Урок биологии по теме «ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КЛЕТКИ, МИТОЗ, АМИТОЗ»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии по теме «ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КЛЕТКИ, МИТОЗ, АМИТОЗ» Учитель биологии МБОУ «СОШ № 3 им.Н.Г.Сергиенко» - Кодлаева А.А., высшая категория, Почетный Работник РФ, Заслуженный Учитель РК, Лауреат ПНПО.

Цели урока:

  • Образовательные - усвоение знаний о способах деления клетки, происходящих процессах митотического деления, их роли в передаче наследственной информации, значения деления клеток для организма.

  • Воспитательные - формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и делать соответствующие выводы.

  • Развивающие - развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование устойчивого интереса к предмету.

Оборудование: компьютеры, медиапроектор, дидактический программный материал (презентация и видеофрагмент), раздаточный дидактический материал.

Формируемые и развиваемые понятия: митоз, жизненный цикл клетки, интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, редупликация, амитоз.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Используемые технологии: информационно-коммуникативные, технология модерации (интерактивного обучения).

ХОД УРОКА

I этап. Организация класса - приветствие, проверка наличия количества учащихся.

Вступительное слово учителя: Ребята, как вы думаете, какие качества должны быть присущи современному человеку, чтобы он мог добиться успеха? (трудолюбие, ответственность, целеустремлённость, профессионализм). Вы правы, все эти качества потребуются нам на сегодняшнем уроке. Тема нашего урока «Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз» (сл.1).

Эпиграфом к нашему уроку мне хотелось бы взять слова немецкого поэта Г.Э.Лессинга (сл.2): «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

II этап. АКТУАЛИЗАЦИЯ опорных знаний с целью подготовки учащихся к восприятию новых знаний. Сегодня мы с вами познакомимся с процессом деления клетки - митозом, узнаем, что такое жизненный цикл клетки. А теперь давайте проверим, что мы уже знаем (сл.3).

Задание № 1: Беседа по вопросам, которые необходимо вспомнить для изучения нового материала (сл.4):

-что вы знаете о делении клетки? (деление - это жизненное свойство клетки);

-что такое клеточный центр? (органоид, имеющий две центриоли, состоящих из микротрубочек);

-что такое ДНК? (хранитель наследственной информации);

-что такое редупликация ДНК? (процесс удвоения молекул ДНК);

-что такое хромосомы? (носители наследственной информации);

-что такое диплоидный набор хромосом? (двойной набор, характерный для соматических клеток);

-что такое гаплоидный набор хромосом? (одинарный, характерный для половых клеток).

В ходе беседы проводится работа по коррекции знаний.

Задание № 2: Дать правильное определение соответствующему термину.

Наследственность, Размножение, Бесполое размножение, Половое размножение, Зигота, Гамета.

Итак, вы успешно справились с вопросами, и мы переходим к изучению нового материала.

III этап. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. 1. Рассказ учителя с использованием презентации и видеофрагмента «Деление клетки» (диск Кирилла и Мефодия), учащиеся вычерчивают схему (таблица) в тетради.

Клеточный цикл (жизненный цикл клетки) = митотический цикл (период существования клетки от её возникновения до деления клетки или гибели) (сл.5). МИТОТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ: ИНТЕРФАЗА + МИТОЗ.

ИНТЕРФАЗА - период подготовки клетки к делению (сл.6). Пресинтетический период = синтез РНК, формирование рибосом, синтез АТФ, белков, формирование одномембранных органоидов. Синтетический период = удвоение ДНК (хромосомы состоят из 2-х хроматид), синтез белков. Постсинтетический период = синтез АТФ, удвоение массы цитоплазмы, увеличение объёма ядра.

МИТОЗ (сл.7): ПРОФАЗА - спирализация хромосом (укорачиваются), ядерная оболочка и ядрышко распадаются, центриоли расходятся к полюсам и формируется веретено деления (сл.8). МЕТАФАЗА - хромосомы выстраиваются в плоскости экватора клетки; состоят из двух дочерних хроматид, соединённых центромерой (сл.9,10). АНАФАЗА - центромеры делятся; дочерние хроматиды всех хромосом одновременно отделяются друг от друга и расходятся к противоположным полюсам клетки (сл.11). ТЕЛОФАЗА - формируется оболочка новых ядер (завершается кариокинез); деспирализуются хромосомы и восстанавливается ядрышко; происходит разделение клетки на две дочерние (цитокинез) (сл.12).

2. В чём состоит биологическая роль митоза? (приём «мозговой штурм»). Все учащиеся предлагают свои варианты, которые записываются на доске, идет обсуждение и выведение общого вывода (сл.13): Митоз обеспечивает равномерное распределение наследственного материала. Митоз имеет универсальный характер - он протекает одинаково у всех видов, клетки которых имеют ядро.

3. Практическое закрепление универсальных учебных действий (сл.14). Используя микроскопы, препараты «Митоз в клетках корешка лука», карту митоза, найдите в клетках изученные нами стадии митоза (учащиеся работают самостоятельно), потом краткое обсуждение увиденного.

4. Амитоз (сл.15). Митоз - наиболее распространенный, но не единственный тип деления клеток. Практически у всех эукариотических организмов обнаружено так называемое прямое деление ядер, или амитоз. При амитозе не происходит конденсация хромосом и не образуется веретено деления, а ядро делится перетяжкой или фрагментацией, оставаясь в интерфазном состоянии. Цитокинез не всегда следует за делением ядра, поэтому в результате амитоза обычно возникают многоядерные клетки. Амитотические деления характерны для клеток, заканчивающих развитие: отмирающих эпителиальных клеток, фолликулярных клеток яичников и т. д. Встречается амитоз при патологических процессах: воспалении, злокачественном росте и др. После амитоза клетки не способны приступить к митотическому делению.

IV этап. Первичное закрепление универсальных учебных действий, подготовка к ЕГЭ. 1. Выполнение тестового задания с последующей взаимопроверкой (сл.16).

1. Отметьте неверный ответ. Прививки используют для размножения растений, так как: а) это более быстрый способ, чем выращивание из семян; б) при этом сохраняется желаемый набор признаков; в) образующиеся растения сочетают в себе признаки обоих родителей.

2. Что такое клеточный, или жизненный, цикл клетки: а) жизнь клетки в период ее деления; б) жизнь клетки от деления до следующего деления или до смерти; в) жизнь клетки в период интерфазы.

3. Митоз - это основной способ деления: а) половых клеток; б) соматических клеток; в) а + б.

4. В профазе митоза происходит: а) удвоение содержания ДНК; б) синтез ферментов, необходимых для деления клетки; в) спирализация хромосом.

5. В анафазе митоза происходит расхождение: а) дочерних хромосом; б) гомологичных хромосом; в) негомологичных хромосом; г) органоидов клетки.

6. В какой из фаз митоза происходит утолщение (спирализация) хромосом, исчезает ядрышко, распадается ядерная оболочка, расходятся к полюсам центриоли и образуется веретено деления: а) анафазе; б) телофазе; в) профазе; г) метафазе.

7. Хромосомы расположены в одной плоскости в центре клетки (на экваторе). К каждой из них в области центромеры присоединены с двух сторон нити веретена. Это характерно для фазы митоза: а) профазы; б) метафазы; в) анафазы; г) телофазы.

8. Репликация происходит в: а) профазе; б) метафазе; в) интерфазе; г) телофазе.

9. Деление центромер и расхождение хроматид к полюсам клетки происходит в: а) профазе; б) метафазе; в) анафазе; г) телофазе.

10. Биологическое значение митоза заключается в: а) строго одинаковом распределении между дочерними клетками материала цитоплазмы и ядра; б) увеличении числа клеток; в) а + б

Ответы к тесту: 1- в; 2- б; 3- б; 4- в; 5- а; 6- в; 7- б; 8-в; 9-в; 10-в.

Критерии оценки: 100%-85% - 5, 84-75% - 4, 74-50% - 3, 49% -2.

5. Решение биологической задачи на основе полученных знаний (сл.17): На рисунке изображена схема митоза с тремя парами хромосом. Определить, сколько и каких хромосом получают дочерние клетки в результате митоза?

V. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание: изучить параграфы 28,29, письменно ответить на вопрос: чем отличается митоз у растений и животных?

Творческое задание для сильных учащихся: подготовить сообщение, используя ресурсы сети Интернет, о причинах нарушений протекания процесса митоза (сл.18).

© 2010-2022