Рабочая программа по прикладному курсу по биологии Биология в медицине

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Прикладной курс «Биология в медицине»

10 класс (естественно - математического направления - 34 часа)



Пояснительная записка.

Проблема подготовки молодежи к выбору профессии всегда находилась в центре внимания исследователей, особенно она значима для решения задач формирования профессиональной направленности на медицинскую профессию. Анализ положения, сложившегося в системе подготовки квалифицированных медицинских кадров, особенно в условиях новых экономических преобразований в Казахстане, свидетельствует о кризисной ситуации, выход из которой следует искать как в социально-экономической сфере, так и на путях разработки целостной психолого-педагогической теории профориентации.В рамках Национального проекта по обновлению школы происходит дифференциация и индивидуализация обучения.
Изучение профессиональных склонностей учащихся в 10 профильных классах показывает, что около 40% учащихся хотят связать своё дальнейшее обучение с предметами естественнонаучного цикла, из них большая часть в будущем ориентированы на медицинские и биологические специальности.Актуальностьподготовки обучающихся по медицинским специальностям обусловлена особенностями современного этапа развития медицины и биологической науки, появлениями новых профессий и специальностей. Возросшие требования общества к уровню профессиональной подготовленности кадров требуют от выпускников школ особой ответственности и осознанности при выборе будущей профессии. Правильно выбранная область профессиональной деятельности способствует формированию гармоничной личности, реализации ее творческого потенциала, а также процессу социальной адаптации. В формировании профессиональных намерений обучающихся важная роль отводится профильной подготовке как целенаправленной деятельности по оказанию помощи в профессиональном самоопределении в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с социальными потребностями. Поэтому целесообразно ввести прикладной курс «Биология в медицине». Программа курса предназначена для учащихся 10-х классов. По своему содержанию курс является ориентированным на естественнонаучный и медицинский профиль, рассчитан на 34 часа. Содержание базируется на вопросы,которые выходят за рамки материала изучаемого на уроке, что позволяет расширить знания учащихся.Курс полезен для всех учащихся с точки зрения сохранения своего здоровья, обучения гигиеническим навыкам. Для тех, кто выбирает предмет для экзамена, и для подготовки к ЕНТ. Каждое занятие курса направлено на развитие познавательного интереса школьников, знакомству с новыми понятиями биологии и медицины. Изучение курса сопровождается решением задач с биологическим и медицинским содержанием, выполнением экспериментальных заданий. Прослеживается связь этих наук с жизнью, что играет немаловажную роль в становлении личности.
Особое внимание уделяется развитию самостоятельности и творческой активности учащихся на занятиях. Основными формами работы на занятиях является индивидуальная и работа в парах, во время которой учащиеся, учитывая личный жизненный опыт, в результате наблюдений за различными процессами, а также с помощью дополнительных источников информации, включая сеть Интернет, выполняют различного рода задания.Самостоятельная работа учащихся, работа с дополнительными источниками информации позволяет развить у учащихся познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, критическое мышление, включитьбольшое количество работ исследовательского характера. Новизна курса, актуальность заключена также в том, чтопроблема здоровьяподростковимеет острую социальную значимость, именно поэтому эти знания востребованы.

Цели курса:

  • ориентация учащихся на осознанный выбор естественнонаучного и медицинского профиля;

  • знакомство с основными методами применения биологических законов в медицине;

  • развитие познавательного интереса к современной медицинской технике и проблемам здравоохранения;

  • формирование у школьников научного мировоззрения, системы основных биологических знаний и умений, а также прикладного, практического значения биологии в медицине.

Задачи курса:

• формирование у школьников системы биологических и медицинских знаний, являющихся основой профессиональных знаний;

• знакомство учащихся с основными профессиями, связанными с медициной и биологией;

• развитие у старшеклассников интереса к биологии как к школьному предмету и области профессиональной деятельности;

• формирование практических и элементарных профессиональных умений и навыков;

• развитие положительного отношения к труду путем раскрытия практической и социальной значимости профессий в области биологии.

Основные формы и методы изучения курса - теоретические занятия, практические работы, беседы, лекции, семинары, защита групповых заданий (презентации), дидактические игры.

Система диагностики: анкетирование, тестирование и решение ситуационных задач, отчет по практически работам, презентации.

Ожидаемые результаты курса:

По истечении учебного года учащиеся будут владеть следующими знаниями, умениями, навыками:

  • получение учащимися представлений о проявлении биологических законов и теорий в медицине, методах научного познания;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;

  • сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.

  • Расширят представление о биологии и отраслях медицины.

  • Имеют представление о санитарии и гигиене как профилактической области медицины.

  • Имеют представление о здоровом образе жизни, способах сохранения здоровья.

Учащиеся должны уметьприменять полученные знания на практике и владеть следующими компетенциями:

Интеллектуальной (владеть разными способами учения, самообразования, действий в нестандартных ситуациях, анализировать, делать выводы; уметь оценивать свою деятельность.)

Информационной (работать с основными источниками информации: учебники, справочники, энциклопедии, каталоги, CD-Rom, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача.

Здоровьесберегающей(применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи; знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях).

Коммуникативной(владеть навыками совместной деятельности в группе, различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности).

Содержание курса по темам.

  1. Введение. Общие сведения о биологических и медицинских профессиях(2 часа). Учебные заведения с биологическими специальностями. Биология и медицина. Медицинские специальности.

  2. История гигиены (2 часа).

Возникновение и развитие санитарно-гигиенической культуры. Санитарно-гигиеническая наука Древней Греции и Древнего Рима. Санитарно-гигиеническая наука Древнего Востока, средневековья. Санитарно-гигиеническая культура России. Современное состояние науки.

  1. Физическая активность и здоровье (3 часа). Гиподинамия, её последствия. Заболевания костно-мышечного аппарата. Роль физической активности в сохранении здоровья. Изменение опорно-двигательной системы при тренировках. Особенности физического воспитания человека на разных этапах его развития. Критические периоды в развитии человека. Формирование осанки. Предупреждение плоскостопия.

  2. Предупреждение и лечение инфекционных заболеваний и аллергии (4 часа).

Иммунитет. Иммунная система. Виды иммунитета. Прививки. Условия возникновения инфекционного заболевания. Течение инфекционного заболевания. Периоды инфекционного заболевания. Профилактика инфекционных заболеваний. Аллергия как нарушение функций иммунной системы. Аллергены. Признаки инфекционных заболеваний. Доврачебная помощь. Уход за больными.

  1. Травматизм и его профилактика (3 часа).

Травмы. Виды травм. Открытые повреждения: ссадины, потёртости, укусы, раны. Обработка открытых повреждений. Закрытые повреждения: ушибы, закрытые переломы, растяжения связок, вывихи. Оказание первой помощи при закрытых повреждениях. Организация травматологической помощи. Причины травм.

  1. Сердечнососудистая система. Профилактика заболеваний органов кровообращения, первая помощь при них (4 часа).

Сердечнососудистая система показатель уровня физиологического состояния человека. Сердце тренированного и нетренированного человека. Возрастные изменения сердечнососудистой системы. Предупреждение заболеваний сердечнососудистой системы. Первая помощь при гипертоническом кризе и стенокардии.

  1. Гигиена дыхания (5 часов).

Функции органов дыхательной системы и профилактика их нарушений. Респираторные заболевания, их предупреждение и меры первой помощи. Функции дыхательных мышц и их тренировка. Лёгочная вентиляция и лёгочные объёмы. Гигиена воздуха. Необходимость охраны воздушной среды. Температура, влажность и химический состав воздуха в помещении. Гигиена голосового аппарата. Строение и функции гортани.

  1. Гигиена питания (3 часа).

Рацион и режим питания. Значение питания. Энергетическая ценность пищи. Витамины. Санитарно-гигиенические требования к хранению пищевых продуктов. Пищевые отравления. Меры профилактики и первой помощи при пищевых отравлениях. Инфекционные и неинфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта. Гельминтозы. Режим питья.

  1. Гигиена кожи (5 часов).

Функции кожи. Кожные заболевания и их профилактика. Отморожения. Ожоги. Гнойничковые поражения кожи. Угри. Грибковые заболевания. Чесотка. Уход за кожей, волосами и ногтями. Теплорегуляция и её нарушения в организме. Закаливание. Тепловой и солнечный удар. Гигиена одежды и обуви.

  1. Гигиена труда (2 час).

Понятие работоспособности. Динамика работоспособности. Гигиена учебного труда и развитие личности.

  1. Итоговое занятие (1 час).Подведение итогов работы курса. Зачёт.


Учебно-тематическое планирование



Изучаемые темы


к-во

часов

дата

диагностика


виды деятельности

Введение. Общие сведения о биологических и медицинских профессиях.


2

Анкетирование

Лекция


1

Учебные заведения с биологическими специальностями


1

Опорная схема

Беседа. Поисковая работа по тексту.
Работа со справочниками


2

Биология и медицина. Медицинские специальности


1

решение ситуационных задач


Сообщения учащихся

История гигиены.

2


3

Возникновение и развитие санитарно-гигиенической культуры.Санитарно-гигиеническая наука Древней Греции и Древнего Рима.


1

Мини-проект

презентация


Сообщения учащихся. Работа в группах


4

Санитарно-гигиеническая наука Древнего Востока, средневековья. Современное состояние науки.


1

Мини-проект

презентация


Сообщения учащихся. Работа в группах

Физическая активность и здоровье


3

5

Гиподинамия, её последствия. Заболевания костно-мышечного аппарата. Роль физической активности в сохранении здоровья.

1

Тестирование

Лекция, работа с рисунками, беседа


6

Изменение опорно-двигательной системы при тренировках. Особенности физического воспитания человека на разных этапах его развития.


1

Опорная схема


Лекция


7

Критические периоды в развитии человека. Формирование осанки. Предупреждение плоскостопия.


1

решение ситуационных задач


Лекция, работа с рисунками, сообщения

Предупреждение и лечение инфекционных заболеваний и аллергии


4


8

Иммунитет. Иммунная система. Виды иммунитета. Прививки.


1

Конспект


Лекция, работа с учебником, сообщения


9

Условия возникновения инфекционного заболевания. Течение инфекционного заболевания. Периоды инфекционного заболевания. Профилактика инфекционных заболеваний.


1

Тестирование


Сообщения учащихся


10

Аллергия как нарушение функций иммунной системы. Аллергены.


1

Конспект


Лекция. Работа по рисункам. Сообщения


11

Признаки инфекционных заболеваний. Доврачебная помощь. Уход за больными.


1

Отчёт по экскурсии

Экскурсия в поликлинику

Травматизм и его профилактика

3


Лекция, работа с рисунками, сообщения учащихся


12

Травмы. Виды травм. Открытые повреждения: ссадины, потёртости, укусы, раны. Обработка открытых повреждений.


1

Практическая работа №1

Беседа, сообщения учащихся

Плакат «Виды повязок», марля, бинты.


13

Закрытые повреждения: ушибы, закрытые переломы, растяжения связок, вывихи. Оказание первой помощи при закрытых повреждениях.


1

Практическая работа №2


Беседа. Работа со сводными таблицами


14

Организация травматологической помощи. Причины травм.


1

Отчёт


Презентации, сообщения учащихся

Сердечнососудистая система. Профилактика заболеваний органов кровообращения, первая помощь при них


4


15

Сердечнососудистая система показатель уровня физиологического состояния человека. Сердце тренированного и нетренированного человека.


1

Конспект


Лекция, работа с рисунком, сообщения


16

Возрастные изменения сердечнососудистой системы.


1

Конспект


Лекция, беседа


17

Предупреждение заболеваний сердечнососудистой системы.


1

Мини-проект

презентация


Лекция, работа с рисунками, сообщения учащихся. Защита.


18

Первая помощь при гипертоническом кризе и стенокардии,при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания


1

Практическая работа №3


Лекция, беседа, работа с рисунками, сообщения учащихся

Гигиена дыхания

5


19

Функции органов дыхательной системы и профилактика их нарушений. Респираторные заболевания, их предупреждение и меры первой помощи.


1

Конспект


Конференция


20

Функции дыхательных мышц и их тренировка. Лёгочная вентиляция и лёгочные объёмы.


1

Опорная схема


Лекция, работа с рисунками. Сообщения учащихся


21

Гигиена воздуха. Необходимость охраны воздушной среды.


1

Конспект


Лекция. Сообщения учащихся


22

Температура, влажность и химический состав воздуха в помещении.


1

Опорная схема


Лекция, беседа


23

Гигиена голосового аппарата. Строение и функции гортани. Предупреждение повреждений голосового аппарата.


1

Презентация


Сообщения учащихся

Гигиена питания.

3

24

Рацион и режим питания. Значение питания. Энергетическая ценность пищи. Витамины.

1

решение ситуационных задач

Семинар

25

Санитарно-гигиенические требования к хранению пищевых продуктов. Пищевые отравления. Меры профилактики и первой помощи при пищевых отравлениях.

1

практика

Диспут

26

Инфекционные и неинфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта. Гельминтозы. Режим питья. Гигиеническая оценка питьевой воды.

1

Отчёт

Круглый стол

Гигиена кожи

5

27

Функции кожи. Кожные заболевания и их профилактика. Отморожения. Ожоги.

1

конспект

Лекция, беседа

28

Гнойничковые поражения кожи. Угри. Грибковые заболевания. Чесотка.

2

решение ситуационных задач

29

Уход за кожей, волосами и ногтями.

3

Отчёт

Беседа

30

Теплорегуляция и её нарушения в организме. Закаливание. Тепловой и солнечный удар.

4

конспект

Ролевая игра.

31

Гигиена одежды и обуви. Профилактика урологических, гинекологических и венерических болезней.

5

Выпуск и защита санбюллетня.

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Гигиена труда

2

32

Понятие работоспособности. Динамика работоспособности.

1

тестирование

Доклады учащихся

33

Гигиена учебного труда и развитие личности.

1

решение ситуационных задач

Сообщения учащихся

34

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы курса. Зачёт.

1

Анкетирование

Беседа







© 2010-2022