- Преподавателю
- Биология
- Факультативный курс по биологии для 11 класса общественно - гуманитарное направление
Факультативный курс по биологии для 11 класса общественно - гуманитарное направление
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Краснолобова Е.В. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ВАРИАТИВНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «Человек и его место в окружающем мире»
для 11класса
Краснолобовой Елены Владимировны,
учителя биологии
КГУ «Средняя общеобразовательная школа №27» ГУ «Отдел образования города Семей», ВКО
СЕМЕЙ 2015 год
Пояснительная записка.
Актуальность программы
Современное развитие общества, изменение социально - экономических условий, интеграционные процессы в педагогической науке и практике требуют совершенствования условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями.
Во многих государственных нормативных документах говорится о развитии современного образования, воспитании конкурентоспособной личности.
Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» главной задачей является создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей, достижений науки и техники. Кроме того, обращаясь к инструктивно - методическому письму 2015-2016 учебного года, хотелось бы отметить, что главной целью долгосрочной стратегии «Казахстан-2050» является создание здорового гражданского общества на основе эффективной экономики, сильного государства, не создающего экологических рисков и умеющего разрешать вопросы сохранения природы на своей территории. Из десяти новых глобальных вызовов, которые Президент Республики определил для страны, пять касаются равновесия «Человек-общество-природа». В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть современная подготовка выпускника основной школы. Наряду с формированием предметных знаний и умений, школа должна обеспечивать развитие у учащихся умений использовать свои знания в разнообразных ситуацих, близких к реальным. В дальнейшей жизни эти умения будут способствовать активному участию выпускника школы в жизни общества, помогут ему приобретать знания на протяжении всей жизни. Так, исследования PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, то есть подготовку молодёжи к «взрослой» жизни.
Отсюда возникает необходимость внедрения в учебный процесс программ, позволяющие развивать жизненные навыки ученика, способствующие его адаптации в окружающем мире и составить достойную конкуренцию на международной арене, а значит возрастает потребность в знании английского языка, что подчёркивает данная программа курса «Человек и его место в окружающем мире».
Школа, являясь одним из институтов социализации личности, играют особую роль в процессе формирования гражданской позиции выпускника, в том числе, через дополнительное образование.
Программа курса предназначена для учащихся 11 класса.
Всего 34 часа, 1 час в неделю.
Цель: формирование знаний учащихся в области социализации человека, его места в окружающем мире, т.е способствовать формированию и развитию профессионального становления личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей, достижений науки и техники.
Задачи программы:
-
формировать основы естественно - научных знаний;
-
развивать умения применять полученные знания в конкретных ситуациях; способствовать развитию функциональной грамотности учащихся;
-
формировать навыки социально активного поведения личности, т.е способствовать развитию активной гражданской позиции;
-
способствовать обогащению содержания и форм общения, раскрытию социальных норм, регулирующих взаимодействие людей.
-
внедрение регионального экологического компонента.
Реализация программы основана на принципах:
-
гуманизма;
-
индивидуализации и дифференциации обучения;
-
создания условий для совместной работы учащихся при координирующем участии учителя;
-
максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-
возрастной целесообразности, т.е. отбора содержания и форм деятельности в соответствии с ведущими потребностями выпускника;
-
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
Учет возрастных особенностей школьников отражается в содержании занятий, направленных на профессиональную ориентацию выпускника.
Программа курса основана на психофизиологических особенностях данной возрастной категории учащихся, кроме того позволяет раскрыть многогранность человеческого существования, его места в ряду живых существ. Поможет изучить себя как в телесном, так и в духовном смысле.
Ожидаемые результаты:
-
Овладение знаниями в области социализации человека, важных составляющих его жизни: здоровья, общества, семьи, окружающей среды, самореализации.
-
Сформированность умения применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.
-
Овладение коммуникативными навыками
-
Сформированность активной гражданской позиции, в том числе рационального природопользования.
-
Развитие устойчивого интереса к естественнонаучным знаниям.
-
Наличие мотивации самообразования.
Формы реализации программы:
-
анкетирование;
-
интеллектуальные игры;
-
тестирование;
-
работа в группах;
-
проектная деятельность;
-
практические работы;
-
тренинговые упражнения
Формы подведения итогов программы:
Зачёт, через написание ЭССЕ на тему: «Каким я вижу человека через 100 лет».
По итогам изучения курса учащиеся должны знать:
-
Какое место занимает человек в системе окружающего мира
-
Основные направления развития личности
-
Что человек ответственен за использование природных ресурсов
Иметь представление о понятиях:
-
Высшей нервной деятельности человека: личность, темперамент, вторая сигнальная система, память;
-
Рефлекс, инстинкт;
-
Экологии: пищевая цепь, экологическая пирамида, популяция и её характеристиках;
-
Репродуктивная способность, генетические болезни.
Уметь:
-
Оперировать терминами и формулировками;
-
Применять теоретические знания на практике, решать задачи, делать выводы, устанавливать связь с жизненными ситуациями.
-
Письменно и устно излагать свои мысли.
Межпредметные связи курса:
-
Обществознание
-
Биология
-
Химия
-
История
-
Медицина
-
География
-
Экология
-
Геология
-
Математика
-
Краеведение
Курс включает 5 практических работ, 3мини - проекта, 1 экскурсию.
Содержание курса.
1 раздел. Человек биосоциальный объект окружающего мира.
-
Человек биосоциальный объект окружающего мира. В ходе тренинга выявление общечеловеческих ценностей, выявления факторов, определяющих биологическую природу человека.
-
Человек на вершине пирамиды окружающего мира? В ходе устного журнала изучение исторического развития человека, его физического и социального развития.
-
Речь - вторая сигнальная система. Вербальное и невербальное общение. С помощью тренинговых упражнений развитие коммуникативных навыков.
-
Личность. Темперамент. Типы темперамента. Тестирование на определение темперамента.
-
Поведение, как результат физиологических и психологических потребностей человека. Изучение природы поведения человека (рефлексы и инстинкты).
-
Логика или интуиция? Тест на определение активного полушария головного мозга. Применение полученных знаний на практике при решении логических задач и проблемных вопросов.
-
Склонности и способности. Способность к различным видам творчества. Проведение теста на определение творческих способностей
-
Память. Техники по развитию памяти. Применение полученных знаний на практике при работе с текстом (2 часа).
2 раздел. Развитие и определение карьеры.
-
Развитие и определение карьеры на основе физиологических и психологических особенностей личности. Работа с картой интересов, проведение тестирования.
-
Профессиональная направленность личности. Тренинг, способствующий развитию профессиональной направленности личности.
-
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Эмоционально - волевые качества личности. Проведение тренинга «Я выбираю профессию».
3 раздел. Здоровье.
-
Право человека на здравоохранение. Факторы риска. Факторы, обеспечивающие сохранение здоровья. В ходе дискуссии определить основные факторы здоровья.
-
Современное общество, как популяция человека. Характеристика популяции. Плотность населения. Гендорный признак. Расы. Нация.
-
Практическая работа «Решение задач с использованием Закона Харди -Ваенберга». Применение полученных знаний в ходе предыдущего урока на практике при решении задач популяционной генетике.
-
Человек - звено пищевой цепи. Риски современного потребителя. Указать необходимость здорового питания, подчеркнуть важность выбора экологически чистых товаров.
-
Практическая работа «выявление Е-добавок в продуктах повседневного спроса». Применение полученных знаний на практике.
-
Экологический след человека. Факторы взаимодействия с окружающим миром. Создание мини-проекта «Утилизация отходов». (2 часа). Рекомендуется просмотр видеофильма «Экологический след человека».
-
Новые технологии. За и против. В ходе дебатов необходимо подчеркнуть правило золотой середины, упомянуть о здоровье сберегающих факторах.
-
Репродуктивная способность населения. Применение знаний на практике. Закрепление навыков работы с графиками, статистической информацией.
-
Семипалатинский полигон - роковое наследие. Обращение к официальным документам.
4 раздел. Семья.
-
Семья - наивысшая ценность человека. Обозначить связь с генетикой, при составлении родословных семьи. Практическое задание.
-
Планирование семьи. Профилактика ранней беременности. Раздельное обучение.
-
СПИД - чума 21 века. Вирусная природа СПИДа. Воспитание толерантного отношения к ВИЧ- инфицированным.
-
Здоровье нации - основа успешного будущего. Влияние вредных привычек на здоровье нации. Формирование правильной модели семьи.
-
Мини - проект. Болезни современного человека. Создание мини - проекта по теме на выбор: Аллергия - признак иммунодефицита. Сколиоз и пути его предупреждения. Неправильный обмен веществ. Причины.
5 раздел. Эстетическое восприятие окружающего мира.
-
Эстетическое восприятие окружающего мира. Создание мини- проекта «Мой любимый уголок Казахстана».
-
Природные зоны ВКО. Рекомендуется просмотр видеофильмов « Природные зоны ВКО».
-
Экскурсия в сосновый бор.
6 раздел. Самореализация человека.
-
Самореализация человека. Психологическая готовность выпускника к экзаменам. Проведение тренинга, тестирования.
-
Знакомство с приемами волевой мобилизации и совладения со своими чувствами. Упражнения, активирующие внутренние резервы организма, стимулирующие психологическую готовность выпускника.
-
Обучение приемам релаксации и снятия напряжения. Упражнения для снятия эмоционального напряжения.
-
Подведение итогов курса, написание ЭССЕ, где учащиеся актуализируют полученные знания в ходе изучения данной программы.
Список литературы:
-
Большая энциклопедия психологических тестов. А. Карелин. Издательство: Эксмо, 2008. Москва.
-
Человек. Современная школьная энциклопедия. Издательство: Росмен, Москва, 2010.
-
Валеология. Здоровье - осознанная необходимость. Джарылкапова Г.А. Алматы, 2005.
-
Международная программа PISA. Примеры заданий по чтению, математике, естествознанию. Центр оценка качества образования ИОСО РАО, 2003 год.
-
online.zakon.kz/
-
trepsy.net
-
tonusmozga.ru
Календарно-тематическое планирование факультативного курса
«Человек и его место в окружающем мире».
№
Тема
Дата
Виды деятельности
Примечание
запланированная
Фактическая
1
Человек - биосоциальный объект окружающего мира.
7.09
Тренинг «Общечеловеческие ценности», дискуссия.
2
Человек на вершине пирамиды окружающего мира? Историческое развитие человека
14.09
Устный журнал
3
Речь - вторая сигнальная система. Вербальное и невербальное общение.
21.09
Тренинг «развитие коммуникативных навыков», мини- лекция.
Внедрение лексического минимума на английском языке
4
Личность. Темперамент. Типы темперамента
28.09
Мини - лекция. Тест на определение темперамента
5
Поведение, как результат физиологических и психологических потребностей человека
5.10
Лекция. Тренинговые упражнения.
6
Логика или интуиция? Тест на определение активного полушария головного мозга.
12.10
Практическая работа№1. «Решение логических задач и проблемных вопросов»
7
Склонности и способности. Способность к различным видам творчества
19.10
Тренинговые упражнения. Тест на определение творческих способностей
8-9
Память. Техники по развитию памяти.
26.10
2.11
Работа с текстом на английском языке.
10
Развитие и определение карьеры на основе физиологических и психологических особенностей личности.
Тренинговые упражнения. Тесты.
11
Профессиональная направленность личности
Работа с тестами.
12
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Эмоционально - волевые качества личности.
Тренинг «Я выбираю профессию». Дискуссия.
13
Здоровье. Право человека на здравоохранение. Факторы риска. Факторы, обеспечивающие сохранение здоровья.
Мини - лекция. Дискуссия.
14
Современное общество, как популяция человека. Характеристика популяции. Плотность населения. Гендорный признак. Расы. Нация.
Лекция с элементами беседы.
15
Практическая работа «Решение задач с использованием Закона Харди -Ваенберга»
Практическая работа№2
16
Человек - звено пищевой цепи. Риски современного потребителя.
Лекция с элементами беседы.
17
Практическая работа «выявление Е-добавок в продуктах повседневного спроса»
Практическая работа№3
18-19
Экологический след человека. Факторы взаимодействия с окружающим миром.
Создание мини-проекта «Утилизация отходов»
Просмотр видеофильма.
Демонстрация видео на английском языке
20
Новые технологии. За и против.
Дискуссия.
21
Репродуктивная способность населения.
Практическая работа №4. «Построение графиков по демографическим данным региона»
22
Семипалатинский полигон - роковое наследие.
Знакомство с перечнем заболеваний, связанных с воздействием ионизирующих излучений (Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 января 2004 года № 34 )
23
Семья - наивысшая ценность человека
Практическая работа №5. «Создание родословных»
24
Планирование семьи. Профилактика ранней беременности.
Лекция с элементами беседы.
25
СПИД - чума 21 века. Вирусная природа СПИДа.
Тренинговые упражнения. Дискуссия.
26
Здоровье нации - основа успешного будущего. Влияние вредных привычек на здоровье нации.
Мини - лекция, беседа
27
Мини - проект. Болезни современного человека.
Создание мини - проекта по теме на выбор:
-
Аллергия - признак иммунодефицита.
-
Сколиоз и пути его предупреждения.
-
Неправильный обмен веществ. Причины
28
Эстетическое восприятие окружающего мира.
Тренинг на английском языке «5 чувств»
Создание мини- проекта «Мой любимый уголок Казахстана»
29
Природные зоны ВКО.
С применением ИКТ.
(Просмотр видеороликов, обсуждение)
30
Экскурсия в сосновый бор.
Экскурсия
31
Самореализация человека. Психологическая готовность выпускника к экзаменам
Тренинговые упражнения.
Работа с тестами.
32
Знакомство с приемами волевой мобилизации и совладения со своими чувствами
Тренинговые упражнения, мини- лекция.
33
Обучение приемам релаксации и снятия напряжения
Тренинговые упражнения, мини- лекция.
34
Итоговое занятие. Зачёт.
Написание ЭССЕ на тему: «Каким я вижу человека через 100 лет»
РЕЦЕНЗИЯ
на авторскую программу факультативного курса
«Человек и его место в окружающем мире» для 11 класса
учителя биологии
Краснолобовой Елены Владимировны
Рабочая программа факультативного курса «Человек и его место в окружающем мире» составлена на основе Государственного стандарта и содержит в себе весь объём обязательного минимума содержания образования.
В программе четко проработаны последовательность изучения материала, варианты и темы уроков, самостоятельные работы учащихся и развивающие тренинги.
Составитель очень подробно расписал основное содержание учебного предмета, выявил общие тенденции в усвоении учащимися учебного материала и раскрыл основные умения и навыки, которыми они должны овладеть по окончании курса.
Данная авторская программа факультативного курса, составленная преподавателем, соответствует всем требованиям и полностью готова для внедрения в учебный процесс, как общественно - гуманитарного направления, так и естественно - математического.
Рецензент: Ф.И.О.__________________________должность_________________________
«___»_____________2015г.
Подпись________________