Факультативный курс по биологии для 11 класса общественно - гуманитарное направление

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




ВАРИАТИВНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

КУРСА «Человек и его место в окружающем мире»

для 11класса







Краснолобовой Елены Владимировны,

учителя биологии

КГУ «Средняя общеобразовательная школа №27» ГУ «Отдел образования города Семей», ВКО











СЕМЕЙ 2015 год

Пояснительная записка.

Актуальность программы

Современное развитие общества, изменение социально - экономических условий, интеграционные процессы в педагогической науке и практике требуют совершенствования условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями.
Во многих государственных нормативных документах говорится о развитии современного образования, воспитании конкурентоспособной личности.
Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» главной задачей является создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей, достижений науки и техники. Кроме того, обращаясь к инструктивно - методическому письму 2015-2016 учебного года, хотелось бы отметить, что главной целью долгосрочной стратегии «Казахстан-2050» является создание здорового гражданского общества на основе эффективной экономики, сильного государства, не создающего экологических рисков и умеющего разрешать вопросы сохранения природы на своей территории. Из десяти новых глобальных вызовов, которые Президент Республики определил для страны, пять касаются равновесия «Человек-общество-природа». В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть современная подготовка выпускника основной школы. Наряду с формированием предметных знаний и умений, школа должна обеспечивать развитие у учащихся умений использовать свои знания в разнообразных ситуацих, близких к реальным. В дальнейшей жизни эти умения будут способствовать активному участию выпускника школы в жизни общества, помогут ему приобретать знания на протяжении всей жизни. Так, исследования PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, то есть подготовку молодёжи к «взрослой» жизни.

Отсюда возникает необходимость внедрения в учебный процесс программ, позволяющие развивать жизненные навыки ученика, способствующие его адаптации в окружающем мире и составить достойную конкуренцию на международной арене, а значит возрастает потребность в знании английского языка, что подчёркивает данная программа курса «Человек и его место в окружающем мире».

Школа, являясь одним из институтов социализации личности, играют особую роль в процессе формирования гражданской позиции выпускника, в том числе, через дополнительное образование.

Программа курса предназначена для учащихся 11 класса.

Всего 34 часа, 1 час в неделю.

Цель: формирование знаний учащихся в области социализации человека, его места в окружающем мире, т.е способствовать формированию и развитию профессионального становления личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей, достижений науки и техники.

Задачи программы:

  • формировать основы естественно - научных знаний;

  • развивать умения применять полученные знания в конкретных ситуациях; способствовать развитию функциональной грамотности учащихся;

  • формировать навыки социально активного поведения личности, т.е способствовать развитию активной гражданской позиции;

  • способствовать обогащению содержания и форм общения, раскрытию социальных норм, регулирующих взаимодействие людей.

  • внедрение регионального экологического компонента.

Реализация программы основана на принципах:

  • гуманизма;

  • индивидуализации и дифференциации обучения;

  • создания условий для совместной работы учащихся при координирующем участии учителя;

  • максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • возрастной целесообразности, т.е. отбора содержания и форм деятельности в соответствии с ведущими потребностями выпускника;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

Учет возрастных особенностей школьников отражается в содержании занятий, направленных на профессиональную ориентацию выпускника.

Программа курса основана на психофизиологических особенностях данной возрастной категории учащихся, кроме того позволяет раскрыть многогранность человеческого существования, его места в ряду живых существ. Поможет изучить себя как в телесном, так и в духовном смысле.

Ожидаемые результаты:

  1. Овладение знаниями в области социализации человека, важных составляющих его жизни: здоровья, общества, семьи, окружающей среды, самореализации.

  2. Сформированность умения применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.

  3. Овладение коммуникативными навыками

  4. Сформированность активной гражданской позиции, в том числе рационального природопользования.

  5. Развитие устойчивого интереса к естественнонаучным знаниям.

  6. Наличие мотивации самообразования.

Формы реализации программы:

  • анкетирование;

  • интеллектуальные игры;

  • тестирование;

  • работа в группах;

  • проектная деятельность;

  • практические работы;

  • тренинговые упражнения

Формы подведения итогов программы:

Зачёт, через написание ЭССЕ на тему: «Каким я вижу человека через 100 лет».

По итогам изучения курса учащиеся должны знать:

  • Какое место занимает человек в системе окружающего мира

  • Основные направления развития личности

  • Что человек ответственен за использование природных ресурсов

Иметь представление о понятиях:

  • Высшей нервной деятельности человека: личность, темперамент, вторая сигнальная система, память;

  • Рефлекс, инстинкт;

  • Экологии: пищевая цепь, экологическая пирамида, популяция и её характеристиках;

  • Репродуктивная способность, генетические болезни.

Уметь:

  • Оперировать терминами и формулировками;

  • Применять теоретические знания на практике, решать задачи, делать выводы, устанавливать связь с жизненными ситуациями.

  • Письменно и устно излагать свои мысли.

Межпредметные связи курса:

  • Обществознание

  • Биология

  • Химия

  • История

  • Медицина

  • География

  • Экология

  • Геология

  • Математика

  • Краеведение

Курс включает 5 практических работ, 3мини - проекта, 1 экскурсию.





Содержание курса.

1 раздел. Человек биосоциальный объект окружающего мира.

  1. Человек биосоциальный объект окружающего мира. В ходе тренинга выявление общечеловеческих ценностей, выявления факторов, определяющих биологическую природу человека.

  2. Человек на вершине пирамиды окружающего мира? В ходе устного журнала изучение исторического развития человека, его физического и социального развития.

  3. Речь - вторая сигнальная система. Вербальное и невербальное общение. С помощью тренинговых упражнений развитие коммуникативных навыков.

  4. Личность. Темперамент. Типы темперамента. Тестирование на определение темперамента.

  5. Поведение, как результат физиологических и психологических потребностей человека. Изучение природы поведения человека (рефлексы и инстинкты).

  6. Логика или интуиция? Тест на определение активного полушария головного мозга. Применение полученных знаний на практике при решении логических задач и проблемных вопросов.

  7. Склонности и способности. Способность к различным видам творчества. Проведение теста на определение творческих способностей

  8. Память. Техники по развитию памяти. Применение полученных знаний на практике при работе с текстом (2 часа).

2 раздел. Развитие и определение карьеры.

  1. Развитие и определение карьеры на основе физиологических и психологических особенностей личности. Работа с картой интересов, проведение тестирования.

  2. Профессиональная направленность личности. Тренинг, способствующий развитию профессиональной направленности личности.

  3. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Эмоционально - волевые качества личности. Проведение тренинга «Я выбираю профессию».

3 раздел. Здоровье.

  1. Право человека на здравоохранение. Факторы риска. Факторы, обеспечивающие сохранение здоровья. В ходе дискуссии определить основные факторы здоровья.

  2. Современное общество, как популяция человека. Характеристика популяции. Плотность населения. Гендорный признак. Расы. Нация.

  3. Практическая работа «Решение задач с использованием Закона Харди -Ваенберга». Применение полученных знаний в ходе предыдущего урока на практике при решении задач популяционной генетике.

  4. Человек - звено пищевой цепи. Риски современного потребителя. Указать необходимость здорового питания, подчеркнуть важность выбора экологически чистых товаров.

  5. Практическая работа «выявление Е-добавок в продуктах повседневного спроса». Применение полученных знаний на практике.

  6. Экологический след человека. Факторы взаимодействия с окружающим миром. Создание мини-проекта «Утилизация отходов». (2 часа). Рекомендуется просмотр видеофильма «Экологический след человека».

  7. Новые технологии. За и против. В ходе дебатов необходимо подчеркнуть правило золотой середины, упомянуть о здоровье сберегающих факторах.

  8. Репродуктивная способность населения. Применение знаний на практике. Закрепление навыков работы с графиками, статистической информацией.

  9. Семипалатинский полигон - роковое наследие. Обращение к официальным документам.

4 раздел. Семья.

  1. Семья - наивысшая ценность человека. Обозначить связь с генетикой, при составлении родословных семьи. Практическое задание.

  2. Планирование семьи. Профилактика ранней беременности. Раздельное обучение.

  3. СПИД - чума 21 века. Вирусная природа СПИДа. Воспитание толерантного отношения к ВИЧ- инфицированным.

  4. Здоровье нации - основа успешного будущего. Влияние вредных привычек на здоровье нации. Формирование правильной модели семьи.

  5. Мини - проект. Болезни современного человека. Создание мини - проекта по теме на выбор: Аллергия - признак иммунодефицита. Сколиоз и пути его предупреждения. Неправильный обмен веществ. Причины.

5 раздел. Эстетическое восприятие окружающего мира.

  1. Эстетическое восприятие окружающего мира. Создание мини- проекта «Мой любимый уголок Казахстана».

  2. Природные зоны ВКО. Рекомендуется просмотр видеофильмов « Природные зоны ВКО».

  3. Экскурсия в сосновый бор.

6 раздел. Самореализация человека.

  1. Самореализация человека. Психологическая готовность выпускника к экзаменам. Проведение тренинга, тестирования.

  2. Знакомство с приемами волевой мобилизации и совладения со своими чувствами. Упражнения, активирующие внутренние резервы организма, стимулирующие психологическую готовность выпускника.

  3. Обучение приемам релаксации и снятия напряжения. Упражнения для снятия эмоционального напряжения.

  4. Подведение итогов курса, написание ЭССЕ, где учащиеся актуализируют полученные знания в ходе изучения данной программы.

Список литературы:

  1. Большая энциклопедия психологических тестов. А. Карелин. Издательство: Эксмо, 2008. Москва.

  2. Человек. Современная школьная энциклопедия. Издательство: Росмен, Москва, 2010.

  3. Валеология. Здоровье - осознанная необходимость. Джарылкапова Г.А. Алматы, 2005.

  4. Международная программа PISA. Примеры заданий по чтению, математике, естествознанию. Центр оценка качества образования ИОСО РАО, 2003 год.

  5. online.zakon.kz/

  6. trepsy.net

  7. tonusmozga.ru





Календарно-тематическое планирование факультативного курса

«Человек и его место в окружающем мире».

Тема

Дата

Виды деятельности

Примечание

запланированная

Фактическая

1

Человек - биосоциальный объект окружающего мира.

7.09


Тренинг «Общечеловеческие ценности», дискуссия.


2

Человек на вершине пирамиды окружающего мира? Историческое развитие человека

14.09


Устный журнал


3

Речь - вторая сигнальная система. Вербальное и невербальное общение.

21.09


Тренинг «развитие коммуникативных навыков», мини- лекция.

Внедрение лексического минимума на английском языке

4

Личность. Темперамент. Типы темперамента

28.09


Мини - лекция. Тест на определение темперамента


5

Поведение, как результат физиологических и психологических потребностей человека

5.10


Лекция. Тренинговые упражнения.


6

Логика или интуиция? Тест на определение активного полушария головного мозга.

12.10


Практическая работа№1. «Решение логических задач и проблемных вопросов»


7

Склонности и способности. Способность к различным видам творчества

19.10


Тренинговые упражнения. Тест на определение творческих способностей


8-9

Память. Техники по развитию памяти.

26.10

2.11


Работа с текстом на английском языке.


10

Развитие и определение карьеры на основе физиологических и психологических особенностей личности.



Тренинговые упражнения. Тесты.


11

Профессиональная направленность личности



Работа с тестами.


12

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Эмоционально - волевые качества личности.



Тренинг «Я выбираю профессию». Дискуссия.


13

Здоровье. Право человека на здравоохранение. Факторы риска. Факторы, обеспечивающие сохранение здоровья.



Мини - лекция. Дискуссия.


14

Современное общество, как популяция человека. Характеристика популяции. Плотность населения. Гендорный признак. Расы. Нация.



Лекция с элементами беседы.


15

Практическая работа «Решение задач с использованием Закона Харди -Ваенберга»



Практическая работа№2


16

Человек - звено пищевой цепи. Риски современного потребителя.



Лекция с элементами беседы.


17

Практическая работа «выявление Е-добавок в продуктах повседневного спроса»



Практическая работа№3


18-19

Экологический след человека. Факторы взаимодействия с окружающим миром.

Создание мини-проекта «Утилизация отходов»



Просмотр видеофильма.

Демонстрация видео на английском языке

20

Новые технологии. За и против.



Дискуссия.


21

Репродуктивная способность населения.



Практическая работа №4. «Построение графиков по демографическим данным региона»


22

Семипалатинский полигон - роковое наследие.



Знакомство с перечнем заболеваний, связанных с воздействием ионизирующих излучений (Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 января 2004 года № 34 )


23

Семья - наивысшая ценность человека



Практическая работа №5. «Создание родословных»


24

Планирование семьи. Профилактика ранней беременности.



Лекция с элементами беседы.

25

СПИД - чума 21 века. Вирусная природа СПИДа.



Тренинговые упражнения. Дискуссия.


26

Здоровье нации - основа успешного будущего. Влияние вредных привычек на здоровье нации.



Мини - лекция, беседа


27

Мини - проект. Болезни современного человека.



Создание мини - проекта по теме на выбор:

  1. Аллергия - признак иммунодефицита.

  2. Сколиоз и пути его предупреждения.

  3. Неправильный обмен веществ. Причины


28

Эстетическое восприятие окружающего мира.



Тренинг на английском языке «5 чувств»

Создание мини- проекта «Мой любимый уголок Казахстана»


29

Природные зоны ВКО.



С применением ИКТ.

(Просмотр видеороликов, обсуждение)


30

Экскурсия в сосновый бор.



Экскурсия


31

Самореализация человека. Психологическая готовность выпускника к экзаменам



Тренинговые упражнения.

Работа с тестами.


32

Знакомство с приемами волевой мобилизации и совладения со своими чувствами



Тренинговые упражнения, мини- лекция.


33

Обучение приемам релаксации и снятия напряжения



Тренинговые упражнения, мини- лекция.


34

Итоговое занятие. Зачёт.



Написание ЭССЕ на тему: «Каким я вижу человека через 100 лет»








РЕЦЕНЗИЯ

на авторскую программу факультативного курса

«Человек и его место в окружающем мире» для 11 класса

учителя биологии

Краснолобовой Елены Владимировны

Рабочая программа факультативного курса «Человек и его место в окружающем мире» составлена на основе Государственного стандарта и содержит в себе весь объём обязательного минимума содержания образования.

В программе четко проработаны последовательность изучения материала, варианты и темы уроков, самостоятельные работы учащихся и развивающие тренинги.

Составитель очень подробно расписал основное содержание учебного предмета, выявил общие тенденции в усвоении учащимися учебного материала и раскрыл основные умения и навыки, которыми они должны овладеть по окончании курса.

Данная авторская программа факультативного курса, составленная преподавателем, соответствует всем требованиям и полностью готова для внедрения в учебный процесс, как общественно - гуманитарного направления, так и естественно - математического.

Рецензент: Ф.И.О.__________________________должность_________________________

«___»_____________2015г.

Подпись________________


© 2010-2022