Урок соцветия. Технологическая карта и конспект

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10

Урок на тему: «Соцветия» 7 класс

Цель: сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разновидностями соцветий.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с соцветиями растений, рассмотреть их строение, показать их биологическое значение в жизни растений.

Развивающие: продолжить развитие умений выявлять приспособленность строения органов растения к выполняемым функциям; продолжить развитие умений работать с рисунками и схемами, выявлять сходство и различие, анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать организованность в работе, аккуратность работы в рабочих тетрадях и с гербариями при выполнении лабораторной работы и работе на доске.

Новые понятия: соцветие, виды соцветий (простой колос, початок, простой зонтик, корзинка, головка, сложный зонтик, кисть, щиток, сложный колос).

Планируемые УУД:

Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Оборудование: Карточка «Восстанови текст» (для каждого ученика), задания дл игры «Заморочки из бочки» 4 задания эрудитов

Для выполнения лабораторной работы (на каждом столе у учащихся):

таблицы со схемами соцветий, рисунки, гербарии цветковых растений (ландыш, рябина, клевер, нивяник, мятлик).

Для проверки изученного материала, изучения нового материала и закрепления: компьютер, мультимедийный проектор, презентация "Соцветия"

Технологическая карта урока «Соцветия»


№№

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задействованные материалы, визуальный ряд

Время этапа

I

Оргмомент

Организует деятельность класса

Проверка готовности


1 мин

II

Мотивация

Филологическая разминка Пословицы о дружбе

Создание эмоционального настроя на урок


2 мин

III

Постановка цели и плана урока

Объяснение последовательности работы и критерии оценивания на уроке

Знакомятся с планом и содержанием ЛР

План урока на доске

2 мин

IV

Актуализация опорных знаний

Проводит игру «Восстанови текст» и руководит деятельностью Мастера («Заморочки из бочки»

Выполняют задания текста, отвечают на вопросы

Текст для восстановления

Слайд способы опыления

7 мин

V

Изучение нового материала

Организует работу «Броуновское движение»

Изучают свое соцветие, обмениваются информацией, заполняют таблицу

Сводная таблица «Соцветия»

6

VI

Обобщение и системати

зация знаний

Определяет задание по презентации

Дают определение соцветия, определяют простое или сложное

(или реализуется опережающее задание )

Презентация

4

VII

Приобретение практических навыков

Объясняет порядок работы с Пр. раб

Выполняют практическую работ , делаю выводы

Инструктивно-методическая карточка по практической работе

7

VIII

Подводит итог

Оценивает работу класса, выставляет оценки



3

IX

Объясне

ние домашнего задания

Определяет ДЗ

Записывают ДЗ, выбирают творческое задание


2

Х

Рефлексия

Объясняет как составить синквэйн

Составляют синквэйн


1



Общая продолжительность урока

45 мин

Ход урока:

1. Организационный момент.

II. Мотивация . Сколько пословиц и поговорок существует в нашем народе о дружбе, товариществе, единстве. Вспомним хотя бы некоторые из них

Вместе и беда легче переносится.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Все за одного, один за всех.

Один в поле не воин

Один палец не кулак.

Одна пчела много мёду не принесёт.

Ты, гроза, грозись, а мы друг за друга держись.

Ребята, я напишу на доске слово СОЦВЕТИЕ. О каком смысле нам говорит в русском языке приставка СО? (ответы учащихся ) . Действительно, сегодня мы будем говорит о дружных цветах, собранных вместе, в соцветия.

Давайте повторим сначала то, что мы знаем о цветах.

III. Актуализация опорных знаний

Задание 1 Разминка (слайды 1-3)

Задание 2 . Игра «Восстанови текст» (Приложение 1)

IV. Игра «Заморочки из бочки» (ответы индивидальные):

1. В начале цветения огурцов распускаются цветки, так называемые «пустоцветы», а затем появляются цветки с «огурчиками». Можно ли получить урожай огурцов при отсутствии пустоцветов? («Пустоцветы» - это тычиночные цветки, в которых образуется пыльца необходимая для опыления и оплодотворения женских цветков.)

2. Для озеленения улиц в городах сажают тополь. Это дерево быстро растет и образует ветвистые кроны. Однако в начале лета люди некоторых улиц бывают недовольны тополем: с него летит пух, который попадает в глаза, нос, застревает в волосах, залетает в открытые форточки. На других улицах в это же время пуха нет, хотя тополей такого же возраста растет много. Как можно объяснить это явление? (Тополь - это двудомное растение, на одном дереве развиваются женские - пестичные цветки, из которых образуются плоды с семенами, а на другом дереве развиваются мужские (тычиночные) цветки, которые служат для опыления и плодов с семенами не образуют.)

Определите по описанию цветка, каким способом опыляется это растение :

Цветки имеют нектарники

Пыльца сухая, мелкая

Цветки крупные, с ярким околоцветником

Цветок содержит длинные тычинки, высоко выступающие за околоцветник

Цветок выделяет слизистый нектар неприятного запаха

Ярко-огненные или ультра-желтые цветы, собранные в соцветия

Верхушки соцветий с мясистыми, сочными придатками

Определите о каком способе опыление рассазывает фрагмент (Приложение 3)

V Изучение нового материала (Прием «броуновское движение») Сначала ребята работают в парах, заполняя таблицу по своему соцветию (используем работу с учебником стр. 96 п. 28. Затем обмениваются своей информацией с другими парами, помогая заполнить сводную таблицу «Соцветия» (Приложение 2)

VI. Обобщение и систематизация знаний . Ребята, теперь, когда вы изучили какие бывают соцветия и какое значение они имеют, играем в «Озвучь презентацию» (Варианты «Интервью с ученым»)

(Работа с презентацией. Варианты работы- подготовленный заранее консультант, либо разделить учащихся на группы, показать по нескольку кадров и дать 2 минуты для ответа )

VI1. Формирование практических навыков применения знаний

Учитель Теперь закрепим полученные знания в ходе практической работы (Приложение 5)

VIII. Подведение итогов урока. Оценка работы класса, отдельных ребят, выставление оценки

IX. Объяснение домашнего задания.

Прочитать §28. выучить определения и схему соцветий, придумать вопросы для «Да-нетки» по описанию соцветия.

X. Рефлексия

Прием «Синквэйн». Правила написания синквэйна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным).
2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).
3. Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.
4. Четвертая - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Синоним из одного слова, который повторят суть темы.



Используемые источники:

I Учебная литература:

  1. Биология, 7 класс, Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., 2014.

  2. Биология, 7 класс. Пасечник В.В. Рабочая тетрадь. М., 2014

  3. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Захаров В.Б., Сонин Н.И. 4-е изд., стер.- М.: 2011. - 256 с.

II. Научная литература:

1. Ботаника. (Учебник) Андреева И.И., Родман Л.С. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Колос, 2002. - 488 с.

2. Ботаника. (Учебник) Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. - М.: Высшая школа, 1990. - 367 с.

3. Ботаника. (Учебное пособие) Долгачева В.С., Алексахина Е.М. 2-е изд. - М.: Академия , 2003. - 416 с.

4. Зитте П., Вайлер Э. Ботаника. Эволюция и систематика.- М., Академия.: 2007 . - 568 с.

III. Методическая литература:

1. Иванова Т.В. Общая методика преподавания биологии в школе. М.Дрофа, 2010.

2. Никишов А. И.. Теория и методика обучения биологии. М. КолосС. 2007 г.

3. Биология: Ботаника: 7 класс: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

4. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие.-М.: Эксмо, 2005.

5. А.М. Розенштейн Самостотельные работы учащихся по биологии. Растении. М. «Просещение» 1988 г

6. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

7. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2-х ч. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание «Восстанови текст»


1. Видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения, называется …… .

2. Цветки, в которых есть только тычинки или только пестики, называются …….

3 Цветки, в которых есть и тычинки и пестики, называются ……...

4 Цветки, в которых есть только тычинки, называются ………

5 Цветки, в которых есть только пестики, называются ………

6 Растения, у которых на одном экземпляре развиваются и тычиночные и пестичные цветки, называются ………

7. Растения, у которых на одном экземпляре развиваются тычиночные цветки, а на другом - пестичные цветки, называются ………

8. Цветки, через которые можно провести несколько плоскостей симметрии (яблоня, вишня), называются ………….

9. Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии (горох, шалфей), называются ………….

10. Главные частями цветка являются .………….. и …………..

11. Тычинка состоит из ………… ……….. и ………

12. Пестик состоит из …….., …………. и …………



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Соцветия


Название соцветия

Схема соцветия

Определение соцветия

Примеры растений с этим соцветием

Простые соцветия

Кисть

Урок соцветия. Технологическая карта и конспект

Колос

Урок соцветия. Технологическая карта и конспект

Зонтик

Урок соцветия. Технологическая карта и конспект

Щиток

Урок соцветия. Технологическая карта и конспект

Завиток

Урок соцветия. Технологическая карта и конспект

Початок

Урок соцветия. Технологическая карта и конспект

Головка

Урок соцветия. Технологическая карта и конспект

Корзинка

Урок соцветия. Технологическая карта и конспект

Сложные соцветия

Сложный колос

Урок соцветия. Технологическая карта и конспект

Сложная кисть(метелка)

Урок соцветия. Технологическая карта и конспект

Сложный зонтик

Урок соцветия. Технологическая карта и конспект

Сложный щиток

Урок соцветия. Технологическая карта и конспект

Развилина

Урок соцветия. Технологическая карта и конспект



© 2010-2022