- Преподавателю
- Биология
- Доклад Формирование УУД во внеурочной деятельности
Доклад Формирование УУД во внеурочной деятельности
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ларкина В.И. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Ларкина В.И. учитель биологии МАОУ СОШ №154
Формирование УУД школьников в процессе внеурочной деятельности «Мир растений»
(из опыта работы)
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
(Слайд №2)
Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Главная цель моей педагогической деятельности - это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
(Слайд №3)
Виды и направления внеурочной деятельности
Виды внеурочной деятельности:
-
Игровая деятельность;
-
Познавательная деятельность;
-
Проблемно-ценностное общение;
-
Досугово - развлекательная деятельность;
-
Художественное творчество;
-
Социальное творчество;
-
Трудовая (производственная) деятельность;
-
Спортивно-оздоровительная деятельность;
-
Туристко - краеведческая деятельность
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:
-
Спортивно-оздоровительное;
-
Художественно-эстетическое;
-
Научно-познавательное;
-
Военно-патриотическое;
-
Общественно-полезная деятельность;
-
Проектная деятельность
Виды и направления внеурочной деятельности школьников связаны между собой.
(Слайд №4)
Одна из задач внеурочной деятельности - формирование УУД
-личностные (формирование интереса)
- регулятивные (использование простейших предметов для проведения опыта)
- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с литературой)
- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других).
Организация научно-практической деятельности во внеурочной деятельности.
Ребенок самостоятельно выбирает направление, в котором он будет работать; под руководством учителя , но совместно с учеником ставятся цели, задачи; намечается план работы; при выполнении работы у детей появляется много вопросов, на которые необходимо найти ответы (ребенок самостоятельно пытается это сделать и если возникают затруднения на помощь приходит учитель).
Важно отметить такое универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
(Слайд №5)
Большое значение имеет не только познавательный процесс, но и его результат и эффект.
При организации внеурочной деятельности необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат - итог участия школьника в деятельности. (приобретение знаний, опыта)
Эффект - последствие результата. (что приобрел ребенок, пережил, как повлиял процесс приобретения знаний на процесс развития личности)
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ребенок сам делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.
Главные принципы внеурочной деятельности:
-
осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования для обеспечения полноты образования
-
развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения
-
системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.
(слайд №6-12)
Работы научно-практической направленности: «Влияние синтетических моющих средств на зеленые водные растения», «Умная оболочка», «Можно ли «зебру» сделать зеленой?», «Волшебная проволока», «Вода в жизни растений», «Как вырастить дрожжи?»
(слайд №12)
Учащимся, приобретая определенный багаж знаний очень важно применить эти знания, самореализоваться. Этому способствуют конкурсы эколого-биологической направленности.
В конце своего выступления делаю вывод, формирование универсальных учебных действий - неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя - это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.