- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии. 5 класс. ФГОС
Рабочая программа по биологии. 5 класс. ФГОС
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Cухарева И.А. |
Дата | 21.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО, Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 16 города Белово и рабочей Программой основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс авторов Н. И. Сонина, В. Б. Захарова (М.: Дрофа,2012) .
Для реализации программы используется учебник: Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Концентрический курс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.И. Сонин, А. А. Плешаков.- М.: Дрофа,2013.
Количество часов на учебный год-34
Количество часов в неделю-1.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.
Прохождение программы
Четверть
Количество часов по программе
Фактическое выполнение программы
1
всего
теор.
практ.
всего
теор.
практ.
2
3
4
Всего
Календарно-тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№ урока
Название разделов и тем
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся
Плановые сроки прохожд.
програм
мы
Факт. сроки прохожд.программы
Раздел 1. Живой организм:
строение и изучение
8 ч
1
Тема 1.Что такое живой организм. Наука о живой природе. Великие естествоиспытатели
Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук.
1 ч
2
Тема 2. Методы изучения природы
Практическая работа.
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Определяют основные методы биологических исследований.
3 ч
3
Увеличительные приборы.
Практическая работа.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты.
4
Практическая работа.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы
5
Тема 5. Живые клетки
Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах.
4 ч
6
Лабораторная работа.
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах.
7
Химический состав клетки
Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы.
8
Лабораторная работа.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы.
Раздел 2. Многообразие живых организмов
14 ч
9
Тема 1.Развитие жизни на Земле. Жизнь в древнем океане
Называют основные этапы в развитии жизни на Земле.
4 ч
10
Леса каменно-угольного периода
Называют основные этапы в развитии жизни на Земле.
11
Расцвет древних пресмыкающихся
Называют основные этапы в развитии жизни на Земле.
12
Птицы и звери прошлого
Называют основные этапы в развитии жизни на Земле.
13
Тема 2. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид
Определяют предмет изучения систематики.
9 ч
14
Существенные признаки представителей основных царств. Бактерии, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, роль в природе и жизни человека
Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником. Находят дополнительную информацию в научно - популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении.
15
Грибы, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, роль в природе и жизни человека
Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником. Находят дополнительную информацию в научно - популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении.
16
Растения, их характеристика
Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Различают изученные объекты в природе, таблицах.
17
Строение, особенности жизнедеятельности, места обитания растений
Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, фиксируют результаты и формулируют выводы. Осваивают навыки выращивания растений. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Работают с учебником. Находят дополнительную информацию в научно - популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении.
18
Роль растений в природе и жизни человека
Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека.
19
Животные. Существенные признаки представителей, их характеристика
Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Различают изученные объекты в природе, таблицах.
20
Строение, особенности жизнедеятельности, места обитания животных
Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Осваивают навыки выращивания домашних животных. Работают с учебником. Находят дополнительную информацию в научно - популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении.
21
Роль животных в природе и жизни человека
Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека.
22
Тема 3.Охрана живой природы.
Работают с учебником. Находят дополнительную информацию в научно - популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении.
1ч
Раздел 3. Среда обитания живых организмов
6 ч
23
Тема 1.Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов.
Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их, выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов.
1 ч
24
Тема 2. Приспособленность организмов к среде обитания.
Лабораторная работа. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания
Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их
взаимосвязь со средой обитания.
1 ч
25
Тема 3. Растения и животные разных материков
Приводят примеры типичных обитателей материков
2 ч
26
Практическая работа.
Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации
Приводят примеры типичных обитателей материков
27
Тема 4. Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины, пустыни, влажные тропические леса.
Практическая работа.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности. Приводят примеры типичных обитателей природных зон.
Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов.
1 ч
28
Тема 5. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество
Приводят примеры типичных обитателей,
характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов.
1 ч
Раздел 4.Человек на Земле
6 ч
29
Тема 1. Научные представления о происхождении человека.
Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий, Человек разумный.
Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного.
1 ч
30
Тема 2. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе.
3 ч
31
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.
Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе.
32
Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, опустынивание и его причины, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.
33
Тема 3. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Практическая работа.
Измерение своего роста и массы тела.
Обосновывают необходимость выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья.
2 ч
34
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.
Простейшие способы оказания первой помощи.
Практическая работа.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
В кабинете биологии необходимо следующее оборудование:
Натуральные объекты;
Приборы и лабораторное оборудование;
Средства на печатной основе;
Муляжи и модели;
Экранно - звуковые средства обучения, в т. ч. пособия на новых информационных носителях;
Технические средства обучения - проекционная аппаратура;
Учебно-методическая литература для учителя и учащегося
Литература для учителя
Учебно - методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно - методического комплекта) по биологии для 5 класса:
Воронина, Г.А. Тесты по биологии.5 класс: учебное пособие к учебникам А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Биология. Введение в биологию.5 класс» линий «Живой организм» и «Сфера жизни» /Г.А. Воронина. - М.:Экзамен,2013
Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Концентрический курс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.И. Сонин, А. А. Плешаков.- М.: Дрофа,2013.
Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь.- М.: Дрофа, любое издание.
Кириленкова, В. Н. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие / В. Н Кириленкова., В. И. Сивоглазов.- М.: Дрофа, любое издание.
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
Акимушкин И. Мир животных. М., Мысль, 1998.
Большая Серия Знаний. Том 12. Планета Земля. Том 14. Биология. Современная педагогика. Мир книги. М., 2004.
Большая энциклопедия природы от А до Я. Том 1 - 12. М., Мир книги, 2003.
Живой мир. Энциклопедия. М., Росмэн, 1995
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные . М., АСТ.,1997
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. М., АСТ.,1997.
Дополнительные источники информации
• Multimedia поддержка курса «Биология. Введение в биологию.5 класс»
Биология. 5 класс. Введение в биологию. Мультимедийное учебное пособие к учебнику Н.И. Сонина, Плешакова А.А. - Дрофа,2012
• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и учащегося
7