- Преподавателю
- Биология
- Урок по природоведению «Маленькая экскурсия в мир камней»
Урок по природоведению «Маленькая экскурсия в мир камней»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ларина М.В. |
Дата | 25.11.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Маленькая экскурсия в мир камней.
Природоведение 5 класс
Разработка: Ларина Марина Владимировна
Цель: Углубить знания учащихся о горных породах, месторождениях полезных ископаемы;
Развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой;
Воспитывать чувство гордости за страну, славящуюся талантливыми людьми и столь богатую полезными ископаемыми.
Оборудование: коллекция горных пород; компьютерная презентация.
Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированная.
Ход урока
Учитель зачитывает отрывок из сказа П. П. Бажова «Медной горы хозяйка»:
«Пошли раз двое наших заводских траву смотреть…
Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло:
- Мать ты моя, да ведь это сама…» (приложение 1 - книга П. Бажова «Медной горы хозяйка»)
-
С кем же встретились добытчики Малахит - руды?
-
Кто автор этих певучих строк?
-
Как называется это произведение?
Учитель: А слова-то все какие непонятные, но очень красивые: «руда», «рудник». Издавна, оказывается, интересовались русские люди красотой и силой камня. Попробуем сегодня заняться этим и мы с вами.
-
Вначале давайте вспомним некоторые понятия: горные породы, минералы, полезные ископаемые.
-
На какие группы делятся горные породы по агрегатному состоянию?
-
По происхождению?
-
Приведите примеры горных пород, минералов.
Сегодня мы с вами совершим маленькую экскурсию в мир камней, где вы познакомитесь более подробно некоторыми горными породами и минералами. Учащиеся подготовили небольшие но очень интересные сообщения о некоторых камнях.
-
Сообщения учащихся, демонстрация камней и демонстрация различных изделий. (Приложение 2 сообщения учащихся, приложение 3 - презентация)
Земля всегда дарила мастеру необходимые для работы материалы. Посмотрим, ребята, чем же богата Алтайская земля.
-
Демонстрация карты полезных ископаемых Алтайского края.
( приложение 3)
Горючие (бурый уголь и торф).
Металлические (железо, титан, марганец, свинец, цинк, вольфрам, молибден, никель, кобальт, бокситы, ртуть, золото).
Неметаллические (барит, флюорит, магнезит, соли, горный хрусталь, минеральные источники).
Минерально-строительное сырье.
-
История горного дела на Алтае (Приложение 4)
-
Какие вы знаете профессии мастеров, постигающих красоту и силу камня?
-
Домашнее задание.
-
Нарисовать понравившийся камень;
-
Интересное сообщение о минерале, горной породе, полезном ископаемом.
Приложение 2( сообщения учащихся)
Камень первый.
Древние греки называли его «марморос» - «блестящий».
Его просвечивающая матовая белизна способна наполняться светом, как сосуд - водой. Под резцами великих мастеров-ваятелей глыбы этого белого камня превращались в прекрасные каменные изваяния-скульптуры. И когда теплый свет солнца падает на созданные из этого камня фигуры, они словно оживают. Вот уже три тысячелетия это любимый камень скульпторов и архитекторов.
Прекрасна его живая белизна, но природа дала этому камню и множество других красок, она разрисовала его фантастическими узорами всех цветов и оттенков. Во все времена мастера-строители одевали этим камнем залы дворцов и великолепные храмы. Входя под своды вестибюлей и залов метро, мы попадаем в царство этого чудеснейшего из камней...
-
Что это за камень?
Мрамор бывает разноцветным и разноузорчатым потому, что в него попадают другие вещества.
Камень второй
На серую суровую скалу взлетел вздыбившийся под рукою медного всадника конь. Скала цвета балтийской волны и сама напоминает огромную волну.
С этим камнем связана целая история. Когда создатель памятника Петру Великому в Санкт-Петербурге решил поставить фигуру всадника на настоящую скалу, был дан приказ найти для этого подходящий камень. И вот недалеко от берега Финского залива такой монолит нашел один финский дровосек. В лесу построили жилище для четырехсот мастеровых людей, и они много месяцев подряд вырубали этот камень из скалы. Потом к воде проложили специальную дорогу-колею. По ней двигалась площадка на медных шарах. Камень погрузили на площадку и покатили к воде. Но что делать дальше? Во всем российском флоте не нашлось такого корабля, который мог бы взять на борт такую махину и не затонуть. Тогда построили громадный плот из толстенных бревен, втащили на него монолит, а плот привязали к двум боевым кораблям-фрегатам. Они-то и привезли по воде камень к нужному месту на берегу реки Невы.
Плитами гранита вымощена вся набережная Невы. Колоннада самого высокого здания в городе на Неве Исаакиевского собора тоже выполнена из гранита.
Камень третий.
Приглашаю вас в царство соли.
Перед вами стены и своды огромного зала, ступени лестниц и перила, резные колонны и гладкий ровный пол сияют и сверкают в лучах яркого света. Столы, кресла, подставки для светильников и вся обстановка сказочного зала выточены из соляных глыб. Вазы и люстры, вырезанные из соляных монолитов, переливаются всеми цветами радуги, а посреди зала виднеется небольшой пруд с фонтаном. На ветках соляных деревьев лежит соляной снег. Неподвижные фигуры людей и зверей тоже из соляного камня.
Вы думаете это сказка? Нет, это существует на самом деле, и создавалось столетиями трудом сотен людей.
Когда шахтеры соледобытчики врубаются в залежи соли, они волей-неволей должны делать там коридоры, переходы, галереи. Иногда под городом образуется еще одни город, подземный, вырубленный в огромном соляном пласте, например под американским городом Детройтом есть так ой город из соли.
Самый старинный и красивый город из соли находится в Польше, под городом Величика. Здесь есть небольшая церквушка, вход в нее охраняют два крылатых ангела, выточенный из розовой соли. Есть огромный зал. Когда-то в этом зале устраивались настоящие придворные балы,
В соляных пещерах можно десятилетиями хранить запасы продуктов, и они не будут портиться. Хранят в подземельях и киноленты старых фильмов, древние книги, ценные меха. В таких пещерах люди лечатся.
Зачем человеку соль?
Соль помогает нашему организму перерабатывать пищу. Организм должен получать в день около 20 гр. Соли.
С caмых древних времен соль ценилась человеком дороже любого самоцвета. В Китае, например, и в некоторых странах Африки плитки соли ходили как деньги. В том, что соль когда-то была деньгами, говорит нам хорошо знакомое слово « солдат». Кто же это такие? Солдаты охраняли соль. Если в какой-то стране не хватало соли, ее приходилось привозить из далеких стран. Соляные караваны шли из города в город, через пустыни, через горы. Пути караванов были долгими и опасными. Купцам приходилось нанимать вооруженную охрану. Ну а чем платили воинам, вы конечно догадываетесь.
Соль бывает разных цветов - красной, желтой, синей. Бывает душистой, ароматной Рассказывают, что к столу императрицы Екатерины ІІ забавы ради доставляли удивительную соль, добытую неподалеку от на Астрахани, на озере Малиновом. Эта соль было малинового цвета и пахла малиной,
Природа растит огромные соляные купола. Огромная соляная гора, похожая на сказочную богатырскую голову, выросла неподалеку от города Куляба в Таджикистане. Она почти вдвое выше Останкинской телебашни в Москве.
Камень четвертый.
Янтарь знаком человеку с далекой древности. В давние времена его называли «слезами гелиад». Гелиады - дочери солнца, божественного Гелиоса. Помнишь легенду о Фаэто не, захотевшем прокатиться на огненной"' колеснице бога солнца Гелиоса? Так вот, когда Фаэтон вместе с осколками золотой колесницы упал с небес на землю, его сестры в отчаянии зарыдали и воздели руки к небу. Да так и застыли* навеки, превратившись в деревья. С той поры стоят они на берегу реки и роняют в ее воды янтарные солнечные слезы. Эти слезы и становятся, согласно легенде, янтарными самоцветами.
-
Что собой представляют кусочки янтаря? Откуда они ?
Это окаменевшая смола хвойных деревьев. В ней очень часто попадаются насекомые.
Камень пятый.
Сказка о трех царях.
Как-то давным-давно в страну, которой правил падишах, прибыли послы эмира соседней державы. В знак дружбы и мира они привезли в дар падишаху сияющий алмаз.
Эмир действительно очень хотел дружбы и мира, если посылал в дар суровому падишаху драгоценнейший из камней. И не зря он сравнивал прочность дружбы с принесенным в дар алмазом Ведь уже в те сказочные времена было известно, что крепче алмаза на свете ничего нет,
Падишах решил принять подарок эмира и не ходить пока на его страну войной. Тем более что драгоценный алмаз, из-за которого падишах как раз и собирался воевать с соседним владыкой, теперь оказался у него.
Но без войны падишаху стало скучно. И он придумал развлечение.
- Пусть приведут ко мне взятого в позавчерашней войне в плен принца. - велел он. - Принц утверждает, что в честном поединке с ним не справится ни один из царей, поскольку принц самый сильный, ловкий и хитроумный воин. Пускай же сразится с тремя царями, Если победит всех троих, я дам ему свободу. Если проиграет хоть один поединок, его прославят как самого большого хвастуна.
Принцу сообщили волю падишаха.
Но он только презрительно рассмеялся и сказал, что побьет любого, если с него снимут цепи.
- Ну так вот тебе первый царь, -вскричал падишах.- Царь зверей!
И принца втолкнули в клетку со львом Принц не испугался, первым бросился на льва и схватил его за хвост. И как ни бесновался свирепый хищник, принц не выпустил его из рук. Измученный лев жалобно замяукал, как котенок, и улегся, спрятав морду в лапы. Принц победил,
-Вот тебе второй царь, -объявил падишах. -Царь деревьев!
Принцу вручили топор и велели срубить железное дерево. Древесина его была такой твердой, что топор отскакивал от его ствола, не оставляя даже царапины. Но и тут не растерялся сильный и ловкий юноша Он принялся разгребать землю вокруг непокорного дерева, освобождая его корни от земли. Через три дня и три ночи дерево упало, подняв к небу корявые корни.
- Ну что ж, - усмехнулся падишах. - Тем интереснее будет третий поединок. Вот тебе царь камней - алмаз.
Разбей его. И ты свободен!
И на железную наковальню положили тот самый алмаз, который подарил падишаху сосед-эмир.
Принц схватил молот, размахнул и... забросил его подальше. Асам сел на землю и заплакал. Грамотный пряна, наверное, читал ту самую мудрую книгу о камнях, где было написано, что от удара по алмазу в лучшем случае могут треснуть молот и наковальня.
-Сдаешься? - вскричал коварный падишах и. злобно засмеявшись, взял с наковальни алмаз, чтобы полюбоваться им.
Но тут великолепный камень выскользнул из. с легким стуком упал на каменный пол и... раскололся, как простая стекляшка.
- Обман! -вскричал разъяренный падишах. - Камень раскололся, - значит, это не алмаз. Сосед-эмир' прислал
жалкую подделку. Такого-то крепкого мира и дружбы он хотел?! Уберете прочь эти осколки. И седлайте коней, мы едем воевать с обманщиком, чтобы отнять у него настоящий алмаз
Но еще больше расстроился принц, который мог, расколов положенный на наковальню камень, получить то, что дороже любого драгоценного камня, - свободу! А поэтому никогда не следует сдаваться даже в самой безнадежной ситуации...
Я думаю вы очень много полезного и интересного узнали из этих сообщений.
Литература
-
Кленов А.С. Малышам о минералах. - М.: «Педагогика-Пресс», 1993. - 256.: ил.
-
Ревякин В.С. География Алтайского края: учебник 8,9 кл/ Гл. ред. А.Ю.Муравьев; науч.ред. В.А.Рассыпнов. - Барнаул: Изд-во НП в области книгоиздания, науки и культуры «ХХI век», 2004. - Ч.I. - 192 с.: ил.
-
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 кл.: Учеб. Для общеобразовательных учеб. Заведений. - 5-е издание., стереотип. - М.: Дрофа, 2009.
-
Личный фотоархив.