Игра как вид деятельности на уроке биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Абрамова И.Г.-учитель биологии МОБУ СОШ № 38 г. таганрога





Игра как вид деятельности.























«Человеческая культура возникла

И развивается в игре ,как игра»

Й.Хейзинга.

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека ,удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра-это вид деятельности в условиях ситуаций ,направленных на воссоздание усвоения общественного опыта ,в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: -развлекательную.(Развлечь, доставить удовольствие, воодушевить)

- коммуникативную -освоение диалектики общения

-самореализации в игре, как полигоне человеческой практики

-игротерапевтическую:преодаление различных трудностей

-диагностическую:самопознание в процессе игры,выявление отклонений от норм. Поведения

-функцию коррекции:внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей

-межнациональной коммуникации:усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей

-социолизации:включение в систему общественных отношений,усвоение норм человеческого общежития

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмаркову):

-свободная развивающая деятельность,предпринимаемая лишь по желанию ребенка,ради удовольствия от самого процесса,а не только от результата

-творческий ( поле творчества)

-1-

На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники,потребностью общества в людях образованных,способных быстро ориентироваться в обстановке,мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможнвм только в условиях активного обучения,стимулирующего мыслительную деятельность учащихся.Активное обучение,которое осуществляется с помощью активных методов , способствует формированию познавательного интереса и приобретению знаний и учебной деятельности.

Познавательный интерес- это глубинный внутренний мотив,основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности.Отсутствие интереса у школьников-показатель серьёзных недостатков в организыции обучения.

Проблема интереса-это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках;от её решения зависит «будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием ребят.Многочисленными исследованиями доказано,что интерес стимулирует волю и внимание,помогает более быстрому и прочному запоминанию.

Однако значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса.В триединой задаче-обучение,умственное развитие и воспитание личности- интерес является связующим звеном.Именно благодаря интересу как знания,так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания и развития личности.Всё это подводит нас к мысли о том, что «корень» учения не обязательно должен быть «горек»,ибо ещё К.Д.Ушинский отмечал,что «ученье,все взятое

-2-

Принуждением и силой воли»,едва ли будет способствовать созданию развитых умов.

Итак,каковы же основные условия при которых возникол бы и развивался интерес к учению?

1.Прежде всего-это такая организация обучения,при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытие» новых знаний,решает задачи проблемного характера.

2.Учебный труд,как и всякий другой,интересен тогда,когда онразнообразен.Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

3.Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности,важности,целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

4.Чем больше новых материал с усвоенными ранее знаниями,тем он интереснее для ребят.

5.Слишком лёгкий и слишком трудный материал не вызывает интереса.Обучение должно быть трудным,но посильным.

6.Чем чаще проверяется и оценивается работа ученика(в т.ч. им самим,обучающими средствами),тем интереснее ему работать.

7.Яркость учебного материала,эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействует на ученика,на его отношение к предмету.

Приведённому комплексу условий при правильной организации отвечают активные формы и методы обучения, в часности-игровые.

В онтогенезе игровая деятельность предшествует учебной деятельности,а следовательно лежит в её основе.

В процессе игровой деятельности происходит обучение действию посредством самого действия. Усвоение знаний осуществляется в контакте с

-3-

Определенной деятельностью,которая создаёт ситуацию необходимости знания.

Огромную роль игры в жизни и развитии ребёнка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир,раскрываются творческие способности личности.Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»,-писал В.А.Сухомлинский.

А вот мнение автора эксперементальной методической системы,учителя практика В.Ф.Шаталова: « В играх и труде, в задорных выдумках и в безудержном веселье во всем многообразии проявляются характеры и способности детей.Таких возможностей,которые раскрывают перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей,их находчивости ,изобретательнсти,инициативности,не может дать никакой даже самый лучший в методическом отношении урок.

Присмотритесь: не слишком ли рано угасает наш педагогический интерес к играм,которые верой и правдой всегда служили и призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех,без исключения уровнях их возрастного развития?

Это ведь не секрет,что те молчуны,из которых на уроке слова не вытянуть,в играх,случается, становятся такими активными,какими мы их в классноурочных буднях и представить себе не в состоянии.

Игра уже одним только своим содержанием переносит ребят в новое измерение, в новое психологическое состояние.В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами,вести за собой других.Их действия,раскрепощенные и уверенные , начинают высказывать и глубину мышления.

Мышления смелого,маштабного,нестандартного.Так может быть следует всеми досткпными средствами создавать игровые ситуации на уроках, и не превращать всего многосложного дела воспитания и обучения в одну только игру,использовать непринуждённую обстановку

-4-

Многокрасочных,звонких,брызжущих энергией и смехом игровых элементов и на этом пути искать ответы на вековые вопросы «многострадальной педагогики»?

Основные требования к игре и условия её проведения.

Педагогический требования.

Так же как и любая деятельность,игровая деятельность,на занятиидолжна быть мотирована,а учащиеся должны испытывать потребность в ней.Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка,в которой происходит игровое действие,должна способствовать созданию радостного настроения и распологать к общению в атмосфере дружелюбия,взаимопонимания и сотрудничества.

Большая роль в этом принадлежит учителю,который должен учитывать индивидуальные особенности учащихся-характер,темперамент,усидчивость,организованность,дисциплинированность,волю,состояние здоровья.

Требования социально-психологического характера

Подразумевают создание условий,обеспечивающих взаимодействие,общение и сотрудничество участников игры.

Содержание учебной игры должно быть интерено и значимо для её участников,а любое игровое действие должно завершаться получением определённого результата,представляющего для них ценность.

Игровое действие должно опираться на знания, навыки и уменя,приобретённые на занятиях,и обеспечивать возможность учащихся принимать рациональные и эффективные решения,при этом критически оценивать себя и окружающих.Одним из важнейших социально-психологических требований является логическое сочетание игры с практикой реального общения.

Педагогические требования

-5-

Применяя игру как форму обучения, преподаватель должен быть уверен в целесообразности её использования.Он определяет цели игры в соответствии с задачами учебного процесса,составляет некую систему,предполагающую определённую последовательность и постепенное усложнение этапов игры.При этом необходимо учитывать особенности группы,класса и его членов.Всякая учебная игра решает конкретную задачу,посильную для её участников.Учитель определяет цели и задачи игры,её содержание и ход.Участники игры обеспечиваются методическими материалами:игровыми заданиями,инструкциями,учебными пособиями.

Педагогические требования подразумевают выявление оптимальных условий введение игры в учебный процесс.Практика показывает,что не существует универсальной игры,пригодной абсолютно для всех учащихся,групп,классов.Одна и та же игра в разных классах проходит по-разному.А поэтому необходимо её адаптация к конкретным условиям проведения.Игра не навязывается учащимся,а используется лишь во имя поддержания интереса к предмету.Игра эффективна лишь в сочетании с другими (неигровми) методами и средствами обучения.

Особое внимание-организации групповых учебных игр,как наиболее сложных.Групповая игра-это одна из форм коллективной познавательной деятельности,т.е. такого вида учебной работы,при которой:

-цель деятельности осознается учащимися как единая,требующая объединения усилий всего коллектива

-организация деятельности предполагает разделение функций и обязанностей между её участниками

-в процессе деятельности между участниками устанавливаются отношения взаимной ответственности,зависимости и взаимопомощи

-контроль,корректировка и оценка деятельности осуществляется не только педагогом,но и самим учащимся.

-6-

Успех коллективной работы определяется,во-первых,уровнем познавательной самостоятельности(т.е.степенью сформированности всех приемов самостоятельной деятельности)как отдельных учащихся,так и класса в целом и во-вторых,составом групп.

Практика показывает,что оптимальная численность функционирующих на уроке групп не должна превышать 6-7 человек.При их комплектовании руководствуются двумя основными критериями:уровнем знаний и умений учащихся по предмету и взаимоотношениями учащихся.

При этом возможны два варианта формирования групп:группы,в состав которых входят учащиеся с различным уровнем знаний,или же группы,однородные по составу.В первом случае учителю предстоит решить проблему включения всех учащихся класса, в т.ч. так называемых слабых,в активную мыслительную деятельность.Работа с группами,объединяющими школьников с одинаковым уровнем знаний,требуют от учителя дифференцированного подхода к составлению заданий для групп и управлению их деятельностью.

Будучи введённой в систему традиционного обучения биологии учащимся игра осуществляет несколько функций:

-мотивационно-побудительную(мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность учащихся)

-обучающую(способствует приобретению знаний,а так же формированию и развитию навыков)

-воспитательную(оказывает воздействие на личность обучаемого,расширяя его кругозор и развивая его мышление,творческую активность)

-ориентирующую(учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые средства для решения той или иной учебной задачи)

-компенсаторную(компенсирует недостаток практики)

-7-

Учебные игры характеризуются учебными целями и задачами,формой проведения,способом организации,степенью сложности, количественным составом участников(индивидуальные и парные,групповые,коллективные).

Первые нацелены на взаимодействие играющих с натуральными объектами,текстом,а другие-также на взаимодействие с партнёрами.

По характеру и форме проведения выделяют игры предметные,подвижные с вербальным компонентом,сюжетные или ситуационные,ролевые,игры-соревнования,интеллектуальные(тесты,ребусы и др.),взаимодействия,(коммуникативные),комплексные.

По способу организации игры бывают компьютерные,имитационно-моделирующие,письменные и т.д.

По степени сложности выполняемых действий различают простые и сложные игры,по длительности проведения-скоротечные и проджолжительные.







-8-

Классификация учебных игр

По количественному составу По степени сложности

Участников: выполняемых действий:

Индивидуальные,парные, простые,сложные,

Групповые моноситуационные,

Полиситуационные

Учебные игры

По типу задач: По продолжительности:

Оперативные,тактические продолжительные

Стратегические скоротечные

По уровню сложности По способу,характеру и

Интеллектуальной деятельности: форме проведения:

На узнавание,репродуктивные, письменные,устные,

Репродуктивно-вариативные, подвижные,ролевые,

Творческие имитационно-моделир.



-9-

Существующее многообразие учебных игр позволяет использовать их практически на каждом этапе урока- при проведении опроса и закреплении материала,как домашнее задание или как вариант проведения обобщающего урока по теме контрольной работы.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностими.В том и состоит её феномен,что,являясь развлечением,отдыхом,она способна перерасти в обучение,в творчество,в терапию,в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде!



© 2010-2022