- Преподавателю
- Биология
- «Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков»
«Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Селенок Д.А. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Поурочное планирование 9 класс
Тема: «Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков».
Цель урока:
-
Ознакомить учащихся с основными видами аллельного и неаллельного взаимодействия генов;
-
Показать характер проявления признаков в результате различных комбинаций генов;
-
Выявить характер расщепления признаков при различных типах аллельного и неаллельного взаимодействия генов.
Учебно - воспитательные задачи:
Образовательные:
-активизировать знания учащихся о полном и неполном доминировании, наследовании групп крови человека;
-познакомить учащихся с видами взаимодействия аллельных и неаллельных генов;
-дать представление о множественном действии генов;
-ввести следующие понятия: «доминирование», «полимерия», «множественное действие генов»;
-закрепить полученные знания в ходе выполнения заданий различного типа;
-продолжить практику решения задач по генетике (на неполное доминирование и полимерию).
Развивающие:
-продолжить работу по развитию ОУУН (учебно-интеллектуальных, учебно-коммуникативных и т.д.);
-развитие психических познавательных процессов (внимание, восприятие и т.д.);
-отработка навыков решения задач по генетике (правила записи, алгоритм действий и т.д.).
Воспитательные:
-развитие познавательного интереса к предмету;
-способствовать повышению мотивации учения;
-создание условий для развития и саморазвития личности учащихся.
Тип урока: Изучение нового учебного материала.
Методы:
-объяснительно - иллюстративные;
-репродуктивные.
Оборудование, наглядные пособия:
-тексты заданий и задачи (раздаточный материал);
-рисунки для демонстрации (по группам крови и полимерии);
-схема «Множественное действие генов» (раздаточный материал)
-компьютер, проектор, экран, презентация «Взаимодействие генов» .
Ход урока:
I Организационный момент
Проверка личного состава учащихся и визуальной готовности класса к уроку.
II Проверка знаний учащихся
Опрос по предыдущей теме урока «Хромосомная и цитоплазматическая наследственность».
-
Какие растения использовали К. Корренс и Э. Баур для проведения экспериментов по исследованиям цитоплазматической наследственности?
-
В чём сущность пластидного наследования?
-
Дайте характеристику наследования через митохондрии?
Проверка выполнения задания №4, на стр. 168 «Заполните таблицу».
III Изучение нового материала:
Учитель. В организме могут присутствовать сотни тысяч генов, каждый из которых определяет развитие какого-то признака, независимо от других. Однако между различными генами существуют разные типы взаимодействия, обусловленные сложными отношениями как между аллельными, так и между неаллельными генами. Об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. Обсудим также способность гена оказывать влияние на работу других генов и формирование большого количества признаков
а) Взаимодействие аллельных генов.
Учитель. Начнем с взаимодействия аллельных генов, тем более что это нам знакомо, хотя и несколько в иной плоскости.
Задание 1.Предлагаются 2 генетические схемы (желательно с рисунками растений).
Полное доминирование Неполное доминирование
А - желтые семена. А - красные цветки
а - зеленые семена а - белые цветки
Р ♀ АА × ♂ аа Р ♀ АА × аа
жел. зел. крас. бел.
F1 Аа F1 Аа
жел. розовые
F2 АА : 2Аа : аа F2 АА : 2Аа : аа
жел. жел. зел. крас. роз. Бел.
Расщепление по фенотипу: 3:1 Расщепление по фенотипу: 1:2:1
Учитель. В том и в другом случае (« А» и «Б» ) скрещиваются две гомозиготы (доминантная и рецессивная). Объясните, почему в случае с « горохом» гибриды первого поколения по фенотипу точно соответствуют одному из родителей. А в случае с «ночной красавицей» у гибридов первого поколения проявился совершенно другой признак, не соответствующий ни одному из родителей.
Дополнительный вопрос (по необходимости). Как ведут себя в гетерозиготе аллели «А» и «а» по отношению друг к другу?
Записываем.
1.Взаимодействие аллельных генов.
1.Полное доминирование.
Пример: окраска семян гороха.
2.Неполное доминирование.
Пример: окраска цветков ночной красавицы.
В гетерозиготе (Аа) доминантная аллель (А) подавляет проявление рецессивной (а) полностью при полном доминировании и неполностью - при неполном доминировании. (Вторую часть определения сначала попросить учащихся подробно сформулировать устно, а затем кратко записать).
Вопрос. Вспомните, как ещё называется неполное доминирование?
Учитель. Действительно, другое название «неполного доминирования» - «промежуточный характер наследования» и многие воспринимают это буквально как в случае с ночной красавицей (белые × красные → розовые). Но это далеко не так. Примеры:
-андалузские куры (АА - черное оперение, аа - белое, а Аа - голубое);
-норка (АА - темный мех, аа - белый, а Аа - светлая окраска с темным крестом);
-лошадь (АА - белая масть, аа - гнедая, а Аа - золотисто - желтая).
Сделайте вывод. (У гибридов F1 появляется новый признак, не характерный для родителей).
Кодоминирование
-
При кодоминировании (гетерозиготный организм содержит два разных доминантных аллеля, например А1 и А2 или JA и JB), каждый из доминантных аллелей проявляет свое действие, т.е. участвует в проявлении признака.
-
Расщепление по фенотипу в F2 1:2:1
Примером кодоминирования служит IV группа крови человека в системе АВО: генотип -JA, JB, фенотип - АВ, т.е. у людей с IV группой крови в эритроцитах синтезируется и антиген А (по программе гена JA), и антиген В (по программе гена JB).
б) Взаимодействие неаллельных генов.
Эпистаз
-
Подавление проявления генов одной аллельной пары генами другой.
-
Гены, подавляющие действие других неаллельных генов, называются супрессорами (подавителями).
-
Доминантный эпистаз (расщепление по фенотипу 13:3) и рецессивным (расщепление по фенотипу 9:3:4)
эпистаз
Рецессивный
Доминантный
Расщепление по фенотипу в F2 9:3:4
Расщепление по фенотипу в F2 13:3
Комплементарность
Явление, когда признак развивается только при взаимном действии двух доминантных неаллельных генов, каждый из которых в отдельности не вызывает развитие признака
Расщепление по фенотипу 9:7
Полимерия
Явление, когда несколько неаллельных доминантных генов отвечают за сходное воздействие на развитие одного и того же признака.
Чем больше таких генов, тем ярче проявляется признак (цвет кожи, удойность коров)
IV Закрепление знаний
Задача №1.
Если негритянка (A1A1A2A2) и белый мужчина (a1 a1 a2 a2) имеют детей, то в какой пропорции можно ожидать появление детей - полных негров, мулатов и белых?
Решение задачи
Обозначение генов:
А1, А2 гены определяющие наличие пигмента
а1, а2 гены определяющие отсутствие пигмента
Решение:
V Итог урока
Выводы:
1. Генотип - это система, взаимодействующих генов.
2. Целостность этой системы характеризуется взаимосвязью и согласованностью
биохимических и физиологических процессов.
3. Взаимодействуют друг с другом как аллельные, так и неаллельные гены, расположенные в различных локусах одних и тех же и разных хромосом.
VI Домашнее задание
§44, стр.171-176. Задача №2 и №4 стр.177;