РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Биология (профильный уровень) 10-11 класс

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов (профильный уровень) составлена на; основе авторской программы А.В. Теремов, Р.А. Петросова, «Программа для общеобразовательных учреждений. Биологи. Биологические системы и процессы. 10-11 классы (профильный уровень)» в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, в соответствии с «Региональным базисным учебным планом общеобразовательных учрежд...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение Первомайская средняя общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА

Протокол заседания приказом МОУ ПСОШ

методического совета от 02.09.2014 года №69

от 02.09.2014 №1






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Биология (профильный уровень)

10-11 класс 2014-2015 учебный год






Составил: учитель

И.И. Комзолова







г. Первомайск 2014 год






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов (профильный уровень) составлена на; основе авторской программы А.В. Теремов, Р.А. Петросова, «Программа для общеобразовательных учреждений. Биологи. Биологические системы и процессы. 10-11 классы (профильный уровень)» в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, в соответствии с «Региональным базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Нижегородской области», утвержденным приказом Министерства образования и науки Нижегородской области от 04. 03. 2005 г №57; методическими рекомендациями «О преподавании биологии в 2009-2010 учебном году» ГОУ ДПО НИРО.

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В рабочей программе нашли отражение следующие цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования:

  • освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в

природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

  • приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

  • Это позволяет решать задачи повышения качества образования, личностного развития и социализации учащихся в соответствии с миссией школы и целями работы на 2014-2015 учебный год.

Общая характеристика предмета

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. В программе нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.

На профильном уровне биологическое образование призвано обеспечить выбор учащимися будущей профессии, овладение знаниями, необходимыми для поступления в учреждения среднего и высшего профессионального образования и продолжения изучения биологии на биологических, медицинских, агротехнических специальностях и факультетах.

При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметных по своей сущности. В старшей школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

На изучение биологии на профильном уровне отводится 210 часов, в том числе 105 часов в 10 классе и 105 часов в 11 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии на профильном уровне в объеме 3 часа в неделю в 10 классе и 3 часа в неделю в 11 классе.

Результаты освоения учебных программ

В результате изучения биологии на профильном уровне ученики смогут:

Называть:

  • основные вехи в истории биологии; имена выдающихся учёных, внёсших вклад в становление и развитие биологических знаний;

  • научные факты, законы, теории, концепции современной биологии; биологические системы разного уровня организации;

  • причины, приведшие к дифференциации биологических знаний на отдельные отрасли; другие науки, связанные с биологией.

Характеризовать:

  • естественно-научные, социально-исторические предпосылки важнейших открытий в биологических науках;

  • биологические системы и происходящие в них процессы;

  • методы изучения биологических систем и явлений живой природы;

  • систему взглядов человека на живую природу и место в ней человека.

Обосновывать:

  • значение научных открытий в биологии, медицине и экологии для общечеловеческой культуры;

  • неизбежность синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;

  • меры безопасного поведения в окружающей природной среде, в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Сравнивать:

  • разные биологические концепции и теории;

  • взгляды на взаимоотношения человека и природы на разных исторических этапах развития общества;

  • естественно-научные и социогуманитарные подходы к рассмотрению человека и природы, материальные и духовные начала в его мышлении.

Оценивать:

  • значение важнейших научных открытий для биологии, медицины и экологии;

  • информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии, их практическое и нравственно-этическое значение;

  • возможные последствия своей деятельности для существования отдельных биологических объектов, целых природных сообществ и экосистем.

Приводить примеры:

  • использования достижений современной биологии для решения экологических, демографических и социально-экономических проблем;

  • положительного и отрицательного влияния человека на живую природу;

  • применения биологических и экологических знаний для сохранения биоразнообразия как условия устойчивого существования биосферы.

Делать вывод:

  • о социокультурных, философских и экономических причинах развития биологии и экологии;

о необходимости рассмотрения основных концепций биологии и экологии в аспекте их исторической обусловленности, экономической значимости;

  • о результатах проведённых биологических, экологических наблюдений и экспериментов.

Участвовать:

  • в организации и проведении биологических и экологических наблюдений и экспериментов, наблюдении за сезонными изменениями и поступательным развитием биогеоценозов;

  • в дискуссиях по обсуждению проблем, связанных с биологией, экологией и медициной, формулировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по этим проблемам;

в коллективно-групповой деятельности по поиску и систематизации дополнительной информации при подготовке к семинарским занятиям, по написанию докладов, рефератов, выполнению проектов и исследовательских работ.

Соблюдать:

• правила бережного отношения к природным объектам, имеющим важное значение для устойчивого сосуществования человечества и природы;

• меры профилактики вирусных заболеваний человека, генных болезней и болезней с наследственной предрасположенностью.







Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Биология» в 10-11 классах (профильный уровень) соответствует содержанию авторской программы А.В. Теремова, Р.А. Петросовой и включает в себя разделы:

10 класс


  1. Биологические системы, процессы и их изучение (3 часа).

  2. Цитология - наука о клетке (2 часа).

  3. Химическая организация клетки (9 часов).

  4. Строение и функции клетки (7 часов).

  5. Обмен веществ и превращение энергии в клетке (11 часов).

  6. Жизненный цикл клетки (5 часов).

  7. Строение и функции организмов (16 часов).

  8. Размножение и развитие организмов (8 часов).

  9. Генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов (2 часа).

  10. Закономерности наследственности (12 часов).

  11. Закономерности изменчивости (7 часов).

  12. Генетика человека (5 часов).

  13. Селекция организмов (6 часов).

  14. Биотехнология (7 часов)

  15. Обобщение (3 час)





11 класс

  1. История эволюционного учения (7 часов).

  2. Микроэволюция (10 часов).

  3. Макроэволюция (7 часов).

  4. Возникновение и развитие жизни на Земле (14 часов).

  5. Человек - биосоциальная система (19 часов).

  6. Экология - наука о надорганизменных системах (2 часа).

  7. Организмы и среда обитания (14 часов).

  8. Экологическая характеристика вида и популяции (5 часов).

  9. Сообщества и экологические системы (10 часов).

  10. Биосфера - глобальная экосистема (3 часа).

  11. Человек и окружающая среда (10 часов).

Заключение (1 час).










Календарно-тематическое планирование уроков биологии (профиль)

10 класс.


№ п\п

Дата проведения

Тема урока

Фактическая дата

Примечание

Глава 1. Биологические системы, процессы и их изучение (3 ч)

1.


Введение.

Организация биологических систем.


2.


Разнообразие биологических систем и процессов.


3.


Изучение биологических систем и процессов.


Глава 2. Цитология - наука о клетке (2 ч)

4.


История открытия и изучение клетки. Клеточная теория


5.


Методы изучение клетки.

Лабораторная работа № 1 «Устройство светового и электронного микроскопа, техника микроскопирования»


Глава 3. Химическая организация клетки (9ч)

6.


Вода и минеральные вещества.


7.


Белки. Состав и строение белков.


8.


Свойства и функции белков.

Лабораторная работы № 2. «Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках».


9.


Углеводы


10.


Липиды


11.


Нуклеиновые кислоты. ДНК.


12.


Нуклеиновые кислоты. РНК. АТФ.


13.


Обнаружение органических веществ и биологических объектах.

Лабораторная работа № 3 «Обнаружение белков, углеводов. липидов с помощью качественных реакций»


14.

Обобщение


Глава 4 . Строение и функции клетки (7 ч)

15.


Плазматическая мембрана.

Лабораторная работа № 4 «Движение плазмы в клетках растений».


16.


Клеточная стенка.

Лабораторная работа № 5 «Плазмолиз и деплазмолиз в растительных клетках».


17.


Цитоплазма и одномембранные органоиды клетки.


18.


Полуавтономные органоиды клетки.


19.


Немембранные органоиды клетки.


20.


Ядро. Прокариотическая клетка.

Лабораторная работа № 6 « Изучение строения клеток различных организмов под микроскопом».


21


Обобщение


Глава 5. Обмен веществ и превращение энергии в клетке (11 ч)

22


Ассимиляция и диссимиляция - две стороны обмена веществ.


23


Ферментативные реакции. Ферменты.

Лабораторная работа № 7 «Изучение каталической активности фермента амилазы»


24


Пластический обмен. Фотосинтез. Световая фаза.


25.


Фотосинтез. Темновая фаза. Значение фотосинтеза.

Лабораторная работа № 8 « Изучение фотосинтеза и условий его протекания».


26.


Хемосинтез.


27.


Энергетический обмен. Подготовительный и бескислородный этапы.


28.


Кислородный этап энергетического обмена.


29.


Реакции матричного синтеза.


30.


Биосинтез белка.


31.


Регуляция обменных процессов в клетке.


32.


Обобщение.


Глава 6. Жизненный цикл клетки (5 ч)

33.


Клеточный цикл и его периоды.


34.


Матричный синтез ДНК.


35.


Хромосомы. Хромосомный набор клетки.

Лабораторная работа № 9 « Изучение морфологии и хромосом на временном препарате корешков кормовых бобов»


36.


Деление клетки. Митоз.

Лабораторная работа № 10 «Изучение фазмитоза на постоянном микропрепарате кончика корешка лука»


37.


Обобщение.


Глава 7. Строение и функции организмов (16 ч.)

38.


Организм как единое целое


39.


Ткани и органы.

Лабораторная работа № 11 «Строение и функции вегетативных и генеративных органов растений и животных».


40.


Опора тела у растений и беспозвоночных животных.


41.


Скелет позвоночных животных.


42.


Движение организмов.


43.


Скелетная мускулатура.


44.


Питание организмов.


45.


Дыхание организмов.


46.


Транспорт веществ у организмов. Кровообращение.


47.


Лимфообращение.


48.


Выделение у организмов.


49.


Защита организмов.


50.


Иммунитет и иммунная система.


51.


Раздражимость и рефлекторная регуляция у организмов.


52.


Гуморальная регуляция у организмов.


53.


Обобщение.


Глава 8. Размножение и развитие организмов (8 ч.)

54.


Формы размножения организмов.


55.


Мейоз.


56.


Гаметогенез у животных.

Лабораторная работа № 12 «Изучение гаметогенеза и строения зрелых половых клеток животных на постоянных микропрепаратах».


57.


Оплодотворение и эмбриональное развитие животных.


58.


Рост и развитие животных.


59.


Размножение и развитие растений.


60.


Неклеточные формы жизни - вирусы.


61.


Обобщение.


Глава 9. Генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов (2 ч.)

62.


История становления и развития генетики.


63.


Основные генетические понятия и символы. Методы генетики.


Глава 10. Закономерности наследственности (12 ч.)

64.


Моногибридное скрещивание


65.


Полное и неполное доминирование


66.


Анализирующее скрещивание


67.


Дигибридное скрещивание.

Лабораторная работа № 13 «Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы».


68.


Сцепленное наследование признаков.


69.


Хромосомная теория наследственности.


70.


Генетика пола.


71.


Множественное действие и взаимодействие генов.


72.


Взаимодействие неаллельных генов.


73.


Взаимодействие неаллельных генов.


74.


Взаимодействие неаллельных генов.


75.


Обобщение


Глава 11. Закономерности изменчивости (7 ч.)

76.


Изменчивость признаков.


77.


Модификационная изменчивость.

Лабораторная работа № 14 «Изучение модификационной изменчивости. Построение вариационного ряда и вариационной кривой».


78.


Наследственная изменчивость.


79.


Генотипические мутации.


80.


Генотипические мутации.


81.


Закономерности мутационного процесса


82.


Обобщение.


Глава 12. Генетика человека (5 ч.)

83.


Геном человека.


84.


Методы изучения генетики человека.


85.


Наследственные заболевания человека.

Лабораторная работа № 15 «Составление и анализ родословных человека».


86.


Значение генетики для медицины.


87.


Обобщение.


Глава 13. Селекция организмов (6 ч.)

88.


Селекция как процесс и наука.

Лабораторная работа № 16 «Описание фенотипов сортов культурных растений и пород домашних животных. Сравнение их с видами-предками».


89.


Искусственный отбор.


90.


Экспериментальный мутагенез. Получение полиплоидов.


91.


Внутривидовая гибридизация. Гетерозис.


92.


Отдалённая гибридизация.


93.


Достижения селекции в России.

Экскурсия № 1 «Основные методы и достижения селекции растений и животных» (на селекционную станцию, племенную ферму, сортоиспытательный участок или в тепличное хозяйство).


Глава 14. Биотехнология (7 ч.)

94.


Биотехнология как отрасль производства.


95.


Микробиологическая технология.


96.


Клеточная технология и инженерия (на примере растений).


97.


Клеточная технология и инженерия (на примере животных).


98.


Хромосомная и генная инженерия.


99.


Достижения биотехнологии в России.

Экскурсия № 2 «Биотехнология - важнейшая производительная сила современности» (на биотехнологическое производство).


100.


Обобщение по теме: «Обмен веществ и превращение энергии в клетке».


101.


Обобщение по теме: «Закономерности наследственности»


102.


Обобщение по теме: «Закономерности изменчивости».












Календарно-тематическое планирование уроков биологии (профиль)

11 класс.

п/п

Дата

проведения

Тема урока

Фактическая

дата

Примечание

Глава 1 . История эволюционного учения (7 часов)

1.

Зарождение эволюционных представлений.

2

Первые эволюционные концепции.

3

Предпосылки возникновения дарвинизма. Научная деятельность Ч. Дарвина.

4

Эволюция культурных форм организмов (по Ч. Дарвину)

5

Эволюция видов в природе (по Ч. Дарвину)

6

Развитие эволюционной теории Ч. Дарвина.

7

Обобщение.

Глава 2. Микроэволюция (10 часов)

8

Генетические основы эволюции

9

Движущие силы (факторы) эволюции

10

Движущие силы (факторы) эволюции

11

-

Естественный отбор

12

Формы естественного отбора

13

Приспособленность организмов

14

Лабораторная работа № 1 «Описание приспособленности


организмов и её относительный характер»

15

Вид, его критерии и структура Лабораторная работа № 2 «Изучение критериев вида»

16


Видообразование


17

Обобщение

Глава 3. Макроэволюция (7 часов)

18

Палеонтологические и биогеографические методы изучения эволюции

19

Эмбриологические и сравнительно-морфологические методы изучения эволюции

20

Молекулярно-биохимические, генетические и математические методы изучения эволюции

21

Направления и пути эволюции.

22

Формы направленной эволюции.


Лабораторная работа № 3 «Ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных»

23

Общие закономерности (правила) эволюции

24

Обобщение

Глава 4. Возникновение и развитие жизни на Земле (14 часов)

25


Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле

26

Основные этапы неорганической эволюции

27

Начало органической эволюции

28

Формирование надцарств организмов

29

Основные этапы эволюции растительного мира

30

Основные этапы эволюции животного мира


31

История Земли и методы её изучения

32

Развитие жизни в архее и протерозое

33

Развитие жизни в палеозое

34

Развитие жизни в мезозое

35

Развитие жизни в кайнозое

36

Современная система органического мира

37

Эволюция органического мира на Земле. Экскурсия «Эволюция органического мира на Земле» (в краеведческий музей)

38

Обобщение

Глава 5. Человек - биосоциальная система (19 часов)

40

Становление представления о происхождении человека

41

Трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса


42

Сходство человека с животными


43

Отличие человека от животных

44

Движущие силы (факторы) антропогенеза

45

Основные стадии антропогенеза: дриопитеки

46

Протоантроп - предшественник человека

47

Архантроп - древнейший человек

48

Палеоантроп - древний человек

49

Неоантроп - первый современный человек.

50

Эволюция современного человека

51

Человеческие расы: время, место и причины возникновения

52

Единство человеческих рас

53

Приспособленность человека к разным условиям среды. Лабораторная работа № 4 «Изучение экологических адаптаций человека»

54

Человек как часть природы и общества

55

Происхождение человека

56

Обобщение

57

Обобщение

Глава 6. Экология - наука о надорганизменных системах (2 часа )

58

Зарождение и развитие экологии. Разделы экологии

59


Методы экологии

Глава 7. Организмы и среда обитания (14 часов)

60

Среды обитания организмов

61

Экологические факторы и закономерности их действия

62

Свет как экологический фактор

63

Температура как экологический фактор

64

Влажность как экологический фактор

65


Приспособленность растений к среде обитания. Лабораторная работа № 5 «Сравнение анатомических особенностей растений из разных мест обитания».

66

Газовый и ионный состав среды

67

Почва и рельеф. Погодные и климатические факторы

68

Почва как экологический фактор. Лабораторная работа № 6 « Методы измерения эдафических факторов среды обитания»

69

Биологические ритмы. Приспособления организмов к сезонным изменениям условий среды

70

Жизненная форма организмов. Лабораторная работа № 7 «Описание жизненных форм у растений и животных».

71

Биотические взаимодействия


72

Биотические взаимодействия

73

Обобщение

Глава 8. Экологическая характеристика вида и популяции

74

Экологическая ниша вида. Лабораторная работа № 8 «Изучение экологической ниши


у разных видов растений и животных».

75

Экологические характеристики популяции

76


Экологическая структура популяции

77

Динамика популяции и её регуляция. Лабораторная работа № 9 «Рост популяции мучного хрущака при разной её плотности и ограниченности ресурсов среды».

78

Обобщение

9. Сообщества и экологические системы (10 часов)

79

Сообщества организмов: структуры и связи

80

Экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии

81

Основные показатели экосистем

82

Свойства биогеоценозов

83

Природные экосистемы

84

Антропогенные экосистемы

85

Структуры и процессы в экосистемах. Лабораторная работа № 10 «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах».

86

Биоразнообразие - основа устойчивости сообществ

87

Биогеоценозы нашей местности. Экскурсия «Типичный биогеоценоз»

88

Обобщение

Глава 10. Биосфера - глобальная экосистема (3 часа)

89

Биосфера - живая оболочка Земли

90


Закономерности существования биосферы

91

Основные биомы Земли

Глава 11. Человек и окружающая среда (10 часов)

92

Человечество в биосфере Земли

93

Загрязнение воздушной среды. Охрана воздуха.

94

Загрязнение водной среды. Охрана водных ресурсов.

95

Разрушение почвы и изменение климата. Охрана почвенных ресурсов и защита климата

96

Антропогенное воздействие на растительный и животный мир

97

Охрана растительного и животного мира

98

Рациональное природопользование и устойчивое развитие

99

Сосуществование человечества и природы


100


Рациональное использование природных ресурсов. Экскурсия « Проблемы рационального использования водных ресурсов» (на водоочистительную станцию).

«

101

Обобщение по разделу



«Биология. Биологические системы и процессы»

102

Заключение















Оценочные и методические материалы.

Система оценки достижений планируемых результатов.

Оценка учебных достижений учащихся осуществляется по результатам:

  • проведения поурочного устного опроса учащихся,

  • проведения практических (лабораторных работ),

  • проведения письменных самостоятельных и контрольных работ,

  • проведения тестирования,

  • по результатам промежуточной аттестации в форме тестирования.

Критерии оценивания

  • Оценка устного ответа учащихся

  • Отметка "5" ставится в случае:

  • 1. Знания, понимания, глубины освоения учащимися всего объёма программного материала.

  • 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

  • 3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

  • Отметка "4":

  • 1. Знание всего изученного программного материала.

  • 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

  • 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

  • Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

  • 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

  • 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

  • 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

  • Отметка "2":

  • 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

  • 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

  • 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

  • Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

  • Отметка "5" ставится, если ученик:

  • 1.Правильно определил цель опыта.

  • 2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

  • 3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

  • 4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

  • 5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

  • 6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

  • Отметка "4" ставится, если ученик:

  • 1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

  • 2. Или было допущено два-три недочета.

  • 3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
    4. Или эксперимент проведен не полностью.

  • 5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

  • Отметка "3" ставится, если ученик:

  • 1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

  • 2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

  • 3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

  • 4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

  • Отметка "2" ставится, если ученик:

  • 1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

  • 2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
    3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

  • 4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

  • Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

  • Отметка "5" ставится, если ученик:

  • 1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

  • 2.Допустил не более одного недочета.

  • Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • 1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

  • 2. Или не более двух недочетов.

  • Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

  • 1. Не более двух грубых ошибок.

  • 2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

  • 3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

  • 4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

  • 5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

  • Отметка "2" ставится, если ученик:

  • 1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

  • 2. Или если правильно выполнил менее половины работы.



  • Оценка тестирования учащихся

  • Отметка "5" ставится в случае:

  • 1.Если выполнено более 80% .

  • Отметка "4" ставится в случае:

  • 1.Если выполнено от 66 до 80%.

  • Отметка "3" ставится в случае:

  • 1.Если выполнено от 50 до 60%.

  • Отметка "2" ставится в случае:

  • 1.Если выполнено ниже 50%.

Диагностические и контрольно-измерительные материалы.

При осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся используются:

  • Открытые банки заданий федерального института педагогических измерений fipi.ru/

  • ЕГЭ 2013. Биология. Федеральный банк экзаменационных материалов /Автор-составитель Р.А. Петросова - М.: Эксмо, 2013.

  • ЕГЭ 2012. Биология: сборник заданий. /Г.И.Лернер. - М.: Эксмо, 2012.





© 2010-2022