Сценарий внеклассного мероприятия Экология и Мы

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Гимназия №4 им. А.С. Пушкина» г. Йошкар-Ола




Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«Экология и Мы».

(в рамках экологического кружка).

Вид разработки: музыкально-театрализованное представление


Автор: учитель биологии I категории

Лебедева Елена Дмитриевна

















Йошкар-Ола

2016









Пояснительная записка

Цели:

1.Развитие разносторонних интеллектуальных и творческих способностей.

2.Воспитание экологической культуры школьников

3.Создание условий для формирования и развития социально- адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам среды.

4.Продолжить формирование культуры общения, развития межличностных отношений и умения оперативно работать в коллективе.

5.Развивать познавательный интерес учащихся к биологии, кругозор, логическое мышление, творческие способности.

Задачи:

1. Содействовать формированию коммуникативных качеств личности через имитационные игры, умению анализировать, делать умозаключения, давать оценку своим знаниям и знаниям одноклассников.

2. Воспитывать нравственно - культурологические ценности личности, прививать любовь к родной природе, к родному краю.

3. Расширять театральный опыт, литературную речь, мимику, жесты, дикцию

Актуальность мероприятия:

Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед учителем биологии. Сюда можно отнести огромное количество разнообразных форм деятельности на уроке и внеклассных мероприятиях.

Игровые задания всегда вызывают интерес учащихся. Мероприятие направлено на формирование умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий, анализировать, сопоставлять, обобщать данные, логически и критически мыслить; развивать ИКТ - компетенции учащихся.

Рассматривается сущность процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.

Знание биологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.

Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения, закономерностях, взаимоотношений живых организмов с окружающей средой.

Методы и формы:

Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. В ходе проведения мероприятия предусматривается использование инновационных и традиционных методов и форм; словесных (информирование, обсуждение), информационно-коммуникационных (работа с заданиями, текстом; поиск информации в ИНТЕРНЕТ, формирование умения работы с информацией, принимать оптимальные решения), проектно-исследовательских.

(Учащиеся работают в группах, индивидуально, коллективно (подготовка и презентация мини-проектов «Свалка ТБО п. Кучки. Завод по переработке ТБО в Марий Эл»). Предлагается равноправное взаимодействие всех участников.)

Ожидаемый результат:

Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка, овладение методикой проектной деятельности.

Этапы подготовки:

Поиск учащимися информации в ИНТЕРНЕТ, работа с библиографическими источниками для оформления мини-проекта, презентаций, составление сценарного компонента.

Продолжительность: 1 час 20 мин

Целевая аудитория: учащиеся 8-9 классов

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентации учащихся, Красная книга животных и растений Марий Эл

На столах: горят маленькие свечи, в чашечках - проросшая пшеница;

На задней стене класса: изображение Земли; лозунг: «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой!»

На стенах плакаты:

«Есть такое твердое правило: Встал поутру, умылся, привел себя в порядок, и сразу приведи в порядок свою планету» (А. Сент-Экзюпери).

« Я сорвал цветок - он завял. Я поймал жука - он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

«Один человек оставляет на земле след.

Сто человек - тропу.

Тысяча - пустыню» (народная мудрость)

Над доской - лозунг:

«Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно. Человек настоящего времени представляет из себя геологическую силу…»

(В. И.Вернадский)

Музыкальное оформление:

Музыка Чайковского или Вивальди из цикла «Времена года»

Песня: «Не рубите, мужики» (группа «Любэ»).

Песня: «Прости, Земля!» (анс. « Земляне»)

Для 1 группы: рисунок голубого озера, рисунки завода, сельхозугодий, бензозаправки, нефтеналивного танкера. Табличка: «Пункт раздачи воды»

Оборудование для сценки «Экологический суд»: три стола, стулья, таблички с надписями: «адвокат», «прокурор», «судья» (на столах). Три черные накидки и три судейские шапочки, молоточек и досочка для судьи, три папки для речей судьи, адвоката, прокурора.

Музыка: Бах «Фуга ре минор» (начало передачи «Человек и закон».) Фрагмент песни «Помоги мне» из кф «Бриллиантовая рука».

Запись фонограммы сильного шума и грохота машин на улице.

Участники: 7 человек

Литература:

1. Внеклассная работа по биологии. Под. ред. Р.М. Евдокимова - Саратов: Лицей 2005

2. Внеклассная работа по биологии. Под. ред. Н.А. Касаткиной - Волгоград: Учитель 2004

3. Журнал «Биология в школе» 1990 - 2003. Раздел: Внеклассная работа

4. «300 вопросов и ответов о животных» под. ред. В.И. Алексеева - Ярославль: Академия развития 1997

5. «Удивительная планета Земля» под. ред. Н. Ярошенко - ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест» 2003

6. Я познаю мир: Загадочные животные: дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий - М.: ООО «Издательство АСТ» 2003

7. «Экология города Йошкар-Олы» ред. Воскресенская О.Л. МарГУ 2004

Сценарий

Музыкально-театрализованного представления

«Экология и Мы»

Учитель: Здравствуйте! Сегодня вашему вниманию учащиеся 9-в класса, участники кружка «Экология и Мы» предлагают музыкально-театрализованное представление, посвященное празднику - Дню воды.

Всем вам от нас подарок - кусочек пшеничного поля.

(на столах чашечки с пророщенной пшеницей)

Выходят двое ведущих.

Ведущий 1: Земля!... Как она?...

Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны, облака и их тени. Принимает все дожди, снега и туманы. Раскрывается жерлами дымных вулканов. Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам - быстроногих зверей.

Земля качает на себе города, выбрасывает всплески уносящихся ввысь ракет. Здесь, на Земле, за каждым селом - дорогие могилы родных и близких, неведомых странников, защитников Земли нашей. На всех великих пространствах - Заднепровских, Задонских, Заволжских - тронь эту землю и коснешься железного шлема, пробитого гренадерского кивера, ржавой солдатской каски - тонкой, хрупкой, легкой.

Ведущий 2: В новгородской стороне говорить с тобой человеческим голосом берестяная грамота, земля дарит зеленое от времени ожерелье. Человека земля всегда увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось взглянуть: что же там, за зарей, за соседним лесом, за лугом? И человек собирался в путь, оставляя крестьянский рубленый двор, стрелецкий посад, или тихую, над прудом, усадьбу.

По топям, по тропам, по безымянным дорогам шел землепроходец, меняя ладью на лошадь, обдирая ноги о камни, пока не дохнет ему в лицо соленой пеной голубой океан, не кинет к стопам заморскую водоросль. Стоял человек на краю земли седой, состарившийся в странствиях, опираясь на кремниевую пищаль с растрескавшейся рукоятью, и огромной казалась ему Земля! И слаб, и мал был человек перед силами природы.

Ведущий 1: Давайте помолчим и посмотрим пейзажи нашей необъятной Родины (на экране проходят пейзажи и звучит музыка Чайковского из цикла «Времена года»)

(Выходит ученица и читает стихотворение В. Шефнера)

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей!

В вокзальной сутолоке века,

Ты оценить ее спеши:

Она - твой давний, добрый лекарь,

Она - союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она - одна!

Ведущий 1: Мне бы хотелось обратить ваше внимание на лозунг со словами В.И. Вернадского: «Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно. Человек настоящего времени представляет из себя геологическую силу…»

Ведущий 2: Вашему вниманию предоставляется сценка «Вода - начало всех начал»

(Действующие лица: раздатчик воды, мальчик, мама, 4 человека в массовке)

Голос за кадром (на фоне музыки Чайковского):

2053 год. После разразившейся на Земле глобальной экологической катастрофы запасы пресной вода уменьшились в 10 раз. В связи с этим Всемирный Совет по контролю над водными ресурсами был вынужден ввести нормированное распределение воды среди жителей планеты. Были созданы специальные отряды для поддержания порядка на пунктах раздачи воды. Каждый житель Земли получил специальную магнитную карточку, по которой он мог получить свою суточную норму- 200 мл воды.

На сцене - пункт раздачи воды. На пункте - раздатчик. Очередь доходит до мамы и сына. Мать протягивает две карточки. Раздатчик проверяет карточки.

Раздатчик: Вам 400мл.

(Отмеряет воду в емкость женщины. Они отходят от пункта раздачи, женщина поскальзывается, падает и разливает воду Мальчик помогает ей подняться.)

Мальчик: Мама, ты не ушиблась?

Мама: Это не важно, но я разлила всю нашу воду, Что же теперь делать? Как прожить сегодня без воды?

Мальчик: Давай попробуем попросить. Чтобы нам второй раз дали воду, ведь все видели, что ты упала не специально. (Они снова подходят к пункту раздачи воды)

Мама (обращаясь к раздатчику): Нельзя ли нам снова получить воду, я упала и все разлила.

Раздатчик: Я видел, но ничем помочь не могу. Свою норму сегодня вы уже получили. Сожалею.

Мама: Неужели ничего нельзя сделать? Как нам с сыном пережить сегодняшний день? У меня нет денег на синтезированную воду

Раздатчик: Я вам искренне сочувствую, но порядок один для всех. Прошу вас. отойдите, не мешайте остальным. (Женщина садится у края сцены и плачет)

Мальчик: Простите, а почему мы не можем получить еще воды?

Раздатчик: Просто в этом случае кто-то другой не получит свою порцию.

Мальчик: А мама говорила, что когда-то вода хватало на всех, и она даже текла из кранов в каждом доме.

Раздатчик: Так действительно когда-то было.

Мальчик: Так что же произошло?

(На сцене остаются только мальчик и раздатчик. На середине сцены - ширма, на ней рисунок озера с чистой водой,)

Раздатчик: Не так давно пресной воды на планете хватало на всех. В воду можно было входить без специальной защитной одежды, в ней даже можно было купаться. Но человек редко ценит то, что у него есть. Он думает, что все в природе вечно и имеет бесконечный запас прочности. Человеку нравилось покорять природа, а заботиться о ней - нет. А особенно, когда речь шла о воде. Ведь ее так много на планете - ? площади, Но лишь 2% от этого количества составляла вода пресная, пригодная для питья. Родники, реки, озера были ее хранилищами. Человек использовал их по своему усмотрению.

(Выходит ученик прикрепляет на рисунок озера макет предприятия и закрашивает часть воды краской.) На берегах водоемов выросли промышленные предприятия, которые сбрасывали неочищенные стоки в воду.

(Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет сельскохозяйственных угодий и закрашивает часть воды краской.)

Дождями с полей смывались ядохимикаты и удобрения, широко применявшиеся в сельском хозяйстве.

(Выходит ученик; прикрепляет макет бензозаправки и закрашивает часть воды краской)

Многочисленные автомойки и бензозаправочные станции бесперебойно поставляли в грунтовые воды высокотоксичные нефтепродукты.

(Выходит ученик, прикрепляет на рисунок макет танкера и закрашивает оставшуюся часть воды краской)

Частые аварии танкеров приводили к утечке миллионов тонн сырой нефти в моря и океаны, губя все живое на много квадратных миль вокруг.

И однажды выяснилось, что пригодной для питья воды на планете практически не осталось. И с каждым днем ее количество уменьшается и уменьшается.

(Все выходят на сцену)

Объявление по радио: Внимание! Всемирный Совет по контролю над водными ресурсами сообщает, что вынужден в 2 раза сократить суточную норму выдачи воды.

(немая сцена.)

Вперед выходят два чтеца.

Первый: То, как сейчас человек распоряжается водными ресурсами- преступление против человечности.

Второй: Люди, задумайтесь, ведь то, что вы сейчас видели, действительно может оказаться нашим будущим.

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине.

Черные раскачивая пятна

На крутой, разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Вы давно «освоили» планету.

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Черные сотрешь ли, человек?

Ученик 1: Самым мощным разрушительным фактором из всех видов воздействия человека на окружающую среду всегда была война

(показ слайдов презентации).

В самой полной мере это относится к современным военным средствам. Если в прошлом войны обладали сильным концентрированным, но локальным эффектом, то глобальная ракетно-ядерная катастрофа угрожает существованию не только человека, но и всей биосферы в целом.

Ученик 2: Если мы обратимся к историческим фактам, то увидим, что войны были постоянным спутником человека.

С 1496 года до н.э. по 1891г люди воевали 3130 лет и только 227 лет жили в мире. В период 1890-1938 гг произошло 24 войны, а в 1946 - 1979 гг - 130 воин.

Ученик 1: Со временем увеличивалось не только количество войн, но и размер территории, на которой они разворачивались. В Европе первая мировая война разразилась на площади 200 тыс. кв. км, вторая - охватила около 3.3 млн. кв. км. Помимо зон непосредственного разрушения, обширные площади были заняты военными укреплениями, что сопровождается большими разрушениями экосистем.

Так, под Курском в 1943г в полосе Центрального фронта было отрыто свыше 5 тыс. траншей и ходов сообщения. Глубина обороны составляла около 300 км, было размещено 400 тыс. мин и фугасов.

Ученик 2: Военное уничтожение леса представляет собой разрушение одного из главных компонентов и регуляторов биосферы. Так, во время Великой Отечественной войны в России было вырублено и повреждено 20 млн. га леса.

Ученик 1: В 1991 году, во время конфликта в Персидском заливе, Иракские оккупанты подорвали свыше 500 нефтебуровых скважин. Они горели 6 мес. Нефть образовывала озера, стекала в Персидский залив. В результате ею (нефтью) было прокрыто 1554 кв км моря и 460метров береговой зоны.

Погибло большинство птиц, морских черепах и ряд других животных. Ежесуточно сгорало 7.3 млн литров нефти, что приравнивается к объему, что приравнивается к объему ежесуточного импорта нефти в США.

Впоследствии неоднократно в близлежащих регионах выпадал черный дождь.

(поют песню собственного сочинения на мотив «Интернационала»)

1. Сейчас мы с вами нефть осудим

И газ осудим тоже мы

Ведь вред они приносят людям

И экологии страны

Пр: Это есть наш последний и решительный бой

За чистую природу восстаньте род людской

2. Вставай весь нефтью загрязненный

Весь мир животных и цветов

Кипит наш разум возмущенный

И с газом в бой идти готов

Припев: тот же

Ведущий 1: «Самый страшный зверь на Земле» - гласит надпись не клетке при входе в заповедник одного из европейских городов. Когда заинтересованный посетитель заглядывает внутрь, он видит самого себя: за решеткой установлено зеркало.

Так ли безосновательна эта надпись? К сожалению, нет. За последние 1000 лет человеком истреблено более 140 видов птиц и более 100 млекопитающих. Велик список навсегда исчезнувших животных, но эта участь сегодня грозит и многим современным видам. Все они занесены в Красную книгу.

Сумеют ли они дожить до завтрашнего дня?

Спасти их - долг и обязанность человека.

(двое учащихся показывают свою презентацию «Черная книга») (на диске)

Ведущий 2:Чем сложнее экосистема, тем богаче и многокрасочнее проявляется в ней жизнь, тем она устойчивее. Гибель даже одного вида, вызывая обрыв связей, порождает порой такие сильные, тревожные последствия, которые могут « сработать» как мина замедленного действия - неожиданно и разрушительно.

Надо говорить о сохранении не только генетического, но и любого разнообразия - и культур, и технических навыков. Утверждение каждой новой технологии неизбежно лишает людей определенного количества полезных знаний, приобретенных ранее.

Потеряны секреты дамасской стали, некоторых красок, знания северных и восточных народов, которые позволяли сохранить стабильность экосистемы. Все это не должно выпадать из нашего поля зрения, потому что разнообразие всегда было защитой жизни от различных ее превратностей.

Мир чрезвычайно разнообразен. И в этом счастье человечества. Новое мышление связано с признанием множественности культур и воззрений. Именно с этого и надо начинать- с уважения к разнообразию взглядов, точек зрения на мир.

Ведущий: Вашему вниманию предоставляется сценка «Экологический суд». Всем встать! Суд идет! (под музыку Баха входят члены суда и садятся за столы)Судья: Прошу всех садиться. Поводом нашего судебного заседания стали жалобы, поступившие от тех, кто пострадал и продолжает страдать. Они взывают к нашей помощи и требуют призвать к ответственности виновника всех их бед и несчастий - Человека. Введите обвиняемого!

(под музыку песни «Помоги мне» из кф. « Бриллиантовая рука» выводят человека.)Судья: Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Воздух - наш отец,

Вода - мать,

Земля - дом,

Роса - национальное сокровище.

В настоящее время осознает каждый, что живем мы в озоновом одуванчике, что наша планета - одинокий небесный цветок, а мы в этом одуванчике взрываем бомбы, смахиваем пыльцу, вырываем нежные тычинки лесов. Природа взывает о помощи!

Я не могу понять одного: ведь Человек - сам часть природы. Он не имеет права выносить смертный приговор другим живым существам. Он не понимает, что в природе нарушается равновесие, которое восстановить очень трудно, иногда просто невозможно. Даже если некоторые животные Человеку не нравятся - из-за внешнего вида или потому, что кажутся бесполезными, - их ни в коем случае нельзя уничтожать, т. к. все они приносят пользу природе.

Глубокоуважаемый господин судья, господа присяжные! Сегодня мне выпала трудная задача - открыто выступить против Человека. В последнее время активная деятельность человека приводит к все более заметному изменению окружающей среды. Нам небезразлична судьба планеты, и поэтому мы проводим сегодня экологический суд.

Позвольте предоставить слово свидетелям обвинения.

Судья: Слово реке Малой Кокшаге. (удар молотка)

Жалоба реки: Я, река Малая Кокшага, подвержена усиленному антропогенному воздействию. В моем бассейне находятся 12 очистных сооружений и крупный промышленный центр - г. Йошкар-Ола. Качество моей воды изменяется от «умеренно-грязной» до «очень грязной». Основные источники загрязнения моей воды - водоcпуски ливневой канализации и очистные сооружения.

Кроме того я страдаю от зараженности брюхоногими моллюсками, т.к. этому способствует расположение частного сектора города вблизи реки и постоянный выпас скота, обитание в моем водоеме уток, гусей, а также несоблюдение правил личной гигиены. Речная волна постоянно прибивает к берегу банки, бутылки, пакеты и прочий мусор который выбрасываешь ты, Человек (показывает в сторону сидящего человека).

Я считаю, что Человека надо судить очень строго!

Судья: Слово - Почве.

Почва: Народная мудрость гласит: « Один человек в лесу оставляет след, сто человек - тропу, а тысяча - пустыню». Возрастающее с каждым годом городское строительство сопровождается значительным отчуждением продуктивных земель. Происходит деградация почв. А ведь почва - это большой многоэтажный дом. Подсчитано, что для образования почвы слоем в 5 см. надо 2 тыс. лет.

Как же ты, человек, должен беречь землю!

Заметный ущерб наносится землям лесохозяйственными работами, лесными пожарами - происходит разрушение, переуплотнение почвы. Произрастание васильков, ромашки, тысячелистника, девясила, астры говорит о том, что почва уплотнена в 3-4 раза; подорожник, бессмертник, лапчатка - сигнал об уплотнении в 6 раз; самая жизнеспособная - птичья гречишка.

А сколько я прошу тебя, человек, не сжигай листву. Это наносит вред городскому биогеоценозу, в результате чего нарушается биогеохимический цикл питательных элементов почвы; я постоянно беднею, состояние мое ухудшается. Большая моя территория запечатана в асфальт, загрязнена тяжелыми металлами, я задыхаюсь от выбросов теплоэлектростанций, сточных вод, домашнего мусора.

И во всем этом виноват ты, человек! Я требую наказать человека!

Судья: Слово - Воздуху.

Воздух: Все знают, что жизнь на Земле возможна до тех пор, пока существует земная атмосфера - газовая оболочка, защищающая земные организмы от вредного воздействия космических излучений и резких колебаний температуры.

Я, Воздух, необходим для дыхания аэробных организмов. А известно ли вам, что если человек без пищи может прожить несколько недель, без воды - несколько суток, то смерть от удушья наступает уже через 4-5 минут.

А, что мы видим, по Республике Марий - Эл с каждым годом увеличивается количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, причем половина их приходится на г. Йошкар-Олу. Здесь сосредоточены промышленные предприятия лесопромышленного, машиностроительного, химико-фармацевтического, строительного профиля и большое количество автотранспорта. На протяжении 2000 - 2015г. в моем родном городе Йошкар-Оле прослеживается устойчивая тенденция увеличения доли выбросов от автотранспорта. Выбросы содержат около 300 вредных веществ, обладающих токсическим и нередко канцерогенным действием.

Я сам задыхаюсь… Т.к. мое состояние определяют выбросы ацетона, бензина, толуола, аммиака, сажи, серной кислоты. Известно, что при сгорании 1 т. бензина образуется 60 кг оксида углерода, который вреден для человека и животных, т.к. вызывает острое отравление и отек легких.

Установлено, что наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается автотранспортом при кратковременных остановках на перекрестках. В г. Йошкар-Оле отмечена набольшая загрязненность атмосферного воздуха на перекрестках: ул.Машиностроителей - Водопроводная, ул.Луначарского - К. Маркса, ул. Первомайская - пр. Ленина.

А шум! (звучит запись сильного шума). Заводы, автомобили, самолеты, громкая музыка производят такой шум, что сам Человек начинает глохнуть. Человек нормально переносит звуки громкостью 20- 30 дБ. Этой громкости соответствует шум листвы, тихая музыка. Некоторые виды шума даже назначают в медицинских целях. А вот сильный шум приводит к старению организма.

В этом виноват Человек, и судить его нужно по всей строгости!

Судья: Слово предоставляется адвокату обвиняемого.

Адвокат: Уважаемый суд! Я, адвокат Человека, защищаю его права. Я понимаю жалобы Почвы, Воздуха и реки Малой Кокшаги и согласен с тем, что Человек сам себя наказывает. Но поверьте мне, человек заслуживает оправдания. Моя задача - оправдать деятельность Человека на планете.

Начну с того, что открытия ученых позволили облегчить труд и жизнь людей. Может ли Человек в настоящее время отказаться от электростанций, радио, телевизоров, бытовой техники и довольствоваться тем, что дает ему природа? Сомневаюсь! Ведь кирпич, цемент, стекло, фарфор, сталь, резина на деревьях не растут, а без этих веществ Человек лишится домов, машин, света. т.е. почти всего, чем пользуется ежедневно. Понятно, что в этом случае жизнь станет хуже, чем в пещерные времена, и человечество будет обречено на холод, голод и самое настоящее экологическое бедствие.

Поймите! Человеку нужна наука, и люди должны создавать экономичные, щадящие природу машины, соблюдать правила их эксплуатации. Сейчас это уже делается. Так в г. Йошкар-Оле ведется систематический контроль за техническим состоянием транспортных средств, исправностью автомобилей, а также реконструкция и установка газопылеулавливающих устройств, осуществляются мероприятия, направленные на защиту подземных вод от загрязнения.

Именно Человек создал Красную книгу республики Марий Эл, в которую занесены исчезающие и редкие животные. Человек создает заповедники, заказники, национальные парки. И на территории нашей республики они есть. Это заповедник - «Большая Кокшага», национальный парк - «Марий Чодра» и 12 государственных заказников общей площадью около 95 тыс. га. Наиболее известны из них: Васильсурские дубравы, Лебедань, Марьерский, Горное заделье.

Да, то, что сделал Человек с природой, - ужасное преступление. Но ведь только Человек может хоть что - то исправить, т.к. - Человек - единственный вид на Земле, обладающий творческим разумом. Он старается исправить то зло, которое он сам нанес планете.

Судья: Суд выслушал прокурора, пострадавших, защитника. Подсудимый, ваше последнее слово.

Человек: Я искренне раскаиваюсь в своих действиях и постараюсь восстановить экологическое равновесие в природе.

Судья: Высокий экологический суд признал, что сегодня человечество столкнулось с взаимосвязанными проблемами. Эти проблемы необходимо решить, иначе нас ожидает если не гибель, то очень серьезные потрясения, которые приведут к снижению численности людей на земле и ухудшению качества их жизни.

Итак, Суд постановил, что во избежание катастрофы необходимо освободить Человека из-под стражи для сохранения и защиты окружающей среды.

Судебный процесс окончен.

Ведущий 1. «Армии самых страшных врагов собираются в полнейшей тишине, и никто не следит за их опасной силой. Их все больше, и пощады ждать от них не приходится. Сначала на их сторону перейдет все, что мы имеем, а потом и сама земля будет принадлежать только им.

В пустынных местах собираются захватчики, по сравнению с которыми Чингисхан и Наполеон - беспомощные дети. Эти места называются свалками, имя этих врагов - отходы».

Так образно написали о важнейшей проблеме современности защитники окружающей среды.

В своей жизни мы не очень- то задумываемся над проблемой мусора и не знаем, куда отвозит свой малосимпатичный груз ежедневно приезжающий за ним фургон.

Мы с детства привыкли к тому, что чистота - залог здоровья! И нам трудно себе представить, во что превратились бы наши города, если бы мусор не вывозился ежедневно. Ведь только на каждого жителя Москвы ежегодно приходится от 100 до 400 кг мусора.

Ведущий 2: Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной 5 метров.

Можно отметить, что каждый житель города Йошкар-Олы выбрасывает разного мусора в среднем около 200 кг в год.

Только для свалок бытовых отходов Йошкар-Олы отведен полигон в районе п. Кучки, площадью 34 га. Ежегодно высота полигона увеличивается примерно на 1 метр. Т.е. через 8 лет полигон прекратит свое существование и перед горожанами возникнет проблема дальнейшей утилизации отходов.

Нельзя сжигать отходы! Это наносит ущерб здоровью людей, т.к. при сгорании поролона, лаков, красок, пластмассы в воздух выделяются очень ядовитые газы.

Нет лучшего места для разведения мух, тараканов, крыс и мышей, чем кучи бытовых отходов. Если вы всюду разбрасываете куски хлеба и прочие остатки своего обеда, если, вынося кухонное ведро, вы часть его содержимого оставляете рядом с мусоропроводом, вас вряд ли назовут чистюлей. Но вы можете смело претендовать на звание лучшего друга вышеперечисленных животных.

Дольше всего не разлагаются в земле стекло, резина и пластмасса. Для разложения стеклянной бутылки, например, требуется 2000 лет.

(выступление ученика со своим проектом «Свалка ТБО пос. Кучки. Завод по переработке ТБО в Марий Эл».)

(ученица читает стихотворение «Остров» Н. Епишевой)

В далеком - далеком туманном просторе

Средь волн океанских стоял островок.

Кругом волновалось безбрежное море -

На север, на запад, на юг, на восток.

А остров был голый и очень печальный,

На нем никогда ничего не росло.

Но раз из страны экзотической дальней

Десяток семян на него занесло.

Расти семенам ничего не мешало,

(Не редкость такие еще острова),

И солнце светило, и влаги хватало,

И стала на нем пробиваться трава.

И стал этот остров красивым, зеленым,

И стали к нему подходить корабли.

Нечасто встречается в море соленом

Такой вот уютный кусочек земли.

Однажды был ветер, и море штормило,

И брызги летели до самых небес.

И к берегу старое судно прибило,

Везущее мыло, пшеницу и лес.

Итог - шесть пробоин. Команда на шлюпках

Спаслась, уплыла неизвестно куда.

И не было словно минут этих жутких,

Утихла вода, миновала беда…

Про остров мы все рассказали подробно,

И здесь оборвать бы истории нить.

Но мышки из трюма приплыли на бревнах.

Приплыли и стали на острове жить.

Да кроликов пара из клетки разбитой,

Которая тоже на судне была,

Во время крушенья залезла в корыто

И тоже до острова в нем доплыла.

Так новая экосистема сложилась.

Живут-поживают и травку жуют…

Недолго спокойствие это продлилось:

Где жертва, там хищник всегда тут как тут.

Лисички и ласка на остров попали.

(А как и на чем - не хотим объяснять.

Хотим, чтоб вы сами причину искали.

А как же без этого можно играть?!)

… На опыте знаем мы все аксиому

(Любой, даже кролик, ее подтвердит):

Где есть один хищник, так долго ль другому

Придет, приползет, прибежит, прилетит!

И вот уже беркут туда прилетает.

Лиса или ласка - ему все равно.

А коль не поймает, так мышку задавит,

Иного в природе ему не дано!

Порядок сложился на многие годы

И не был бы, может, нарушен во век,

Но тут появился властитель природы -

Великий, могучий… и злой человек.

И вот он наводит другие порядки -

Он начал лисичек и ласок ловить,

Распахивать землю под поле и грядки

И ставить капканы и кроликов бить.

Что сделает он? Неужели разрушит

Порядок, что мог закрепиться в веках

На этом кусочке, оторванном суши?

Решайте! Решайте! Он в ваших руках.

Учитель: Вся Земля заселена жильцами - растениями, животными. Их очень много. И посреди этого многообразия - фигурка человека. Получается, что хозяин Земли, как считает себя человек, занимает среди других живых существ очень скромное место. Значит, мы можем сделать вывод:

Земля - наш дом, наш и наших соседей по планете. А человек - всего лишь маленькая часть природы, но, в отличие от других обитателей природы, он разумен и может управлять своими действиями.

Я надеюсь, что вы всегда будете разумны в полном смысле этого слова: будете с уважением относиться к нашим «соседям» по планете, ответственно вести себя в природе.

(выходят все участники представления и поют гимн экологов)

1.

Мы в такие шагали дали,

Что не очень- то и дойдешь.

Мы маршрут выбирали длинный,

Невзирая на сильный дождь.

Комаров накормили многих.

Брали воду из родника,

Мы - экологи. Это значит-

Будет парк наш навсегда!

2.

Стали пуганы птицы в парке,

Белки прячутся от людей.

Мы свои наведем порядки,

Щит поставим - читай скорей!

Мы бродили, искали вместе.

Но попался нам только дуб.

Ветки в яблоках - это ясно

Радиация там и тут!

Мы - экологи. Это значит-

Радиация там и тут!

3.

Все травинки пересчитали,

Проложили тропу свою!

От мостов лишь столбы остались,

Что мешает продолжить путь.

Но для нас это не преграда

И бобер нам проложит путь.

Мы - экологи. Это значит,

Что бобер нам проложит путь!

Презентация «Прости Земля»

Учитель: Всем большое спасибо. До новых встреч.


© 2010-2022