Рабочая программа по биологии. 5 класс. ФГОС

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО, Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 16 города Белово и рабочей Программой основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс авторов Н. И. Сонина, В. Б. Захарова (М.: Дрофа,2012) .

Для реализации программы используется учебник: Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Концентрический курс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.И. Сонин, А. А. Плешаков.- М.: Дрофа,2013.

Количество часов на учебный год-34

Количество часов в неделю-1.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.

Прохождение программы

Четверть

Количество часов по программе

Фактическое выполнение программы

1

всего

теор.

практ.

всего

теор.

практ.

2


3


4


Всего










Календарно-тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности учащихся

№ урока

Название разделов и тем


Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Плановые сроки прохожд.

програм

мы

Факт. сроки прохожд.программы

Раздел 1. Живой организм:

строение и изучение

8 ч

1

Тема 1.Что такое живой организм. Наука о живой природе. Великие естествоиспытатели

Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук.

1 ч

2

Тема 2. Методы изучения природы

Практическая работа.

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Определяют основные методы биологических исследований.

3 ч


3

Увеличительные приборы.

Практическая работа.

Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты.


4

Практическая работа.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы


5

Тема 5. Живые клетки

Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах.

4 ч


6

Лабораторная работа.

Строение клеток кожицы чешуи лука*.

Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах.


7

Химический состав клетки

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы.


8

Лабораторная работа.

Определение состава семян пшеницы.

Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы.



Раздел 2. Многообразие живых организмов

14 ч


9

Тема 1.Развитие жизни на Земле. Жизнь в древнем океане

Называют основные этапы в развитии жизни на Земле.

4 ч


10

Леса каменно-угольного периода

Называют основные этапы в развитии жизни на Земле.


11

Расцвет древних пресмыкающихся

Называют основные этапы в развитии жизни на Земле.


12

Птицы и звери прошлого

Называют основные этапы в развитии жизни на Земле.


13

Тема 2. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид

Определяют предмет изучения систематики.

9 ч


14

Существенные признаки представителей основных царств. Бактерии, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, роль в природе и жизни человека

Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником. Находят дополнительную информацию в научно - популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении.


15

Грибы, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, роль в природе и жизни человека

Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником. Находят дополнительную информацию в научно - популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении.


16

Растения, их характеристика

Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Различают изученные объекты в природе, таблицах.


17

Строение, особенности жизнедеятельности, места обитания растений

Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, фиксируют результаты и формулируют выводы. Осваивают навыки выращивания растений. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Работают с учебником. Находят дополнительную информацию в научно - популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении.


18

Роль растений в природе и жизни человека

Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека.


19

Животные. Существенные признаки представителей, их характеристика

Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Различают изученные объекты в природе, таблицах.


20

Строение, особенности жизнедеятельности, места обитания животных

Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Осваивают навыки выращивания домашних животных. Работают с учебником. Находят дополнительную информацию в научно - популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении.


21

Роль животных в природе и жизни человека

Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека.


22

Тема 3.Охрана живой природы.

Работают с учебником. Находят дополнительную информацию в научно - популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении.



Раздел 3. Среда обитания живых организмов

6 ч


23

Тема 1.Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов.

Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их, выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов.

1 ч


24

Тема 2. Приспособленность организмов к среде обитания.

Лабораторная работа. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания

Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их

взаимосвязь со средой обитания.

1 ч


25

Тема 3. Растения и животные разных материков

Приводят примеры типичных обитателей материков

2 ч


26

Практическая работа.

Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации

Приводят примеры типичных обитателей материков




27

Тема 4. Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины, пустыни, влажные тропические леса.

Практическая работа.

Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности. Приводят примеры типичных обитателей природных зон.

Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов.

1 ч




















28

Тема 5. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество

Приводят примеры типичных обитателей,

характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов.

1 ч



Раздел 4.Человек на Земле

6 ч


29

Тема 1. Научные представления о происхождении человека.

Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий, Человек разумный.

Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного.

1 ч


30

Тема 2. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе.

3 ч


31

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.

Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе.


32

Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, опустынивание и его причины, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.


33

Тема 3. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Практическая работа.

Измерение своего роста и массы тела.

Обосновывают необходимость выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья.

2 ч


34

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.

Простейшие способы оказания первой помощи.

Практическая работа.

Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе.












Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

В кабинете биологии необходимо следующее оборудование:

Натуральные объекты;

Приборы и лабораторное оборудование;

Средства на печатной основе;

Муляжи и модели;

Экранно - звуковые средства обучения, в т. ч. пособия на новых информационных носителях;

Технические средства обучения - проекционная аппаратура;

Учебно-методическая литература для учителя и учащегося

Литература для учителя

Учебно - методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно - методического комплекта) по биологии для 5 класса:

Воронина, Г.А. Тесты по биологии.5 класс: учебное пособие к учебникам А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Биология. Введение в биологию.5 класс» линий «Живой организм» и «Сфера жизни» /Г.А. Воронина. - М.:Экзамен,2013

Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Концентрический курс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.И. Сонин, А. А. Плешаков.- М.: Дрофа,2013.

Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь.- М.: Дрофа, любое издание.

Кириленкова, В. Н. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие / В. Н Кириленкова., В. И. Сивоглазов.- М.: Дрофа, любое издание.

Список рекомендуемой литературы для учащихся:

Акимушкин И. Мир животных. М., Мысль, 1998.

Большая Серия Знаний. Том 12. Планета Земля. Том 14. Биология. Современная педагогика. Мир книги. М., 2004.

Большая энциклопедия природы от А до Я. Том 1 - 12. М., Мир книги, 2003.

Живой мир. Энциклопедия. М., Росмэн, 1995

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные . М., АСТ.,1997

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. М., АСТ.,1997.

Дополнительные источники информации

• Multimedia поддержка курса «Биология. Введение в биологию.5 класс»

Биология. 5 класс. Введение в биологию. Мультимедийное учебное пособие к учебнику Н.И. Сонина, Плешакова А.А. - Дрофа,2012

• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и учащегося

7


© 2010-2022