Рабочая программа учебной дисциплины Валеология

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Коми- Пермяцкий политехнический техникум»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебной дисциплины ОДБ.12 Валеология














Кудымкар- 2013

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ:

На заседании ПЦК

Зам. директора по УР

«___» _______________20.. №….

Председатель ПЦК_______________

«___» _______________20..

Рабочая программа учебной дисциплины «ОДБ.12 Валеология» на основе «Модели выпускника Коми-Пермяцкого политехнического техникума». Была разработана и введена в учебный план программа по предмету «ОДБ.12 Валеология» по профессиям начального профессионального образования технического профиля:

190631.01 Автомеханик

262019.02 Закройщик

262023.01 Мастер столярного и мебельного производства

270839.01 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования

270802.08 Мастер сухого строительства

150709.02 Сварщик

270843.05 Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию

151902.03 Станочник

151902.04 Токарь универсал

Разработчик:

Ф.И.О. преподаватель Сокольчик Е.И.. первой квалификационной категории;

Рецензент(ы): Фамилия, Имя, Отчество, должность

______________ _____________ _____________ _____________________

______________ _____________ _____________ _____________________

______________ _____________ _____________ _____________________









СОДЕРЖАНИЕ




  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОДБ.12 ВАЛЕОЛОГИЯ»

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОДБ.12 ВАЛЕОЛОГИЯ»

6

  1. условия реализации учебной ДИСЦИПЛИНЫ «ОДБ.12 ВАЛЕОЛОГИЯ»

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной ДИСЦИПЛИНЫ ««ОДБ.12 ВАЛЕОЛОГИЯ»


11









1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.12 Валеология

1.1. Область применения рабочей программы

Авторская программа учебной дисциплины (предмета) «ОДБ.12 Валеология» является частью подготовки квалифицированных рабочих и служащих технического профиля: «Автомеханик», «Закройщик», «Монтажник санитарно- технических систем и оборудования», «Мастер сухого строительства», «Сварщик», «Электромонтажник», «Станочник», «Токарь».

1.2. Место учебной дисциплины (предмета) в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Предмет «ОДБ.12 Валеология» Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин вариативной части по профессии

190631.01 Автомеханик

262019.02 Закройщик

262023.01 Мастер столярного и мебельного производства

270839.01 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования

270802.08 Мастер сухого строительства

150709.02 Сварщик

270843.05 Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию

151902.03 Станочник

151902.04 Токарь универсал

предшествующей дисциплиной является Биология и ОБЖ. Знания и умения, полученные при изучении дисциплины ОДБ.12 Валеология могут быть использованы при изучении дисциплины: Охрана труда

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины (предмета) - требования к результатам освоения учебной дисциплины (предмета):

В результате освоения учебной дисциплины (предмета) обучающийся должен уметь:

-сохранять свое здоровье;

-иметь представление об ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих;

-формировать собственные стратегии и технологии, позволяющих сохранить и укрепить здоровье;

-применять практические навыки по укрепления и сохранению своего здоровья.

В результате освоения учебной дисциплины (предмета) обучающийся должен знать:

-как заботиться о здоровье своем и близких;

- как сберечь окружающую природу;

-об основных правилах личной гигиены;

- как правильно организовать свой труд и отдых;

как уберечь себя от наиболее распространенных инфекционных заболеваний, о вреде вредных привычек и наркомании;

-как улучшить память, как стать сильным, красивым, уверенным в себе человеком;

-как сохранить духовное и физическое здоровье.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины (предмета):

максимальной учебной нагрузки обучающегося 30 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 20 часов;

самостоятельной работы обучающегося 10 часов.























2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

30

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

20

в том числе:

практические занятия

6

контрольные работы

1

курсовая работа (проект)

-

Итоговая зачётная работа в форме защиты проекта

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

в том числе:

Подготовка рефератов

Подготовка сообщений

Подготовка презентаций

Работа с первоисточниками




2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «ОДБ.12 Валеология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Введение. Человек и здоровье.

2


Тема 1.1.

Человек и здоровье

Содержание учебного материала:

Понятие «здоровый образ жизни», его значение в жизни человека и общества.


2


2

Раздел 2.

Режим дня.

2


Тема 2.1.

Режим дня

Содержание учебного материала:

Гигиена труда и отдыха; режим дня, биологические ритмы.


1


2

Тема 2.2.

Практикум

Содержание учебного материала:

Составление индивидуального режима дня.


1


3

Раздел 3

Хорошо быть здоровым и душой и телом

4

Тема 3.1.

Хорошо быть здоровым и душой и телом

Содержание учебного материала:

Понятие «здоровье» - психическое и психологическое, нравственное, физическое. Роль здоровья в жизни человека и общества в целом.


2

2

Тема 3.2

Гармония души и тела

Содержание учебного материала:

Медитация «Разговор с телом».


2


3

Раздел 4.

Необыкновенные возможности человека.

4

Тема 4.1.

Разговор о необыкновенных возможностях человека

Содержание учебного материала:

Необыкновенные возможности человека в рекордах. Откуда берутся гении.


1

1

Тема 4.2

Практикум

Содержание учебного материала:

Составить список людей с самыми необыкновенными возможностями.

1

3

Тема 4.3

Движение-жизнь


Содержание учебного материала:

Значение подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков. Физкультурные минутки и паузы в режиме учебного дня.

1

2

Тема 4.4

Практикум


Содержание учебного материала:

составление комплекса упражнений утренней зарядки до занятий.

1

3

Раздел 5.

Интеллектуальное здоровье

2


Тема 5.1.

Интеллектуальное здоровье

Содержание учебного материала:

Понятие памяти. Виды памяти. Законы памяти.

2

2

Раздел 6.

Эмоциональное здоровье

2


Тема 6.1

Эмоциональное здоровье

Содержание учебного материала:

Что можно себе внушить (Азы аутотренинга)

2

3

Раздел 7.

Обобщающий урок

2


Тема 7.1

Обобщающий урок

Содержание учебного материала:

Конференция на тему: «Здоровый образ жизни - залог будущего России».

2

3









3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины (ПРЕДМЕТА)

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины «ОДБ.12 Валеология» требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: рабочие места обучающихся и преподавателя.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран,телевизор.


3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)

Литература и источники.

  1. Пивоваров Ю.П.: Гигиена и основы экологии человека. - М.: Академия, 2010

  2. Ставцева В.В.: Организация здоровьесберегающего образовательного процесса на учебном занятии. - Белгород: БелГУ, 2010

  3. колл. авт.: П.Г. Волков, И.В. Костина, Г.В. Азарова и др.; СОФ БелГУ: Организация педагогической лечебно-оздоровительной работы в общеобразовательных школах с применением средств физической культуры и хдожественного творчества. - Старый Оскол: СОФ БелГУ, 2009

  4. Современная гуманитарная академия ; отв. ред. Е.В. Усова: Менеджмент здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве вуза. - М.: Современная гуманитарная академия, 2009

  5. Масияускене, О.В.: Валеология. - Ростов н/Д: Феникс, 2012

  6. Митяева А.М.: Здоровьесберегающие педагогические технологии . - М.: Академия, 2011

  7. Пивоваров Ю.П.: Гигиена и основы экологии человека. - М.: Академия, 2010

  8. Дыхан Л.Б.: Педагогическая валеология. - М.-Ростов н/Д: МарТ, 2012

  9. Крюкова Д.А.: Здоровый человек и его окружение. - Ростов н/Д: Феникс, 2010

  10. авт.: М.П. Дорошкевич, М.А. Нашкевич, Д.М. Муравьева: Основы валеологии и школьной гигиены. - Минск: Вышэйшая школа, 2011

  11. Волков П.Г.: Гигиена физического воспитания и спорта. - Старый Оскол: ТНТ, 2011

  12. Мохнач Н.Н.: Валеология. - Ростов н/Д: Феникс, 2012

  13. Мохнач Н.Н.: Валеология. Конспект лекций. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины (предмета)

Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины (предмета) осуществляется в процессе изучения теоретического материала, проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины (предмета) обучающийся должен уметь: сохранять свое здоровье, иметь представление об ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, формировать собственные стратегии и технологии, позволяющих сохранить и укрепить здоровье, применять практические навыки по укрепления и сохранению своего здоровья.

В результате освоения учебной дисциплины (предмета) обучающийся должен знать: как заботиться о здоровье своем и близких, как сберечь окружающую природу, об основных правилах личной гигиены и о том как правильно организовать свой труд и отдых, как уберечь себя от наиболее распространенных инфекционных заболеваний, о вреде вредных привычек и наркомании, как улучшить память, как стать сильным, красивым, уверенным в себе человеком, как сохранить духовное и физическое здоровье

-Различные формы опроса на аудиторных занятиях;

-Решение ситуационных задач;

-Проверка конспектов лекций, самостоятельных работ;

-Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа.


Разработчики:

Коми-Пермяцкий

политехнический техникум преподаватель Сокольчик Е.И.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________ ___________________ ___________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ____________________ ___________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы.

Режим дня

Правильный режим дня - это правильная организация и наиболее целесообразное распределение во времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д. Строгое соблюдение режима дня необходимо для здоровья и правильного развития обучающегося.

Основными элементами режима дня являются: учебные занятия в учебном заведении и дома; активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе; регулярное и достаточное питание; физиологически полноценный сон; свободная деятельность по индивидуальному выбору.

Рекомендации по составлению распорядка дня обучающегося:

  • Начните день с утренней зарядки, продолжительность которой в зависимости от возраста - от 10 до 30 минут.

  • После утренней зарядки переходите к водным процедурам - утреннее умывание, ежедневный душ.

  • Обязательно завтракайте, причем завтрак должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребенка.

  • Вернувшись после занятий, вы должны пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых - 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора.

  • Оптимальным временем для приготовления уроков служит период с 16 до 18 часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15-минутные перерывы.

  • Уроки готовьте в тишине, исключите шум, разговоры, музыку. Из-за шума значительно быстрее наступает утомляемость, возникает добавочная нагрузка на мозг.

  • 1,5-2 часа свободного времени используйте для занятий по интересам. Оптимальная длительность просмотра телепередач - не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю.

  • Находитесь на свежем воздухе достаточное количество времени. Лучшими считаются подвижные игры и занятия спортом. Особенно важно пребывание на улице вечером перед сном.

  • Спите не менее 9-10,5 часов. Важно всегда ложиться и вставать в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание и легкое пробуждение.

  • Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.

  • Если Вы занимаетесь во вторую смену, делать уроки вечером не следует, домашнее задание нужно готовить через 30 минут после завтрака.

  • В период подготовки к экзаменам не меняйте режим дня. Не занимайтесь до глубокой ночи. Подготовку к экзаменам лучше проводить в утренние и дневные часы.

Составить список людей с необыкновенными возможностями:

-Интернет - это огромная информационная сеть. И каждый из нас рано или поздно сталкивается с проблемой поиска информации. Любая навигация по Интернету (или же - поиск информации) осуществляется двумя путями: с помощью каталогов и поисковых машин.

Общие рекомендации таковы:

  • работать сразу с несколькими поисковыми машинами или, если Вы ищите конкретный запрос по тематике - привлекать к поиску и специализированные каталоги.

  • Начинать поиск надо с короткого запроса - один-два слова. После, запрос можно расширить и дополнить.

  • При любом поиске в Сети надо помнить старый афоризм: "В Интернете можно найти любую информацию, но конкретную не найдешь".

Рекомендации по составлению комплекса упражнений утренней зарядки:

Утренняя зарядка бывает 2 видов:

Первый вид утренней зарядки - это упражнения в постели. Эти упражнения выполняются сразу после пробуждения, не вставая с кровати.

Второй вид утренней зарядки выполняют сразу после подъема.

- При составлении комплекса утренней зарядки подбирайте такие упражнения, чтобы нагрузка увеличивалась постепенно.

Последовательность выполняемых упражнений такова:- выполняете дыхательные упражнения;- упражнения для крупных и средних мышц;- выполняете упражнения для мелких мышц.

- Изменяя сложность упражнений, их число, количество повторов, темп выполнения можно регулировать объём физической нагрузки.

- Женщинам полезны упражнения на гибкость, укрепление мышц живота и тазовой части тела.

- При выполнении утренней зарядки следите за своим самочувствием. Выбранная вами нагрузка должна вызвать у вас удовольствие, а не усталость. Нагрузка должна быть умеренной. В процессе выполнения упражнений следите за дыханием, оно должно быть ритмичным и глубоким.

- Если вы правильно выбрали уровень нагрузки, то уровень артериального давления и частота пульса восстанавливаются через 5 - 7 мин после ее выполнения . Если в конце утренней зарядки у у вас появилась одышка и слабость, то необходимо уменьшить нагрузку.

- В период менструаций не стоит совсем отказываться от утренней зарядки. Нужно только из комплекса упражнений исключить бег, прыжки, приседания и силовые упражнения.

- Выполнять утреннюю зарядку следует в хорошо проветриваемой комнате.

- Правильно выберите одежду для выполнения комплекса утренней зарядки (одежда должна быть удобной, не стеснять движение, из хлопковой ткани, соответствовать температурному режиму помещения)

- Утреннюю зарядку выполняют до завтрака, после зарядки желательно принять контрастный душ.

- Комплекс физических упражнений желательно менять каждые две недели.

Методическая разработка конференции на тему: "Здоровый образ жизни"

Аннотация

Методическая разработка подготовлена для проведения конференции в группе 1 курса и посвящена теме: «Здоровый образ жизни». На первом курсе обучения проводится анкетирование студентов по рассматриваемой теме, где они отвечают на вопросы, касающиеся образу их жизни. Данные анкетирования используются для составления плана работы классного руководителя и для поддержания здорового образа жизни среди студентов, в том числе и проведении конференций и других внеаудиторных мероприятий. В ходе проведения конференции рассматриваются коротко различные аспекты здорового образа жизни: закаливание, наркомания, алкоголизм, курение, правила питания, трудоголизм и многие другие. Подготовлены стихи и частушки по данной теме.Методическая разработка может применяться среди студентов различных курсов и специальностей различных профилей. Этапы конференции с хронологией по теме «Здоровый образ жизни»

Вступление

Доклад № 1 «Здоровье нужно беречь»

Доклад № 2 «Закаливание»

Доклад № 3 «Курение»

Доклад № 4 «Наркомания»

Доклад № 5 «Алкоголизм»

Доклад № 6 Частушки

Доклад № 7 «Питание»

Доклад № 8 «Движение - это жизнь»

Доклад № 9 «Влияние СПИДа на здоровье человека. Как защититься от СПИДа»

Доклад № 10 «Гигиена беременной женщины»

Доклад № 11 «Аборт и его последствия»

Доклад № 12 Стихотворение «Гигиена и здоровье»

Доклад № 13 «Трудоголизм»

Заключение

Место проведения: актовый зал колледжа.

Цели проведения:

-познакомить слушателей с основами здорового образа жизни;

-расширить кругозор и углубить знания по данной теме у студентов;

-рассказать об актуальных и значимых практических моментах;

-ознакомить с последствиями пагубного влияния различных веществ: алкоголя, никотина, продуктов обмена веществ и других веществ;

-формировать системы взглядов, принципов, норм поведенияздорового образа жизни;

-совершенствовать формы и методы работы по пропаганде и формированию здорового образа жизни;

-Предупреждение распространения ВИЧ/СПИД, алкоголя, курения, наркотических веществ.

Задачи:

-Активизировать творческое мышление.

-Совершенствовать навыки устного выступления и ведения дискуссии.

-Научить организовывать и проводить научно-практические конференции.

-Материально-техническое обеспечение: материал конференции, предоставленный в виде докладов и мультимедийных слайдов.

Оборудование:

1. Работы студентов:

плакаты на тему «Здоровый образ жизни»,

рисунки на тему: «Здоровый образ жизни»,

рефераты на тему «Здоровый образ жизни»,

памятки на тему «Здоровый образ жизни»,

презентации на тему «Здоровый образ жизни».

2. Мультимедийная установка.

© 2010-2022