• Преподавателю
  • Биология
  • «Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков»

«Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков»

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поурочное планирование 9 класс

Тема: «Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков».

Цель урока:

  • Ознакомить учащихся с основными видами аллельного и неаллельного взаимодействия генов;

  • Показать характер проявления признаков в результате различных комбинаций генов;

  • Выявить характер расщепления признаков при различных типах аллельного и неаллельного взаимодействия генов.

Учебно - воспитательные задачи:

Образовательные:

-активизировать знания учащихся о полном и неполном доминировании, наследовании групп крови человека;

-познакомить учащихся с видами взаимодействия аллельных и неаллельных генов;

-дать представление о множественном действии генов;

-ввести следующие понятия: «доминирование», «полимерия», «множественное действие генов»;

-закрепить полученные знания в ходе выполнения заданий различного типа;

-продолжить практику решения задач по генетике (на неполное доминирование и полимерию).

Развивающие:

-продолжить работу по развитию ОУУН (учебно-интеллектуальных, учебно-коммуникативных и т.д.);

-развитие психических познавательных процессов (внимание, восприятие и т.д.);

-отработка навыков решения задач по генетике (правила записи, алгоритм действий и т.д.).

Воспитательные:

-развитие познавательного интереса к предмету;

-способствовать повышению мотивации учения;

-создание условий для развития и саморазвития личности учащихся.

Тип урока: Изучение нового учебного материала.

Методы:

-объяснительно - иллюстративные;

-репродуктивные.

Оборудование, наглядные пособия:

-тексты заданий и задачи (раздаточный материал);

-рисунки для демонстрации (по группам крови и полимерии);

-схема «Множественное действие генов» (раздаточный материал)

-компьютер, проектор, экран, презентация «Взаимодействие генов» .

Ход урока:

I Организационный момент

Проверка личного состава учащихся и визуальной готовности класса к уроку.

II Проверка знаний учащихся

Опрос по предыдущей теме урока «Хромосомная и цитоплазматическая наследственность».

  1. Какие растения использовали К. Корренс и Э. Баур для проведения экспериментов по исследованиям цитоплазматической наследственности?

  2. В чём сущность пластидного наследования?

  3. Дайте характеристику наследования через митохондрии?

Проверка выполнения задания №4, на стр. 168 «Заполните таблицу».

III Изучение нового материала:

Учитель. В организме могут присутствовать сотни тысяч генов, каждый из которых определяет развитие какого-то признака, независимо от других. Однако между различными генами существуют разные типы взаимодействия, обусловленные сложными отношениями как между аллельными, так и между неаллельными генами. Об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. Обсудим также способность гена оказывать влияние на работу других генов и формирование большого количества признаков

а) Взаимодействие аллельных генов.

Учитель. Начнем с взаимодействия аллельных генов, тем более что это нам знакомо, хотя и несколько в иной плоскости.

Задание 1.Предлагаются 2 генетические схемы (желательно с рисунками растений).

Полное доминирование Неполное доминирование

А - желтые семена. А - красные цветки

а - зеленые семена а - белые цветки

Р ♀ АА × ♂ аа Р ♀ АА × аа

жел. зел. крас. бел.

F1 Аа F1 Аа

жел. розовые

F2 АА : 2Аа : аа F2 АА : 2Аа : аа

жел. жел. зел. крас. роз. Бел.

Расщепление по фенотипу: 3:1 Расщепление по фенотипу: 1:2:1

Учитель. В том и в другом случае (« А» и «Б» ) скрещиваются две гомозиготы (доминантная и рецессивная). Объясните, почему в случае с « горохом» гибриды первого поколения по фенотипу точно соответствуют одному из родителей. А в случае с «ночной красавицей» у гибридов первого поколения проявился совершенно другой признак, не соответствующий ни одному из родителей.

Дополнительный вопрос (по необходимости). Как ведут себя в гетерозиготе аллели «А» и «а» по отношению друг к другу?

Записываем.

1.Взаимодействие аллельных генов.

1.Полное доминирование.

Пример: окраска семян гороха.

2.Неполное доминирование.

Пример: окраска цветков ночной красавицы.

В гетерозиготе (Аа) доминантная аллель (А) подавляет проявление рецессивной (а) полностью при полном доминировании и неполностью - при неполном доминировании. (Вторую часть определения сначала попросить учащихся подробно сформулировать устно, а затем кратко записать).

Вопрос. Вспомните, как ещё называется неполное доминирование?

Учитель. Действительно, другое название «неполного доминирования» - «промежуточный характер наследования» и многие воспринимают это буквально как в случае с ночной красавицей (белые × красные → розовые). Но это далеко не так. Примеры:

-андалузские куры (АА - черное оперение, аа - белое, а Аа - голубое);

-норка (АА - темный мех, аа - белый, а Аа - светлая окраска с темным крестом);

-лошадь (АА - белая масть, аа - гнедая, а Аа - золотисто - желтая).

Сделайте вывод. (У гибридов F1 появляется новый признак, не характерный для родителей).

Кодоминирование

  • При кодоминировании (гетерозиготный организм содержит два разных доминантных аллеля, например А1 и А2 или JA и JB), каждый из доминантных аллелей проявляет свое действие, т.е. участвует в проявлении признака.

  • Расщепление по фенотипу в F2 1:2:1

Примером кодоминирования служит IV группа крови человека в системе АВО: генотип -JA, JB, фенотип - АВ, т.е. у людей с IV группой крови в эритроцитах синтезируется и антиген А (по программе гена JA), и антиген В (по программе гена JB).

б) Взаимодействие неаллельных генов.

Эпистаз

  • Подавление проявления генов одной аллельной пары генами другой.

  • Гены, подавляющие действие других неаллельных генов, называются супрессорами (подавителями).

  • Доминантный эпистаз (расщепление по фенотипу 13:3) и рецессивным (расщепление по фенотипу 9:3:4)

эпистаз

Рецессивный

Доминантный





Расщепление по фенотипу в F2 9:3:4

Расщепление по фенотипу в F2 13:3

Комплементарность

Явление, когда признак развивается только при взаимном действии двух доминантных неаллельных генов, каждый из которых в отдельности не вызывает развитие признака

Расщепление по фенотипу 9:7

Полимерия

Явление, когда несколько неаллельных доминантных генов отвечают за сходное воздействие на развитие одного и того же признака.

Чем больше таких генов, тем ярче проявляется признак (цвет кожи, удойность коров)

IV Закрепление знаний

Задача №1.

Если негритянка (A1A1A2A2) и белый мужчина (a1 a1 a2 a2) имеют детей, то в какой пропорции можно ожидать появление детей - полных негров, мулатов и белых?

Решение задачи

Обозначение генов:

А1, А2 гены определяющие наличие пигмента

а1, а2 гены определяющие отсутствие пигмента

Решение:

«Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков».

V Итог урока

Выводы:

1. Генотип - это система, взаимодействующих генов.

2. Целостность этой системы характеризуется взаимосвязью и согласованностью

биохимических и физиологических процессов.

3. Взаимодействуют друг с другом как аллельные, так и неаллельные гены, расположенные в различных локусах одних и тех же и разных хромосом.

VI Домашнее задание

§44, стр.171-176. Задача №2 и №4 стр.177;

© 2010-2018