• Преподавателю
  • Биология
  • Методические рекомендации / Алгоритм научно-исследовательских работ с детьми в Центре коллективного пользования «Пресноводный аквариумный комплекс» Лимнологического института СО РАН

Методические рекомендации / Алгоритм научно-исследовательских работ с детьми в Центре коллективного пользования «Пресноводный аквариумный комплекс» Лимнологического института СО РАН

Данные методические рекомендации представляют собой введение в проведение и оформление результатов научно-исследовательских работ детей объединения «Водная экология» », эколого-туристского отдела МАОУ ДОД «Дворец творчества» г.Иркутска. Предназначается как самим юным исследователям, так и их научным руководителям (педагогам дополнительного образования, учителям, научным сотрудникам, студентам ВУЗов и родителям). Данный алгоритм может быть использован как при планировании научно-исследовательской...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Дворец творчества»





Алгоритм

научно-исследовательских работ детей

в Центре коллективного пользования «Пресноводный аквариумный комплекс» Лимнологического института СО РАН



Методические рекомендации


авторы:

Глызин Александр Витальевич,

к.б.н., педагог дополнительного образования

МАОУ ДОД «Дворец творчества» г.Иркутска;

Глызина Ольга Юрьевна,

к.б.н., с.н.с., руководитель ЦКП

«Пресноводный аквариумный комплекс»

Лимнологического института СО РАН


Иркутск 2014

Данные методические рекомендации представляют собой введение в проведение и оформление результатов научно-исследовательских работ детей объединения «Водная экология» », эколого-туристского отдела МАОУ ДОД «Дворец творчества» г.Иркутска. Предназначается как самим юным исследователям, так и их научным руководителям (педагогам дополнительного образования, учителям, научным сотрудникам, студентам ВУЗов и родителям)

Данный алгоритм может быть использован как при планировании научно-исследовательской работы, так и краткого изложения содержания проведенного исследования в виде статьи, презентации, доклада или автореферата.







Оглавление

Введение………………………………………………….…………….……………..………...4

1.Подготовительный этап………………………………………………….…………..……….5

1.1.Алгоритм занятий по ознакомительной части программы………………………………5

2.Практические занятия и научно-исследовательская работа………………………….…….6

2.2.Алгоритм занятий по экспериментальной части программы

и составления научно-исследовательской работы ……………………….……….…………..6

3. Подготовка публикации или публичного выступления ………………………….……….10

4.Оценка результативности исполнителя и его работы …………………………….……….10

Литература ……………………………………………………………………………………...12

Приложение (список гидробионтов рекомендуемых в качестве объекта исследования) ...13




Введение

Клуб «Водная экология» при «Пресноводном аквариумном комплексе» ЛИН СО РАН, представляет собой одно из направлений научного творчества молодежи, и имеет тесные связи с другими направлениями эколого-биологического профиля при Малой академии наук ИНЦ СО РАН. Членами клуба являются дети в возрасте 10-17 лет из объединения «Водная экология», эколого-туристского отдела МАОУ ДОД «Дворец творчества» г.Иркутска.

Деятельность клуба отвечает на сложившийся в нашем обществе социальный запрос на формирование у подрастающего поколения экологического сознания, направленного на гармонизацию отношений общества и природы. Естественно, что проба сил в этом направлении позволяет воспитанникам определиться с его пригодностью в качестве будущего места профессионального приложения сил.

Занятия проводятся по образовательной программе для дополнительного образования детей «Экология и биология гидробионтов Байкальского региона», разработанной к.б.н, педагог дополнительного образования МАОУ ДОД «Дворец творчества» г.Иркутска Глызиным А. В. и к.б.н., руководителем Центра коллективного пользования «Пресноводный аквариумный комплекс» Лимнологического института СО РАН Глызиной О. Ю.(1).

За время обучения учащиеся на начальном этапе получают знания, умения и навыки, необходимые для участия в исследовательской деятельности, а на последующих этапах и для ее организации. Перед ними ставятся реальные научные проблемы, они участвуют в сборе и обработке материалов наблюдений, направленных на их решение.

Конечным итогом такой деятельности становится способность воспитанников ставить собственные исследовательские задачи на тактическом и стратегическом уровне, организовывать самостоятельное исследование, адекватное поставленной задаче.

По мере обучения определяются способности и интерес учащихся к различным направлениям научной деятельности:

- к лабораторной обработке собранных материалов, поиску и организации необходимой для оформления исследования информации;

- к полевой работе, сбору материалов на выездах и в экспедициях лаборатории;

- к собственно интеллектуальной деятельности, направленной на анализ полученных результатов;

- к публичному представлению результатов научной деятельности, пропаганде полученных знаний по гидробиологии и экологии Прибайкалья;

Актуальность и новизна работы клуба заключается в вовлечении воспитанников в реальную научно-исследовательскую деятельность. Дети, кроме получения теоретических знаний, принимают участие в настоящих научных проектах. Как любое научное творчество, деятельность воспитанников заставляет их сталкиваться с вопросами, изучаемыми в программе основного образования - зоологии, экологии, информатики, математики, географии и т.д., стимулируя глубокое и заинтересованное их изучение.

Алгоритм - совокупность действий, правила для решения данной задачи (2). При проведении экспериментальных исследовательских работ он, как правило, включает подготовительный этап.

1.Подготовительный этап

Перед началом любых практических исследований необходимо ознакомиться с имеющимися на настоящий момент данными (натурными, литературными и др.). Этому посвящена ознакомительная часть программы - знакомство с особенностями байкальских гидробионтов, средой их обитания.

1.1.Алгоритм занятий по ознакомительной части программы

Образовательные технологии:

- система опережающих домашних заданий;

- работа в группах по заданию;

- «мозговой штурм»;

-все занятия проводятся с применением компьютера;

- оценка работ проходит в форме конференции.

Методические материалы и оформление:

- Определители, таблицы и фотоиллюстрации

- Живые коллекции (см.приложение)

- Карты оз.Байкал и Прибайкалья

- Компьютерные презентации и видеофильмы

- Микроскопы и препараты

Цель занятий - познакомить детей с особенностями оз.Байкал и его обитателями.

Задачи:

1.Расширить знания детей об озере Байкал

1.Познакомить детей с разнообразием и эколого-биологическими особенностями байкальских гидробионтов

2.Активизировать личную исследовательскую деятельность детей

3.Привлечь членов объединения к выполнению исследований как по самостоятельно выбранным темам, так и темам проводимым сотрудниками института

Ход занятий:

1-ый час

- заслушивание и обсуждение информации подготовленной членами объединения по объекту исследования на основе анализа литературы и конспекта научных статей,

-выявление существующих проблем и рабочих гипотез для возможных научно-исследовательских проектов,

- занесение полученной новой информации в дневник наблюдений.

2-ый час

- проведение практических занятий с живыми представителями гидробионтов по заданию педагога или научного сотрудника института (наблюдение, описание, этикетирование, подготовка эксперимента, кормление и уход за гидробионтами и пр.)

-занесение полученных результатов в дневник наблюдений.

- подведение итогов и выбор докладчиков на следующее занятие.

2.Практические занятия и научно-исследовательская работа

2.2.Алгоритм занятий по экспериментальной части программы

и составления научно-исследовательской работы

Алгоритмом составления научно-исследовательской работы можно считать выстроенные в определенной последовательности нижеперечисленные части работы:

  1. Введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)

  2. Основная часть (где раскрывается содержание работы: объект и предмет исследования, методы исследования, полученные результаты, теоретический и практический анализ)

  3. Заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)

  4. Список литературы (перечень использованных первоисточников информации - книг, статей, сайтов и пр.)

  5. Приложение (представление данных в виде таблиц, схем, диаграмм, и т.д.)

Выбор направления работы в объединении «Водная экология» основывается на проблемно-поисковом подходе, когда перед учащимися ставиться проблема и они путем собственных размышлений, а также с подсказки педагога и научных сотрудников предлагают возможные пути решения предложенной проблемы.

Первая часть работы, как правило, сопутствует занятиям по ознакомительной части программы и обсуждается всем коллективом. Если у учащегося возникает интерес к какой-либо ситуации, новым сведениям то первое, что он делает, это формулирует рабочую гипотезу - предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее подтверждения.

Научной (реальной) гипотезой, она становиться, когда накоплен значительный фактический материал и появляется возможность выдвинуть «проект» решения, сформулировать положение, которое с определенными уточнениями и поправками может превратиться в научную теорию. Таким образом, можно сказать, что научная гипотеза - это уточненная, видоизмененная рабочая гипотеза.

Вторая часть работы предлагается индивидуально в качестве персональной темы для одного или группы исследователей, исходя из возникших рабочих гипотез. Исследование по предполагаемой работе надо назвать кратко, четко и ясно.

При этом необходимо также четко определить:

- объектную область исследования - это может быть гидробиология, зоология, ботаника, экология, и т.д..

- объект исследования (явление или предмет, на которые направлена чья-либо деятельность или внимание).

- предметом исследования (конкретнуюя часть объекта, который изучается). Например, «Омуль» является объектом изучения различных наук, таких как морфология, физиология, биология, генетика, систематика и др. Каждая из них изучает разные его аспекты. Предмет исследования морфологии его строение, физиологии - физиологические процессы. Т.е. предмет это часть объекта. именно предмет и изучается, как конкретное свойство объекта. Например, в научно-исследовательской работе «Экологическая оценка видового состава амфипод оз.Байкал» объект - амфиподы, а предмет - их видовое разнообразие.

Однако границы между объектной областью, объектом и предметом условны. Поэтому, то, что в одном случае является объектом исследования, в другом случае может стать предметом. Предмет изучения должен отражаться в названии (теме) научно-исследовательской работы.

Тема - это предмет, основное содержание рассуждения, изложения (3).

От названия (темы) зависят аспект и направление исследования, поиск литературных данных, выбор способов обработки (вариантов), а главное, применение подходящей для данного опыта методики. Решать их можно в разных аспектах, с разных позиций, провести несколько опытов. Варианты тем, выбираются учащимися в течение прохождения программы самостоятельно, но чаще всего привязаны к проводимым в настоящий момент научным исследованиям Лимнологического института СО РАН и курируются его научными сотрудниками (научными руководителями или консультантами). Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу и приступают к ее проверке. Поэтому необходимо поставить цель.

Цель - планируемый, ожидаемый результат.

Цель может начинаться со слов: Выявление…, Исследование…, Оценка…, Анализ…, Разработка…, Изучение… и т.д.. Она не должна дословно повторять тему работы. Тема должна быть сформулирована кратко, а ее основные моменты расшифровываются уже в цели. Цель должна быть понятна. Цель достигается через решение определенных задач.

Задача - сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения. Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе - это план достижения цели. Формулировка задачи может начинаться так: Выявить…, Разработать…, Провести…, Решить…, Проанализировать…, Обобщить… и т.д..

При работе с детьми цели и задачи должны соответствовать уровню знаний и умений юного исследователя, что в основном коррелирует с его возрастом.

Для младших школьников наиболее приемлемы исследовательские работы с однофакторным анализом. Например, Проблема: нужно изучить вопрос о влиянии температуры на рост рыб. Как определить возможные цели и задачи предстоящей работы, сформулировать тему исследования в соответствии с целью и задачами? Вариантов ответа может быть несколько. Если ставится цель выяснить, как отзываются разные виды рыб на температуру, то тема исследований будет следующая: «Изучение влияния температуры на рыб (указываются конкретные виды)» Эта формулировка подразумевает, что применяемая методика работы должна обеспечивать сравнимость результатов, эксперименты должны проводиться с объектами сходного возраста и находящимися в соответствующих им условиях жизни.

Для старших школьников, цель исследования по данной Проблеме можно значительно усложнить - выяснить, в какие периоды роста и развития рыбы определенного вида особенно резко реагируют на температурные изменения среды обитания. А эксперимент нужно назвать так: «Изучение влияния температурного фактора на рыб (указывается вид) в различные периоды их роста и развития».

Если цель эксперимента узнать, зависимость прироста рыб от температуры для нужд искусственного разведения тогда тему можно сформулировать так: «Установление оптимального температурного режима для выращивания рыб (указывается вид)». В зависимости от способа выращивания рыб, здесь выбираются и методики: следует ли ста­вить эксперимент в полевых условиях или же в искусственных аквариумных установках. Так как для практического решения во­проса об оптимальных температурных условиях, имеет значение не только потребность в тепле, но и питательных веществах, других абиотических и биотических факторах различных водоемов.

Решение задач связанно с использованием определенных методов и методик.

Методика - совокупность методов практического выполнения какой-либо работы. Метод - способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо (3).

При научно-исследовательских работах детей младшего школьного возраста обычно применяют методы эмпирического исследования - способы выявления и обобщения фактов непосредственно в опыте, практике: наблюдение, исследование, эксперимент и т.д.

Старшие школьники вполне способны использовать методы теоретического исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение и т.д. Их уровень знаний позволяет проводить диагностику, прогнозирование и статистическую обработку материала.

Статистический метод представляет собой совокупность приемов по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические объекты и явления (4).

Любой биологический объект имеет множество признаков, выражающихся в цифровой форме. Эти цифры - статистические показатели, которые позволяют получить исследователю количественное представление об изучаемом объекте - его масштабах (размере), динамике, особенностях развития, местоположения и т.д.

Любой метод изучения предполагает использование материально - технического обеспечения. Поэтому в методах исследования обычно указывается название оборудования, его назначение и способы применения.

Экспериментальная часть исследования, проводиться по определенной схеме. Схема опыта, эксперимента, наблюдения отражает суть этапов его выполнения.

Примерная структура опытно - экспериментальной работы:

  • констатирующий эксперимент - проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснить на практике изучаемое исследование.

  • формирующий эксперимент - является основным этапом работы. Организуется проверка выдвинутой гипотезы, вводятся новые условия, изучается их влияние на свойства объекта. На этом этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и методика анализа полученных данных, их статистическая обработка, составление таблиц, графиков и т.д.

  • контрольный эксперимент - дает возможность уточнить результаты проведенной работы (правильность или ошибочность гипотезы).

Следующий этап в исследовательской работе - наглядное представление опытных данных. Результаты проведенной работы отражаются в виде описательных формулировок, формул, цифровых данных, но нагляднее в виде графических материалов (гистограммы, графика, круговой диаграммы), фотоматериалов. При составлении иллюстраций научно-исследовательской работы следует обобщать данные и представлять только самые важные, демонстрирующие ход эксперимента или доказывающие верность или неверность гипотезы. В рукописи исследовательской работы данный материал, как правило, оформляется в виде приложения.

Заключительной частью работы являются выводы (умозаключения которые содержат аналитическую оценку ситуации, намечаются перспективы дальнейших исследований), к которым пришел автор и его рекомендации (советы автора работы по решению данной проблемы).

3. Подготовка публикации или публичного выступления


Подготовка к публикации для научно-практических конференций школьников, устных или стендовых докладов по теме самостоятельной исследовательской работы ведется как индивидуальная работа научного руководителя с учащимися. При этом проводятся оценки результативности, как исполнителя, так и его работы. Описанный выше алгоритм может быть использован не только при планировании научно-исследовательской работы, так и для краткого изложения содержания проведенного исследования в виде статьи, презентации, доклада или автореферата.

4.Оценка результативности исполнителя и его работы

Оценка возможна через следующие формы:

  • обсуждение самостоятельной работы учащегося с «коллегами» и научным руководителем;

  • защита учащимися выполненных работ на олимпиадах и научных конференциях различного уровня;

  • наблюдение педагога за динамикой становления исследовательских и личностных качеств воспитанников;

  • изучение отзывов родителей и педагогов о динамике личностного роста;

При этом родители, педагоги и сами ребята могут оценить свои знания и знания своих коллег, а также представляемую на различные конкуры работу по следующим показателям (Табл.1).

Таблица 1. Мониторинг результатов обучения ребенка (4).


Показатели

(оцениваемые параметры)


Критерии


Степень выраженности оцениваемого качества


Оценка уровня

1 - низкий

2 - средний

3 -высокий

1.Теоретические

знания (по основным разделам программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

-владение менее чем 1\2 объема знаний, предусмотренных

программой);

- объем усвоенных знаний составляет более 1\2);

- освоение практически

всего объем знаний по программе.

1




2


3

2.Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

- ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);

- ребенок сочетает бытовую и специальную терминологию;

-специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

1



2



3

3.Практические умения и навыки

Умеет и имеет навыки:

-проводить анализ собранного материала,

-работать с литературными

источниками,

- оформлять полученные

результаты и презентовать их

для аудитории;

- дискутировать в любой

аудитории.

- объем усвоенных умений и навыков менее, чем 1\2;

- объем усвоенных умений и навыков более 1\2);

- овладел практически всеми

умениями и навыками.

1


2


3

4. Владение специальным оборудованием согласно методике исследования

(в лаборатории и в полевых условиях).

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения.

- испытывает серьезные

затруднения при работе с оборудованием;

-работает с оборудованием с помощью педагога);

- работает с оборудованием

самостоятельно.

1



2


3

5.Самоорганизация

Креативность в выполнении

заданий.

- ребенок в состоянии

организовать работу

по рекомендации

педагога;

-цели, задачи ставит с помощью педагога, планирование деятельности нелогичное;

- самостоятельно ставит цели, задачи, выявляет проблему, управляет собственной деятельностью

1




2




3

Таблица 1. Мониторинг результатов обучения ребенка (Продолжение)


Показатели

(оцениваемые параметры)


Критерии


Степень выраженности оцениваемого качества


Оценка уровня

1 - низкий

2 - средний

3 -высокий

6.Информационная

компетентность

Самостоятельность в подборе и анализе литературы, самостоятельность в пользовании различными и источниками информации

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе.

Адекватность

-ребенок испытывает серьезные затруднения в исследовательской деятельности, нуждается в

постоянной помощи и

контроле педагога;

-работает с помощью

педагога или родителей;

-работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей.

1


2

3

7.Коммуникативная

компетентность

Адекватность восприятия

информации, идущей от других

людей. Свобода владения и подачи обучающимся

подготовленной информации.

Самостоятельность в построении дискуссионного

выступления, логики в

построении доказательств,

работа в команде.

-ребенок испытывает серьезные затруднения в исследовательской деятельности,

нуждается в постоянной помощи педагога;

-работает с помощью

педагога или родителей;

-работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей.

1


2

3

Литература:

  1. Глызин А.В., Глызина О.Ю. Программа для дополнительного образования детей «Экология и биология гидробионтов Байкальского региона» //ddut-irk.ru/gi/4366

  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук, 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999.

  3. Культура научной речи: Учебное пособие к спецкурсу для начинающих исследователей-педагогов / Сост. В.Т. Садченко. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.

  4. Петрова Н.Н., Сухинин С.А. Статистический метод // География в школе. - 2004. - №4. - с.51-55.

  5. Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. «Методика определения результатов образовательной деятельности //Дополнительное образование №12/2004, с. 17-25


Приложение

Список видов гидробионтов Пресноводного аквариумного комплекса ЛИН СО РАН, доступных для исследования членам Клуба водной экологии:

Таксон, вид

Штамм или количество особей

Эукариотические водоросли

1

Monarphidium sp.

1

2

Monarphidium sp.

2

3

Monarphidium sp.

8

4

Monarphidium sp.

14

5

Monarphidium sp.

30

6

Monarphidium sp.

47

7

Monarphidium sp.

85

8

Monarphidium sp.

35

9

Monarphidium sp.

2

10

Chlorella sp.

8

11

Chlorella sp.

3

12

Chlorella sp.

8

13

Chlorella sp.

4

14

Chlorella sp.

2

15

Chlorella sp.

93

16

Chlorella sp.

173

17

Chlorella sp.

50

18

Choricystis sp.

3

19

Choricystis sp.

1

20

Choricystis sp.

2

21

Choricystis sp.

3

22

Choricystis sp.

6

23

Choricystis sp.

8

24

Choricystis sp.

11

25

Choricystis sp.

39

26

Choricystis sp.

98

27

Choricystis sp.

04

28

Choricystis sp.

13

29

Choricystis sp.

23

30

Ulotrichales

12

31

Ulotrichales

42

32

Ulotrichales

107

33

Ulotrichales

176

34

Ulotrichales

00

35

Ulotrichales

11

36

Desmodesmus sp. (Scenedesmus sp.)

12

37

Desmodesmus sp. (Scenedesmus sp.)

13

Зелёные водоросли

1

Ulothrix zonata

*

Рыбы

1

Paracottus kessleri (каменная широколобка )

1

2

Cottocomephorus grewigkii (желтокрылка)

4

3

Batrachocottus baicalensis(большеголовая широколобка)

2

4

Coregonus autumnalis migratorius (байкальский омуль)

500

5

Coregonus lavaretus (озёрный сиг)

500

6

Гибридные формы сиговых рыб F1

500*

7

Perccottus glenii, ротан-головешка

1

8

Cyprinus carpio carpio (зеркальный карп)

1

9

Cyprinus carpio (сазан)

3

10

Rutilus rutilus (плотва)

3

11

Perca fluviatilis (окунь)

1

12

Thymallus arcticus baicalensis (чёрный байкальский хариус)

30

+

Аквариумные декоративные рыбы

*

Амфиподы

1

Brandtia latissima

2

2

Brandtia parasitica

3

3

Eulimnogammarus violaceus

1

4

Eulimnogammarus cianeus

1

5

Acanthogammarus victori

3

Губки

1

Lubomirskia baikalensis


2

Baicalospongia bacillifera


Планктонные ракообразные, надотряд ветвистоусых (Cladocera)

1

Megacyclops viridis

+*

2

Еucyclops serrulatus

+

3

Dapnia magna

+

Ручейники

1

Protobaicalina spinosa

30

2

Baicalina bellicose

10

3

Baicalina reducta

25

4

Baicalina thamastoides

5

5

Thamastes dipterus

5

+* количество особей сильно изменчиво или трудно определимо

© 2010-2022