- Преподавателю
- Биология
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБД. 07. БИОЛОГИЯ Общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы по специальности 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБД. 07. БИОЛОГИЯ Общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы по специальности 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тихонова Т.В. |
Дата | 05.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Самарский техникум промышленных технологий
-
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ СПО СТПТ
_____________ В.К. Ягодкин
«01» сентября 2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБД.07. БИОЛОГИЯ
Общеобразовательный цикл основной профессиональной
образовательной программы по специальности
270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Самара
2011
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Биология для специальностей среднего профессионального образования, утвержденной Департаментом государственной политики и нормативного регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года, в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин среднего профессионального образования, утвержденными Реморенко И.М., директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 27 августа 2009 года.
Рабочая программа реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования.
Одобрена на заседании ПЦК преподавателей
естественно-математических дисциплин
Протокол №1 от «01» сентября 2011г.
Председатель ПЦК _________Т.В. Тихонова
Организация-разработчик
ГОУ СПО Самарский техникум промышленных технологий
Разработчик Тихонова Татьяна Васильевна, преподаватель ГОУ СПО СТПТ
Экспертизу выполнил (а)
Сомова Вера Яковлевна, методист ГОУ СПО СТПТ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Биология является частью основной профессиональной образовательной программы ГОУ СПО Самарского техникума промышленных технологий по специальности 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, разработанная на основе примерной программы учебной дисциплины Биология для специальностей среднего профессионального образования, утвержденной Департаментом государственной политики и нормативного регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном образовании и профессиональной подготовке специалистов электротехнического профиля.
Рабочая программа составлена для очной формы обучения
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
ОБД. ОО Базовые общеобразовательные дисциплины
-
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
-
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
-
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
-
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
-
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
-
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
-
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
знать:
-
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
-
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
-
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
-
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
-
биологическую терминологию и символику.
Вариативная часть - не предусмотрена.
В процессе освоения учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ» у обучающихся должны формироваться общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов,
в том числе: лабораторных работ-4 часа
практических работ-6 часов
самостоятельной работы обучающегося - 39 часов.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная нагрузка (всего)
78
в том числе:
лабораторные занятия
4
практические занятия
6
контрольные работы
Не предусмотрено
курсовая работа (проект)
Не предусмотрено
самостоятельная работа обучающегося (всего)
39
в том числе:
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
Не предусмотрено
Самостоятельная работа:
рефераты
доклады
подготовка к практическим работам
выполнение упражнений
39
18
16
3
2
Итоговая аттестация в форме
Дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины БИОЛОГИЯ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Ведение
Содержание учебного материала
2
1,2
Объект изучения биологии - живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.
Демонстрации
Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.
Практическое занятие
Не предусмотрено
Лабораторное занятие
Не предусмотрено
Контрольная работа
Не предусмотрено
Самостоятельная работа. Привести из учебника или других источников примеры, характеризующие место биологии и её роль в формировании научных представлений о мире.
1
РАЗДЕЛ 1.
Учение о клетке
Содержание учебного материала
11
1
Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.
Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.
1,2
Жизненный цикл клетки. Митоз.
Демонстрации
Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.
Лабораторное занятие№1.
1
1
Изучение растительной и животной клеток под микроскопом.
Сравнение клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.
Практическое занятие
Не предусмотрено
Контрольная работа
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Выполнение домашних заданий по разделу, работа с конспектом и литературой.
2.Доклады «Био- макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.»«Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах» 3.Составление и заполнение сравнительной таблицы по нуклеиновым кислотам.
6
РАЗДЕЛ 2.
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Содержание учебного материала
6
1
Организм - единое целое.
Сходство зародышей представителей разных классов позвоночных. Многообразие организмов. групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. Размножение - важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.
Демонстрации
Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.
1,2
Лабораторное занятие№2
1
1
«Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательст
во их эволюционного родства».
Практическое занятие
Не предусмотрено
Контрольная работа
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Выполнение домашних заданий по разделу, работа с конспектом и литературой.
2.Доклад:- Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
- Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.
- Что должны знать родители, ожидающие ребёнка. - Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии.- Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
6
РАЗДЕЛ 3.
Основы генетики и селекции.
Содержание учебного материала
16
1
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика - теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).
Демонстрации
Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
1,2
Лабораторное занятие№3.«Изучение модификационной изменчивости на растительном материале
1
Практическое занятие№1. Решение генетических задач, составление родословной».
2
Контрольная работа
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение домашних заданий, работа с конспектом и литературой, подготовка к практической работе.
Доклады. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Центры многообразия и происхождения домашних животных .
Подготовка к практическому занятию № 1 с использованием методических рекомендаций преподавателя по заданным темам: генетические задачи на I, II и III законы Менделя.
6
РАЗДЕЛ 4.
Эволюционное учение.
Содержание учебного материала
14
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция - структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
1,2
Практическое занятие№2 «Описание особей одного вида по морфологическому критерию.
1
Практическое занятие№3 «Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной)»
1
Контрольная работа
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Рефераты:
« Природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.»
-Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.
-Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции
Подготовка к практическим работам
8
РАЗДЕЛ 5. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
Содержание учебного материала
1
Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.
Демонстрации
Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных. Происхождение человека. Человеческие расы.
6
1,2
Лабораторное занятие№4
«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
1
Практическое занятие
Не предусмотрено
Контрольная работа
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся.
Написание рефератов по заданным темам:
- -Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.
-Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.
-Современные представления о происхождении птиц и зверей.
Оформление практической работы
3
РАЗДЕЛ 6.
Основы экологии.
Содержание учебного материала
10
1
Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.
1,2
Практическое занятие №5 «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум)».
1
Практическое занятие №6«Решение экологических задач».
1
Лабораторное занятие
Не предусмотрено
Контрольная работа
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Написание рефератов по заданным темам:
-Сукцессии и их формы.
-Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
-Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.
-Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.
Создание презентаций по заданным темам: Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение
9
РАЗДЕЛ 7.
Бионика.
Содержание учебного материала
1,2
1
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.
Демонстрации
Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.
1
Лабораторное занятие
Не предусмотрено
Практическое занятие
Не предусмотрено
Контрольная работа
Не предусмотрено
Дифференцированный зачёт
1
Всего:
117
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете «Химия и биология».
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-демонстрационный стол;
-таблицы и схемы по основным разделам «Общей биологии»;
-модели - аппликации, муляжи;
-микроскоп;
-гербарий;
-портреты ученых.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и
-мультимедиапроектор.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
для обучающихся
1.Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Учебник для студентов средних проф. учеб. заведений. Изд-во: Высшая школа. 2009 г.
2.Пуговкин А.П. Пуговкина Н.А. Биология: учебник для 10-11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Дополнительные источники для обучающихся:
3.А.А.Каменский Е.А. Криксунов В.В, Пасечник «Биология» общая биология 10-11класс «Дрофа» М 2010.
Электронные учебные материалы по биологии:
1. biology.ru
2. mirrabot.com/work/work_39398.html
3. dist.imit.ru/lms/course/category.php?id=21
4. ed.gov.ru/prof-edu/sred/rub/oop/spoo.doc
5. 59428s016.edusite.ru/p16aa1.html
3.3 Технологическое обеспечение реализации образовательной программы:
-
лабораторный,
-
частично-поисковый методы,
-
методы демонстрации и иллюстрации,
-
проведение мини-конференций
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
-
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
-
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
-
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
-
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
-
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
-
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
-
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
- знать:
-
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
-
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
-
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
-
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику.
Текущий контроль:
- Устные сообщения обучающегося (доклад, реферат,)
Выполнение тестовых заданий различных видов, устный и письменный ответы, выполнение творческих заданий, изготовление таблиц, графиков, рисунков, наглядных пособий, рефератов, сообщений. Проведение уроков-соревнований, уроков - игр с оценкой результатов обучения, практических и лабораторных занятий.
Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета.