- Преподавателю
- Биология
- Урок Характеристика природных условий материков
Урок Характеристика природных условий материков
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ковешникова О.С. |
Дата | 21.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок-презентация
Тема: «Характеристика природных условий материков»
Игра «Путешествие в Антарктиду»
Цели: расширить представления о природе самого холодного материка -
Антарктиды. Продолжать развивать образную память, логическое
мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы,
развивать умение работать с дополнительными источниками информации, вести диалог, решать проблему урока.
Методика: игра, фронтальная беседа.
Проблема: Как известно, Джеймс Кук счел безрассудным дальнейшее движение на юг и поиск южного материка во время плавания 1772 - 1775 годов. Он посчитал, что, «будучи открытым и исследованным, этот материк все равно не принес бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни биологии, ни другим отраслям науки.» Как вы сегодня прокомментируете высказывание великого английского путешественника?
План урока.
-
Природные условия и географическое положение Антарктиды.
-
Растительный мир и его обитатели.
-
Животные Антарктиды, их приспособленность к условиям жизни.
-
Цепи и сети питания.
-
Освоение Антарктиды человеком.
-
Закрепление изученного материала. Тест.
Ход урока-игры.
Ученый: (сидит за столом, на котором стопки книг, бумаг, глобус, биологические экспонаты, на доске висит карта полушарий).
Учитель: Ребята! Все вы, конечно, знакомы с Антарктидой. Это удивительный материк (обращается к карте) на самом краю Земли. Он обитаем. Сегодня мы совершим путешествие на этот материк, встретимся с его обитателями и поинтересуемся у них, как им удается выжить в таких суровых условиях.
В это время в класс под музыку входит путешественник. Направляясь к кафедре, он задает классу вопрос.
Путешественник: Были ли вы в удивительном месте на самом краю Земли? Страшная пурга! Вот я там был! Да, я был в Антарктиде.
Я был на обширной равнине, а у меня кружилась голова и шла из носа кровь, будто я поднялся высоко в горы. Почему это происходило?
Ученый: Да потому, что средняя высота льда Антарктиды 2 километра, поэтому ее еще называют «земля за облаками».
Путешественник: вокруг меня лежал снег, а я был в солнечных очках и загорел, как в тропиках. Почему?
Ученый: Антарктида - страна жесткого солнечного излучения, здесь 6 месяцев полярный день, чистый прозрачный воздух и белый снег, который отражает бьющий в глаза солнечный свет и может даже вызвать временную слепоту.
Путешественник: Я видел птиц, носящих яйца в сумке, они не строят гнезд. Что это за птицы?
Ученики: Это императорские пингвины, они носят яйцо на лапах, закрыв жировой складкой живота, покрытого теплым пухом.
Путешественник: Там было 2 живых организма, живущих как единое целое. Что я видел?
Ученики: Это лишайники - симбиоз гриба и водоросли.
Путешественник: А морские животные выходят сухими из воды. Возможно ли это?
Ученики: Конечно, возможно. Подкожный жир смазывает шкуру, и вода скатывается с нее, не смачивая поверхность.
Путешественник: А еще я видел слона, льва, леопарда, живущих в воде. Я сойду с ума. Как такое может быть?
Ученики: Это же морской лев, морской слон, морской леопард - виды тюленей. Морские леопарды - это пятнистые тюлени, самые крупные - это морские слоны, у которых нос напоминает хобот слона.
Учитель: Как интересно, что вы нам рассказали! Как мы вам завидуем! Мы тоже хотим увидеть все собственными глазами! Кто из вас хочет отправиться в Антарктиду, чтобы все понять и проанализировать на месте? Нашим проводником будет путешественник. Ну что, отправляемся в Антарктиду?
Ученый: Настоящие путешественники всегда ведут дневники экспедиции, нам тоже нужны такие дневники для записей. Поэтому откройте свои полевые дневники.
Учитель: Но прежде, чем отправиться в путешествие, надо решить, что взять с собой и как одеться.
Путешественник: Я то знаю, какие там условия, но вы верите мне с трудом - пусть ребята расскажут вам сами и постараются вас убедить. Это очень важно для нас.
Ученик: Антарктида расположена вокруг Южного полюса. Названа она так потому, что находится на противоположной Арктике стороне Земного шара («анти» - против, «арктикос» - северный). Материк Антарктида с окружающими ее островами и морями называют Антарктикой. Берега Антарктиды во многих местах образуют почти неприступные ледяные обрывы. У берегов Антарктиды много островов. Этот материк покрыт очень толстым слоем льда. Лед образует почти сплошной покров. Его толщина достигает в некоторых местах 4 тысячи метров. В Антарктиде находится 85% запасов льда земного шара. Льды медленно сползают в океан и, обламываясь, образуют ледяные горы - айсберги. Его видимая часть возвышается над водой как 30-40-этажный дом, а подводная часть бывает в 5 раз больше. Полезные ископаемые Антарктиды изучены мало, но уже известно, что в ее недрах находятся залежи каменного угля, железной руды, золота, алмазов и цветных металлов.
Ученик: Почти вся Антарктика лежит в южном холодном поясе. Климат ее гораздо холоднее, чем климат Арктики. Здесь свирепствуют самые сильные ветры на Земле. Слой свежевыпавшего снега (4-5 метровой толщины) за несколько дней под действием ветра становится твердым и плотным. Антарктида - ледяная пустыня .Вечные льды охлаждают воздух. Даже летом бывают сорокаградусные морозы, а зимой они доходят до 88 С. Летом этот материк получает много солнечного тепла, но большая часть его (90%) отражается от ослепительно белой поверхности. Поэтому снег и лед почти не тают.
Ученый: Я читал об этом ветре в дневниках английского исследователя Антарктики 20 века Дугласа Моусона. Вот как он его описывал: «всем нам привычное слово ветер мало подходит для определения этого беснующегося воздушного потока, насыщенного снегом, в котором воздух кажется плотным, как вода. Два человека, не связанные веревкой, разойдясь на 5 шагов, могут больше не найти друг друга. Кричать бесполезно, так как рев урагана заглушает все».
Учитель: Что же мы возьмем с собой?
Ученики: Теплую одежду, темные очки, компас, веревку, запас пищи.
Учитель: Теперь мы можем отправляться. Особенно интересно посмотреть, кто из живых организмов может выжить в столь суровых условиях. Итак, в путь !
Ученики: На самом-самом юге, как, впрочем, и на севере,
Так много интересного, почти нам неизвестного
и сказочного чуда.
К загадочной Антарктике, стране снегов и льда,
С урока путешествовать по атласам и картам
несется наш фрегат.
Здесь круглый год не тает лед, лежат кругом снега,
Ну а пингвин не прячет нос, когда на улице мороз
и сильная пурга.
Полгода ночь, полгода день, бежит Полярный круг,
И нам за ним бежать не лень, нам машет ластами тюлень,
наш новый милый друг.
Путешественник: Ну вот и прибыли! А кто же это нас встречает?
Лишайники (2 ученика, связанные веревкой): Здравствуйте! Мы - типичные обитатели Антарктиды - лишайники. Нас всего 300 видов. Мы неприхотливы, встречаемся на побережье и в антарктических оазисах. Мы очень разнообразны по цвету (от ярко-оранжевого до черного и темно-серого) . Мы бываем листовидные - типа цветочков и кустистые - как кустики. Все мы накипные - очень плотно прикреплены к поверхности скал, так , что отскоблить можно только ножом. Это и позволяет нам противостоять суровому ветру.
1ый ученик: Я - гриб - составная часть лишайника. Я поглощаю воду и минеральные вещества.
2ой ученик: А я - водоросль. Без меня лишайнику не жить. Я вырабатываю сама крахмал и кормлю нас обоих. Мы друг другу необходимы.
Учитель: А почему же большинство лишайников черные или темно-серые?
Лишайники: Мерзнем мы очень. А за счет цвета потребляем гораздо больше солнечной энергии и тепла.
Мхи: А мхи - высшие растения. Мы - подушечные, и живем мы в прибрежных оазисах, где нет ветра. Мы в хороших условиях растем очень медленно, а Антарктида нас и вовсе угнетает.
Водоросли: Мы - водоросли - низшие растения, нас около 200 видов, особенно много диатомовых
Макроцистис: Я- гигантская водоросль - Макроцистис. Я образую целые леса.
Криль: Я - криль. Я живу в антарктических водах. Я - маленький рачок и питаюсь я диатомовыми водорослями. Я очень питателен, по содержанию аминокислот и микроэлементов я превосхожу говядину. Живу я в стае на глубине до 100 метров и являюсь пищей для китов, белой щуки, путассу, но зато ими питаются птицы и тюлени.
Кальмар: Я - кальмар - головоногий моллюск, мои ноги растут из головы. У меня нет раковины, так как я очень подвижен.
Ученики: В летние месяцы на скалах гнездятся чайки, поморники. Зимой они улетают на север. Постоянно в Антарктиде обитают только пингвины. Это морские птицы. Они не летают, а медленно и неуклюже ходят по снегу, но зато отлично плавают и ныряют в воде. При помощи мощных плавников, похожих на весла, пингвин Адели плавает со скоростью 22 мили в час. Пингвины хорошо приспособлены к жизни в Антарктиде. Живут они большими колониями. Свое потомство выводят в суровую зиму. Жизнь всех животных связана с океаном. Здесь водятся самые крупные животные нашей планеты - синие киты, кашалоты, касатки.
Учитель: А как же люди узнали о существовании Антарктиды? О ее растительном и животном мире?
Ученик: Антарктида открыта русскими моряками в 1820 году. В то время никто не знал, что находится у Южного полюса - океан или суша. Еще никому туда не удавалось добраться. Этому мешали льды, сильные штормы, жестокие морозы. Да и плавали в то время только на парусных судах.
В 1819 году из порта Кронштадт, который находится на Балтийском море, вышли два парусных корабля - «Восток» и «Мирный». Командирами их были Фадей Фадеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев. Плавание было тяжелым. Бури, морозы и льды создавали препятствия. Несмотря на эти условия русские моряки сумели подойти к берегам Антарктиды. Берега были нанесены на карту, зарисованы и описаны русскими моряками. За время двухлетнего плавания корабли подходили к берегам Антарктиды 4 раза. Было открыто 29 островов.
Учитель: А что же с тех пор в Антарктике происходит, часто ли ее посещают путешественники?
Ученик: Антарктида - единственный материк, который не имеет постоянного населения. Сюда приезжают ученые из многих стран только на временную работу. С 1955 года началось строительство поселков. Люди трудились днем и ночью. Для ученых построили теплые благоустроенные домики. На морозе они работают в утепленной электрогрелками одежде и в защитных масках. Человек в такой одежде дышит через особые фильтры. С тех пор, как ученые сошли на берег Антарктиды, там непрерывно ведется исследовательская работа. Многое стало известно о шестом материке, но еще больше предстоит узнать об этой суровой части света. Антарктида хранит еще много тайн.
Учитель: Ну вот и закончилось наше путешествие. Давайте сделаем вывод о том, как же организмы приспосабливаются к суровым условиям.
Приспособленность организмов к суровым условиям
-
Растения
а) темный цвет растений
б) плотное прикрепление к скалам в виде подушек.
2. Животные
а) наличие подкожного жира
б) жировая смазка шкуры и перьев
в) питание за счет моря
г) пища с большим содержанием белка
Учитель: Мы с вами увидели, что живая природа уникальна. Антарктика - это источник биологических ресурсов, необходимых человеку. Уже с начала 19 века здесь хищнически истребляли тюленей и китов. Да и общее загрязнение планеты сказалось на этом уголке Земли.
Ученый: Давайте обсудим меры по охране Антарктиды:
-
Запрещение испытания оружия, атомных взрывов и захоронения ядерных отходов. Договор об Антарктике (1959).
-
Запрещение охоты на животных и птиц (разрешена в ограниченных количествах для пропитания экспедиций, пополнения музейных экспозиций и зоопарков).
-
Ограничение числа туристов.
-
Составление списка заповедных районов и видов.
-
Соблюдение конвенции по сохранению морских животных ресурсов (1982), правил по охране биологических ресурсов Антарктики.
-
Выполнение программы по исследованию и охране биологических ресурсов Антарктики.
Учитель: А теперь проверим, были ли вы внимательны во время путешествия. Выполните тестовые задания.
-
Наибольшая толщина льда в Антарктиде достигает:
а) 4200 м
б) 4700 м
в) 2000 м
2. Гнезда императорских пингвинов расположены:
а) на берегу
б) на скалах
в) пингвины не строят гнезд
3. Самые крупные пингвины в Антарктиде:
а) Адели
б) императорские
в) черно-белые
Ответьте на проблемный вопрос урока. СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С МНЕНИЕМ ДЖЕЙМСА КУКА? ПОЧЕМУ?