Рабочая программа по биологии 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»

Кулундинского района Алтайского края



«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО естественно-математического цикла

____________________

Протокол № 1 от «24»августа 2015г.

Директор МБОУ «Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»

__________________Шевченко З.В.

Приказ № от «27» августа 2015г.



Рабочая программа

основного общего образования

по биологии 8 класс













Составитель: Шевченко Марина Анатольевна

учитель биологии







Воздвиженка - 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа, составлена на основе:

Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2008 г. №164, от 31 августа 2009 г. №320, от 19 октября 2009 г. №427 и от 10 ноября 2011 г. №2643.

В соответствии с:

1. Программой по биологии 6-11 классов для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ - М.: Дрофа, 2011.

2. Федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253.

3. Основной образовательной программой основного общего образования утверждённой приказом директора школы от 02.04.2015 г. № 2.

4. Годовым календарным графиком МБОУ Воздвиженская СОШ на 2015-2016 уч.год.

5. Учебного плана МБОУ Воздвиженская СОШ на 2015-2016 учебный год, утверждённого приказом директора школы от 27.08.2015 г. № *****

6. Положения о рабочей программе, утверждённого приказом директора школы от 27.05.2015 г. № 25.

По авторской программе на изучение курса отводится 70 часов(66 учебных, 4 резервное время). Согласно действующему календарно- учебному графику на 2014-2015 уч год -35 учебных недель, 70 часов. Рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов, 2 ч в неделю. Резервное время используется на уроки обобщения и повторение знаний.

Курс биологии 8-го класса является логическим продолжением курса биологии 6-7 классов. Понятия, сформированные ранее, получают дальнейшее развитие и углубление.

Цель изучения предмета биологии в 8 классе заключается в следующем:

учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Получение знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все этот дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу

включены лабораторные и практические работы. В связи с большим объёмом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических работ включено в состав

комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и оцениваются по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, а также экскурсии (по заданию учителя) рекомендованы в качестве домашнего задания.

Формы. Методы и технологии. Формы: групповая, фронтальная и индивидуальная, парная работа. Методы: общедидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с учебником, работа с рабочей тетрадью, экранные пособия) и специфические для естественнонаучных дисциплин (эксперимент, опыт, наблюдение, лабораторная работа). Технологии: личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности, учебно-игровой деятельности, проблемного обучения,

Формы организации образовательного процесса; Урок. Лабораторные и практические занятия.

Виды и формы контроля; текущий контроль: фронтальный опрос, устный, письменный ответ, тестирование; тематический контроль.

Рабочая программа ориентирована на учебник Биология Человек 8 класс Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Дрофа 2009 Используется - Рабочая тетрадь Биология Человек 8 класс Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев.Дрофа 2014

Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология Человек 8 класс Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев. Дрофа 2010


Требования к уровню подготовки учащихся

Называть: общие признаки живого организма; общие признаки клеток различных тканей, органов, функции органов, систем органов; общие признаки нарушений функций органов и систем органов;Характеризовать: строение, функции клеток; деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира; строение и жизнедеятельность организма человека; обмен веществ и превращение энергии; роль ферментов и витаминов в организме; дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в организме человека; иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа; особенности размножения и развития человека; антропогенную среду обитания;Обосновывать: взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды; родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас; особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью; роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека; влияние экологических и социальных факторов умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное

влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; Распознавать: клетки, ткани, органы и системы органов человека; Сравнивать: строение и функции клеток разных тканей; строение и функции клеток животных и человека; Применять знания: о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний; о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний; Делать выводы: о клеточном строении организмов, о влиянии окружающей среды, образа жизни человека, вредных привычек на здоровье человека; Наблюдать: результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов, результаты антропометрических измерений; Соблюдать правила: приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом; проведения простейших опытов изучения влияния нагрузки на работоспособность мышц человека, поведения в природе; здорового образа жизни человека, его личной общественной гигиены.

Содержание программы учебного курса

Человек и его здоровье (70 часов, 2 часа в неделю)

Введение (1 час)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Раздел 1. Происхождение человека (3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

Раздел 2 .Строение и функции организма (57 часов)

Тема 2.1.Общий обзор организма (1 час)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Тема 2.2.Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

Лабораторная работа. Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Тема 2.3.Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лабораторные работы. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.

Тема 2.4.Опорно-двигательная система (7 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

Лабораторные работы. Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе.

Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома). Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

Тема 2.5.Внутренняя среда организма (3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела.

Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки.

Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабораторные работы. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.

Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса.

Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Тема 2.7.Дыхательная система (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха.

Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

Лабораторные работы. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Тема 2.8.Пищеварительная система (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения.

Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Лабораторная работа Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Тема 2.9.Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторные работы. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и

после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

Тема 2.10.Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Тема 2.11.Выделительная система (1 час)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Тема 2.12.Нервная система человека (5 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы.

Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

Лабораторные работы. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Тема 2.13.Анализаторы (5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха.

Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Тема 2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения- торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр. Лабораторные работы Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Тема 2.15.Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (5 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы.

Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

Биогенетический

закон Геккеля - Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.

Резерв времени - 4 часа.

Тематический план учебного курса


Содержание

Кол-во часов

Введение

1

Раздел 1

Происхождение человека

3

Раздел 2

57

Строение и функции организма

1

2.1 Общий обзор организма

2.2 Клеточное строение организма

5

2.3 Рефлекторная регуляция органов и систем организма

1

2.4. Опорно- двигательная система

7

2.5. Внутренняя среда организма

3

2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма.

6

2.7. Дыхательная система

4

2.8. Пищеварительная система

6

2.9 Обмен веществ и энергии

3

2.10. Покровные органы. Теплорегуляция.

3

2.11 Выделение

1

2.12. Нервная система человека

5

2.13. Анализаторы

5

2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5

2.15 Железы внутренней секреции

2

Раздел 3.

Индивидуальное развитие организма Резервное время 4 часа

итого

5

4

70

Календарно- тематическое планирование Биология «Человек и его здоровье» 8 класс (70 часов)

Тема урока Лабораторные и практические

работы

Элементы содержания основные понятия и термины

Демонстрации, информац. ресурсы оборудование

Контроль знаний


Сроки

Введение (1 ч)


1

1

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Значение знаний о человеке для охраны его здоровья. Становление наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья, методы анатомии, физиологии, психологии и гигиены.

Портреты ученых

Раздел 1 Происхождение человека (3 ч)



2

1

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека.

Доказательства происхождения человека от животных. Таксоны, рудименты, атавизмы

презентация

текущий

3

2

Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.

Строение и жизнь древнейших, древних и первых современных людей.

Австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы.

Демонстрация

модели

«Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

текущий

4

3

Человеческие расы. Человек как вид.

Соотношение биологических и социальных факторов, становление рас и народов. Расы: европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная; расизм.

Модели представителей разных рас

текущий

Раздел 2.Строение и функции организма (57 )

2.1 Общий обзор организма (1 ч)


5

1

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Строение и процессы жизнедеятельности организма.

Торс человека (разборная модель).

текущий

2.2 Клеточное строение организма. Ткани (5 ч)


6

1

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции

Клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, хромосома, гены, ДНК, РНК, ядрышко. Роль

презентация

текущий


клетки.

ядра в передаче наследственных свойств организма.

7

2

Органоиды клетки. Деление.

Органоиды, ЭПС, рибосомы, митохондрии, лизосомы.

текущий


8

3

Жизненные процессы клетки.

Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки.

Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Демонстрация опыта разложения пероксида водорода ферментом каталазой

текущий


9

4

Ткани. Образование тканей. Л. Р№1. «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей».

Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани.. Взаимосвязь, строение и функции, типы тканей.

Лаб оборуд. микропрепараты ткани человека

текущий


10

5

Строение и функция нейрона. Синапс.

Нервная ткань: тело нейрона, дендриты, аксон, нейроны, нейроглия, нервное волокно, синапс.

текущий


2.3 Рефлекторная регуляция органов

и систем организма (1 ч)

11

1

Рефлекторная регуляцияЛ. р. №2.

«Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения»

Л. р. №3 «Коленный рефлекс»

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи.

Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений Рефлекс, рефлекторная дуга и ее части.

текущий


2.4 Опорно-двигательная система (7ч)


12

1

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их

Функции скелета и мышц, химический состав костей, возрастные изменения костей.

Демонстрация

скелета и муляжей

текущий



макро- и микростроение, типы костей.

Л. р. №4. «Микроскопическое строение кости»

Надкостница; красный, желтый костный мозг; Кости трубчатые, губчатые, плоские.

торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей.

13

2

Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и

речи

Сравнение скелета человека и животных, особенности, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Строение и функции скелета

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей.

текущий


14

3

Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные - суставы.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей.

текущий


15

4

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Л. р. №5 «Мышцы человеческого тела» (выполняется либо в классе, либо дома)

Строение мышц. (брюшко мышцы, сухожилия, головка и хвост мышц) Мышцы-антагонисты, мышцы-синергисты, группы мышц. Фасции.

Таблица Мышцы

текущий


16

5

Работа скелетных мышц и их регуляция. Л. р. №6 «Утомление при статической и динамической работе»

Л. р. №7 «Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки»

Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

тренировочный эффект, биологическое окисление. Гиподинамия.

Таблица Мышцы

текущий

17

6

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их

Осанка. Остеохондроз. Корригирующая гимнастика. Сутулость. Сколиоз.

текущий



выявление, предупреждение и исправление. Л. р. №8 «Выявление нарушений осанки»

Л. р. №9 «Выявление плоскостопия» (выполняется дома)

Плоскостопие. Влияние физкультуры на формирование скелета. Повреждения скелета: ушиб, переломы, синяк, шина, растяжение связок, вывих.

18

7

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация приемов первой помощи при травмах.

текущий


2.5 Внутренняя среда организма (3 ч)


19

1

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа.. Л. р. №10 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.


20

2

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела.

Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика.

Табл Иммунная система человека

текущий


21

3

Иммунология на службе здоровья.

Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Табл Иммунный ответ

текущий


2.6 Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч)


22

1

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов.

Взаимодействие кровеносной и лимфатической систем. Виды кровеносных сосудов, аорта, лимфатические сосуды.

Табл Кровеносная таблица


23

2

Круги кровообращения. Л. р. №11

«Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке».

Л. р. №12 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».

Изменение состава крови в кругах кровообращения. Артериальная кровь, венозная кровь, венечная артерия.

текущий


24

3

Строение и работа сердца. Автоматизм сердца.

Раскрыть связь строения сердца с его функцией. Сердечный цикл, фазы сердечного цикла, симпатический и блуждающий нервы, адреналин.

Демонстрация моделей сердца и торса человека.

текущий


25

4

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс.

Л. р. №13 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

Л. р. №14 «Опыты, выясняющие природу пульса».

Кровоснабжение органов, гипертония и гипотония, спазм сосудов, артериолы, некроз, инсульт, инфаркт. Тонометр,

фонендоскоп. Механизмы регуляции кровоснабжения. Артериальное давление крови, пульс.

текущий


26

5

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов.

Л. р. №15 «Функциональная проба: Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку».

Физиологические основы укрепления сердца и сосудов; последствия гиподинамии, заболевания ССС, их профилактика. Виды кровотечений, меры первой помощи.

Демонстрация приемов остановки кровотечений.

текущий


27

6

Первая помощь при кровотечениях

Виды кровотечений, меры первой помощи.

Демонстрация

приемов остановки

текущий



кровотечений.

2.7 Дыхательная система (4 ч)


28

1

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.

Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей.

Носовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, главные бронхи; легкие, легочная плевра, бронхиальное дерево, альвеолы; голосовые связки, около носовые пазухи, миндалины, артикуляция, тембр.

Заболевания аденоидов, гайморит, фронтит, тонзиллит; врач оториноларинголог; дифтерия. профилактика, доврачебная помощь.

Демонстрация модели гортани, роли резонаторов, усиливающих звук.

текущий


29

2

Газообмен в легких и тканях.

Связь дыхательной и кровеносной систем, роль большого и малого кругов кровообращения в газообмене. «Ворота легких», легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, механизм газообмена, диффузия. Механизм вдоха и выдоха.

Табл Дыхательная система человека

текущий


30

3

Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

«Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе».

Роль гуморального и нервного факторов в регуляции дыхательных движений, защитных рефлексов (кашель, чихание и др.);Вред курения; источники загрязнения атмосферного воздуха; методы определения его запыленности. Воздушная среда и ее охрана. Никотин, респиратор, смог.

Демонстрация модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов проходимости носовых ходов у маленьких детей.

текущий


31

4

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации.

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография.

Туберкулез и рак легких. Первая помощь

Демонстрация приемов искусственного дыхания.

текущий



Л. р. №16 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм

2.8 Пищеварительная система (6 ч)


32

1

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения.

Пластический обмен, энергетический обмен, пищеварение, питательные вещества, пищевые продукты. пищеварительный

тракт, пищеварительные железы, брыжейка, перистальтика, рацион, балластные вещества.


33

2

Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании

Ферменты, их действия. Умение давать комментарии к опытам.

Пищеварение в ротовой полости. Лизоцим, амилаза. Зубы. Кариес, пульпит.

Демонстрация

торса человека.

текущий


34

3

Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта.

Л. р. №17 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Основные свойства ферментов, их роль в расщеплении пищи; проследить за изменением питательных веществ при переходе из одного отдела в другой и подготовку их к всасыванию. Трипсин, печень, желчь, фермент, субстрат, кишечная палочка, дисбактериоз

Таблица Пищеварительная система

текущий


35

4

Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта.

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени.

Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит. строение ворсинок и механизм всасывания; рассмотреть

Таблица Пищеварительная система

текущий



барьерную роль печени; разъяснить функции аппендикса и предупредить о связанном с ним заболевании - аппендиците. Гликоген. Перитонит.

36

5

Регуляция деятельности пищеварительной системы.

Фистула. История открытия безусловных и условных рефлексов; взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции органов пищеварения.

текущий


37

6

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно- кишечных инфекций.

Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно- кишечных инфекций и гельминтозов.

Доврачебная помощь при пищевых отравлениях

Текущ


2.9 Обмен веществ и энергии (3 ч)


38

1

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ.

Л. р. №18 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной

пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен.

Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ.

Табл Обмен веществ и энергии


39

2

Витамины.

Значение витаминов, дать понятие об авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах; способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Витамины: А, В, С,Д, Цинга, бери-бери, «куриная слепота», рахит.

Табл Витамины

текущий


40

3

Энерготраты человека и пищевой рацион. Л.р. №19 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат»

Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

текущий


2.10 Покровные органы. Терморегуляция (3 ч)


41

1

Кожа - наружний покровный орган. Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти.

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции.

Демонстрация

рельефной таблицы

«Строение кожи»


42

2

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Самонаблюдения: определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний.

Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.

текущий


43

3

Терморегуляция организма. Закаливание.

Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе

текущий


2.11 Выделительная система (1 ч)


44

1

Выделение.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма.

Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы

«Органы выделения»

текущий


2.12 Нервная система человека (5 ч)


45

1

Значение нервной системы. Мозг и психика.

Значение нервной системы в поддержании гомеостаза, согласовании работы органов. Потребности, активность, опознание объектов, субъективное отражение

текущий


46

2

Строение нервной системы. Строение и функции спинного мозга.

Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга.

Табл Нервная система

текущий


47

3

Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка.

Л. р. №20 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»

Строение головного мозга, расположение его желудочков и основных отделов головного мозга; функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

Демонстрация модели головного мозга.

текущий


48

4

Функции переднего мозга.

Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Демонстрация модели головного мозга.

текущий


49

5

Соматический и автономный отделы нервной системы. Л. р. №21

«Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменения тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении» »

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

текущий


2.13 Анализаторы (5 ч)


50

1

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов.

Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция.

Показать различия между понятиями

«анализатор» и «органы чувств». Модальность, галлюцинации, иллюзии.

Демонстрация

моделей глаза и уха.


51

2

Зрительный анализатор. Л. р. №22

«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»

Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора.

Бинокулярное зрение.

Демонстрация опытов, выявляющих функции радужной оболочки,

текущий



Строение и функции глаза; роль колбочек и палочек. Бинокулярное зрение.

хрусталика, палочек и колбочек, обнаружения слепого пятна.

52

3

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза.

Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения.

Глазные инфекции, конъюнктива, конъюнктивит, Близорукость, дальнозоркость, мышцы ресничного тела, преломляющая способность глаза, диоптрия, бельмо.

текущий


53

4

Слуховой анализатор.

Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Демонстрация определения остроты слуха.

текущий


54

5

Органы равновесия, кожно- мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Вестибулярный аппарат, мешочки, полукружные каналы, мышечное чувство, кожная чувствительность, вибрационное чувство, осязание, обонятельные клетки, вкусовые сосочки, вкусовые рецепторы.

текущий


2.14 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)

55

1

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления


56

2

Врожденные и приобретенные программы поведения. Л. р.

№23 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Демонстрация двойственных изображений, иллюзий установки.

текущий



нового динамического стереотипа».


57

3

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения.

Биологические ритмы, сон и бодрствование, медленный сон, быстрый сон, сновидения.

текущий


58

4

Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание. Познавательные процессы:

Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения.

Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Демонстрациявып олнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую имеханическую память, консерватизм мышления и пр.

текущий


59

5

Воля, эмоции, внимание. Л. р. №24

«Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом»

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства).

Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности.

Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

текущий


2.15 Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)


60

1

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Единство нервной и гуморальной регуляции, гормоны, железы смешанной секреции.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой.

текущий


61

2

Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их

Функции гипофиза, щитовидной железы, половых желез, надпочечников и поджелудочной железы; нарушения,

Демонстрация

модели черепа.

текущий



влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

связанные с гипо- и гиперфункцией этих желез. Профилактика эндокринных болезней.

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (5 ч)


62

1

Жизненные циклы организмов. Размножение.

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка.

Менструации и поллюции.

текущий


63

2

Образование и развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

текущий


64

3

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Наследственные болезни (гемофилия), врожденные болезни (алкогольный синдром плода), венерические болезни, сифилис, бледная спирохета (трепонема), СПИД, гепатит В.

текущий


65

4

Развитие ребенка после рождения. Становление личности

. Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых

контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные

текущий



отношения. Стадии вхождения личности в группу.

66

5

Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Индивид и личность, темперамент и характер, экстраверты и интроверты, самооценка.

текущий


Резерв времени - 4ч

67

1

Повторение тем: «Клеточное

Тематиче


строение организмов»,

ск

«Внутренняя среда организма»,

контроль.

«Опорно-двигательная система»,

Провер

«Кровеносная и лимфатическая

раб №1

система», «Дыхательная система».


«Пищеварительная система».

68

2

Повторение тем:

Тематич


«Обмен веществ и энергии»»,

контр

«Терморегуляция»,

Пров .Р.

«Выделительная система»

№2

69

3

Повторение тем: «Нервная

Тематич


система», «Анализаторы», «Высшая

контр

нервная деятельность»,

Пров раб

«Индивидуальное развитие

№3

организма

70

4

Итоговый урок


Учебно-методическое обеспечение

Список литературы

1.В.В. Пасечник. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5 - 11 классы. - М.: Дрофа, 2009. 2.Учебник Биология Человек 8 класс Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Дрофа

3. Рабочая тетрадь Биология Человек 8 класс Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев.Дрофа

4.Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология Человек 8 класс Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев. Дрофа 2010

. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Объекты натуральные

  • набор микропрепаратов по разделу «Анатомия и физиология»,

  • скелет человека (пластм.),

  • таблицы по анатомии, физиологии человека,

  • видеофильмы «Анатомия человека». Оборудование лабораторное

Приборы Лупа препаровальная. Микроскоп учебный УМ-301

Оборудование для опытов

Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2

Лоток для раздаточного материала Иглы препаровальные

Пинцет анатомический с насечкой. Скальпель брюшистый. Технические средства: компьютер, проектор, экран.


© 2010-2022