Урок «По страницам Красной книги Краснодарского края»

Урок «По страницам Красной книги Краснодарского края» Цели: расширить знания о Красной книге как о правовом документе, представления о роли природы в жизни человека, об ответственности  людей за состояние окружающей среды; воспитывать патриотизм, любовь к родному краю на основе обогащения знаний о растительном и животном мире Кубани. Прививать любовь к  природе; разумно пользоваться её дарами; разбудить интерес к более глубокому изучению природы Кубани; накапливать экологические сведения, сведения о роли человека, его взаимодействии с природой; раз... Оборудование: компьютер; мультимедиа оборудование; карточки с иллюстрациями растений и животных Красной книги Краснодарского края; книжки - картинки «По страницам Красной книги Кубани»; творческие работы учащихся по данной теме. Для достижения поставленных целей использованы разнообразные методы: организован просмотр учебного фильма, игра «Угадай животное», сообщения учащихся, загадки, стихи, ребусы.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «По страницам Красной книги Краснодарского края»

Цели: расширить знания о Красной книге как о правовом документе, представления о роли природы в жизни человека, об ответственности людей за состояние окружающей среды; воспитывать патриотизм, любовь к родному краю на основе обогащения знаний о растительном и животном мире Кубани. Прививать любовь к природе; разумно пользоваться её дарами; разбудить интерес к более глубокому изучению природы Кубани; накапливать экологические сведения, сведения о роли человека, его взаимодействии с природой; развивать интерес ко всему живому, внимательность, наблюдательность.

Оборудование: компьютер; мультимедиа оборудование; карточки с иллюстрациями растений и животных Красной книги Краснодарского края; книжки - картинки «По страницам Красной книги Кубани»; творческие работы учащихся по данной теме.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Слайд №1: Учитель: Природа нашего края своеобразна и богата. Все эти богатства - источник благосостояния наших жителей. Вот почему большое внимание уделяется изучению природы, её охране и преобразованию. Приняты серьёзные меры для охраны зелёных насаждений, рыбных запасов, а также редких и исчезающих животных и растений, которые уже попали на страницы Красной книги нашего края. Поэтому сегодня на уроке мы поговорим о растениях и животных, которые требуют нашей помощи и защиты. Они уже занесены в Красную книгу Краснодарского края.

Слайд №2: Учитель читает стихотворение:

Нам всем очень тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим,

Не жалеем,

Ни за что не в ответе.

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

Не хозяева вроде,

Так добро своё губим.

А гордимся Кубанью

И Отечество любим.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Учитель: Человек использует множество запасов Земли, но при этом ведёт себя невежественно, самонадеянно и безумно. Вот каков результат деятельности человека… ! (Просмотр учебного фильма)

2. Изучение нового материала

- Какие природоохранные меры вам известны? (Заповедник, заказник, национальный парк).

- А что еще создано людьми для защиты прав природы, для ее охраны и сбережения? (Красная книга)

(Слайд № 3) Учитель показывает «Красную книгу Краснодарского края»

(Слайд № 4) - Красный сигнал смертельной опасности - это призыв к разуму и совести каждого.

Учитель:

«Красная книга» - «Красная!»

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига,

Всё живое хранить зовёт,

Пусть зовёт не напрасно

«Красная книга», Красная книга»

Учитель: послушайте, пожалуйста, песню «Красная книга» в исполнении Олега Газманова.

Учитель: Вначале, давайте, поговорим о растениях. Посмотрите на экран. Вы видите зашифрованные названия растений Красной книги Краснодарского края. Расшифруйте их и вы узнаете, какие растения просят у нас помощи.

На экране:

(Слайд №5) СИПЖЕКНОДН (подснежник кавказский)

(Слайд №6) ЯЛИЛИ (лилия кавказская)

(Слайд №7) СОТЛО (лотос орехоносный)

(Слайд №8) ФАШНАР (шафран прекрасный)

(Слайд №9) ИТС (тис ягодный)

(Слайд №10) ОНИП (пион тонколистный)

(Слайд №11) И еще один замечательный гриб - цезарский гриб.

(Слайд №12) А теперь назовите ещё раз растения, которые необходимо защищать!

Учитель: Просят у нас защиты самые маленькие представители фауны - насекомые.

Учащиеся читают заранее подготовленные сообщения.

(Слайд №13) Сколия-гигант

Ученик 1: Самое крупное насекомое отряда Перепончатокрылых. Все тело и конечности черные. Крылья темно-желтые. Взрослые особи питаются нектаром и пыльцой. Летает в течение всего лета и большую часть жизни проводит в почве в поиске личинок жуков. В Краснодарском крае распространен повсеместно на полянах, опушках, склонах балок.

(Слайд №14) Толстун степной

Ученик 2: Крупное насекомое бронзово-черного цвета. Крылья у него отсутствуют. В пищу потребляют злаки, иногда - животную пищу. Встречаются в июне. В Краснодарском крае встречается в Анапском районе.

(Слайд №15) Усач альпийский

Ученик 3:Тело серое, густо покрытое чуть голубоватыми волосками. Развивается в древесине бука, реже дуба, ясеня, ив. Личинки жука выгрызают ходы в древесине. В Краснодарском крае отмечен в лесах предгорной и горной зон, в Гуамском ущелье.

(Слайд №16) Жук - олень

Ученик 4:Окраска тела коричневато-черная.верхние челюсти самцов имеют крупные размеры и напоминают рога оленя. Жуки выходят в мае. После откладки яиц большинство жуков отмирают, но отдельные встречаются до ноября, питаясь соком поврежденных стволов и ветвей деревьев. В Краснодарском крае распространен в равниной части и в поясе смешанных лесов.

Учитель: - Но в нашей помощи нуждаются не только маленькие представители животного мира. Ее просят и большие, но такие беззащитные животные. Вашему вниманию Игра «Угадай животное»

Читает учитель:

(Слайд №17 - 18) Крупное животное с длиной тела до 3,5м и высотой в холке до 2м. передняя часть выше за счет спинного горба. На шее и груди бурая шерсть в виде гривы. А подбородок оканчивается бородой. Живет небольшими группами, объединяясь в стада по 20-30 животных только зимой. Обитает в Кавказском государственном биосферном заповеднике. (Зубр)

(Слайд №19 - 20) Относительно крупное животное с туловищем до 70см и хвостом до 45см. Ноги короткие с плавательными перепонками между пальцами. Питается рыбой, лягушками и другими водными мелкими животными, нападает на птиц и грызунов. В Краснодарском крае обитает в притоках левобережья Кубани. Встречается во многих речках Черноморского побережья. (Выдра кавказская)

(Слайд №21 - 22) Зверек с длинным (до 35 см) гибким туловищем, внешне похожий на хорька. Хвост длинный и пушистый. На небольшой голове широко расставленные, округлые уши. Питается мышевидными грызунами. Активна в сумеречное и ночное время. В Краснодарском крае обитает в степной зоне. (Перевязка)

(Слайд №23 - 24) Животное средних размеров с относительно коротким туловищем и высокими ногами. По бокам большой округлой головы удлиненные волосы образуют своеобразные бакенбарды. Охотится в сумерках и ночью. Питается мышевидными грызунами, зайцами. Встречается в горных районах. (Рысь)

- Ребята, представителей какой группы животных мы еще не назвали? Конечно птицы.

(Слайд №25 - 26)

Этот птичий царь могучий

Вьёт гнездо на горной круче.

Он наводит дикий страх

На больших и малых птах.

Перед ним все птицы меркнут.

Кто же это? Гордый…

БЕРКУТ

(Слайд №27 - 28)

На шесте, ветвях, на крыше

Гнёзда вьёт он, где повыше,

Ест лягушек, что попались,

С клювом длинным … ….

ЧЕРНЫЙ АИСТ

(Слайд №29 - 30)

Он мешок под клювом носит,

Рыбу схватит - туда бросит.

Эта птица - великан,

А зовётся …

РОЗОВЫЕ ПЕЛИКАНЫ

(Слайд №31 - 32) Самцы чёрной окраски с загнутыми вниз концами рулевых перьев. Самка бурая с чёрными поперечными полосками. Гнёзда на земле. В кладке 5 - 6 яиц. Осёдлый вид. Питается растительной пищей КАВКАЗСКИЙ ТЕТЕРЕВ

Итог урока

Учитель: Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы познакомились лишь с некоторыми представителями флоры и фауны, которые находятся на грани исчезновения и нуждаются в нашей защите.

Я просила вас к сегодняшнему уроку сделать книжки «По страницам Красной книги Кубани» Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Рефлексия:

(Слайд №33) Синквейн (ключевое слово: Красная книга)

(Слайд №34) Закончить урок я хотела бы стихотворением «БЕРЕГИ ПРИРОДУ»

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальным будет,

Их на зоре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То все равно б взмывали ввысь.

Ведь небо - это их стихия!

Ведь небо - это их свобода!

Ведь небо - это вся их жизнь!

А в небе - стая журавлей.

Так грустно над землей кружится.

Земля… Скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?

Тогда бы мертвым стало небо.

И - тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

И на полях уж не грачи,

А стаи черной саранчи.

Я не хочу такого мира,

Где все так серо, все уныло…

Опомнись, вздрогни человек.

Не долог на земле твой век

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами черными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мертвою плотвой?

Полями с выжженной травой?

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен, будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц веселой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздьями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав.



© 2010-2022