- Преподавателю
- Биология
- Программа дисциплины Биология для технических специальностей спо
Программа дисциплины Биология для технических специальностей спо
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Грецкая А.А. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИ»
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
-
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
13
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) биология в учреждениях среднего профессионального образования изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
-
Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3 Цели дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
-
освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
-
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
-
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
-
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе. Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать
-
эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
-
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
-
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
-
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
-
биологическую терминологию и символику;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
-
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
-
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
-
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
-
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
-
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
-
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов за I п/г
Объем часов за II п/г
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
-
-
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
-
78
78
в том числе:
лабораторно-практические занятия
12
12
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
-
39
39
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровни освоения
Введение
Содержание учебного материала
3
2
Биология как наука. Методы биологии
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Вклад ученых в развитие биологии
2
1
Раздел 1
Учение о клетке
Содержание учебного материала
24
2
Методы познания живой природы.
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - История возникновения цитологии как науки
2
1
Клетка - основная структурно-функциональная единица. Клеточная теория
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Вирусы как неклеточная форма жизни
2
1
Химическая организация клетки. Вещества неорганической природы
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу - Сходство и различие растительной и животной клетки
2
1
Органические соединения клетки.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить схему - Виды и типы химических соединений в клетке
2
1
Строение и функции клетки
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу - Роль химических веществ в клетке
2
1
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен.
Самостоятельная работа обучающихся:
Зарисовать - Строение клетки
2
1
ДНК - носитель наследственной информации.
Самостоятельная работа обучающихся:
Решение задач на определение последовательности аминокислот
2
1
Жизненный цикл. Деление клетки
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Биологическое значение митоза и мейоза
2
1
Раздел 2 Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов
Содержание учебного материала
12
2
3
Размножение живых организмов
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Бесполое размножение организмов
2
1
Образование половых клеток и оплодотворение
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Половое размножение организмов
2
1
Индивидуальное развитие
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Причины нарушений в эмбриональном развитии организмов
2
1
Лабораторно-практическая работа № 1
Выявление и описание признаков сходства зародышей
Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация - Виды размножения организмов
2
1
Раздел 3 Основы генетики и селекции
Содержание учебного материала
15
2
2
3
2
3
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить словарь терминов
2
1
Основные закономерности наследственности. Закономерности изменчивости
Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация - Наследственные болезни человека
2
1
Лабораторно-практическая работа № 2
Решение генетических задач
Самостоятельная работа обучающихся:
Кроссворд - Основные понятия и определения генетики
2
1
Основы селекции. Методы селекции. Биотехнология, её достижения и перспективы развития
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Проблемы клонирования человека
2
1
Лабораторно-практическая работа № 3
Выявление мутагенов в окружающей среде. Анализ и оценка этических аспектов клонирования
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Проблемы клонирования человека
2
1
Раздел 4 Эволюционное учение
Содержание учебного материала
12
2
2
2
3
История развития эволюционных идей
Самостоятельная работа обучающихся:
Таблица - Основные идеи развития эволюции
2
1
Микроэволюция
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Возникновение приспособлений
2
1
Макроэволюция
Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация - Эволюционное учение
2
1
Лабораторно-практическая работа № 4
Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособленность организмов
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Движущие силы эволюции
2
1
Раздел 5 История развития жизни на земле
Содержание учебного материала
12
2
2
2
2
Гипотезы происхождения жизни.
Самостоятельная работа обучающихся:
Таблица - Основные свойства живого.
2
1
Критерии живого при изучении природных объектов. Уровни организации живой природы.
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Сущность понятия «жизнь».
2
1
Многообразие живого мира.
Самостоятельная работа обучающихся:
Схема - Таксономические единицы живого мира
2
1
Происхождение и эволюция человека
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Доказательства родства человека и животных
2
1
Раздел 6 Человек и его здоровье
Содержание учебного материала
24
2
Общая характеристика строения и функций организма человека
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Понятие ЗОЖ
2
1
Опорно-двигательная система
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Мышцы как система движения
2
1
Кровеносная и лимфатическая системы
Самостоятельная работа обучающихся:
Нарисовать рисунок - Органы, сосуды и узлы кровеносной и лимфатической систем
2
1
Пищеварительная и дыхательная системы
Самостоятельная работа обучающихся:
Нарисовать рисунок - Органы пищеварительной и дыхательной систем
2
1
Выделение и кожа
Самостоятельная работа обучающихся:
Нарисовать схему - Выделение
2
1
Эндокринная система
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Гормоны
2
1
Половая система
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Влияние вредных привычек на формирование здорового поколения
2
1
Нервная система и анализаторы
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу - Сравнительная характеристика гуморальной и нервной регуляции организма человека
2
1
Раздел 7 Основы экологии
Содержание учебного материала
15
2
3
3
2
3
Экология как наука. Экосистемы и экологические факторы среды
Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация - Пищевые связи в экосистеме
2
1
Лабораторно-практическая работа № 5
Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбэкосистемы
Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация - Пищевые связи в экосистеме
2
1
Лабораторно-практическая работа № 6
Описание и практическое создание искусственной экосистемы. Решение экологических задач
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Экологические факторы, их значение в жизни организмов
2
1
Основы учения о биосфере. Бионика
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Последствия деятельности человека в экосистемах
2
2
Биология - наука о жизни и развитии живого. Обобщающее занятие в форме диффиринцированного зачета
2
Всего
117
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биология.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основная литература.
Для обучающихся:
-
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. - М., 2011.
-
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл. - М., 2011.
-
Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. - М., 2012.
-
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. - М., 2012.
-
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. - М., 2012.
-
Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. - М., 2012.
Для преподавателей:
-
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. - М., 2011.
-
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. - М., 2013.
-
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. - М., 2012
Дополнительная литература.
-
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 кл. - М.,2011.
-
Биология в вопросах и ответах, справочное пособие, Москва «Международные отношения» 2014.
-
Самостоятельные работы учащихся по общей биологии Л.П.Анастасова, учебное пособие, Москва «Просвещение» 2011.
-
Задания для самостоятельной работы по общей биологии Н.В.Мишина, учебное пособие, Москва «Просвещение» 2011.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований в ходе самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
-
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
-
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
-
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
-
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
-
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
-
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); - анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий)
Формы контроля обучения:
-
домашние задания проблемного характера;
-
практические задания по работе с информацией, документами, литературой;
-
подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера.
Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:
-
отбирать и оценивать исторические факты, процессы, явления;
-
выполнять условия здания на творческом уровне с представлением собственной позиции;
-
делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;
-
осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;
-
работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы;
-
проектировать собственную гражданскую позицию через проектирование исторических событий.
Методы оценки результатов обучения:
-
мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся
формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля.
5