Урок Характеристика природных условий материков

Урок "Характеристика природных условий материков" предназначен для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений. Важное место в данном уроке для детей младшего школьного возраста занимает игра "Путешествие в Антарктиду", в которой раскрываются особенности материка Антарктида, его условия, жители (живые организмы). Урок  представлен в помощь учителям биологии. Может использоваться как урок-презентация для 4 классов в рамках дней открытых дверей или как внеклассное мероприятие по биологии (пр...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-презентация

Тема: «Характеристика природных условий материков»

Игра «Путешествие в Антарктиду»


Цели: расширить представления о природе самого холодного материка -

Антарктиды. Продолжать развивать образную память, логическое

мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы,

развивать умение работать с дополнительными источниками информации, вести диалог, решать проблему урока.

Методика: игра, фронтальная беседа.

Проблема: Как известно, Джеймс Кук счел безрассудным дальнейшее движение на юг и поиск южного материка во время плавания 1772 - 1775 годов. Он посчитал, что, «будучи открытым и исследованным, этот материк все равно не принес бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни биологии, ни другим отраслям науки.» Как вы сегодня прокомментируете высказывание великого английского путешественника?

План урока.

  1. Природные условия и географическое положение Антарктиды.

  2. Растительный мир и его обитатели.

  3. Животные Антарктиды, их приспособленность к условиям жизни.

  4. Цепи и сети питания.

  5. Освоение Антарктиды человеком.

  6. Закрепление изученного материала. Тест.

Ход урока-игры.


Ученый: (сидит за столом, на котором стопки книг, бумаг, глобус, биологические экспонаты, на доске висит карта полушарий).

Учитель: Ребята! Все вы, конечно, знакомы с Антарктидой. Это удивительный материк (обращается к карте) на самом краю Земли. Он обитаем. Сегодня мы совершим путешествие на этот материк, встретимся с его обитателями и поинтересуемся у них, как им удается выжить в таких суровых условиях.

В это время в класс под музыку входит путешественник. Направляясь к кафедре, он задает классу вопрос.

Путешественник: Были ли вы в удивительном месте на самом краю Земли? Страшная пурга! Вот я там был! Да, я был в Антарктиде.

Я был на обширной равнине, а у меня кружилась голова и шла из носа кровь, будто я поднялся высоко в горы. Почему это происходило?

Ученый: Да потому, что средняя высота льда Антарктиды 2 километра, поэтому ее еще называют «земля за облаками».

Путешественник: вокруг меня лежал снег, а я был в солнечных очках и загорел, как в тропиках. Почему?

Ученый: Антарктида - страна жесткого солнечного излучения, здесь 6 месяцев полярный день, чистый прозрачный воздух и белый снег, который отражает бьющий в глаза солнечный свет и может даже вызвать временную слепоту.

Путешественник: Я видел птиц, носящих яйца в сумке, они не строят гнезд. Что это за птицы?

Ученики: Это императорские пингвины, они носят яйцо на лапах, закрыв жировой складкой живота, покрытого теплым пухом.

Путешественник: Там было 2 живых организма, живущих как единое целое. Что я видел?

Ученики: Это лишайники - симбиоз гриба и водоросли.

Путешественник: А морские животные выходят сухими из воды. Возможно ли это?

Ученики: Конечно, возможно. Подкожный жир смазывает шкуру, и вода скатывается с нее, не смачивая поверхность.

Путешественник: А еще я видел слона, льва, леопарда, живущих в воде. Я сойду с ума. Как такое может быть?

Ученики: Это же морской лев, морской слон, морской леопард - виды тюленей. Морские леопарды - это пятнистые тюлени, самые крупные - это морские слоны, у которых нос напоминает хобот слона.

Учитель: Как интересно, что вы нам рассказали! Как мы вам завидуем! Мы тоже хотим увидеть все собственными глазами! Кто из вас хочет отправиться в Антарктиду, чтобы все понять и проанализировать на месте? Нашим проводником будет путешественник. Ну что, отправляемся в Антарктиду?

Ученый: Настоящие путешественники всегда ведут дневники экспедиции, нам тоже нужны такие дневники для записей. Поэтому откройте свои полевые дневники.

Учитель: Но прежде, чем отправиться в путешествие, надо решить, что взять с собой и как одеться.

Путешественник: Я то знаю, какие там условия, но вы верите мне с трудом - пусть ребята расскажут вам сами и постараются вас убедить. Это очень важно для нас.

Ученик: Антарктида расположена вокруг Южного полюса. Названа она так потому, что находится на противоположной Арктике стороне Земного шара («анти» - против, «арктикос» - северный). Материк Антарктида с окружающими ее островами и морями называют Антарктикой. Берега Антарктиды во многих местах образуют почти неприступные ледяные обрывы. У берегов Антарктиды много островов. Этот материк покрыт очень толстым слоем льда. Лед образует почти сплошной покров. Его толщина достигает в некоторых местах 4 тысячи метров. В Антарктиде находится 85% запасов льда земного шара. Льды медленно сползают в океан и, обламываясь, образуют ледяные горы - айсберги. Его видимая часть возвышается над водой как 30-40-этажный дом, а подводная часть бывает в 5 раз больше. Полезные ископаемые Антарктиды изучены мало, но уже известно, что в ее недрах находятся залежи каменного угля, железной руды, золота, алмазов и цветных металлов.

Ученик: Почти вся Антарктика лежит в южном холодном поясе. Климат ее гораздо холоднее, чем климат Арктики. Здесь свирепствуют самые сильные ветры на Земле. Слой свежевыпавшего снега (4-5 метровой толщины) за несколько дней под действием ветра становится твердым и плотным. Антарктида - ледяная пустыня .Вечные льды охлаждают воздух. Даже летом бывают сорокаградусные морозы, а зимой они доходят до 88 С. Летом этот материк получает много солнечного тепла, но большая часть его (90%) отражается от ослепительно белой поверхности. Поэтому снег и лед почти не тают.

Ученый: Я читал об этом ветре в дневниках английского исследователя Антарктики 20 века Дугласа Моусона. Вот как он его описывал: «всем нам привычное слово ветер мало подходит для определения этого беснующегося воздушного потока, насыщенного снегом, в котором воздух кажется плотным, как вода. Два человека, не связанные веревкой, разойдясь на 5 шагов, могут больше не найти друг друга. Кричать бесполезно, так как рев урагана заглушает все».

Учитель: Что же мы возьмем с собой?

Ученики: Теплую одежду, темные очки, компас, веревку, запас пищи.

Учитель: Теперь мы можем отправляться. Особенно интересно посмотреть, кто из живых организмов может выжить в столь суровых условиях. Итак, в путь !

Ученики: На самом-самом юге, как, впрочем, и на севере,

Так много интересного, почти нам неизвестного

и сказочного чуда.

К загадочной Антарктике, стране снегов и льда,

С урока путешествовать по атласам и картам

несется наш фрегат.

Здесь круглый год не тает лед, лежат кругом снега,

Ну а пингвин не прячет нос, когда на улице мороз

и сильная пурга.

Полгода ночь, полгода день, бежит Полярный круг,

И нам за ним бежать не лень, нам машет ластами тюлень,

наш новый милый друг.

Путешественник: Ну вот и прибыли! А кто же это нас встречает?

Лишайники (2 ученика, связанные веревкой): Здравствуйте! Мы - типичные обитатели Антарктиды - лишайники. Нас всего 300 видов. Мы неприхотливы, встречаемся на побережье и в антарктических оазисах. Мы очень разнообразны по цвету (от ярко-оранжевого до черного и темно-серого) . Мы бываем листовидные - типа цветочков и кустистые - как кустики. Все мы накипные - очень плотно прикреплены к поверхности скал, так , что отскоблить можно только ножом. Это и позволяет нам противостоять суровому ветру.

1ый ученик: Я - гриб - составная часть лишайника. Я поглощаю воду и минеральные вещества.

2ой ученик: А я - водоросль. Без меня лишайнику не жить. Я вырабатываю сама крахмал и кормлю нас обоих. Мы друг другу необходимы.

Учитель: А почему же большинство лишайников черные или темно-серые?

Лишайники: Мерзнем мы очень. А за счет цвета потребляем гораздо больше солнечной энергии и тепла.

Мхи: А мхи - высшие растения. Мы - подушечные, и живем мы в прибрежных оазисах, где нет ветра. Мы в хороших условиях растем очень медленно, а Антарктида нас и вовсе угнетает.

Водоросли: Мы - водоросли - низшие растения, нас около 200 видов, особенно много диатомовых

Макроцистис: Я- гигантская водоросль - Макроцистис. Я образую целые леса.

Криль: Я - криль. Я живу в антарктических водах. Я - маленький рачок и питаюсь я диатомовыми водорослями. Я очень питателен, по содержанию аминокислот и микроэлементов я превосхожу говядину. Живу я в стае на глубине до 100 метров и являюсь пищей для китов, белой щуки, путассу, но зато ими питаются птицы и тюлени.

Кальмар: Я - кальмар - головоногий моллюск, мои ноги растут из головы. У меня нет раковины, так как я очень подвижен.

Ученики: В летние месяцы на скалах гнездятся чайки, поморники. Зимой они улетают на север. Постоянно в Антарктиде обитают только пингвины. Это морские птицы. Они не летают, а медленно и неуклюже ходят по снегу, но зато отлично плавают и ныряют в воде. При помощи мощных плавников, похожих на весла, пингвин Адели плавает со скоростью 22 мили в час. Пингвины хорошо приспособлены к жизни в Антарктиде. Живут они большими колониями. Свое потомство выводят в суровую зиму. Жизнь всех животных связана с океаном. Здесь водятся самые крупные животные нашей планеты - синие киты, кашалоты, касатки.

Учитель: А как же люди узнали о существовании Антарктиды? О ее растительном и животном мире?

Ученик: Антарктида открыта русскими моряками в 1820 году. В то время никто не знал, что находится у Южного полюса - океан или суша. Еще никому туда не удавалось добраться. Этому мешали льды, сильные штормы, жестокие морозы. Да и плавали в то время только на парусных судах.

В 1819 году из порта Кронштадт, который находится на Балтийском море, вышли два парусных корабля - «Восток» и «Мирный». Командирами их были Фадей Фадеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев. Плавание было тяжелым. Бури, морозы и льды создавали препятствия. Несмотря на эти условия русские моряки сумели подойти к берегам Антарктиды. Берега были нанесены на карту, зарисованы и описаны русскими моряками. За время двухлетнего плавания корабли подходили к берегам Антарктиды 4 раза. Было открыто 29 островов.

Учитель: А что же с тех пор в Антарктике происходит, часто ли ее посещают путешественники?

Ученик: Антарктида - единственный материк, который не имеет постоянного населения. Сюда приезжают ученые из многих стран только на временную работу. С 1955 года началось строительство поселков. Люди трудились днем и ночью. Для ученых построили теплые благоустроенные домики. На морозе они работают в утепленной электрогрелками одежде и в защитных масках. Человек в такой одежде дышит через особые фильтры. С тех пор, как ученые сошли на берег Антарктиды, там непрерывно ведется исследовательская работа. Многое стало известно о шестом материке, но еще больше предстоит узнать об этой суровой части света. Антарктида хранит еще много тайн.

Учитель: Ну вот и закончилось наше путешествие. Давайте сделаем вывод о том, как же организмы приспосабливаются к суровым условиям.

Приспособленность организмов к суровым условиям

  1. Растения

а) темный цвет растений

б) плотное прикрепление к скалам в виде подушек.

2. Животные

а) наличие подкожного жира

б) жировая смазка шкуры и перьев

в) питание за счет моря

г) пища с большим содержанием белка

Учитель: Мы с вами увидели, что живая природа уникальна. Антарктика - это источник биологических ресурсов, необходимых человеку. Уже с начала 19 века здесь хищнически истребляли тюленей и китов. Да и общее загрязнение планеты сказалось на этом уголке Земли.

Ученый: Давайте обсудим меры по охране Антарктиды:

  1. Запрещение испытания оружия, атомных взрывов и захоронения ядерных отходов. Договор об Антарктике (1959).

  2. Запрещение охоты на животных и птиц (разрешена в ограниченных количествах для пропитания экспедиций, пополнения музейных экспозиций и зоопарков).

  3. Ограничение числа туристов.

  4. Составление списка заповедных районов и видов.

  5. Соблюдение конвенции по сохранению морских животных ресурсов (1982), правил по охране биологических ресурсов Антарктики.

  6. Выполнение программы по исследованию и охране биологических ресурсов Антарктики.

Учитель: А теперь проверим, были ли вы внимательны во время путешествия. Выполните тестовые задания.

  1. Наибольшая толщина льда в Антарктиде достигает:

а) 4200 м

б) 4700 м

в) 2000 м

2. Гнезда императорских пингвинов расположены:

а) на берегу

б) на скалах

в) пингвины не строят гнезд

3. Самые крупные пингвины в Антарктиде:

а) Адели

б) императорские

в) черно-белые

Ответьте на проблемный вопрос урока. СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С МНЕНИЕМ ДЖЕЙМСА КУКА? ПОЧЕМУ?

© 2010-2022