Урок по природоведению «Маленькая экскурсия в мир камней»

"Выдержка из материала: "Открытый урок обучения грамоте (26.11.2013 г.) "Тема урока: «Буква д и ее звуки» "Тип урока: открытие новых знаний "Цели урока: познакомить учащихся с новой буквой и новым звуком. "Задачи урока: "Образовательные: формировать навык правильного, слогового, выразительного, сознательного чтения. "Развивающие: научить слышать звук /д/ в словах, определять его свойства; формировать учение делать выводы; формировать навыки чтения; развивать мыслительную деятельность учащихся...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Маленькая экскурсия в мир камней.

Природоведение 5 класс

Разработка: Ларина Марина Владимировна

Цель: Углубить знания учащихся о горных породах, месторождениях полезных ископаемы;

Развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой;

Воспитывать чувство гордости за страну, славящуюся талантливыми людьми и столь богатую полезными ископаемыми.

Оборудование: коллекция горных пород; компьютерная презентация.

Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированная.

Ход урока

Учитель зачитывает отрывок из сказа П. П. Бажова «Медной горы хозяйка»:

«Пошли раз двое наших заводских траву смотреть…

Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло:

- Мать ты моя, да ведь это сама…» (приложение 1 - книга П. Бажова «Медной горы хозяйка»)

  • С кем же встретились добытчики Малахит - руды?

  • Кто автор этих певучих строк?

  • Как называется это произведение?

Учитель: А слова-то все какие непонятные, но очень красивые: «руда», «рудник». Издавна, оказывается, интересовались русские люди красотой и силой камня. Попробуем сегодня заняться этим и мы с вами.

  • Вначале давайте вспомним некоторые понятия: горные породы, минералы, полезные ископаемые.

  • На какие группы делятся горные породы по агрегатному состоянию?

  • По происхождению?

  • Приведите примеры горных пород, минералов.

Сегодня мы с вами совершим маленькую экскурсию в мир камней, где вы познакомитесь более подробно некоторыми горными породами и минералами. Учащиеся подготовили небольшие но очень интересные сообщения о некоторых камнях.

  1. Сообщения учащихся, демонстрация камней и демонстрация различных изделий. (Приложение 2 сообщения учащихся, приложение 3 - презентация)

Земля всегда дарила мастеру необходимые для работы материалы. Посмотрим, ребята, чем же богата Алтайская земля.

  1. Демонстрация карты полезных ископаемых Алтайского края.

( приложение 3)

Горючие (бурый уголь и торф).

Металлические (железо, титан, марганец, свинец, цинк, вольфрам, молибден, никель, кобальт, бокситы, ртуть, золото).

Неметаллические (барит, флюорит, магнезит, соли, горный хрусталь, минеральные источники).

Минерально-строительное сырье.

  1. История горного дела на Алтае (Приложение 4)

  • Какие вы знаете профессии мастеров, постигающих красоту и силу камня?

  1. Домашнее задание.

  • Нарисовать понравившийся камень;

  • Интересное сообщение о минерале, горной породе, полезном ископаемом.

Приложение 2( сообщения учащихся)

Камень первый.

Древние греки называли его «марморос» - «блестящий».

Его просвечивающая матовая белизна способна наполняться светом, как сосуд - водой. Под резцами великих мастеров-ваятелей глыбы этого белого камня превращались в прекрасные каменные изваяния-скульптуры. И когда теплый свет солнца падает на созданные из этого камня фигуры, они словно оживают. Вот уже три тысячелетия это любимый камень скульпторов и архитекторов.

Прекрасна его живая белизна, но природа дала этому камню и множество других красок, она разрисовала его фантастическими узорами всех цветов и оттенков. Во все времена мастера-строители одевали этим камнем залы дворцов и великолепные храмы. Входя под своды вестибюлей и залов метро, мы попадаем в царство этого чудеснейшего из камней...

  • Что это за камень?

Мрамор бывает разноцветным и разноузорчатым потому, что в него попадают другие вещества.

Камень второй

На серую суровую скалу взлетел вздыбившийся под рукою медного всадника конь. Скала цвета балтийской волны и сама напоминает огромную волну.

С этим камнем связана целая история. Когда создатель памятника Петру Великому в Санкт-Петербурге решил поставить фигуру всадника на настоящую скалу, был дан приказ найти для этого подходящий камень. И вот недалеко от берега Финского залива такой монолит нашел один финский дровосек. В лесу построили жилище для четырехсот мастеровых людей, и они много месяцев подряд вырубали этот камень из скалы. Потом к воде проложили специальную дорогу-колею. По ней двигалась площадка на медных шарах. Камень погрузили на площадку и покатили к воде. Но что делать дальше? Во всем российском флоте не нашлось такого корабля, который мог бы взять на борт такую махину и не затонуть. Тогда построили громадный плот из толстенных бревен, втащили на него монолит, а плот привязали к двум боевым кораблям-фрегатам. Они-то и привезли по воде камень к нужному месту на берегу реки Невы.

Плитами гранита вымощена вся набережная Невы. Колоннада самого высокого здания в городе на Неве Исаакиевского собора тоже выполнена из гранита.

Камень третий.

Приглашаю вас в царство соли.

Перед вами стены и своды огромного зала, ступени лестниц и перила, резные колонны и гладкий ровный пол сияют и сверкают в лучах яркого света. Столы, кресла, подставки для светильников и вся обстановка сказочного зала выточены из соляных глыб. Вазы и люстры, вырезанные из соляных монолитов, переливаются всеми цветами радуги, а посреди зала виднеется небольшой пруд с фонтаном. На ветках соляных деревьев лежит соляной снег. Неподвижные фигуры людей и зверей тоже из соляного камня.

Вы думаете это сказка? Нет, это существует на самом деле, и создавалось столетиями трудом сотен людей.

Когда шахтеры соледобытчики врубаются в залежи соли, они волей-неволей должны делать там коридоры, переходы, галереи. Иногда под городом образуется еще одни город, подземный, вырубленный в огромном соляном пласте, например под американским городом Детройтом есть так ой город из соли.

Самый старинный и красивый город из соли находится в Польше, под городом Величика. Здесь есть небольшая церквушка, вход в нее охраняют два крылатых ангела, выточенный из розовой соли. Есть огромный зал. Когда-то в этом зале устраивались настоящие придворные балы,

В соляных пещерах можно десятилетиями хранить запасы продуктов, и они не будут портиться. Хранят в подземельях и киноленты старых фильмов, древние книги, ценные меха. В таких пещерах люди лечатся.

Зачем человеку соль?

Соль помогает нашему организму перерабатывать пищу. Организм должен получать в день около 20 гр. Соли.

С caмых древних времен соль ценилась человеком дороже любого самоцвета. В Китае, например, и в некоторых странах Африки плитки соли ходили как деньги. В том, что соль когда-то была деньгами, говорит нам хорошо знакомое слово « солдат». Кто же это такие? Солдаты охраняли соль. Если в какой-то стране не хватало соли, ее приходилось привозить из далеких стран. Соляные караваны шли из города в город, через пустыни, через горы. Пути караванов были долгими и опасными. Купцам приходилось нанимать вооруженную охрану. Ну а чем платили воинам, вы конечно догадываетесь.

Соль бывает разных цветов - красной, желтой, синей. Бывает душистой, ароматной Рассказывают, что к столу императрицы Екатерины ІІ забавы ради доставляли удивительную соль, добытую неподалеку от на Астрахани, на озере Малиновом. Эта соль было малинового цвета и пахла малиной,

Природа растит огромные соляные купола. Огромная соляная гора, похожая на сказочную богатырскую голову, выросла неподалеку от города Куляба в Таджикистане. Она почти вдвое выше Останкинской телебашни в Москве.

Камень четвертый.

Янтарь знаком человеку с далекой древности. В давние времена его называли «слезами гелиад». Гелиады - дочери солнца, божественного Гелиоса. Помнишь легенду о Фаэто не, захотевшем прокатиться на огненной"' колеснице бога солнца Гелиоса? Так вот, когда Фаэтон вместе с осколками золотой колесницы упал с небес на землю, его сестры в отчаянии зарыдали и воздели руки к небу. Да так и застыли* навеки, превратившись в деревья. С той поры стоят они на берегу реки и роняют в ее воды янтарные солнечные слезы. Эти слезы и становятся, согласно легенде, янтарными самоцветами.

  • Что собой представляют кусочки янтаря? Откуда они ?

Это окаменевшая смола хвойных деревьев. В ней очень часто попадаются насекомые.

Камень пятый.

Сказка о трех царях.

Как-то давным-давно в страну, которой правил падишах, прибыли послы эмира соседней державы. В знак дружбы и мира они привезли в дар падишаху сияющий алмаз.

Эмир действительно очень хотел дружбы и мира, если посылал в дар суровому падишаху драгоценнейший из камней. И не зря он сравнивал прочность дружбы с принесенным в дар алмазом Ведь уже в те сказочные времена было известно, что крепче алмаза на свете ничего нет,

Падишах решил принять подарок эмира и не ходить пока на его страну войной. Тем более что драгоценный алмаз, из-за которого падишах как раз и собирался воевать с соседним владыкой, теперь оказался у него.

Но без войны падишаху стало скучно. И он придумал развлечение.

- Пусть приведут ко мне взятого в позавчерашней войне в плен принца. - велел он. - Принц утверждает, что в честном поединке с ним не справится ни один из царей, поскольку принц самый сильный, ловкий и хитроумный воин. Пускай же сразится с тремя царями, Если победит всех троих, я дам ему свободу. Если проиграет хоть один поединок, его прославят как самого большого хвастуна.

Принцу сообщили волю падишаха.

Но он только презрительно рассмеялся и сказал, что побьет любого, если с него снимут цепи.

- Ну так вот тебе первый царь, -вскричал падишах.- Царь зверей!

И принца втолкнули в клетку со львом Принц не испугался, первым бросился на льва и схватил его за хвост. И как ни бесновался свирепый хищник, принц не выпустил его из рук. Измученный лев жалобно замяукал, как котенок, и улегся, спрятав морду в лапы. Принц победил,

-Вот тебе второй царь, -объявил падишах. -Царь деревьев!

Принцу вручили топор и велели срубить железное дерево. Древесина его была такой твердой, что топор отскакивал от его ствола, не оставляя даже царапины. Но и тут не растерялся сильный и ловкий юноша Он принялся разгребать землю вокруг непокорного дерева, освобождая его корни от земли. Через три дня и три ночи дерево упало, подняв к небу корявые корни.

- Ну что ж, - усмехнулся падишах. - Тем интереснее будет третий поединок. Вот тебе царь камней - алмаз.
Разбей его. И ты свободен!

И на железную наковальню положили тот самый алмаз, который подарил падишаху сосед-эмир.

Принц схватил молот, размахнул и... забросил его подальше. Асам сел на землю и заплакал. Грамотный пряна, наверное, читал ту самую мудрую книгу о камнях, где было написано, что от удара по алмазу в лучшем случае могут треснуть молот и наковальня.

-Сдаешься? - вскричал коварный падишах и. злобно засмеявшись, взял с наковальни алмаз, чтобы полюбоваться им.

Но тут великолепный камень выскользнул из. с легким стуком упал на каменный пол и... раскололся, как простая стекляшка.

- Обман! -вскричал разъяренный падишах. - Камень раскололся, - значит, это не алмаз. Сосед-эмир' прислал
жалкую подделку. Такого-то крепкого мира и дружбы он хотел?! Уберете прочь эти осколки. И седлайте коней, мы едем воевать с обманщиком, чтобы отнять у него настоящий алмаз

Но еще больше расстроился принц, который мог, расколов положенный на наковальню камень, получить то, что дороже любого драгоценного камня, - свободу! А поэтому никогда не следует сдаваться даже в самой безнадежной ситуации...

Я думаю вы очень много полезного и интересного узнали из этих сообщений.


Литература

  1. Кленов А.С. Малышам о минералах. - М.: «Педагогика-Пресс», 1993. - 256.: ил.

  2. Ревякин В.С. География Алтайского края: учебник 8,9 кл/ Гл. ред. А.Ю.Муравьев; науч.ред. В.А.Рассыпнов. - Барнаул: Изд-во НП в области книгоиздания, науки и культуры «ХХI век», 2004. - Ч.I. - 192 с.: ил.

  3. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 кл.: Учеб. Для общеобразовательных учеб. Заведений. - 5-е издание., стереотип. - М.: Дрофа, 2009.

  4. Личный фотоархив.





© 2010-2022