- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шевченко М.А. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»
Кулундинского района Алтайского края
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО естественно-математического цикла
____________________
Протокол № 1 от «24»августа 2015г.
Директор МБОУ «Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»
__________________Шевченко З.В.
Приказ № от «27» августа 2015г.
Рабочая программа
основного общего образования
по биологии 8 класс
Составитель: Шевченко Марина Анатольевна
учитель биологии
Воздвиженка - 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа, составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2008 г. №164, от 31 августа 2009 г. №320, от 19 октября 2009 г. №427 и от 10 ноября 2011 г. №2643.
В соответствии с:
1. Программой по биологии 6-11 классов для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ - М.: Дрофа, 2011.
2. Федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253.
3. Основной образовательной программой основного общего образования утверждённой приказом директора школы от 02.04.2015 г. № 2.
4. Годовым календарным графиком МБОУ Воздвиженская СОШ на 2015-2016 уч.год.
5. Учебного плана МБОУ Воздвиженская СОШ на 2015-2016 учебный год, утверждённого приказом директора школы от 27.08.2015 г. № *****
6. Положения о рабочей программе, утверждённого приказом директора школы от 27.05.2015 г. № 25.
По авторской программе на изучение курса отводится 70 часов(66 учебных, 4 резервное время). Согласно действующему календарно- учебному графику на 2014-2015 уч год -35 учебных недель, 70 часов. Рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов, 2 ч в неделю. Резервное время используется на уроки обобщения и повторение знаний.
Курс биологии 8-го класса является логическим продолжением курса биологии 6-7 классов. Понятия, сформированные ранее, получают дальнейшее развитие и углубление.
Цель изучения предмета биологии в 8 классе заключается в следующем:
учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Получение знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все этот дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу
включены лабораторные и практические работы. В связи с большим объёмом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических работ включено в состав
комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и оцениваются по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, а также экскурсии (по заданию учителя) рекомендованы в качестве домашнего задания.
Формы. Методы и технологии. Формы: групповая, фронтальная и индивидуальная, парная работа. Методы: общедидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с учебником, работа с рабочей тетрадью, экранные пособия) и специфические для естественнонаучных дисциплин (эксперимент, опыт, наблюдение, лабораторная работа). Технологии: личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности, учебно-игровой деятельности, проблемного обучения,
Формы организации образовательного процесса; Урок. Лабораторные и практические занятия.
Виды и формы контроля; текущий контроль: фронтальный опрос, устный, письменный ответ, тестирование; тематический контроль.
Рабочая программа ориентирована на учебник Биология Человек 8 класс Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Дрофа 2009 Используется - Рабочая тетрадь Биология Человек 8 класс Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев.Дрофа 2014
Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология Человек 8 класс Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев. Дрофа 2010
Требования к уровню подготовки учащихся
Называть: общие признаки живого организма; общие признаки клеток различных тканей, органов, функции органов, систем органов; общие признаки нарушений функций органов и систем органов;Характеризовать: строение, функции клеток; деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира; строение и жизнедеятельность организма человека; обмен веществ и превращение энергии; роль ферментов и витаминов в организме; дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в организме человека; иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа; особенности размножения и развития человека; антропогенную среду обитания;Обосновывать: взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды; родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас; особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью; роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека; влияние экологических и социальных факторов умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное
влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; Распознавать: клетки, ткани, органы и системы органов человека; Сравнивать: строение и функции клеток разных тканей; строение и функции клеток животных и человека; Применять знания: о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний; о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний; Делать выводы: о клеточном строении организмов, о влиянии окружающей среды, образа жизни человека, вредных привычек на здоровье человека; Наблюдать: результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов, результаты антропометрических измерений; Соблюдать правила: приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом; проведения простейших опытов изучения влияния нагрузки на работоспособность мышц человека, поведения в природе; здорового образа жизни человека, его личной общественной гигиены.
Содержание программы учебного курса
Человек и его здоровье (70 часов, 2 часа в неделю)
Введение (1 час)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Раздел 1. Происхождение человека (3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
Раздел 2 .Строение и функции организма (57 часов)
Тема 2.1.Общий обзор организма (1 час)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Тема 2.2.Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторная работа. Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Тема 2.3.Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга.
Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторные работы. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
Тема 2.4.Опорно-двигательная система (7 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
Лабораторные работы. Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе.
Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома). Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.
Тема 2.5.Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела.
Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки.
Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторная работа. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.
Лабораторные работы. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.
Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса.
Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Тема 2.7.Дыхательная система (4 часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха.
Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.
Лабораторные работы. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Тема 2.8.Пищеварительная система (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения.
Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация торса человека.
Лабораторная работа Действие ферментов слюны на крахмал.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Тема 2.9.Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Лабораторные работы. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и
после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
Тема 2.10.Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Тема 2.11.Выделительная система (1 час)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
Тема 2.12.Нервная система человека (5 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы.
Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека.
Лабораторные работы. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
Тема 2.13.Анализаторы (5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха.
Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторная работа. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Тема 2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения- торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр. Лабораторные работы Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Тема 2.15.Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (5 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы.
Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.
Биогенетический
закон Геккеля - Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.
Резерв времени - 4 часа.
Тематический план учебного курса
-
Содержание
Кол-во часов
Введение
1
Раздел 1
Происхождение человека
3
Раздел 2
57
Строение и функции организма
1
2.1 Общий обзор организма
2.2 Клеточное строение организма
5
2.3 Рефлекторная регуляция органов и систем организма
1
2.4. Опорно- двигательная система
7
2.5. Внутренняя среда организма
3
2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма.
6
2.7. Дыхательная система
4
2.8. Пищеварительная система
6
2.9 Обмен веществ и энергии
3
2.10. Покровные органы. Теплорегуляция.
3
2.11 Выделение
1
2.12. Нервная система человека
5
2.13. Анализаторы
5
2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.
5
2.15 Железы внутренней секреции
2
Раздел 3.
Индивидуальное развитие организма Резервное время 4 часа
итого
5
4
70
Календарно- тематическое планирование Биология «Человек и его здоровье» 8 класс (70 часов)
№
№
Тема урока Лабораторные и практические
работы
Элементы содержания основные понятия и термины
Демонстрации, информац. ресурсы оборудование
Контроль знаний
Сроки
Введение (1 ч)
1
1
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Значение знаний о человеке для охраны его здоровья. Становление наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья, методы анатомии, физиологии, психологии и гигиены.
Портреты ученых
Раздел 1 Происхождение человека (3 ч)
2
1
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека.
Доказательства происхождения человека от животных. Таксоны, рудименты, атавизмы
презентация
текущий
3
2
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.
Строение и жизнь древнейших, древних и первых современных людей.
Австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы.
Демонстрация
модели
«Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
текущий
4
3
Человеческие расы. Человек как вид.
Соотношение биологических и социальных факторов, становление рас и народов. Расы: европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная; расизм.
Модели представителей разных рас
текущий
Раздел 2.Строение и функции организма (57 )
2.1 Общий обзор организма (1 ч)
5
1
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Строение и процессы жизнедеятельности организма.
Торс человека (разборная модель).
текущий
2.2 Клеточное строение организма. Ткани (5 ч)
6
1
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции
Клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, хромосома, гены, ДНК, РНК, ядрышко. Роль
презентация
текущий
клетки.
ядра в передаче наследственных свойств организма.
7
2
Органоиды клетки. Деление.
Органоиды, ЭПС, рибосомы, митохондрии, лизосомы.
текущий
8
3
Жизненные процессы клетки.
Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки.
Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Демонстрация опыта разложения пероксида водорода ферментом каталазой
текущий
9
4
Ткани. Образование тканей. Л. Р№1. «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей».
Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани.. Взаимосвязь, строение и функции, типы тканей.
Лаб оборуд. микропрепараты ткани человека
текущий
10
5
Строение и функция нейрона. Синапс.
Нервная ткань: тело нейрона, дендриты, аксон, нейроны, нейроглия, нервное волокно, синапс.
текущий
2.3 Рефлекторная регуляция органов
и систем организма (1 ч)
11
1
Рефлекторная регуляцияЛ. р. №2.
«Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения»
Л. р. №3 «Коленный рефлекс»
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи.
Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений Рефлекс, рефлекторная дуга и ее части.
текущий
2.4 Опорно-двигательная система (7ч)
12
1
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их
Функции скелета и мышц, химический состав костей, возрастные изменения костей.
Демонстрация
скелета и муляжей
текущий
макро- и микростроение, типы костей.
Л. р. №4. «Микроскопическое строение кости»
Надкостница; красный, желтый костный мозг; Кости трубчатые, губчатые, плоские.
торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей.
13
2
Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и
речи
Сравнение скелета человека и животных, особенности, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Строение и функции скелета
Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей.
текущий
14
3
Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные - суставы.
Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей.
текущий
15
4
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Л. р. №5 «Мышцы человеческого тела» (выполняется либо в классе, либо дома)
Строение мышц. (брюшко мышцы, сухожилия, головка и хвост мышц) Мышцы-антагонисты, мышцы-синергисты, группы мышц. Фасции.
Таблица Мышцы
текущий
16
5
Работа скелетных мышц и их регуляция. Л. р. №6 «Утомление при статической и динамической работе»
Л. р. №7 «Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки»
Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
тренировочный эффект, биологическое окисление. Гиподинамия.
Таблица Мышцы
текущий
17
6
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их
Осанка. Остеохондроз. Корригирующая гимнастика. Сутулость. Сколиоз.
текущий
выявление, предупреждение и исправление. Л. р. №8 «Выявление нарушений осанки»
Л. р. №9 «Выявление плоскостопия» (выполняется дома)
Плоскостопие. Влияние физкультуры на формирование скелета. Повреждения скелета: ушиб, переломы, синяк, шина, растяжение связок, вывих.
18
7
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация приемов первой помощи при травмах.
текущий
2.5 Внутренняя среда организма (3 ч)
19
1
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа.. Л. р. №10 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»
Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
20
2
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела.
Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика.
Табл Иммунная система человека
текущий
21
3
Иммунология на службе здоровья.
Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Табл Иммунный ответ
текущий
2.6 Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч)
22
1
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов.
Взаимодействие кровеносной и лимфатической систем. Виды кровеносных сосудов, аорта, лимфатические сосуды.
Табл Кровеносная таблица
23
2
Круги кровообращения. Л. р. №11
«Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке».
Л. р. №12 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».
Изменение состава крови в кругах кровообращения. Артериальная кровь, венозная кровь, венечная артерия.
текущий
24
3
Строение и работа сердца. Автоматизм сердца.
Раскрыть связь строения сердца с его функцией. Сердечный цикл, фазы сердечного цикла, симпатический и блуждающий нервы, адреналин.
Демонстрация моделей сердца и торса человека.
текущий
25
4
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс.
Л. р. №13 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».
Л. р. №14 «Опыты, выясняющие природу пульса».
Кровоснабжение органов, гипертония и гипотония, спазм сосудов, артериолы, некроз, инсульт, инфаркт. Тонометр,
фонендоскоп. Механизмы регуляции кровоснабжения. Артериальное давление крови, пульс.
текущий
26
5
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов.
Л. р. №15 «Функциональная проба: Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку».
Физиологические основы укрепления сердца и сосудов; последствия гиподинамии, заболевания ССС, их профилактика. Виды кровотечений, меры первой помощи.
Демонстрация приемов остановки кровотечений.
текущий
27
6
Первая помощь при кровотечениях
Виды кровотечений, меры первой помощи.
Демонстрация
приемов остановки
текущий
кровотечений.
2.7 Дыхательная система (4 ч)
28
1
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.
Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей.
Носовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, главные бронхи; легкие, легочная плевра, бронхиальное дерево, альвеолы; голосовые связки, около носовые пазухи, миндалины, артикуляция, тембр.
Заболевания аденоидов, гайморит, фронтит, тонзиллит; врач оториноларинголог; дифтерия. профилактика, доврачебная помощь.
Демонстрация модели гортани, роли резонаторов, усиливающих звук.
текущий
29
2
Газообмен в легких и тканях.
Связь дыхательной и кровеносной систем, роль большого и малого кругов кровообращения в газообмене. «Ворота легких», легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, механизм газообмена, диффузия. Механизм вдоха и выдоха.
Табл Дыхательная система человека
текущий
30
3
Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.
«Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе».
Роль гуморального и нервного факторов в регуляции дыхательных движений, защитных рефлексов (кашель, чихание и др.);Вред курения; источники загрязнения атмосферного воздуха; методы определения его запыленности. Воздушная среда и ее охрана. Никотин, респиратор, смог.
Демонстрация модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов проходимости носовых ходов у маленьких детей.
текущий
31
4
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации.
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография.
Туберкулез и рак легких. Первая помощь
Демонстрация приемов искусственного дыхания.
текущий
Л. р. №16 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».
утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм
2.8 Пищеварительная система (6 ч)
32
1
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения.
Пластический обмен, энергетический обмен, пищеварение, питательные вещества, пищевые продукты. пищеварительный
тракт, пищеварительные железы, брыжейка, перистальтика, рацион, балластные вещества.
33
2
Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании
Ферменты, их действия. Умение давать комментарии к опытам.
Пищеварение в ротовой полости. Лизоцим, амилаза. Зубы. Кариес, пульпит.
Демонстрация
торса человека.
текущий
34
3
Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта.
Л. р. №17 «Действие ферментов слюны на крахмал»
Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Основные свойства ферментов, их роль в расщеплении пищи; проследить за изменением питательных веществ при переходе из одного отдела в другой и подготовку их к всасыванию. Трипсин, печень, желчь, фермент, субстрат, кишечная палочка, дисбактериоз
Таблица Пищеварительная система
текущий
35
4
Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта.
Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени.
Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит. строение ворсинок и механизм всасывания; рассмотреть
Таблица Пищеварительная система
текущий
барьерную роль печени; разъяснить функции аппендикса и предупредить о связанном с ним заболевании - аппендиците. Гликоген. Перитонит.
36
5
Регуляция деятельности пищеварительной системы.
Фистула. История открытия безусловных и условных рефлексов; взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции органов пищеварения.
текущий
37
6
Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно- кишечных инфекций.
Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно- кишечных инфекций и гельминтозов.
Доврачебная помощь при пищевых отравлениях
Текущ
2.9 Обмен веществ и энергии (3 ч)
38
1
Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ.
Л. р. №18 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной
пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»
Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен.
Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ.
Табл Обмен веществ и энергии
39
2
Витамины.
Значение витаминов, дать понятие об авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах; способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Витамины: А, В, С,Д, Цинга, бери-бери, «куриная слепота», рахит.
Табл Витамины
текущий
40
3
Энерготраты человека и пищевой рацион. Л.р. №19 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат»
Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
текущий
2.10 Покровные органы. Терморегуляция (3 ч)
41
1
Кожа - наружний покровный орган. Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти.
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции.
Демонстрация
рельефной таблицы
«Строение кожи»
42
2
Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.
Самонаблюдения: определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний.
Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.
текущий
43
3
Терморегуляция организма. Закаливание.
Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе
текущий
2.11 Выделительная система (1 ч)
44
1
Выделение.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма.
Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки, рельефной таблицы
«Органы выделения»
текущий
2.12 Нервная система человека (5 ч)
45
1
Значение нервной системы. Мозг и психика.
Значение нервной системы в поддержании гомеостаза, согласовании работы органов. Потребности, активность, опознание объектов, субъективное отражение
текущий
46
2
Строение нервной системы. Строение и функции спинного мозга.
Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга.
Табл Нервная система
текущий
47
3
Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка.
Л. р. №20 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»
Строение головного мозга, расположение его желудочков и основных отделов головного мозга; функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка
Демонстрация модели головного мозга.
текущий
48
4
Функции переднего мозга.
Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Демонстрация модели головного мозга.
текущий
49
5
Соматический и автономный отделы нервной системы. Л. р. №21
«Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменения тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении» »
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
текущий
2.13 Анализаторы (5 ч)
50
1
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов.
Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция.
Показать различия между понятиями
«анализатор» и «органы чувств». Модальность, галлюцинации, иллюзии.
Демонстрация
моделей глаза и уха.
51
2
Зрительный анализатор. Л. р. №22
«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»
Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора.
Бинокулярное зрение.
Демонстрация опытов, выявляющих функции радужной оболочки,
текущий
Строение и функции глаза; роль колбочек и палочек. Бинокулярное зрение.
хрусталика, палочек и колбочек, обнаружения слепого пятна.
52
3
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза.
Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения.
Глазные инфекции, конъюнктива, конъюнктивит, Близорукость, дальнозоркость, мышцы ресничного тела, преломляющая способность глаза, диоптрия, бельмо.
текущий
53
4
Слуховой анализатор.
Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Демонстрация определения остроты слуха.
текущий
54
5
Органы равновесия, кожно- мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Вестибулярный аппарат, мешочки, полукружные каналы, мышечное чувство, кожная чувствительность, вибрационное чувство, осязание, обонятельные клетки, вкусовые сосочки, вкусовые рецепторы.
текущий
2.14 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)
55
1
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.
. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение
Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления
56
2
Врожденные и приобретенные программы поведения. Л. р.
№23 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Демонстрация двойственных изображений, иллюзий установки.
текущий
нового динамического стереотипа».
57
3
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения.
Биологические ритмы, сон и бодрствование, медленный сон, быстрый сон, сновидения.
текущий
58
4
Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание. Познавательные процессы:
Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения.
Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Демонстрациявып олнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую имеханическую память, консерватизм мышления и пр.
текущий
59
5
Воля, эмоции, внимание. Л. р. №24
«Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом»
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства).
Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности.
Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
текущий
2.15 Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)
60
1
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Единство нервной и гуморальной регуляции, гормоны, железы смешанной секреции.
Демонстрация модели черепа с откидной крышкой.
текущий
61
2
Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их
Функции гипофиза, щитовидной железы, половых желез, надпочечников и поджелудочной железы; нарушения,
Демонстрация
модели черепа.
текущий
влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
связанные с гипо- и гиперфункцией этих желез. Профилактика эндокринных болезней.
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (5 ч)
62
1
Жизненные циклы организмов. Размножение.
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка.
Менструации и поллюции.
текущий
63
2
Образование и развитие зародыша и плода. Беременность и роды.
Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
текущий
64
3
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Наследственные болезни (гемофилия), врожденные болезни (алкогольный синдром плода), венерические болезни, сифилис, бледная спирохета (трепонема), СПИД, гепатит В.
текущий
65
4
Развитие ребенка после рождения. Становление личности
. Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых
контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные
текущий
отношения. Стадии вхождения личности в группу.
66
5
Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Индивид и личность, темперамент и характер, экстраверты и интроверты, самооценка.
текущий
Резерв времени - 4ч
67
1
Повторение тем: «Клеточное
Тематиче
строение организмов»,
ск
«Внутренняя среда организма»,
контроль.
«Опорно-двигательная система»,
Провер
«Кровеносная и лимфатическая
раб №1
система», «Дыхательная система».
«Пищеварительная система».
68
2
Повторение тем:
Тематич
«Обмен веществ и энергии»»,
контр
«Терморегуляция»,
Пров .Р.
«Выделительная система»
№2
69
3
Повторение тем: «Нервная
Тематич
система», «Анализаторы», «Высшая
контр
нервная деятельность»,
Пров раб
«Индивидуальное развитие
№3
организма
70
4
Итоговый урок
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы
1.В.В. Пасечник. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5 - 11 классы. - М.: Дрофа, 2009. 2.Учебник Биология Человек 8 класс Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Дрофа
3. Рабочая тетрадь Биология Человек 8 класс Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев.Дрофа
4.Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология Человек 8 класс Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев. Дрофа 2010
. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Объекты натуральные
-
набор микропрепаратов по разделу «Анатомия и физиология»,
-
скелет человека (пластм.),
-
таблицы по анатомии, физиологии человека,
-
видеофильмы «Анатомия человека». Оборудование лабораторное
Приборы Лупа препаровальная. Микроскоп учебный УМ-301
Оборудование для опытов
Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2
Лоток для раздаточного материала Иглы препаровальные
Пинцет анатомический с насечкой. Скальпель брюшистый. Технические средства: компьютер, проектор, экран.