Школьный этап олимпиады по биологии (7 класс)

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии 2015-2016 учебный год

7 класс

Максимальный балл - 45


Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Наука, изучающая развитие живой природы по отпечаткам и окаменелостям, которые находят в земной коре:
а) систематика

б) история

в) палеонтология

г) эволюция

2. Плод образует:

а) папоротник

б) яблоня

в) водоросль

г) сосна.

3.К растениям-паразитам относится: а) заразиха

б) венерина мухоловка

в) пырей

г) росянка

4.Почему грибы нельзя считать растениями

а) у них нет корней

б) у них нет листьев

в) их клетки не содержат хлоропластов, и поэтому в них не происходит фотосинтез

г) они не имеют тканей

5. Из названных растений можно считать водорослью:

а) ряску

б) элодею

в) морскую капусту

г) кувшинку

6. Малое количество жиров содержится в семенах

а) конопли

б) льна

в) гороха

г) подсолнечника

7. Какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке?

Школьный этап олимпиады по биологии (7 класс)

а) развитие

б) раздражимость

в) клеточное строение

г) единство химического состава

8. У моркови имеется:

а) корнеклубень

б) корневище

в) клубень

г) корнеплод.

9. Хлоропласты есть в клетках:

а) листа красного перца

б) корня земляники

в) кожи лягушки

г) бактерии, вызывающей чуму

10. Много семян находится в плодах:

а) подсолнечника

б) ржи

в) гороха

г) всех этих растений

11. К мохообразным растениям относится:

а) ламинария

б) олений мох

в) сфагнум

г) все эти растения.

12. Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является:

а) развитие из спор

б) наличие цветка
в) развитие из семени

г) редукция спорофита

13. Клетки грибницы снабжают организм лишайника:

а) водой и органическими веществами

б) водой и минеральными веществами

в) исключительно водой

г) кислородом и углекислым газом

14. Манную крупу изготовляют из:
а) пшеницы

б) проса

в) овса

г) ячменя

15. Жизненная форма следующих растений: бамбук, банан, ананас:

а) дерево

б) кустарник

в) кустарничек

г) трава.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех (или более) возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. К зерновым культурам относятся:

I. рожь II. Пшеница III. Хлопчатник IV. Овёс V. Морковь

А) II, IV, V

Б) I, II, III

В) I, II

Г) I, II, IV

2. Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
I. корень погибнет.
II. все растение погибнет.
III. рост корня в длину прекратится.
IV. растение выживет, но будет слабым.
V. начнут расти боковые и придаточные корни.
а) III, IV, V;
б) III, V;
в) I, IV, V;
г) II, IV, V.

3. Выберите правильные утверждения, характерные для процесса фотосинтеза:

I. В результате процесса выделяется углекислый газ.
II. Происходит во всех клетках листа.
III. Происходит круглосуточно
IV. Происходит в хлоропластах.
V. В результате процесса энергия запасается в виде органических веществ.

VI. Для процесса необходимы вода и углекислый газ


а) III, IV, V;
б) II, V, VI,;
в) I, IV, V;
г) IV, V, VI

4. Из перечисленного перечня выберите особенности строения и функций, характерные для листьев растений (не менее трёх). Ответы (буквы) впишите в таблицу, а также перенесите ответ в матрицу.

А) образуют на свету органические вещества из неорганических

Б) поглощают воду и минеральные вещества из почвы

В) защищают растения от перегрева, испаряя воду

Г) представляют собой боковой орган побега

Д) представляют собой осевой орган побега

Е) имеют клеточное строение


Задание 5. Составьте правильно цепь питания, расположив объекты в необходимой последовательности. Ответы (буквы) впишите в таблицу, а также перенесите ответ в матрицу.

А. Щука

Б. Фитопланктон

В. Хищная птица

Г. Карась


Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 10.

  1. Морковь и фасоль имеют стержневую корневую систему

  2. Печеночные мхи - низшие растения.

  3. После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.

  4. Луковица - это видоизмененный корень растения.

  5. Водоросли могут состоять из одной клетки.

  6. Для однодольных растений характерна стержневая корневая система.

  7. В клетках бактерий есть четко оформленное ядро.

  8. Кожица листа относится к покровной ткани.

  9. У мохообразных в коробочках созревают семена.

10. Трутовики находятся в симбиозе с деревьями.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 4 балла (по 2 балла за каждое задание). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1 . Установите соответствие между плодом и растением, для которого он характерен. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами:

Растения

Плод

А. Земляника садовая

1. Ягода

Б. Фасоль обыкновенная

2. Стручок

В. Вишня

3. Боб

Г. Капуста

4. Костянка

Д. Картофель

Е. Слива


А

Б

В

Г

Д

Е


2. Установите соответствие между характеристикой процесса и процессом. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами:


Характеристики процессов

Процессы

А. Кислород выделяется

1. Дыхание

Б. Углекислый газ поглощается

2. Фотосинтез

В. Происходит почти у всех организмов

Г. Происходит только у растений и некоторых бактерий

Д. Поглощается кислород

Е. Происходит на свету и в темноте

Ж) Происходит только на свету


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж



Часть V. Вам предлагаются дать развернутые ответы на вопросы. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 6 баллов (по 2 балла за каждое задание).


  1. Задание. Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день, слаще. Почему?


  1. Задание. Всем известно, что мухомор является ядовитым грибом. Однако для лечения болезней суставов и ревматизма человеком применяется спиртовая настойка мухомора. Как вы можете это объяснить?


  1. Задание. Обычно за неделю до уборки картофеля скашивают ботву. Как Вы думаете, для чего это нужно делать?









Матрица ответов

По набранным баллам определяются три первых места в олимпиаде.

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом:

Задания части I Верное выполнение каждого задания оценивается 1 баллом.

Задание части II В задании выставляются 2 балла за каждое задание.

Задание части III Верное выполнение каждого задания оценивается 1 баллом.

Задание части IV Верное выполнение каждого задания оценивается 2 баллами. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает 1 балл.

За неверный ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.

Задание части V Верное выполнение каждого задания оценивается 2 баллами, если ответ включает все названые элементы в ответе, не содержит биологические ошибки.

1 балл, если ответ включает 1 из названых элементов в ответе и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 вышеназванных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

0 баллов, если ответ неправильный.

Матрица ответов
на задания теоретического тура ___школьного___этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2015-16 уч. год
___7___ класс [максимально 45 баллов]


Часть I. [мах. 15 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

б

а

в

в

в

а

г

а

г

11

12

13

14

15






в

в

б

а

г






ЧастьII. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.

1

2

3

4

5

г

б

г

АВГ

БГАВ

Часть III. [мах. 10 баллов] ___________ баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

"ДА"

+

+

+

+

"нет"

+

+

+

+

+

+

Часть IV. [мах. 4 балла] ___________ баллов

1 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

1

3

4

2

1

4

2 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

2

2

1

2

1

1

2

Часть V. [мах. 6 баллов] ___________________баллов

Ответ на вопрос № 1:

В солнечный день в растении интенсивнее происходит процесс фотосинтеза, в результате чего в плодах накапливается больше углеводов (сахаров).

Ответ на вопрос № 2:

Мухомор относится к ядовитым грибам, и непригоден в пищу ни в каком виде. Мухомор содержит такие химические соединения, которые в малых количествах и при разумном применении могут успешно лечить многие недуги. Хорошо известны старинные рецепты приготовления настойки из мухоморов, которая успешно лечит ревматизм, подагру, варикозное расширение вен и ряд других болезней. Лечение химическими препаратами может вызвать и обратный эффект, по принципу «одно лечится, другое калечится». Растительное и другое природное сырье содержит естественные, сбалансированные, созданные самой природой лекарственные препараты. Вот почему любой, даже самый ядовитый организм при разумном использовании может оказаться целебнее самой дорогостоящей разрекламированной пилюли.

Ответ на вопрос № 3:

Питательные вещества не будут тратиться на рост растения, образование новых побегов и плодов, а начнут оттекать в клубни. Как правило, к концу лета на ботве поселяется паразитический гриб - фитофтора, и скашивание ботвы с последующим ее сжиганием позволит уменьшить риск заражения посадочного материала. Также вместе с ботвой могут быть уничтожены колорадский жук и его личинки, которые наносят огромный вред картофельным плантациям. При ручной уборке картофеля отсутствие ботвы значительно облегчает процедуру копки.




Фамилия ______________________ Имя _________________________

Класс ______________________ Школа _________________________

Матрица ответов
на задания теоретического тура ___школьного___этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2015-16 уч. год
___7___ класс [максимально 45 баллов]


Часть I. [мах. 15 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











11

12

13

14

15
















ЧастьII. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.

1

2

3

4

5


Часть III. [мах. 10 баллов] ___________ баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

"ДА"


"нет"

Часть IV. [мах. 4 балла] ___________ баллов

1 задание

А

Б

В

Г

Д

Е


2 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж



Часть V. [мах. 6 баллов] ___________________баллов

Ответ на вопрос № 1 __________

Ответ на вопрос № 2 __________

Ответ на вопрос № 3___________

Проверил Ф.И.О. _____________________

Итого ______________ баллов

© 2010-2022