Рабочая программа по природоведению для 5 класса

Данный материал представляет собой рабочую программы по природоведению для 5 классов, в которая состоит из 6 глав. Перечислены документы, основании которых составлена программа Подробно описаны требования к знаниям и умениям учащихся в результате изучения курса природоведения и критерии оценивания устного ответа учащихся и выполнения лабораторных работ. Обозначены основные формы контроля по основным разделам курса лабораторные работы, тесты, самостоятельные работы и внеурочная деятельност. Подро...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по природоведению для 5-х классов составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации (п.6,7)

Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование (п.2,5)

  1. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.

  2. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 в редакции от 19.08.2013 г. №1384.

  3. Учебного плана МАОУ «СОШ № 7» городского округа г.Стерлитамак РБ на 2013-2014 учебный год, утверждённого приказом № 283 от 02.09 2013 года.

  4. Авторской программы по природоведению для 5 классов В.В. Пасечника, В.В. Латюшиной, В.М. Пакуловой //Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений./автор-составитель Г.М. Пальдяева.-М.: Дрофа, 2009.

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:

- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

- соответствует стандарту основного общего образования по биологии, социальному заказу родителей:

- построена с учётом принципов преемственности, системности, научности, доступности;

-способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Согласно учебному плану МАОУ «СОШ №7» городского округа г.Стерлитамак РБ на 2013-1014 учебный год, утверждённого приказом №283 на изучение природоведения в 5 классах отводиться 70 часов. Программа рассчитана на преподавание курса природоведения в 5 классе в объеме 2 часов в неделю. На лабораторные работы отведено 13 часов.

Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

Цели изучения курса:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

Задачи:

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению - «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.

Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.

В программы внесены некоторые изменения. С целью лучшего усвоения материала увеличены часы на изучения некоторых тем: «Вода» - 4 часа (вместо 3), «Растения»- 9 часов (вместо 7), «Грибы» - 3 часа (вместо 2), «Животные» - 6 часов (вместо 5), «Человек, его здоровье и безопасность жизни» - 4 часа (вместо 3) за счёт резервного времени.

Рабочая программа предназначена для изучения природоведения в 5 классе по учебнику: Пакулова В.М., Иванова Н.В.. Природоведение. Природа. Неживая и живая.- М.: «Дрофа», 2010.

Ожидаемые результаты освоения предмета:

1) овладение принципами и правилами отношения к живой природе, основами ведения здорового образа жизни и здоровьесберегающими технологиями;

2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

3) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

4) овладение умением работать с разными источниками информации: находить в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;

5) овладение умением выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему и окружающих здоровью;

6) овладение умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную точку зрения, отстаивать позицию.

7) выделение существенных признаков биологических объектов

Формы контроля

Урочные - традиционные:

Лабораторные работы - 13;

тесты - по мере необходимости;

самостоятельные работы (обучающие и контролирующие) - по мере необходимости.

Внеурочные: олимпиады, интеллектуальные марафоны, защита проектов и исследовательских работы.

II. Основное содержание предмета

70 часов

Введение (2 часа)

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

1. Вселенная (5 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце - раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна - спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

■ Лабораторные работы

Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.

Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.

2. Строение и свойства вещества (11 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование че­ловеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

■ Лабораторная работа

Определение физических свойств: твердых, жидких и газообразных тел.

3. Воздух (6 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для жи­вых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).

Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.

• Лабораторные работы: Описание погоды за месяц и сезон

Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

4. Вода (4 часа)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

5. Горные породы (3 часа)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

■ Лабораторные работы

Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

Почва (4 часа)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.

7. Организмы (6 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Экология - наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов.

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

8. Растения (9 часов)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни челове­ка. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

• Лабораторные работы

Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах.

Определение названий растений с помощью атласа-определителя.

Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.

9. Грибы (3 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

■ Лабораторная работа

Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.

10. Животные (6 часов)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.

■ Лабораторная работа

Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

11. Ваши любимые растения и животные

(3 часа)

Растения и животные - ваши любимцы. Созда­ние благоприятных условий для жизни, уход за ними.

Демонстрация комнатных растений, домашних животных.

Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.

• Лабораторная работа

Составление рекомендаций по уходу за комнат­ными растениями и домашними животными.

12. Природа едина (2 часа)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пи­щевые сети.

Природа - наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

11. Человек, его здоровье и безопасность жизни (4 часа)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.

■ Лабораторные работы

Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.






III. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.



IV. Оценка достижения ожидаемых результатов освоения программы

Критерии оценивания

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если учащийся:

1.Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если учащийся:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4. Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если учащийся:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если учащийся:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

V. Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Дата планируемая

Дата фактическая

Коррекция

Название раздела

Тема урока

Кол-во

часов

Лабораторные работы


Введение

2

1

03.09

Вводный инструктаж по охране труда. Неживая и живая природа

1

2

05.09

Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Человек и природа

1


Вселенная

5

3

10.09

Звёзды. Созвездия

1

4

12.09

Планета Земля. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1. «Работа с картой, звёздной картой, атласами, глобусом»

1

Лабораторная работа №1. «Работа с картой, звёздной картой, атласами, глобусом»

5

17.09

Оболочки Земли

1

6

19.09

Луна- естественный спутник Земли

1

7

24.09

Солнечная система. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков»

1

Лабораторная работа №2«Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков»


Строение и свойства веществ

11

8

26.09

Тела и вещества

1

9

01.10

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Определение физических свойств твёрдых , жидких и газообразных тел»

1

Лабораторная работа №3 «Определение физических свойств твёрдых , жидких и газообразных тел»

10

03.10

Вещества и смеси

1

11

08.10

Молекулы, атомы, элементы

1

12

10.10

Движение частиц вещества

1

13

17.10

Взаимодействие частиц

1

14

22.10

Разнообразие веществ

1

15

24.10

Физические и химические явления

1

16

29.10

Горение

1

17

31.10

Окисление. Электрические явления

1

18

05.11

Обобщающий урок по темам «Вселенная. Строение и свойство веществ»

1


Воздух

6

19

07.11

Состав воздуха. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха

1

20

12.11

Свойства воздуха

1

21

14.11

Вес воздуха и атмосферное давление. Изменение давления воздуха и температуры с высотой

1

Лабораторная работа №4 «Определение местонахождения гор со снежными вершинами»

22

19.11

Осадки и их виды

1

23

26.11

Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Определение местонахождения гор со снежными вершинами»

1

Лабораторная работа №4 «Определение местонахождения гор со снежными вершинами»

24

28.11

Погода и её предсказания.. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Описание погоды за месяц и сезон»

1

Лабораторная работа №5 «Описание погоды за месяц и сезон»


Вода

4

25

03.12

Три состояния воды

1

26

05.12

Изменение объёма воды при нагревании

1

27

10.12

Вода - растворитель. Работа воды в природе. Охрана воды. Значение воды в природе

1

28

12.12

Обобщение по темам «Воздух. Вода»

1


Горные породы

3

29

17.12

Внутреннее строение Земли. Горные породы

1

30

19.12

Разрушение горных пород.

1

31

24.12

Полезные ископаемые. Металлы. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Описание минералов и горных пород и определение их свойств»

1

Лабораторная работа №6 «Описание минералов и горных пород и определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми»


Почва

4

32

26.12

Почва, её образование. Разнообразие почв

1

33

09.01

Состав и свойства почвы

1

34

14.01

Обработка почвы. Влияние растений на почву

1

35

16.01

Эрозия почв, её виды. Охрана почв

1


Организмы

6

36

21.01

Организм. Свойства живых организмов

1

37

23.01

Условия жизни организмов

1

38

28.01

Факторы среды обитания

1

39

30.01

Увеличительные приборы

1

40

04.02

Клеточное строение организмов

1

41

06.02

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов

1


Растения

9

42

11.02

Характерные признаки растений

1

43

13.02

Разнообразие растительного мира

1

44

25.02

Строение цветковых растений

1

45

27.02

Строение цветковых растений. Инстуктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах»

1

Лабораторная работа №7 «Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах»

46

04.03

Места обитания дикорастущих растений. «Зелёная аптека»

1

47

06.03

Охрана растений. Растения Красной книни

1

48

11.03

Многообразие культурных растений. Овощные и зерновые культуры Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Определение названий растений с помощью атласа-определителя»

1

Лабораторная работа №8 «Определение названий растений с помощью атласа-определителя»

49

13.03

Многообразие культурных растений. Плодовые и технические культуры. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности по прорастанию семян»

1

Лабораторная работа №9 «Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности по прорастанию семян»

50

18.03

Обобщающий урок по теме "Растения»

1


Грибы

3

51

20.03

Разнообразие грибов. Значение грибов в природе

1

52

25.03

Шляпочные грибы

1

53

27.03

Съедобные и ядовитые грибы. Лабораторная работа №10 «Узнавание наиболее распространённых в данной местности съедобных и ядовитых грибов»

1

Лабораторная работа №10 «Узнавание наиболее распространённых в данной местности съедобных и ядовитых грибов»


Животные

6

54

01.04

Характерные признаки животных. Дикие и домашние животные

1

55

08.04

Дикие животные и условия их жизни

1

56

10.04

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека

1

57

15.04

Домашние животные, условия их жизни

1

58

17.04

Домашние животные. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11 «Узнавание различных видов животных своей местности»

1

Лабораторная работа №11 «Узнавание различных видов животных своей местности»

59

22.04

Обобщающий урок по темам «Грибы. Животные»

1


Ваши любимы растения и животные

3

60

24.04

Растения и животные - ваши любимцы

1

61

29.04

Создание благоприятных условий для жизни растений и животных, уход за ними

1

62

01.05

Уход за растениями и животными. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №12 «Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными»

1

Лабораторная работа №12 «Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными»


Природа едина

2

63

06.05

Связи живого и неживого

1

64

08.05

Природа - наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе

1


Человек, его здоровье и безопасность жизни

4

65

13.05

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье

1

66

15.05

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях

1

67

20.05

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №13 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах»

1

Лабораторная работа №13 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах»

68

22.05

Обобщающий урок по теме «Человек и его здоровье»

1

69

27.05

Повторение по темам «Грибы. Растения. Животные»

1

70

29.05

Повторение по курсу «Природа живая и неживая»

1

VI. Перечень учебно-методического обеспечения

Основная литература:

  1. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая (Учебник). - М.: Дрофа, 2010.

  2. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая (Рабочая тетрадь). - М.: Дрофа, 2010.

  3. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс, М.: Дрофа, 2004 (рабочая тетрадь для учителя).

  4. Тимофеева Л.Л. Уроки природоведения в 5 классе к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс».- М.: Дрофа, 2007.

  5. Парфилова Л.Д.. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005.

Дополнительная литература:

  1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  2. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир - мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

  3. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

  4. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). Составитель Н.А.Касаткина. Волгоград, Учитель, 2004.

Методическая литература:

  1. Авдеева С.Б. и др. Природоведение. 5класс. Поурочное планирование. Тематические контрольные и практические работы. М., Школа-Пресс, 2001.

  2. Иванова Т.В., Калинова С.Г., Сонин Н.И.. Природоведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.

  3. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.

  4. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005.

  5. Природа неживая и живая.5 класс. Поурочные планы по учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.

9

© 2010-2022