• Преподавателю
  • Биология
  • Рабочая программа по биологии. 9 класс. «Биология. Основы общей биологии», авторы И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова

Рабочая программа по биологии. 9 класс. «Биология. Основы общей биологии», авторы И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа к учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой

«Основы общей биологии» 9 класс. (68 часов, 2 часа в неделю).

Составитель: Чибисова В.Е. учитель биологии.

Пояснительная записка

Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре человечества.

Содержание программы отражает состояние науки и ее вклад в решение современных проблем общества.

Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии» , экологический аспект введен и в другие разделы курса.

Значительное место в курсе «Основы общей биологии» отведено лабораторным работам и экскурсиям, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды. В программе лабораторные работы и экскурсии, отмеченные светлым курсивом, учитель выбирает по своему усмотрению и проводит исходя из возможностей школы и особенностей местных условий.

Учителя, опираясь на свой творческий опыт, могут широко использовать в этом курсе уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-лекции, уроки-конференции, уроки ролевой (или деловой) игры и др.

Распределение времени на изучение тем указано ориентировочно, оно может быть изменено по желанию учителя в зависимости от подготовленности учащихся.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

1.Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

3.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

4.Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

5.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.

6.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.

7.Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

8.Областной закон «Об образовании в Челябинской области».

9.И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-граф, 2010.

Сведения о программе.

Рабочаяпрограммапобиологиисоставленанаосновефедеральногокомпонентагосударственногообразовательногостандартаосновногообщегообразованиянабазовомуровне, утвержденного 5 марта 2004 годаприказ № 1089, на осно ве примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы И.Н. Пономаревой и др. «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основно йшколе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72 с., отражающей содержание Примернойпрограммы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Обоснование выбора программы:

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). Является логическим продолжением изучения предмета «Биология» в 6 классе ;построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

Изучение биологии направлено на достижение cледующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.

Задачи раздела «Основы общей биология» (9 класс).

Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;

обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему уроков;

добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний;

продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме - через систему заданий;

выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы - через лабораторные работы;

Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной,

эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

особое внимание обратить на развитие у девятиклассников

моторной памяти, критического мышления,

продолжить развивать у учеников уверенность в себе,

закрепить умение достигать поставленной цели.

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной

«Я - концепцией»,

продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в

обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени основного общего образования

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов Среднего Урала;

  • знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

  • знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;

  • знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;

  • знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических для Урала методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;

  • знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;

  • знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;

  • представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;

  • умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

  • умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;

  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;

  • умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

  • участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • понимание ответственности за качество приобретенных знаний;

  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

  • умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;

  • понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте;

  • ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.

Содержание учебного предмета.

1. Введение в основы общей биологии (4 ч)

2. Основы учения о клетке (10 ч)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология - наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы - неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

4. Основы учения о наследственности и изменчивости (10 ч)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторные работы. Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях. Изучение изменчивости у организмов.

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот - к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Экскурсия. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).

7. Учение об эволюции (10 ч)

Идея развития органического мира в биологии.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов - результат эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе - видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Лабораторная работа. Приспособленность организмов к среде обитания.

Экскурсии. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер. Борьба за существование в природе.

8. Происхождение человека (антропогенез) (6 ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

9. Основы экологии (11ч)

Экология - наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда - источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Лабораторная работа. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.

Экскурсия. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды.

10. Заключение (1 ч)

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

  • основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

Календарно тематическое планирование в 9 классе на 2014-2015 учебный год

№ урока п/п

№ урока в теме

Тема урока

Сроки проведения

Лабораторные работы

Практические работы

Региональный компонент

Домашнее задание

1. Введение в основы общей биологии (4 ч)

1

1

Биология - наука о живом мире.

сентябрь

§1, изучить

2

2

Общие свойства живых организмов.

сентябрь

§2, изучить

3

3

Многообразие форм жизни

сентябрь

Видовое многообразие Ниж-кой области

§3, изучить

4

4

Уровни организации живой природы

сентябрь

§4, изучить

2. Основы учения о клетке (10 ч)

5

1

Цитология - наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.

сентябрь

§5, изучить

6

2

Химический состав клетки.

сентябрь

§6, изучить

7

3

Белки и нуклеиновые кислоты

сентябрь

§7, изучить

8

4

Строение клетки

сентябрь

Л.Р.№1 Строение клетки растений и животных

§8, изучить

9

5

Органоиды клетки и их функции

октябрь

§9, изучить

10

6

Обмен веществ основа жизнедеят-ти клетки

октябрь

§10, изучить

11

7

Биосинтез белков в живой клетке

октябрь

§11, изучить

12

8

Биосинтез углеводов -фотосинтез

октябрь

Л.р.№2 Изучение факторов, влияющих на процесс фотосинтеза.

§12, изучить

13

9

Обеспечение клетки энергией.

октябрь

§13, изучить

14

10

Обобщающий урок «Подведем итоги».

октябрь

§ 14, изучить

3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)

15

1

Размножение организмов.

октябрь

§15, изучить

16

2

Деление клетки. Митоз.

октябрь

Л.р. № 3 Изучение митоза на готовых микропрепаратах.

§16, изучить

17

3

Образование половых клеток. Мейоз.

октябрь

§17, изучить

18

4

Индивидуальное развитие организмов - онтогенез

ноябрь

Влияние образа жизни на здоровье учащихся Нижегородской области

§18, изучить

19

5

Обобщающий урок «Подведем итоги».

ноябрь

таблица

4.Основы учения о наследственности и изменчивости (10ч)

20

1

Наука генетика. Из истории развития генетики.

ноябрь

§19, изучить

21

2

Основные понятия генетики.

ноябрь

§20, изучить

22

3

Генетические опыты Г. Менделя.

ноябрь

§21, изучить

23

4

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

ноябрь

П.р.№1 Решение генетических задач

§22, изучить

24

5

Сцепленное наследование генов и кроссинговер

ноябрь

§23, изучить

25

6

Взаимодействие генов и их множественное действие.

декабрь

§24, изучить

26

7

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

декабрь

§25, изучить

27

8

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

декабрь

§26, изучить

28

9

Другие типы изменчивости.

декабрь

§27, изучить

29

10

Наследственные болезни человека.

декабрь

Распространенность генетических заболеваний в Нижегородской области.

§28, изучить

30

11

Обобщающий урок «Подведем итоги».

декабрь

таблица

5.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)

31

1

Генетические основы селекции организмов.

декабрь

§29, изучить

32

2

Особенности селекции растений.

декабрь

§30, изучить

33

3

Центры многообразия происхождения культурных растений.

январь

Л.р.№4 Изучение центров происхождения комн. растений.

§31, изучить

34

4

Особенности селекции животных.

январь

Достижения селекционеров Ниж-кой области

§32, изучить

35

5

Основные направления селекции микроорганизмов.

январь

§ 33, изучить

6.Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч)

36

1

Современные представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

январь

§34, изучить

37

2

Современные гипотезы возникновения жизни на Земле

январь

§ 35, изучить

38

3

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

январь

§ 36, изучить

39

4

Этапы развития жизни на Земле.

февраль

§ 37, изучить

40

5

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни

История живой природы Ниж-кой

области.

§ 38, изучить

7. Учение об эволюции (12ч)

41

1

Идея развития органического мира в биологии.

февраль

§ 39, изучить

42

2

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

февраль

§ 40, изучить

43

3

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор.

февраль

§ 41, изучить

44

4

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.

февраль

§42-43, изучить

45

5

Современные представления об эволюции органического мира.

февраль

§ 44, изучить

46

6

Вид, его критерии и структура.

февраль

§45, изучить

47

7

Процесс образования видов. Ви-дообразование.

март

§ 46, изучить

48

8

Макроэволюция- результат микро-эволюции

март

§ 47, изучить

49

9

Основные направления эволюции.

март

§ 48, изучить

50

10

Основные закономерности эволюции.

март

§ 49, изучить

51

11

.Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.

март

§ 50, изучить

52

12

Обобщающий урок по теме

март

таблица

8.Происхождение человека (антропогенез) (6ч)

53

1

Место человека в системе органического мира.

март

§ 51-52, изучить

54

2

Доказательства эволюционного происхождения человека.

март

§ 53, изучить

55

3

Основные этапы эволюции человека.

март

Стоянки древнего чел-ка в Поволжье.

§ 54, изучить

56

4

Биосоциальная сущность вида Человек разумный

апрель

§ 55, изучить

57

5

Человеческие расы, их родство и происхождение.

апрель

§ 56, изучить

58

7

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

апрель

§ 57, изучить

9. Основы экологии (11 ч)

59

1

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.

апрель

Л.р. №5 Изучение факторов внешней среды.

§ 58, изучить

60

2

Закономерности действия факторов среды на организмы.

апрель

§ 59, изучить

61

3

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.

апрель

§ 60, изучить

62

4

Биотические связи в природе.

апрель

§ 61, изучить

63

5

Популяции как форма существования видов в природе.

май

Л.р.№6 Изучение популяций

раст. и животных смешанного леса.

§ 62, изучить

64

6

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.

май

§ 63, изучить

65

7

Основные законы устойчивости живой природы.

май

§ 64-65, изучить

66

8

Рациональное использование природы и ее охрана.

май

Меры по охране природы в Ниж-кой области.

§ 66-68, изучить

67

Обобщающий урок по теме: «Основы экологии»

май

Задание в тетради

68

Итоговое повторение

май

Задание в тетради

Формы контроля и оценки знаний обучающихся.

Контроль уровня обученности.

Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

Оценка - информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.

Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат - отметка.

Отметка - числовой аналог оценки.

Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Отметка 1 («единица»): ответ не дан.

Оценивание тестовых заданий:

«5»- правильно выполнено 100-83% заданий; «3» - 66 - 50%;

«4» - 82-67%; «2» - менее 50%.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта;

2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, но объём выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

№ П/П

Четверть

Темы контрольных работ

1

1

«Химический состав клетки»

2

2

«Основы генетики»

3

3

«Эволюционное учение»

4

4

« Основы экологии»

Лабораторные работы и оборудование

Лабораторная работа

Оборудование и материалы

1

Строение клетки.

Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток.

Сравнение растительной и животной клеток» c.230

Микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных тканей

2

Деление клетки. Митоз.

Лабораторная работа № 2

«Рассмотрение микропрепарата с делящимися клетками»с. 231

Микроскоп, готовые микропрепараты

3

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Лабораторная работа № 3 « Решение генетических задач» с. 231

Карточки с заданиями

4

Взаимодействие генов и их множественное действие.

Лабораторная работа № 4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях» с. 232

Ручная лупа, семена фасоли разных сортов

Семена разных растений

Комнатное растение (бегония, колеус, пеларгония)

5

Наследственные болезни, сцепленные с полом.

Лабораторная работа № 5

«Изучение изменчивости у организмов» с. 233

15-20 опавших листьев тополя и др.

5-7 раковин моллюсков

Линейка, Лист бумаги в «клеточку»

6

Основные закономерности биологической эволюции.

Лабораторная работа № 6

«Приспособленность организмов к среде обитания» с. 234

Коллекция плодов и семян, коллекция насекомых, фото и рисунки животных, комнатные растения, лупа

7

Рациональное использование природы и её охрана.

Лабораторная работа № 7 «Оценка санитарно-гигиенического качества окружающей среды» с. 235

Лист белой бумаги

Скотч

Литература и другие средства обучения.

  1. Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии: 9 класс. - М.: ВАКО, 2006.

  2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Биология / авт.-сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.

  3. Единый государственный экзамен 2010. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. - М.: Интеллект- Центр, 2010.

  4. Справочник учителя биологии: законы, принципы, правила, биографии ученых/ авт.-сост. Н.А. Степанчук. - Волгоград: Учитель, 2010.

  5. Олимпиадные задания по биологии. 6-11 классы /авт.-сост. Л.М. Кудинова. - Волгоград: Учитель, 2005.

  6. Биология. Мультимедийное сопровождение уроков. 7-11 классы. - Волгоград.: Учитель, 2010.

Итоговая проверочная работа по биологии . 9 класс.

1 вариант.

1.Вставь слова:

1) Раздел биологии, изучающий строение клетки, ее органоиды и их функции - ………

2) Клеточная структура, содержащая генетический материал в форме ДНК - ……..

3) Процесс поступления в клетку твердых частиц - ……..

4) Двумембранные органоиды клетки, запасающие энергию АТФ - ……..

5) Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами - …….

6) Процесс образования новых видов в природе - ……..

7) Организмы, важнейшие участники круговорота веществ в экосистеме - ……..

8) Крупные наиболее существенные изменения, повышающие уровень организации - ………

9) Сообщество живых организмов с физической средой обитания, объединенные обменом веществ и энергии - ……

10) Движущие силы эволюции - 1)……2)…….3)………

2. Выбрать один верный ответ:

1.Второй закон Г. Менделя называется законом:

1) расщепления 2) единообразия 3) сцепленного наследования

4)независимого наследования

2. В процессе энергетического обмена в клетке идет

1) образование органических веществ 2) расходование АТФ

3) синтез неорганических веществ 4) расщепление органических веществ

3.Мономером крахмала является

1) жирная кислота 2) глицерин 3) глюкоза 4) аминокислота

4. Хлоропласты в растительной клетке

1) выполняют защитную функцию 2) осуществляют связь между частями клетки

3) обеспечивают накопление воды 4) осуществляют синтез органических веществ из неорганических

5. Фаза митоза, в которой происходит спирализация хромосом это

1) телофаза 2) метафаза 3) профаза 4) анафаза

6. Девочки, родившиеся от отца-дальтоника и здоровой ( не носительницы) матери, будут нести ген дальтонизма с вероятностью:

1) 25% 2) 75% 3) 50% 4) 100%

7.Если генотипы гибридов дали расщепление 1:2:1,то генотипы родителей :

1)АА ха а 2) АА х Аа 3) Аа х аа 4) Аа х Аа

8. Кодон АГЦ и-РНК соответствует в т-РНК антикодону:

1) ТЦГ 2) УЦГ 3) ТЦГ 4) АЦГ

9. Сколько типов гамет образует дигетерозигота?

1) 8 2) 6 3) 4 4) 2

10. Индивидуальное развитие любого организма от момента оплодотворения до завершения жизнедеятельности - это

1)филогенез 2)онтогенез 3)партеногенез 4)эмбриогенез

3. Соотнеси особенности процессов биосинтеза белка и фотосинтеза

Особенности процесса

Процессы

  1. Завершается образованием углеводов

  2. Исходные вещества- аминокислоты

  3. В основе лежат реакции матричного синтеза

  4. Исходные вещества - углекислый газ и вода

  5. АТФ синтезируется в ходе процесса

  6. АТФ используется для протекания процесса

А) Биосинтез белка

Б) Фотосинтез

1

2

3

4

5

6


4. Чем естественный отбор отличается от искусственного?

Итоговая проверочная работа по биологии. 9 класс.

2 вариант.

1.Вставь слова:

1) Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости - …….

2) Гетеротрофные организмы, потребители первичной продукции - ………

3) Наименьшая таксономическая единица в систематике - ……..

4) Совокупность организмов, занимающих определенную территорию и в какой-то степени изолированную от других особей того же вида - ……….

5) Автотрофные организмы, составляющие первое звено пищевой цепи - ………….

6) Синтез белка происходит на ……….

7) Стопки мембранных полостей в которых упаковываются синтезированные вещества в клетке - ………

8) Избирательное выживание и преимущественное размножение наиболее приспособленных особей - ……….

9) Упрощение организации, утрата ряда систем органов - ……….

10) Деление, при котором образуется две равноценные дочерние клетки - …………

2. Выбрать один верный ответ:

1. В ядре соматической клетки тела человека в норме содержится 46 хромосом. Сколько хромосом входит в состав нормальной оплодотворенной яйцеклетки?

1) 46 2) 23 3) 92 4) 69

2. При половом размножении появляется

1) меньшее разнообразие генотипов и фенотипов, чем при бесполом

2) большее разнообразие генотипов и фенотипов, чем при бесполом

3) менее жизнеспособное потомство

4) потомство, менее приспособленное к среде обитании

3.Наука о многообразии организмов и распределении их по родственным группам

1) цитология 2) селекция

3) систематика 4) биогеография

4. Мономерами белка являются

1) аминокислоты 2)моносахариды 3) жирные кислоты 4) нуклеотиды

5. К движущим силам эволюции относят

1) многообразие видов 3) приспособленность

2) видообразование 4) наследственную изменчивость

6. Фаза деления клетки, в которой хроматиды расходятся к полюсам

1) метафаза 2) профаза 3) анафаза 4) телофаза

7. Какой генотип является дигетерозиготным?

1) АаВв 2) ааВВ 3) ААвв 4) АаВВ

8. Антикодон т-РНК УУЦ соответствует коду ДНК:

1) ААГ; 2) ТТЦ 3) ТТГ 4)ЦЦЦ
9. При скрещивании томатов с красными и желтыми плодами получено потомство, у которого половина плодов была красная, а половина желтая. Каковы генотипы родителей?

1) АА х аа 2) Аа х АА 3) АА х АА 4) Аа х аа

10. Первый закон Г. Менделя называется законом

1) расщепления 2) единообразия 3) сцепленного наследования 4) независимого наследования

3. Установите правильную последовательность процессов биосинтеза белка.

А) Синтез и -РНК на ДНК Б) Разрыв водородных связей ДНК

В) Выход и -РНК в цитоплазму Г) Образование белка и его отрыв от рибосомы

Д) Присоединение аминокислот к т-РНК Е) Взаимодействие т-РНК с и-РНК

1

2

3

4

5

6


4. Какое размножение является более прогрессивным? Почему?

Ответы: 2 вариант.

1 задание

2 задание

1.генетика

2.консументы

3.вид

4. популяция

5. продуценты

6. рибосома

7. комплекс Гольджи

8. естественный отбор

9. дегенерация

10. митоз

1) 1

2) 2

3) 3

4) 1

5)4

6)3

7) 1

8) 1

9) 4

10) 2

3 задание

1

2

3

4

5

6

б

а

в

д

е

г

Ответы:1 вариант

1 задание

2 задание

1.цитология

2. ядро

3. фагоцитоз

4. митохондрии

5. гетеротрофы

6. микроэволюция

7. редуценты

8. ароморфоз

9. экосистема

10. 1)естественный отбор 2) изменчивость

3) борьба за существование

1) 1

2) 4

3)3

4) 4

5) 3

6) 3

7) 3

8) 2

9) 4

10) 2

3 задание

1

2

3

4

5

6

б

а

а

б

б

а



© 2010-2022