- Преподавателю
- Биология
- Практическая работа № «Составление схем скрещивания»
Практическая работа № «Составление схем скрещивания»
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Завьялова М.Л. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Практическая работа №7 «Составление схем скрещивания».
Цель: 1) закрепить знания генетической символики и терминологии; 2) научиться составлять схемы скрещивания, применяя законы наследственности.
Оборудование и материалы: таблицы, схемы скрещивания, рисунки к генетическим задачам, схемы родословных человека.
Ход работы:
1. Выявление опорных знаний и умений учащихся, необходимых для проведения работы, повторение основных генетических понятий и законов наследования (по учебникам авторов В.Б. Захарова и Д.К. Беляева «Общая биология 10-11 класс»).
2. Инструктивная беседа об особенностях методики составления схем скрещивания, решения задач с демонстрацией приемов работы.
-
Правила, которые следует помнить при решении задач по генетике
-
Каждая гамета получает гаплоидный набор хромосом (генов). Все хромосомы (гены) имеются в гаметах.
-
В каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары (только один ген из каждой аллели).
-
Число возможных вариантов гамет равно 2n, где n - число хромосом, содержащих гены в гетерозиготном состоянии.
-
Одну гомологичную хромосому (один аллельный ген) из каждой пары ребенок получает от отца, а другую (другой аллельный ген) - от матери.
-
Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак. Организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны.
-
Решение задачи на дигибридное скрещивание при независимом наследовании обычно сводится к последовательному решению двух задач на моногибридное (это следует из закона независимого наследования)
-
-
Алгоритм решения задачи
-
Внимательно изучите условие задачи.
-
Определите тип задачи, для чего выясните, сколько пар признаков рассматривается в задаче, сколько пар генов кодирует эти признаки, а также число классов фенотипов, присутствующих в потомстве и их соотношение.
-
Выясните генотипы особей, неизвестных по условию.
-
Запишите схему скрещивания в соответствии с требованиями по оформлению, а также максимально подробное изложение всего хода рассуждений по решению задачи, с обязательным логическим обоснованием каждого вывода. Отсутствие объяснения даже очевидных, на первый взгляд, моментов может быть основанием для снижения оценки.
-
Запишите ответ задачи.
-
3. Тренировочные упражнения.
№1. У лука репчатого золотистая окраска доминирует над коричневой. Скрещивали гомозиготное растений золотистой окраской с гомозиготным растением коричневой окраской. Какие гаметы будут у родительских форм? Сколько образуется типов гамет? Какое расщепление получится в F2?
№2. У человека кареглазость - доминантный признак. В семье оба родителя кареглазые, а у их дочери голубые глаза. Сколько типов гамет образуется у матери? Сколько разных генотипов может быть среди детей этих супругов?
№3. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза (доминантный признак), женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза карие, а у её матери - голубые. От этого брака родился один голубоглазый сын. Определите генотипы каждого из упомянутых лиц.
№4. При скрещивании гуппи серой окраски с гуппи золотистой окраски получены 9 серой окраски и 3 золотистой. Можно ли определить какой ген доминирует? Каковы генотипы родителей и генотипы первого потомства?
№5. Синяя окраска колокольчика рецессивна по отношению к фиолетовой. Если скрестить две гетерозиготные особи то, какое потомство мы получим? Напиши генотипы родителей и первого поколения. Сколько генотипов получится?