты сердце радуешь народа,

Глаза, лаская без конца.

Распространяя запах сладкий,

Ты пчел зовешь

На пир земной

И разрешаешь без остатка

Все взять из чашечки цветной

Да, угощаешь ты на славу…

И в дни,

Когда листва падет,

А на холме увянут травы,

О лете

Нам напомнит мед.

Учитель:

Из-за губительного сбора многие виды стали большой редкостью и оказались под угрозой исчезновения. Многие растения занесены в Красную книгу. Этой теме и посвящена наша игра «Поле чудес». Сначала мы определим первую тройку игроков. Для этого нужно отгадать загадки о растениях.

  1. - Я невзрачна и мала

Но поймала комара

Клейких листиков не трогай

Проходи своей дорогой.

(Росянка)

  1. - Я расту на склоне,

Пуговкой бутоны

Стебли с теплой чешуей

Первый цветик я весной.

(Мать-и-мачеха)

  1. - Тысяча долек в зеленом листе

Белых листочков в корзинках не счесть

К ране открытой меня приложи,

С ранней весны я до осени жив.

(Тысячелистник)

Учитель:

А сейчас послушайте правила игры. Ребята бросают кубик и называют букву, если знают слово, то можно сразу его назвать. Грани кубика имеют свои символы:

Б - банкрот, замена игрока.

Ш - помощь одноклассника.

П - переход хода.

Р/П - рекламная пауза.

«+» - черный ящик (приз в студию).

«?» - открытие одной буквы.

Если угадаете три буквы подряд, то в студию вносят две шкатулки, в одной из них находится билет, угадавший получает пятерку по биологии в журнал, в другой нет ничего.

Первый тур игры.

На доске написано название растения, семена которого использовались для магических обрядов. Ими посыпали те места, где, по мнению людей, появлялись ведьмы. Коробочка с семенами этого растения символизирует обилие и богатство. Вид этого растения, произрастающий в Хакасии, имеет желтую окраску венчика. Занесен в Красную книгу. Очень редок.


1 2 3

Ответ: Мак хакасский.

Второй тур игры.

Выбирается вторая тройка игроков.

Загадки для второй тройки игроков.

  1. Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка.

Так есть красные таблетки

Что развешаны на ветках.

(Шиповник)

  1. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина)

  1. Черных ягод пышный куст -

Хороши они на вкус.

(Смородина)

Задание для второго тура.

Наши предки считали, что в облике этого цветка днем показываются русалки, поэтому его называли русалочьим цветком.

Опыленный цветок этого растения погружается в воду после опыления, чтобы в толще воды без всяких помех, достичь плодоношения.

Древние славяне приписывали этому растению чудодейственные целебные свойства. В Хакасии растения охраняется, потому что его вырывают из-за высоких декоративных качеств и их осталось очень мало.




1 2 3 4 5 6 7 8

Ответ: Кувшинка.

Третий тур игры.

Загадки для третьей тройки игроков.

1.Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

И о чем она грустит,

Никому не говорит.

(ива)

2. Есть у родственницы елки

Неколючие иголки

Но в отличие от елки

Опадают те иголки.

(лиственница)

3.Зелена, а не луг,

Белена, а не снег,

кудрява, а не голова.

(береза)

Задание для третьего тура.

Розетка листьев у этого растения имеет морщинистые листья с завернутыми краями и очень похожа на курчавого барашка, поэтому их часто называют и «барашками» и «баранчиками». Много столетий подряд входило в состав любовных напитков и приворотных зелий. Довольно распространенное растение в Хакасии. Зацветает это растение очень рано, поэтому очень страдает от чрезмерных сборов на букеты.



1 2 3 4 5 6 7

Ответ: примула.

Задание для финальной игры.

Это растение в народе называют авдоткой, запонкой, болотной шапкой, купавкой. А еще его называют «цветком троллей». В Скандинавских странах существовало поверье, что маленькие тролли прятались под цветками этих растений во время непогоды. «Троллиус» таково латинское название этого растения, что в переводе означает «круглая чаша». Стройные, длинные цветоножки венчают упругие бутоны. Обычно на одном растении бывает от одного до трех цветков, диаметром до 6 см, и имеют форму шара. Около 25 видов этого растения живет на Земле, но, пожалуй, самая красивая из всех своих сестер - это та, которая произрастает в Сибири, в частности, в Хакасии.




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Ответ: купальница.

Победитель выбирает один из 3 конвертов, в котором лежат листочки с названием призов. Победителю предлагается сыграть в суперигру на суперприз.

Задание для суперигры.

Назовите многолетнее корневищное растение с золотистыми цветками, занесенное в Красную книгу.





1 2 3 4 5 6

Ответ: адонис.

Задания для рекламных пауз.

  1. Назовите лесные растения, которые можно заваривать как чай (малина, смородина, аптечная ромашка, мать-и-мачеха).

  2. Листья каких растений осенью краснеют? (осина, рябина)

  3. Сколько времени живет хвоинка сосны? (2-3 года)

  4. Какое растение способно заменить вату для обработки ран? (мох сфагнум)

Учитель: Люди всего мира поняли, что природа планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведутся большие работы по охране природы. Создаются Красные книги, в которые заносятся редкие виды растений и животных. Есть такая книга и в Хакасии. Она состоит из 2 томов: в одну из них занесены растения и грибы, в другую - животные.

Давайте же, ребята, учиться видеть красоту растений в их родной стихии, там, где им положено жить!

2 ученик:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Дружно соберем цветы,

Опустеют все поляны-

И не будет красоты!

3 ученик:

Давайте пройдемся медленно по кругу

И, здравствуй, скажем, каждому цветку.

Я должен над цветками наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать.

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.



© 2010-2022