Методическая разработка урока биологии на тему

Цель: сформировать представление о процессах жизнедеятельности- росте и развитии   Задачи урока ·                     Образовательная: изучить особенности роста и развития растительного организма, показать роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений. ·                     Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса, умения анализировать, обобщать, сравнивать; формирование навыков коммуникативного общения ·                     Воспитательная: обоснование целостн...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»





Урок по биологии в 6 классе

(с использованием автоматизированного контроля знаний)


Рост и развитие растений


Подготовила и провела

Мордасова Н.А.

Учитель биологии, 1К






Тема урока: Рост и развитие растений

Цель: сформировать представление о процессах жизнедеятельности- росте и развитии

Задачи урока

  • Образовательная: изучить особенности роста и развития растительного организма, показать роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений.

  • Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса, умения анализировать, обобщать, сравнивать; формирование навыков коммуникативного общения

  • Воспитательная: обоснование целостности живой природы, бережного отношения ко всем ее представителям.

Предметные результаты:

- раскрыть понятия «рост растений» и «развитие организма»

- формировать умение объяснять условия прорастания семян,

- формировать умения выяснять особенности индивидуального развития цветкового растения

-формировать умения определять условия и этапы прорастания семян

- формировать умение объяснять роль семян в индивидуальном развитии растений

- формировать умение понимать смысл биологических терминов: рост, развитие, индивидуальное развитие, , семя, проросток, этапы прорастания семян,

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

3. Воспитывать бережное отношение к растениям

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником и другими источниками информации - анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах, организовывать совместное выполнение заданий

Методы и приёмы обучения: частично поисковый, проблемный, «светофор»

Оборудование: диск-приложение, семена, презентация по теме, карточки для слабоуспевающих, текст с биологическими ошибками, полоски картона для «Светофор», сигнальные карточки для рефлексии



Ход урока

1. Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а учиться

Работаем старательно

Слушаем внимательно.

2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

А) Вспомним основные понятия , которые мы изучали на уроках. Если вы знаете вариант ответа , то поднимаете полоску зелёной стороной, если нет - то красной.

- Назовите понятия, связанные с темой «Науки», «Методы изучения природы», «Приборы, помогающие изучению природы», «Органы», «цветок», «Процессы жизнедеятельности».

( в это время сильные учащиеся проходят автоматизированный мониторинг по теме «Половое размножение» - результаты записывают на листочке рядом с компьютером; слабоуспевающие учащиеся работают по карточкам )

Б) Найдите биологические ошибки в тексте и исправьте ошибки в предложениях.

1. У растений существует только один вид размножения.

2. Бесполое размножение происходит без участия половых клеток и полового процесса.

3. При бесполом размножении участвуют два родители.

4. Процесс слияния женской и мужской половых клеток называется оплодотворением.

5. Человек не использует вегетативное размножение.

- Проверьте себя по слайду. (Слайд 1)

1. У растений существует два вида размножения

2. Бесполое размножение происходит без участия половых клеток и полового процесса.

3. При половом размножение участвуют два родителя

4. Процесс слияния женской и мужской половых клеток называется оплодотворением.

5. Человек использует вегетативное размножение.

3.Мотивационный этап, целеполагание

- На слайде представлены слова- соберите из них пословицу.

Весна-красна пришла - зелень пошла ( Слайд 2)

- Почему урок начинаем с этой пословицы? О каких процессах мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадь. (Рост и развитие растений)

Слайд 3

- Сформулируйте задачи, которые помогут изучить эту тему (изучить особенности роста и развития растительного организма, показать роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений.) Слайд 4

- Попробуем решить поставленные задачи

4.Изучение нового материала. Совместное открытие знаний.

- С чего начинается развитие любого организма?

(С оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы)

А) Работа с коллекцией семян

- Ну, дружочек, не зевай-ка,
Что в пакете угадай-ка!

Игра "Угадай-ка", в которой учитель может отвечать на вопросы односложно - "да" или "нет". В мешочке находятся семена, о чем учащиеся и должны узнать.

- Почему именно семена были загаданы в этой игре?

(Потому что в семени заключен зародыш - будущее растение)

- Рассмотрите предложенные вам семена , догадайтесь каким растениям они принадлежат и распределите их по группам . Работаем в группах. Напомните основные правила.

- Почему вы именно так их распределили? По каким признакам?

- Что общего у всех семян? ( строение семени)

- Чем отличаются семена? ( формой, размером, названием..)

- Как из такого семени получается новое растение? ( в результате прорастания)

- Вспомните, какие условия нужны для прорастания семян? ( вода, температура, воздух)

- Что ещё мы должны помнить при посадке семян в почву? ( размер семян и глубину их заделки)

Б) Презентация «Рост и развитие растительного организма» ( диск-приложение)

- Слово "растение" происходит от какого глагола ? - "расти

- Можем ли мы сказать, что слова "рост" и "развитие" - процессы которые мы сегодня изучаем - являются синонимами, обозначают одно явление?

- Попробуйте охарактеризовать рост и развитие растения после просмотра презентации.

(Развитие - процесс преобразования организма от зарождения до конца жизни)

В) Закрепление ( технология «Светофор») Слайд 5

- Что такое рост?

- За счёт чего растёт растение? (за счёт деления клеток)

- Клетки какой ткани постоянно делятся, обеспечивая рост растения?

- Где располагается эта ткань, которая обеспечивает рост растения в длину? (на верхушке побега и корня)

- А рост в толщину достается за счет каких клеток? ( расположенных под корой)

- Что такое развитие? ( процесс…….качественные изменения)

- А индивидуальное развитие? .(развитие организма от зарождения до конца жизни)

Физминутка (слайд 6)

Г) Работа с текстом учебника

- Исследуйте текст учебника и выпишите основные этапы индивидуального развития растительного организма.

  • Оплодотворение яйцеклетки - образование зиготы (зародышевый период)

  • Образования зародыша - семени

  • Прорастание семени - образования проростка (молодости)

  • Цветение и плодоношения (зрелости)

  • Увядание и отмирание старости)

- Посмотрите на слайд и соотнесите процессы , которые вы указали в тетради с названиями периодов, которые вы видите на слайде. Подпишите в скобках название этих периодов. (слайд 7)

- А продолжительность развития у всех растений одинаковая? Составьте схему, которая будет отражать классификацию растений в зависимости от длительности их индивидуального развития с примерами

( желающие записывают схему на доске)

5. Итог урока

- Вспомните задачи урока, смогли ли мы их решить? Поясните свой ответ.

6. Рефлексия (слайд 8)

Сегодня на уроке я узнал….

Мне запомнилось…..

На столах лежат цветные карточки. Покажите цветом свое эмоциональное состояние по отношению к теме урока:

  • зеленый - все понятно на уроке,

  • желтый - есть затруднения,

  • красный - много непонятно

Рефлексия проводится в виде игры "Лови ошибку". (Слайд 9)

(В предложенном тексте найти ошибки) - текст представлен на слайде

Сказать хочу вам по секрету, что лучше времени и нету,

Когда растет все и цветет, и сердце радостно поет.

Увеличение размеров нам говорит лишь о развитьи,

И это главное, поймите.

Начало жизни - от плода, легко запомнить можно, да?

А для чего же яйцеклетки в толк взять я не могу совсем уж, детки.

Быть может для распространенья, забавы или развлеченья?

Запуталась совсем, простите и разобраться помогите -

Вот желудь по небу летает, взбешенный огурец стреляет,

Костянку скушал муравей - ошибки ищем поскорей!

( дополнительно, если останется время - Тестирование с последующей самопроверкой ( с использованием диска-приложения)

7. Домашнее задание (Слайд 10)

Изучить параграф 26, *составить кроссворд по основным понятиям темы, *нарисовать этапы индивидуального развития организма










Результаты автоматизированного контроля

Тема «Размножение»

Фамилия, имя учащегося

Класс

%

Отметка

1

Ахметшина Дарина

6 А

75

4

2

Табельский Дмитрий

6 А

100

5

3

Трофимов Илья

6 А

88

5

4

Глущенко Мария

6 Б

88

5

5

Зуева Юлия

6 Б

100

5

6

Валеева Аделя

6 Б

75

4

7

Селедков Максим

6 Б

63

4

8

Стройкин Александр

6 Б

100

5

9


10



© 2010-2022