Доклад Формирование УУД во внеурочной деятельности

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ларкина В.И. учитель биологии МАОУ СОШ №154

Формирование УУД школьников в процессе внеурочной деятельности «Мир растений»


(из опыта работы)

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

(Слайд №2)

Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Главная цель моей педагогической деятельности - это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

(Слайд №3)

Виды и направления внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности:

  1. Игровая деятельность;

  2. Познавательная деятельность;

  3. Проблемно-ценностное общение;

  4. Досугово - развлекательная деятельность;

  5. Художественное творчество;

  6. Социальное творчество;

  7. Трудовая (производственная) деятельность;

  8. Спортивно-оздоровительная деятельность;

  9. Туристко - краеведческая деятельность

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное;

  2. Художественно-эстетическое;

  3. Научно-познавательное;

  4. Военно-патриотическое;

  5. Общественно-полезная деятельность;

  6. Проектная деятельность

Виды и направления внеурочной деятельности школьников связаны между собой.

(Слайд №4)

Одна из задач внеурочной деятельности - формирование УУД

-личностные (формирование интереса)

- регулятивные (использование простейших предметов для проведения опыта)

- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с литературой)

- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других).

Организация научно-практической деятельности во внеурочной деятельности.

Ребенок самостоятельно выбирает направление, в котором он будет работать; под руководством учителя , но совместно с учеником ставятся цели, задачи; намечается план работы; при выполнении работы у детей появляется много вопросов, на которые необходимо найти ответы (ребенок самостоятельно пытается это сделать и если возникают затруднения на помощь приходит учитель).

Важно отметить такое универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

(Слайд №5)

Большое значение имеет не только познавательный процесс, но и его результат и эффект.

При организации внеурочной деятельности необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат - итог участия школьника в деятельности. (приобретение знаний, опыта)

Эффект - последствие результата. (что приобрел ребенок, пережил, как повлиял процесс приобретения знаний на процесс развития личности)

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ребенок сам делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

Главные принципы внеурочной деятельности:

  • осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования для обеспечения полноты образования

  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения

  • системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

(слайд №6-12)

Работы научно-практической направленности: «Влияние синтетических моющих средств на зеленые водные растения», «Умная оболочка», «Можно ли «зебру» сделать зеленой?», «Волшебная проволока», «Вода в жизни растений», «Как вырастить дрожжи?»

(слайд №12)

Учащимся, приобретая определенный багаж знаний очень важно применить эти знания, самореализоваться. Этому способствуют конкурсы эколого-биологической направленности.

В конце своего выступления делаю вывод, формирование универсальных учебных действий - неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя - это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.



© 2010-2022