Рабочая программа по биологии (Сонин)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Казачий кадетский корпус»

ПРОВЕРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

заместитель директора по УР директор ГКОУ «ККК»

________С.В.Бессмельцева ________ Ю.Н. Павлюк

«____»_________2015 г. Приказ № 114от 27.08.2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

8(а, б) класс.

(70 ч.)

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, Программы курса «Человек» для 8-го класса автора Н. И. Сонин//Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. - 144с, отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Срок реализации 1 год.

Программу составила

В.А. Бабченко

учитель биологии ГКОУ

«Казачий кадетский корпус»

г. Буденновска

Буденновск, 2015 г.


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонин //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 класс- М.: Дрофа, 2010. - 144с, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.


Нормативные документы, определяющие структуру и содержание курса

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями

3.Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

4.Учебный план ГКОУ «ККК» на 2015-2016 учебный год.

5. Методические рекомендации для руководящих и педагогических работников образовательных организаций СК по организации образовательной деятельности в 2015-2016 учебном году/

Цели и задачи изучения предмета

Изучение биологии в 8 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Общая характеристика учебного предмета

Курс Биология. «Человек» предназначен для изучения основ биологии в восьмых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курсов «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи обучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

  • личностная ориентация содержания образования;

  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

  • усиление воспитывающего потенциала;

  • формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения: в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.

В процессе изучения биологии в 8 классе школьники должны усвоить определенный круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы.

Содержание курса программы изложено в 16-ти разделах.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

В программе усилено внимание к проблемам экологии, без экологического всеобуча невозможно осуществить природоохранные мероприятия, поднять уровень санитарной культуры населения, а также остановить рост заболеваний, которые медики называют болезнями поведения, наркомании, алкоголизма, табакокурения, венерических заболеваний, СПИДа, гепатита В и др. Подход к обучению, используемый в курсе, предполагает осознанное понимание и к проблемам, которые существуют в нашем регионе.

Для данного курса в обучение школьников включаются следующие важнейшие понятия: место человека в живой природе; влияние природной и социокультурной среды на становление человека; многоуровневая организация его организма (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем; обмен веществ; иммунная защита организма; связь организма со средой; экологические взаимосвязи абиогенного, биогенного и антропогенного происхождения.

В основу физиологии человека заложено представление о функционировании целостного организма. При этом главный акцент сделан на изучение функций, а не структур. Функциональный подход доведен до логического конца, поэтому основные разделы названы по основным функциям организма (питание, дыхание, выделение, опора, движение и т. п.).

Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей. Изучение предмета базируется на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории. В результате обучения у школьников должно сформироваться научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой.

В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Дрофа, 2013.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания. Материал в тетради располагается в той же последовательности, что и в учебнике. Работа с тетрадью поможет ученикам лучше усвоить содержание учебника и подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА при помощи тестовых заданий, включенных в рабочую тетрадь.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: М.Р.Сапин, Н.И.Сонин «Биология. Человек» 8 класс: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2012.


Информация о количестве часов

Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Казачьего кадетского корпуса». По данному учебному плану на изучение курса биология 8 класс отводится 2 часа в неделю, итого-70 часов в год. Плановых лабораторных работ -6 , практических работ -9. Из них некоторые лабораторные работы- обучающего характера, другие же- выполняются самими учащимися.

Изменения, внесенные в авторскую программу:


  1. На изучение важных разделов добавлены часы из резерва- 7 ч.. по темам:

«Происхождение человека»- 1 час на изучение темы: «Расы человека», «Координация и регуляция»- 2 часа, ввиду сложности этих тем для изучения, «Внутренняя среда организма» - 1 час на обобщение материала, «Транспорт веществ»- 1 час на обобщение материала, «Выделение»- 1 час, «Человек и его здоровье»- 1 час.

  1. Уменьшены часы на изучение темы: «Дыхание» 4 ч, вместо 5 ч, «Покровы тела» 2 ч, вместо 3ч, «Размножение и развитие» 2 ч, вместо 3 ч. Эти часа перераспределены следующим образом: добавлены 2 ч на тему «Высшая нервная деятельность» из-за сложности понимания данного материала, и 1 час добавлен на раздел «Человек и его здоровье», ввиду актуальности в современном мире сохранения здоровья.

  2. Формы, методы и технологии учебного процесса

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем, личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры.

Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.

Содержание программы курса Биология «Человек» 8 класс


1. Человек как биологический вид (2 ч)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

2. Происхождение человека (3 ч)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.


3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч)

Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.

Демонстрация портретов великих ученых - анатомов и физиологов.


4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация схем систем органов человека

Л.р.№1 «Изучение микроскопического строения тканей».

Пр.р. №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов»


5. Координация и регуляция (12 ч)

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

Л.р .№ 2 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)».

Пр.р. № 2 «Изучение изменения размера зрачка»

«Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга».

Тесты, направленные на выяснение объема внимания, эффективности запоминания.


6. Опора и движение (8 ч)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

П.Р. № 3 «Оказание ПМП при вывихах, растяжении и переломах костей»»

Л.р. № 3 «Изучение внешнего строения костей».

Пр.р. № 4 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».

Пр.р. № 5 «Измерение массы и роста своего организма».


7. Внутренняя среда организма (4 ч)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство


8. Транспорт веществ (5 ч)

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

Л.р. № 4 «Изучение микроскопического строения крови».

Пр.р. №6 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений, измерение кровяного давления».

Пр.р № 7. «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».


9. Дыхание (4 ч)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

Проведение функциональных дыхательных проб с задержкой дыхания до и после физической нагрузки. Дыхательные упражнения для формирования дикции.

Пр.Р. № 8 «Определение частоты дыхания»

10. Пищеварение (5 ч)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов

Л.Р.№ 5 «Воздействие слюны на крахмал».

Лр.р. № 6 « Определение норм рационально питания


11. Обмен веществ и энергии. Витамины (2 ч)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

12. Выделение (3 ч)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.

Демонстрация модели почек.

13. Покровы тела (2 ч)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.

Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи. Изучение строения кожи, волос, ногтей (макро- и микроскопическое).

Приемы наложения повязок на условно пораженный участок кожи.


14. Размножение и развитие (2 ч)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.


15. Высшая нервная деятельность (7 ч)

Рефлекс - основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Познавательные процессы и интеллект. Гигиена умственного труда. Память.Эмоции и темперамент.

16. Человек и его здоровье (6 ч.)

Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи. Вредные привычки. Заболевания человека. Двигательная активность и здоровье человека. Закаливание. Гигиена человека. Пр.р № 9 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека».

Требования к уровню подготовки обучающихся, заканчивающих 8 класс:

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

- основные функции организма человека(питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение)- место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных - факторы антропосоциогенеза;

- основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;

- науки, изучающие организм человека;

- особенности строения органов и систем, функционирования, расположения органов;

- нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека;

- внутреннюю среду организма, иммунитет;

- обмен веществ и энергии;

- развитие организма человека;

- вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека

- особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов человека;

- как обеспечивается целостность организма;

- интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;

- о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);

- как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств

- о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;

- о строении и функциях органов размножения;

- элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;

- элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле;

- основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;

- приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.

должны уметь

- находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;

- соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;

- оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;

- пользоваться медицинским термометром;

- объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;

- готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма

Учебно-тематический план

№ П/П

Название раздела

Количество часов

1

Человек как биологический вид

2

2

Происхождение человека

3

3

Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека

1

4

Общий обзор организма человека

4

5

Координация и регуляция

12

6

Опора и движение

8

7

Внутренняя среда организма

4

8

Транспорт веществ

5

9

Дыхание

4

10

Пищеварение

5

11

Обмен веществ и энергии. Витамины

2

12

Выделение

3

13

Покровы тела

2

14

Размножение и развитие

2

15

Высшая нервная деятельность

7

16

Человек и его здоровье

6

Итого:

70

Календарно-тематическое планирование по курсу «Биология» 8 класс


Тема урока

Кол-во часов

Лабораторные и практические работы

Элементы содержания

Планируемый результат, что ученик должен знать

Д.з.

Дата

план

Факт

Раздел 1Человек как биологический вид (2)


1.

Введение в биологию. Место человека в системе органического мира

1

Место и роль человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и отличие от них.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

с. 5-8

2.

Особенности человека

1

Биологическая природа социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека.

Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

с. 8-11

Раздел 2 Происхождение человека (3)


3.

Происхождение человека.

Р.К. ископаемые останки людей, найденные на территории СК.

1

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

с.12-13

4.

Этапы его становления

1

Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека (использование одежды, переход от присваивающего хозяйства к производящему). Экологические фактор, способствующие развитию прямохождения. Предшественники человека - австралопитеки. Древнейшие люди. Первые современные люди.

Перечислять характерные особенности предшественников современного человека.

Узнавать по рисункам предшественников человека Объяснять влияние факторов на эволюцию человека.

с.12-17.

5.

Расы человека. Их происхождение и единство.

Р.К. Народы, проживающие на территории СК.

1

Антропология. Этнография. Негроидная, европеоидная и монголоидная расы человека

Узнавать по рисункам представителей рас человека. Уметь давать им характеристики их отличительные особенности.. доказывать, что все представители человечества относятся к одному виду.

с.18-20.

Раздел 3 Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека (1)


6

История развития знаний о строении и функциях организма человека

1

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина и психология. Методы изучения организма человека: опыт, ренгтен, УЗИ и моделирование. Их значение и использование в собственной жизни.

Описывать методы изучения. Различать предметы изучения наук о человеке. Знать значение знаний о строение и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

с.21-30.

Раздел 4 Общий обзор организма человека (4)


7

Клеточное строение организма

1

Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма и их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

Называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных и человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости и деления клетки.

с.31-33

8

Ткани и органы

1

Л.р.№ 1 «Изучение микроскопического строения тканей»

Ткани животных и человека: эпителиальная, соединительная, мышечная, поперечно- полосатая и нервная. Нейрон: тело, дендриты и аксон. Межклеточное вещество.

Давать определения понятию ткань. Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнений. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями

с.34-39

9

Органы. Системы органов. Организм

1

Пр.р. № 1 Распознавание на таблицах органов и систем органов»

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Давать определение понятиям: ткань, орган и система органов. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

с.39-43

10

Обобщение знаний по темам «Происхождение человека», «Общий обзор организма человека»

1

Подготовиться к тестированию по темам

Раздел 5 Координация и регуляция (12)


11

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности

1

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции. Их строение и функции.

Называть особенности строения и работы желез эндокринной системы, железы внутренней секреции, железы внешней секреции. Различать железы внутренней и внешней секреций. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

с.46-50.

12

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения

1

Гормоны. Гормоны гипофиза ( болезни, связанные с гипофункцией гиперфункцией гипофиза ), гормоны щитовидной железы ( болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отёк ). Гормоны поджелудочной железы ( инсулин и заболевание сахарным диабетом ). Гормоны надпочечников ( их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Давать определение понятию гормоны. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитие и поведении организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.

с.50--53.

13

Обобщающий урок по темам: «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности»

1

подготовиться к тестированию

14

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы

1

Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы и нервные узлы.

Давать определения понятию рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека. Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.

с.54-59.

15

Спинной мозг

.

1

Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Называть особенности строения спинного мозга; функции спинного мозга. Распознавать и описывать на рисунке и макете основные части спинного мозга. Характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

с.60-62.

16

Строение и функции головного мозга

1

Л.р №. 2 «Изучение головного мозга человека» (по муляжам)

Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли. Аналитико- синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Называть особенности строения головного мозга; функции головного мозга. Распознавать и описывать на рисунке и макете основные части головного мозга. Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

с.63-68.

17

Большие полушария головного мозга

1

Продолговатый и средний мозг., мост и мозжечок. Расположение серого и белого вещества. Доли коры больших полушарий: лобная, теменная, затылочная, височная.. строение переднего мозга. Промежуточный мозг: гипоталамус, таламус. Большие полушария мозга. Мозолистое тело. Временные связи Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция.

Борозды, извилины. Называть особенности строения полушарий большого мозга; функции отделов головного мозга, долей коры больших полушарий Распознавать и описывать на рисунке и макете основные части головного мозга. Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма

с.70-73.

18

Обобщение знаний по теме: «Нервная регуляция».

Основные заболевания нервной системы жителей СК.

1

подготовиться к тестированию, ст р 70-75.

19

Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор

1

Пр.Р. №2 «Изучение изменения размера зрачка».

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений- результат аналитико- синтетической деятельности коры больших полушарий Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор.

Давать определение понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор. Называть органы чувств человека; анализаторы; особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса их анализаторов.. характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.

Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать основные части органа зрения и зрительного анализатора. Объяснять результаты наблюдений. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.

с.76-83.

20

Анализаторы слуха и равновесия.

Р.К. Заболевания зрения и слуха жителей Бденноского района.

1

Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушение слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат- орган равновесия.

Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья, влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха, профилактики вредных привычек. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной работы.

с.84-91.

21

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус

1

Строение вестибулярного аппарата: преддверие с мешочками, полукружные каналы. Строение органа вкуса: вкусовые сосочки. Кожная чувствительность: тактильное чувство, вибрационное чувство и осязание.

Называть расположение зон чувствительности в коре больших полушарий. Описывать строение и расположение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния и вкуса.

с.91.-99.

22

Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость. Обобщение знаний по теме «Анализаторы»

1

Компенсация анализатора. Значение органов равновесия, мышечные чувства, кожной чувствительности, обоняния и вкуса. Расположение зон чувствительности в коре больших полушарий.

Называть расположение зон чувствительности в коре больших полушарий.

подготовиться к тестированию

Раздел 6 Опора и движение (8)


23

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение

1

Опора и движение. Строение и функции опорно- двигательной системы. Строение опорной системы: скелет и кости, хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединений костей. Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка и суставная жидкость.

Называть особенности строение скелета человека, функции опорно- двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями костей, между строением и функциями скелета.

с.100-102, 108-112.

24

Строение, свойства костей Типы соединения костей

1

Л.Р № 3 «Изучение внешнего строения костей»

Макроскопическое строение кости: надкостница, красный костный мозг, жёлтый костный мозг. Функции опорно- двигательной системы. Химический состав костей. Типы костей. Соединения костей: неподвижные, полуподвижные и подвижные.

Называть функции опорно- двигательной системы. Описывать химический состав костей. Раскрывать сущность функций опорно- двигательной системы. Объяснять зависимость характера повреждения костей от химического состава. Анализировать содержание рисунков. Характеризовать типы соединения костей.

с.100-105.

25

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

1

Пр.Р. № 3 «Оказание ПМП при вывихах, растяжении и переломах костей»»

Профилактика травматизма. Приёмы оказания первой помощи при травмах опорно- двигательной системы. Виды травм: перелом, вывих, растяжение связок

Использовать приобретённые знания и умения для соблюдения мер профилактики травматизма и нарушение осанки, оказание первой помощи при травмах.

Лекция стр 255-256.

26

Мышцы, их строение и функции.

1

Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы. Сухожилия.

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц.

С.116-121.

27

Работа мышц

1

Пр.Р. № 4 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

Функции двигательной системы. Динамическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.

С. 122-124.

28

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Р.К. Нарушение осанки у школьников Буденновского района.

1

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушения правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и исправление позвоночника.

Уметь проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

Соблюдения мер профилактики нарушения осанки.

лекция

29

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека

1

Пр.Р.№5 «Измерение массы и роста своего организма».

Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдений правил здорового образа жизни. Развитие опорно- двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитие организма. Факторы риска - гиподинамия.

Использовать приобретённые знания для профилактики заболеваний опорно двигательной системы.

лекция

30

Обобщение знаний по теме «Опора и движение»

1

подготовиться к тестированию

Раздел 7 Внутренняя среда организма (4)


31

Внутренняя среда организма и ее значение

1

Антиген. Антитело. Компоненты внутренней среды: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение тканевой жидкости и лимфы, лимфатические сосуды и лимфатические узлы.

Уметь перечислять компоненты внутренней среды и функции.

Устанавливать взаимосвязь между компонентами внутренней среды.. объяснять процессы происходящие в лимфатических узлах.

с.127-132.

32

Плазма крови ее состав. Форменные элементы крови. (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции.

1

Л.р. №. 4 «Изучение микроскопического строения крови».

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь и её функции. Плазма крови, клетки крови ( эритроциты, лейкоциты, тромбоциты ), свёртывание крови.

Называть признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма, составляющие крови и составляющие плазмы. Характеризовать сущность биологического процесса свёртывания крови. Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

С.132-135.

33

Иммунитет.

1

Иммунитет и иммунная система человека ( костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезёнка и лимфоидная ткань ) Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета ( активный и пассивный, естественный и искусственный ).

Давать определение понятию иммунитет. Называть виды иммунитетов. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.

с.136-138..

34

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.

Р.К. Станция переливания крови г. Буденновска.

1

.

Группы крови. Переливание крови и групповая совместность крови, групповая совместность тканей. Резус - фактор.

Называть особенность организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови и резус - фактор. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.

с. 138-143.

Раздел 8 Транспорт веществ (5)


35

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения

1

Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта артерии, капилляры и вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения. Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Давать определение понятию понятия аорта, артерии, капилляры и вены.

Называть признаки биологических объектов - кровеносных сосудов.

Называть особенности строения организма человека - органы лимфатической системы. Распознавать и описывать на таблицах систему органов кровообращения, органы кровеносной системы, систему лимфообращения, органы лимфатической системы.

Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов.

с.144-148

36

Работа сердца

1

Пр.р. № 6 Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений, измерение кровяного давления.

Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений.

Характеризовать сущность биологических процессов : движения крови по сосудам, регуляция жизнедеятельности организма и автоматизма сердечной мышцы. Объяснять роль гормонов в организме. Использовать приобретённые знания для проведения наблюдения за состоянием собственного организма.

с.149-152..

37

Движение крови и лимфы по сосудам

1

Перераспределение крови в организме. Нейрогумораль-ная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция

Объяснять роль гормонов в организме. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

с.153-156.

38

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение.

РК. Болезни сердца жителей СК.

1

Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипер-тония, гипотония, инсульт, ин-фаркт) Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска- гиподинамия.

Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы.

Использовать приобретенные знания для:

проведения наблюдений за состоянием собственного организма; профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Лекция

С 257-259

39

Первая помощь при кровотечениях

1

Пр.р № 7 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»

Артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка.

Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов).

Лекция

Раздел 9Дыхание (6)


40

Потребности организма человека в кислороде. Строение органов дыхания

1

Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань как орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой.

Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

с.158-161

41

Газообмен в легких и тканях.

1

Пр.Р. № 8 «Определение частоты дыхания»

Обмен газов в легких и 'тканях. Механизм вдоха и выдоха

Характеризовать:сущность биологического процесса дыхания; транспорта веществ.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

с.163-164

42

Дыхательные движения и их регуляция. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

1

Дыхательные движения. Нейрогуморальная регуляция дыхания (дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дыхательные центры коры большихполушарии головного мозга). Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Устанавливать взаимосвязь между процессами Дыхания и кровообращения.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Называть заболевания органов дыхания

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение).

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Лекция стр 164-170

43

Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения Обобщение знаний по теме: «Кровообращение, дыхание»

1

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Называть приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего.

подготовиться к тестированию

Раздел 10Пищеварение (5)


44

Пищевые продукты и питательные вещества. Строение органов пищеварения.

1

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень).

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся.

Объяснять роль питательных веществ в организме.

Характеризовать сущность процесса питания.

Называть особенности строения организма человека - органы пищеварительной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

с.171- 173..

45

Пищеварение в ротовой полости

1

Л.Р.№ 5 «Воздействие слюны на крахмал».

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать:

сущность биологического процесса питания, пищеварения;

роль ферментов в пищеварении.

с.174-178.

46

Пищеварение в желудке и в кишечнике. РК. Болезни ЖКТ жителей г. Буденновска.

1

Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ.

Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс .Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Описывать и объяснять результаты опытов.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Характеризовать: сущность биологического процесса питания, пищеварения роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

с.180-185.

47

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

1

Лр.р. № 6 « Определение норм рационально питания

Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита.

Использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения;

профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм);

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; •проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма.

Лекция с 184-185

48

Обобщение знаний по теме: «Пищеварение».

1

подготовиться к тестированию

Раздел 11 Обмен веществ и энергии. Витамины (2)


49

Обмен веществ

1

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен.

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен.

Характеризовать: сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека. Давать определение понятиям :пластический обмен, энергетический

обмен.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.

с.187-194.

50

Витамины

1

Витамины, их роль в организме,

содержание в пище. Суточная

потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, О. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение.

Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся.

Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

с.194-197

Раздел 12Выделение (3)


51

Выделение. Строение и работа почек

1

Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон функциональная единица почки. Удаление мочи из организма:роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы.

с.199-203

52

Заболевание почек, их предупреждение.

1

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения, здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; •профилактики вредных привычек. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

лекция

53

Обобщение по темам: «Обмен веществ и энергии. Витамины. Выделение»


Подготовиться к тестированию

Раздел 13 Покровы тела (2)


54

Строение и функции кожи

1

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы.-

Называть особенности строения организма человека - кожи. Называть функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

с.205-208

55

Роль кожи в терморегуляции организма

1

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний.

с.209-211.

Раздел 14 Размножение и развитие (2)


56

Половая система человека

1

Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Называть особенности строения женской и мужской половой систем. Распознавать и описывать на таблицах:

женскую и мужскую половые системы;

органы женской и мужской половой систем.

Объяснять причины наследственности. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

С212-219.

57

Возрастные процессы

1

Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Давать определение понятиям: размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать приобретенные знания для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции;

•вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

с.221-224..

Раздел 15 Высшая нервная деятельность (7)


58.-59.

Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни

2

Рефлекторны характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать:

особенности работы головного мозга; биологическое значение условных и безусловных рефлексов;

сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для:

рациональной организации труда и отдыха.

с.225-229,

229-234.

60

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна

1

Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна.

Характеризовать значение сна для организма человека.

Использовать приобретенные знания для:

рациональной организации труда и отдыха;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

с.235-237.

61

Сознание. Мышление. Речь.

1

Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие..

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека и их значение. Использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма, организации учебной деятельности.

с. 238-241.

62.

Познавательные процессы

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, мышление), их значение. Использовать приобретенные знания для:

проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

организации учебной деятельности.

С 242-245.

63

Память.

1

Биологическая природа памяти. Память. Виды памяти, приемы запоминания

Характеризовать виды памяти, процессы ее образования и воспроизведения.

с.246-249.

64

Эмоции и темперамент.

1

Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Особенности психики человека: типы темперамента

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (память, эмоции), их значение. Использовать приобретенные знания для:

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков)

с.250-253.

Раздел 16 Человек и его здоровье (6)


65

Здоровье и влияющие на него факторы. Вредные привычки.

1

Понятие здоровья. Факторы , влияющие на здоровье. Вредные привычки и их влияние на организм.

Знать понятие здоровье, называть факторы, влияющие на него. Знать вредное влияние алкоголя, никотина и наркомании на организм человека.

С 254-255, 265-267.

66

Оказание первой доврачебной помощи

ПМП: при укусах,ожогах, тепловых и солнечных ударах, обморожениях, отравлениях, утопающему, при потере сознания, искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

Уметь оказывать ПМП пострадавшим при укусах, ожогах, тепловых и солнечных ударах, обморожениях, отравлениях, утопающему, при потере сознания, искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

С 259-264.

67

Заболевания человека.

Заболевания дыхания, дизентерия, венерические заболевания, глистные. СПИД.

Знать основные заболевания человека и их симптоматику, профилактику данных заболеваний.

С 268-271.

68

Двигательная активность и здоровье человека. Закаливание.

Гиподинамия. Физическая активность. Закаливание и его виды.

Знать основные приемы закаливания. Называть принципы занятий физической культурой и спортом.

С.272-277.

69

Гигиена человека

1

Гигиена одежды. Гигиена питания. Гигиена ОПА., Гигиена ССС. Гигиена дыхания и органов чувств. Гигиена нервной системы.

Знать правила гигиены одежды, питания. ОПА., ССС. дыхания и органов чувств, нервной системы.

С 278-285.

70

Окружающая среда как источник веществ и энергии.

1

Пр.р № 9 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье».

Факторы, влияющие на здоровье человека.

Знать: окружающую среду как источник веществ и энергии


Перечень лабораторных и практических работ по биологии 8 класс

Л.р.№1 Изучение микроскопического строения тканей.

Пр.р. №1 Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Л.р .№ 2 Изучение головного мозга человека (по муляжам).

Пр.р. № 2 Изучение изменения размера зрачка.

Пр.Р. № 3 «Оказание ПМП при вывихах, растяжении и переломах костей»»

Л.р. № 3 Изучение внешнего строения костей.

Пр.р. № 4 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Пр.р. № 5 Измерение массы и роста своего организма.

Л.р. № 4 Изучение микроскопического строения крови.

Пр.р. №6 Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений, измерение кровяного давления.

Пр.р № 7. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

Л.р. № 5 Воздействие слюны на крахмал.

Л.р. № 6 Определение норм рационально питания.

Пр.р. № 8 Определение частоты дыхания.

Пр.р. № 9 Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.



Контроль и оценка знаний

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Критерии и нормы устного ответа:

Отметка «5». Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника. Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины. Для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов. Ответ самостоятельный. Использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4». Раскрыто основное содержание материала. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины. Ответ самостоятельный, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения большие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3». Усвоено основное содержание учебного материала. Но изложено фрагментарно. Не всегда последовательно. Определения понятий недостаточно четкие. Не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении.

Отметка «2». Основное содержание учебного материала не раскрыто. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определении понятий. При использовании терминологии.

При оценке знаний учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Оценка самостоятельных письменных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Критерии оценивани выполнения лабораторных и практических работ

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид работы аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); работана выполнена неполностью, или не закончена в срок;

«2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, работа имеет грубые ошибки.

Список литературы:

УМК для учащихся:

1.Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология. Человек» 8 класс: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2012. - 272с;

УМК для учителя:

1.Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин и др. «Биология. Человек» 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2005;

2.Н. И. Сонин//Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. - М.: Дрофа, 2009. - 144с .

3.Примерные программы по учебным предметам. Биология.5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011.-54 с. (Стандарты второго поколения))

4.Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

Дополнительная литературы для учителя:

  1. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 кл.: Вопросы. Задания. Задачи/Т.А, Дмитриева, С.В. Суматохин-М.:Дрофа, 2002.-144 с.:ил.

  2. Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;

  3. Воронина Г.А. Школьные олимпиады. Биология. 6-9 классы./-2-е изд.-М.:Айрис-пресс, 2008.-176 с.

  4. А.И. Гомончук. Основы медицинских знаний. Раны. Десмургия. Методическая разработка для студентов педагогических университетов. Волгоград.2000 г. 27 с.

  5. А.И. Гомончук. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях. Методическая разработка для студентов педагогических университетов. Волгоград:2000 г. 116 с.

  6. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/Сост. В.В. Балабанова, т.А. Максимцева.-Волгоград:Учитель,2003.-154 с.

  7. Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.

  8. Семенцова В.Н., Сивоглазов В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;

  9. Соединения костей: Учеб.- метод. Пособие по курсу «Анатомия человека»/Сост. П.П. Мочалова, Е.В. Степкина.- Волгоград: Перемена, 2000.-36 с.

  10. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

  11. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2001.- 256 с.: ил.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение

  2. Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек»8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с;

  3. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1995 гг. "Просвещение".

  4. Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005.

  5. Энциклопедический словарь юного биолога/ Сост. Аспиз М.Е. - М., Просвещение 1986».

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

Интернетресурсы

bio.1september.ru/- газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

bio.nature.ru- научные новости биологии

edios.ru- Эйдос - центр дистанционного образования

km.ru/education- учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

ebio.ru

anatomy.tj

anatomus.ru

medinfo.ru

Перечень официальный документов:

Государственный образовательный стандарт /Вестник образования. 2004г. №5. (Сайт Федерального агентства по образованию ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/).

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской федерации, реализирующих образовательные программы общего образования / Вестник образования. 2004г. №10 (Сайт Федерального агентства по образованию ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/)

Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования (Сайт Федерального агентства по образованию ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/)

30


© 2010-2022